Сценарий деловой игры для студентов экономистов. Деловая игра, как одна из форм проведения занятия

деловой игра экономика

Разработка деловой игры «Мой бизнес»

На современном этапе обучения деловые игры получили широкое распространение в школьной практике, так как они являются педагогическим средством и активной формой обучения, интенсифицирующие учебную деятельность. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации.

При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать наличие высокого интереса у обучающихся к содержанию учебного предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять практические навыки.

В последнее время деловые игры используются практически на всех занятиях по разным предметам, таким как экономика, география, история, обществознание и др.

Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий.

При прохождении первой педагогической практики в МУК Фрунзенского района было проведено 5 уроков и, как средство обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, деловая игра «Мой бизнес» (см. Приложение 4) , которая включала все то, что было освоено ребятами на занятиях.

Таблица 2. Поурочное планирование

Название темы

Кол- во часов

Сущность темы

Требования к уровню подготовки

Фирма и ее деятельность

Приложение 1)

Что такое фирма, функции фирмы и ее деятельность.

Знать/понимать сущность деятельности фирмы

Уметь приводить примеры успешных компаний на Российском рынке.

Товар и товарная политика

(см. Приложение 2)

Что такое товар, жизненный цикл товара, компоненты товарной политики, товаропродвижение.

Знать/ понимать сущность товара и товарной политики

Уметь определять роль товаропродвижения для деятельности компании

Упаковка и товарный знак. Важно ли это?

(см. Приложение 3)

Что такое товар, жизненный цикл товара. Товарный знак, упаковка и их роль в жизни товара. Товарная политика.

Знать/понимать основные сущность товара и его важнейшие свойства.

Уметь определять функции упаковки и товарного знака.

Товаропродвижение. Реализация товаров

Основные каналы сбыта продукции. Товаропродвижение.

Знать/понимать основные компоненты рыночной атрибутики товара.

Уметь описывать функции упаковки и товарной марки.

Уметь приводить конкретные примеры видов рекламы.

Деловая игра «Мой бизнес»

Применение знаний по теме «Комплекс маркетинга» при решении творческих заданий

Знать/понимать компоненты комплекса маркетинга

Уметь решать творческие задания

Данные табл.2. свидетельствует о том, что занятия проводились по 5 темам, связанные с изучением курса основ экономики и предпринимательства.

Сущность деловой игры «Мой бизнес» заключается в том, что в городе Ярославле работают три крупные компании. Первая занимается продажей канцелярских товаров классического типа, вторая фирма занимается производством шоколадной продукции, а третья фирма занимается продажей оригинальных подарков. При этом в Ярославле происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов из-за того, что товары, продаваемые первой компанией ориентированы только на одну группу потребителей, товары второй компании имеют очень некрасивую и не привлекательную упаковку, не имеют торговой марки и фирменного слогана, а товары третьей компании просто не разрекламированы. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, чтобы он был привлекателен для разных групп потребителей, второй фирме модифицировать упаковку, выработать товарный знак и придумать яркий слоган, а третьей фирме необходимо разработать рекламную кампанию.

При разработке деловой игры необходимо было учитывать методические рекомендации, а именно разрабатывать игру «Мой бизнес», учитывая следующие этапы:

1) Выбор темы, постановка цели и задач игры:

Постановка целей и задач - это один из важнейших этапов разработки деловой игры, который определяет специфику игры и эффективность ее применения.

При разработке деловой игры важно правильно поставить цель и задачи.

Деловая игра имеет следующую цель :

Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся при изучении курса основ экономики и предпринимательства.

При этом участники должны решить следующие задачи :

1) Образовательные:

Уметь применять теоретические знания на практике;

Делать вывод;

Вести диалог;

Определять свою личную точку зрения;

Формирование коммуникативных навыков.

2) Воспитательные:

Воспитание интереса к экономике;

Формирование основы экономических знаний;

3) Развивающие:

Способствовать развитию познавательных способностей;

Развивать умения принимать решения при возникновении экономической ситуации;

Развитие умения работать в группе.

2) Разработка сценария деловой игры:

При разработке и проведении деловой игры, большое место отводиться роли педагога. В данном случае педагог, как основной руководитель игры, должен активизировать, мотивировать, направлять и контролировать их работу. То есть, выполнять роль ведущего игры. При этом присутствует и другой педагог - жюри, задача которого объективно оценивать результат деятельности ребят по определенным критериям. Нужно учитывать то, чтобы игра прошла как можно эффективнее, жюри должно быть как минимум три человека, так как это самое оптимальное число человек для объективного оценивания деятельности участников деловой игры.

Сначала педагог озвучивает ребятам следующее задание: в городе Ярославль работают три фирмы:

Первая фирма занимается продажей канцелярских товаров классического типа;

Вторая фирма занимается производством шоколадной продукции;

Третья фирма занимается продажей оригинальных подарков.

При этом в городе происходит кризисная ситуация и фирмы начинают терять своих клиентов. Чтобы не потерять последних покупателей и функционировать на рынке первой фирме придется дифференцировать свой товар, второй фирме разработать привлекательную упаковку, товарный знак и фирменный слоган, третьей фирме разрабатывает рекламную кампанию.

Следующим этапом является выполнение ребятами задания. Они рассаживаются на свои места и приступают к исполнению своих ролевых функций. При этом для принятия рационального решения, они могут использовать различные методы, такие как мозговой штурм и др. Методы обговариваются педагогом на подготовительном этапе подготовки игры.

После выполнения задания участники приступают к оглашению результатов своей деятельности. Для этого каждой команде отводится 10 минут на выступление и 5 минут на вопросы. После выступления команд жюри подводит итог прошедшей игры.

Сценарий должен обговариваться на предварительном этапе проведения игры, чтобы учащиеся не только понимали суть игры, но и знали, что от них требуется.

3) Формирование структуры деловой игры:

Деловая игра включает в себя несколько этапов. Чтобы она имела хороший результат, игра должна включать в себя предварительный этап, на котором в деловой игре «Мой бизнес» педагог делит ребят на три команды, рассказывает о том, что на следующем занятии будет проводиться деловая игра, поясняет, с чем она связана и дает задание придумать название своим командам - фирмам. Так же педагог распределяет командные роли, а именно роли директора, секретаря и отела маркетинга.

За предварительным этапом следуют первая игровая фаза и фаза деловой игры. Их структура выглядит следующим образом:

Рис.3. Структура протекания игровой фазы

Как видно на рис.3. структура протекания игровой фазы имеет 4 этапа, за которыми следует заключительная фаза - фаза рефлексии.

Во время организационного момента педагог (ведущий) приветствует команды, которые должны озвучить названия своих команд. После чего ведущий сообщает участникам игры их командное задание.

Так же он приветствует жюри и говорит о критериях оценки результатов деятельности участников деловой игры, по которым компетентное жюри выставляет соответствующие баллы в градации от 1 до 10, при это 1 - самый низкий балл и соответственно 10 - самый высокий.

После чего команды приступают к выполнению задания, то есть идет работа в группах, на которую отводится 30 минут. При этом они могут использовать различные методы выработки и принятия командного решения, о которых говорилось командам на предварительном этапе.

После оглашения результатов жюри совещается и расставляет баллы. Затем идет награждение команд и подводится итог игры. По результатам любой игровой деятельности, участников команды необходимо поощрять памятными призами, чтобы улучшить эмоциональный эффект после проведения мероприятия.

После подведения итогов наступает фаза рефлексии - каждый участник высказывает свое мнение о проведенной игре, проводится небольшой анализ деятельности игроков и педагога в целом. Фаза рефлексии обязательна не только для деловых игр, но и для любых уроков, так как педагог может понять настрой учащихся и их личное мнение о проведенном занятии, что окажется полезным опытом при разработке других игр и уроков.

4) Формирование структуры игрового комплекса

При формировании структуры игрового комплекса, большое внимание уделяется разработке игровых ролей. Игровая роль не только направляет участников и диктует их обязательства, но еще и мотивирует ребят, так как им дается определенный статус, а вместе с тем и ложиться ответственность при выполнении задания, поэтому каждый старается не подвести команду.

В деловой игре «Мой бизнес» участвуют три команды, в каждой из которых 4 человека - один директор, один секретарь и два менеджера отдела маркетинга и рекламы. Их должностные инструкции выглядят следующим образом:

Таблица 3. Должностные инструкции участников деловой игры

Наименование игровой роли

Характеристика

Проводит игру, активизирует и систематизирует деятельность участников, подводит итог игры.

Директор фирмы

Контролирует деятельность отдела маркетинга и рекламы, подводит итог работы в группе, озвучивает результат.

Менеджер маркетингового отдела

Посредством различных методов выполняют командное задание. Менеджер - генератор идей в коллективе.

Секретарь

Ведет протоколы заседаний, фиксирует результаты деятельности отдела маркетинга и решение директора.

Оценивают деятельность команд посредством различных критериев разработанной системы оценивания

Данные табл.3. свидетельствуют о том, что во время игры менеджеры отдела маркетинга и рекламы разрабатывают политику компании, выполняя командное задание, директор активно участвует в процессе принятия решения, контролируя деятельность других участников, и подытоживает этот процесс, а секретарь фиксирует в протоколе все сказанное отделом маркетинга и рекламы и выводы директора.

На подготовительном и игровых этапах участники могут использовать различные средства и методы для принятия командного решения (мозговой штурм, голосование и т.д.). При этом представлять итоги своей работы команды могут различными способами - словесно, с предоставлением наглядных средств. Об этом педагог говорит ребятам на подготовительном этапе. Использование разнообразных средств сделает игру интересной не только для жюри, но и для самих участников.

5) Разработка системы оценивания

Разработка системы оценивания является важным компонентом игровой деятельности обучающихся. Любая система оценивания должна содержать ряд критериев, по которым оценивается деятельность участников, так как по одному критерию не удастся объективно оценить команды. Посредством различных критериев жюри выставляет определенные баллы, которые затем оглашаются участникам игры (см. Приложение 5).

Таблица 4. Критерии оценки участников деловой игры «Мой бизнес»

Критерии оценки

Соответствие тематике

Интересная идея

Активность

Логичность

Грамотная защита

Данная табл.4. свидетельствуют о том, что в деловой игре «Мой бизнес» жюри будет выставлять оценки по 5 основным критериям.

При этом оценки выставляются по 10-ти бальной шкале, 1 - самая низкая оценка по критерию, 10 - самая высокая. Баллы выставляются на рассмотрение жюри.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке деловой игры нужно разработать не только сценарий, но и расписать цель и поставить задачи, разработать ролевые цели каждого из участников, разработать игровой комплекс, состоящий из средств, которые могут использовать команды при выработке решения, поставить несколько критериев оценки и провести рефлексию. Все это поможет сделать игру наиболее эффективной как для педагога, так и для самих учеников.

Цель игры

Активная форма обсуждения концепции иерархии потребностей А. Мас­лоу и выяснение возможности использования идей этой концепции в управлении людьми.

Исходные теоретические положения

Мотивация - процесс создания у членов организации внутреннего побу­ждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с де­легированными им обязанностями и сообразно с планом. Современные теории мотивации делятся на содержательные и процессуальные. Содержательные бази­руются на идентификации потребностей, которые заставляют действовать людей так, а не иначе. К ним относятся работы А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлел-ланда и Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивации исходят в первую оче­редь из того, как ведут себя люди с учетом их восприятия познания. Основные процессуальные теории - это теория ожидания, теория справедливости и ком­плексная модель мотивации Портера-Лоулера.

А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Иерархия потребностей по Маслоу выглядит следующим образом: S физиологические потребности; S потребности в безопасности; S потребности в принадлежности; ^ потребности в уважении; S Потребности в самовыражении - высший уровень.

Методические указания

Ответить на вопросник в задании и заполнить прилагающуюся к нему таблицу.

Обсудить персональные результаты, значимость потребностей и как результа­

ты ответов скажутся на подходе к управлению людьми.

Вписываются набранные очки в скобки в соответствии с номером ка­ждого утверждения: 1) 10+Ц +13+18 = () + () + () + () =

6 + 8 + 14 + 17 = () + () + () + () =

5 + 7 + 12+15 = () + () + () + О =

4)2 + 3 + 9+19 = () + () + () + () =

5) 1+4+16 + 20 = () + () + () + () =

Отметить в таблице итоговый результат в каждом ряду в соответствии с общей суммой очков для каждого типа мотивации.

Самовыражение

Самоутверждение

Социальные потреб­ности

Потребности безо­пасности

Физиологические по­требности

3. Составить отчет.

Исходные данные

Следующие утверждения имеют 7 вариантов ответа:

полностью положительные (+3);

положительные (+2);

не совсем положительные (+1);

не знаю (0);

не совсем отрицательные (-1);

отрицательные (-2);

полностью отрицательные (-3).

Обозначить один из семи предложенных вариантов ответа на следующие вопросы:

1. Специальное повышение зарплаты произ-

водится тому, кто очень хорошо выполняет

2. Более доскональное описание выполняе-

мой работы является полезным, так как ра-

ботник знает, что от него ожидается

3. Работникам нужно напоминать, что от их

работоспособности зависит конкурентоспо-

собность компании

4. Руководитель должен уделять большое

внимание физическим данным работников

5. Руководитель должен затрачивать много

усилий для создания благоприятной, друже-

ской производственной атмосферы среди ра-

ботников

6. Индивидуальная пригодность к более каче­ственному выполнению работы имеет боль­шое значение для работников

7. Безразличный контроль часто приводит к притуплению восприятия

8. Работники хотят верить, что их профес­сионализм и искусство пригодятся в работе

9. Для сохранения работников важны выпла­ты пособий при увольнении и страховые про­граммы

10. Почти каждую работу можно сделать бо­лее стимулирующей и интригующей

11. Многие работники готовы признать пре­восходство другого в том, что они делают

12. Менеджмент может продемонстрировать большой интерес в делах сотрудников путем поддержки внерабочих мероприятий после работы

13. Гордость за работу является лучшим воз­награждением

15. Взаимоотношения в неформальных груп­пах очень важны

1 6. Персональное стимулирование с помо­щью премий улучшает качество выполняемой

17. Возможность наблюдать высшее руково­дство важна для работника

18. Работники любят, чтобы был минимум контроля при составлении программ работы и решении вопросов

19. Безопасность работы важна для работни­ков

20. Для работника очень важно наличие хо­рошего оборудования

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Упражнение вызов для этапа выявления потребностей.

Время

25-30 минут

Размер группы

6-14 человек

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Инструкция

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.

Разделились.

Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию.

Обращаемся к тем, кто остался.

Наша игра называется «Людоеды». И вы в этой игре людоеды. Только что потерпел аварию самолет, и вы взяли нескольких спасшихся пассажиров

Вы свирепое племя людоедов, проживающее на тропическом острове. Некоторые из вас (вожди племени) в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

  • Вы понимаете по-русски
  • Вы готовы оставить в живых лишь тех из чужеземцев, кто окажется полезен для Вашего племени.

Определитесь с чем-то одним, с тем, чем вам могут быть полезны чужеземцы.

Каждый из чужеземцев выступит перед Вами с доказательством собственной нужности для племени. У каждого есть 3 минуты на выступление (вы сами регулируете время)

Ваша задача: В конце всех презентаций Вы объявите чужеземцу, оставите вы его в живых или съедаете.

Инструкция для тех, кто спасся.

Вы – один из немногих пассажиров, спасшихся после крушения океанского лайнера. Вам и Вашим товарищам удалось вплавь добраться до ближайшего тропического острова. Как выяснилось, на острове проживает свирепое племя людоедов. К счастью, некоторые вожди племени в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

  • они понимают по-русски
  • они готовы оставить в живых тех из вас, кто окажется, полезен для племени.

Каждому из вас предстоит выступить перед вождями и доказать собственную нужность для племени. У каждого есть 5 минут на подготовку выступления и 3 минуты на само выступление.

Дебрифинг

  • Вопрос к тем, кого съели – как вы думаете, почему так получилось?
  • Стоило ли сразу предлагать что-то племени, не выяснив того, что им может быть нужным?
  • Как можно было узнать, чем вы будете полезны племени?
  • Какие навыки нужно было проявить в этом упражнении?