Карточная игра деберц правила. Правила игры в деберц

Деберц - карточная игра появившаяся в России в 70-х годах XX века. Довольно быстро получившая широкое распространение и пользующаяся большой популярностью у опытных игроков.

Деберц «по Московским правилам»

Деберц «по Харьковским правилам».

Различие в правилах одно - из двух комбинаций при равной длине, начинающихся с равных по достоинству карт, козырной не отдаётся никакого преимущества: старшая считается та, которая была объявлена раньше (принадлежит тому игроку, чей ход). Т.е. если есть терц от козырного туза, по харьковским правилам, можно спросить о росте объявляемого партнёром терца, а по московским правилам этого делать нельзя, потому что терц от козырного терца старше любого из возможного терца.

Выбор количества игроков:

3 игрока
При игре в 3 игрока,заказавшему игру необходимо набрать больше очков, чем у обоих вистующих в сумме. Если меньше, считается байд, вистующие записывают очки пополам.
Если байда нет, каждому вистующему записываются свои очки.
Объявления вистующих складываются, если у них старшее. Играющему, для записи своего объявления, нужно перебить объявления вистующих.
При записи результатов, если получается, что условленное количество очков набрали два или три игрока, выигравшим считается игрок, взявший последнюю взятку.

ХОД ИГРЫ:

В Деберц используется колода из 32 карт. 4 масти по 8 карт в каждой - от туза до семерки.

Партия в деберц играется до 501 (301) очка и состоит из нескольких сдач, каждую сдачу можно разделить на 4 этапа:

1. Раздача карт, назначение козыря, досдача карт
2. Объявление комбинаций
3. Розыгрыш
4. Подсчет результатов

РАЗДАЧА КАРТ

Сдающий раздаёт по 3 карты за раз, всего по шесть каждому (себе последнему). Верхняя карта в оставшейся после раздачи части колоды открывается и определяет масть "первого козыря".

Стоимость и старшинство карт
Туз - 11
Король - 4
Дама - 3
Валет - 2 / Валет (козырный) - 20
Десятка - 10
9 - 0 / 9 (козырная) - 14
8 - 0
7 - 0

Назначение козыря

Играющие по очереди (сдающий - последний) заказывают игру по первому козырю словом "играю" или сказать "пас". После первого заявления "играю" игра считается заказанной, а игрок, заявивший, считается - играющим. Играющему необходимо набрать больше очков, чем его соперник, называющийся вистующим.
Если никто не заказал игру по первому козырю, игроки могут в той же последовательности объявить козырем другую масть. Если оба снова сказали "пас" - пересдача. Сдача переходит к следующему игроку.

Досдача карт

Когда один из игроков заказал игру (по первому козырю или в другой масти), сдающий досдаёт один круг по 3 карты. Получается у каждого игрока по 9 карт на руках. Нижняя карта открывается и кладётся поверх оставшейся колоды - "на фрезу"

За что начисляются очки

Очки начисляются за сумму очков карт во взятках и объявленные комбинации карт. За последнюю взятку игрок получает 10 очков.

Старшинство и достоинство комбинаций

Комбинации карт на руках:

Карты на руках стоимость название
4 карты одной масти подряд 50 «Берц»
3 карты одной масти подряд 20 «Терц»
Марьяж козырный 20 «Белла»

Из двух комбинаций старше считается, та что длиннее.
Если последовательность в комбинации насчитывает более четырёх карт, учитываются только четыре.
Из комбинаций одинаковой длины старшей считается та, которая начинается со старшей карты.
Из комбинаций равной длины, начинающихся с равных по достоинству карт, старшей считается козырная.
Из одинаковых по длине и старшинству карт комбинаций в некозырных мастях старшей считается та, которая была объявлена раньше.
Понятие старшинства не применяется к комбинации "белла". Беллу не перебивает ни одна комбинация, также как и белла не перебивает никаких объявлений.

ОБЪЯВЛЕНИЕ КОМБИНАЦИЙ

Любая комбинация, кроме беллы, может быть объявлена игроком до первого хода.
Объявление делается просто, объявляется название комбинации: "берц" или "терц".
Если у одного игрока больше одной комбинации, то сначала объявляется одна комбинация - старшая.
Если партнёр не перебил объявления более старшей комбинацией, игрок, объявивший комбинацию, может объявить дополнительно все имеющиеся у него комбинации.
Комбинации не могут содержать ни одной общей карты. Это значит, что нельзя объявить берц от туза и терц от валета, потому что валет считается общей картой для двух комбинаций, а берц от туза и терц от десятки объявить можно.
Карты, составляющие "беллу", могут входить в любую другую комбинацию.
Комбинации "белла" объявляется перед любым ходом, пока у игрока есть на руках хоть одна из этих 2-х карт.

ПРАВИЛА РОЗЫГРЫША

Первым ходит противник сдающего, каждый следующий ход делает игрок, взявший предыдущую взятку.
Ходить можно только одной картой.
На масть игрок обязан класть масть. Если соответсвующей масти нет, обязан класть козыря. Если нет ни соответствующей масти, ни козыря, - любую карту.
Козырь перебивать обязательно.
Некозырную масть необязательно перебивать.
Карта, перебившая другие карты, или не перебитая другими картами, забирает взятку. Игрок, положивший эту карта, забирает взятку.
В игре, заказанной по первому козырю, игрок, имеющий на руках козырную семёрку, может заменить её перед первым ходом на открытую карту, определившую масть первого козыря.

Особый случай: если у игрока комбинация терц от девятки козырной в игре заказанной по первому козырю, перед игроком стоит выбор: объявиь терц или поменять семёрку на открытый козырь. В этом случае игрок может спросить: "Проходит ли мой терц?". Соперник обязан ответить, проходит ли терц от козырной девятки. После ответа игрок имеет право, либо поменять открытый козырь и разбить терц, либо сохранить и объявить терц.

ПОДВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

После окончания розыгрыша подсчитывают очки, которые набрал каждый из игроков: очки объявленных комбинаций, сумма всех карт во взятках и 10 очков за последнюю взятку.
В случае когда играющий набрал очков меньше соперника, тогда все очки записывает вистующий. Это называется называется "байд".
Если у играющего с соперником получается одинаковое количество очков, то соперник записывает себе свои очки, а играющий не записывает ничего. Эти очки запишет себе тот, кто наберёт больше очков в следующей сдаче. Это называется "висячий байд". После висячего байда раздаёт вистующий.
Если игрок объявил комбинацию, но ниодной взятка не взял, очки за объявления считаются независимо от взяток.
Результат каждой из сдач суммируются к набранным очкам в партии.
Сдающим становится тот кто набрал большее количество очков.

КОНЕЦ ПАРТИИ

Партия заканчивается, когда один из игроков набрал условленное количество очков (или большее).

В новой партии первым сдаёт тот, который выиграл предыдущую.

Карточная игра "деберц" , появившаяся в России только в 70-х годах XX века и сразу завоевавшая популярность в среде профессиональных игроков.

Игра "деберц" имеет несколько вариантов : московский деберц, харьковский деберц, деберц для двоих и троих игроков и так далее.

Деберц по московским правилам

В деберц играют двое колодой из 32 карт. Сдатчика в первой сдаче определяют жребием. Каждому игроку полагается по шесть карт. Раздают их по три за раз, причем себе - последнему. Оставшуюся колоду кладут на стол - это талон. Верхнюю карту открывают - она определяет масть первого козыря . Игроки по очереди могут по первому козырю заказать игру. Сдатчик заказывает последним.

Можно объявить: "Пас!" или "Играю!" Как только один из игроков заявит: "Играю!", игра считается заказанной. Играющий должен набрать очков больше, чем его противник (он называется вистующим). Если же после объявления первого козыря, оба игрока спасовали, игроки могут в той же очередности объявить козырем другую масть. Если же оба игрока снова спасуют, то карты следует пересдать . Право сдачи переходит ко второму игроку.

Когда игра заказана, сдатчик сдает еще по 3 карты за один раз. Каждый игрок имеет на руках по 9 карт. Вскрывается на этот раз нижняя карта. Ее кладут поверх оставшейся колоды "на фрезу". Очки начисляются на объявленные комбинации карт и сумму очков всех карт во взятках. За последнюю взятку начисляется 10 очков. Игрок имеет право заявить об имеющихся у него комбинациях перед своим первым ходом.

Тому, у кого окажется на руках старшая комбинация, будут начислены очки. Из двух комбинаций старшей считается та, которая длиннее. Выше "полтинника" объявлений нет: если у вас на руках комбинация из пяти и более карт, то считается все равно четыре. Из двух комбинаций равной длины преимущество имеет та, которая начинается со старшей карты. Из двух комбинаций равной длины, начинающихся с карт одинакового достоинства, старше козырная.

Если же некозырные комбинации совершенно равны, то выше ценится та, что объявлена раньше: чей ход, та и комбинация старше.

Особое положение занимает комбинация "белла": ее не может перебить никакая другая комбинация. Однако и сама "белла" не перебивает никаких объявлений. За нее просто начисляются очки.

Если у вас на руках есть несколько комбинаций, объявляется только одна комбинация - старшая. Если по объявлении вашей старшей комбинации партнер не перебил вашего объявления, вы можете объявить дополнительно все остальные ваши комбинации (те, что младше первой объявленной). В объявленных комбинациях не должно содержаться ни одной общей карты.

Нельзя объявлять одновременно пятьдесят от туза и терц от валета (козырных), так как валет является общей картой для двух комбинаций. Исключение из этого правила: "белла". Карты, составляющие ее, могут входить и в другую комбинацию. Объявление "беллы" можно сделать перед любым ходом, даже если у вас на руках только одна карта из этой комбинации.

Старшинство карт в козырной масти в возрастающем порядке

  • 7, 8, дама, король, 10, туз, 9, валет.

Старшинство карт в некозырной масти возрастающем порядке

  • 7, 8, 9, валет, дама, король, 10, туз.

Комбинации карт и очки за них в возрастающем порядке

  • 20 очков - ("Белла") козырные король с дамой,
  • 20 очков - ("Терц") три карты одной масти подряд,
  • 50 очков - ("Полтинник") четыре карты одной масти подряд.

Очки

  • 2 очка - валет в простой масти,
  • 3 очка - дама,
  • 4 очка - король,
  • 10 очков - 10,
  • 11 очков - туз,
  • 14 очков - 9 в козырной масти,
  • 20 очков - валет в козырной масти.

Последняя взятка

  • 10 очков.

Подробности игры Деберц

Допустим, оба игрока имеют на руках заслуживающие внимания комбинации. Первый объявляет: "терц" и кладет карту. Второй объявляет: "полтинник" и тоже делает ход. Понятно, что засчитывается только старшая комбинация "полтинник". Теперь допустим, что первый игрок объявил "терц". У второго игрока на руках тоже терц. Он кладет на стол карту и спрашивает: "Рост?" Это означает, что следует выяснить, какая из двух подобных комбинаций старше. Первый игрок называет старшую карту своего терца. Например: "от короля". Второй, если его комбинация старше, объявляет: "от короля козырного". После этого объявления он делает полное объявление: "Терц от короля козырного родил терц от валета бубнового".

Спрашивать: "Рост?" - все равно, что заглядывать в карты противника. Это, как известно, правилами не допускается. Поэтому, если противник объявил терц, а у вас полтинник, спрашивать рост нельзя. Если вы, даже оговорившись или машинально, спросите в такой ситуации: "Рост?", то ваша комбинация не будет засчитана, а партнер запишет свою.

Если у вас нет на руках комбинации того же порядка, что объявленная партнером, спрашивать рост опять-таки нельзя. Нарушение этого правила наказывается байдом на картах: нарушитель отдает все свои карты партнеру, а тот записывает очки себе.

Если ваш партнер первым объявил комбинацию старше вашей, вы не должны называть рост своего терца. Достаточно сказать: "пишет" или "годится", или "проходит".

Каждый партнер может потребовать показать все объявленные комбинации. В случае, когда первый игрок объявляет комбинацию, а у вас комбинации нет, вы просто просите показать объявленную комбинацию. Первый игрок может на это ответить требованием сначала положить карту. На жаргоне игроков это звучит так: "Скинь-убейся".

Розыгрыш

Первым ходит противник сдатчика. Далее обычно ходит тот, кто взял последнюю взятку. Ходят всегда одной картой. Отвечать надо картой в масть, если нет такой масти, то надо класть козыря, если нет козыря, то можно класть любую карту. Козыря перебивать обязательно. А вот некозырную карту перебивать необязательно. Карта, побившая другие карты, берет взятку. Если игра заказана по первому козырю, а у вас на руках козырная семерка, вы имеете право заменить ее на карту, определяющую масть первого козыря при сдаче.

Примечание . Если у вас на руках терц от козырной девятки (карта в козырях вторая по старшинству), вам придется (если игра заказана по первому козырю) решать вопрос, сохранить ли терц или заменить семерку на более крупный козырь. В данном случае вы имеете право спросить: "Проходит ли мой козырь?" Партнер обязан вас проинформировать, проходит ли ваш терц. После ответа вы сможете более компетентно решать, менять ли семерку или объявить терц.

Примечание: в деберце козырная девятка настолько уважаема, что имеет имя собственное - Манэла (или Менэла).

Подсчет очков

Игра ведется до 501 очка. Очки подсчитывают после окончания розыгрыша . Сумма состоит из очков объявленных комбинаций, стоимости карт во взятках и 10 очков за последнюю взятку. Счет начинают с объявлений. Потом прибавляют стоимость карт к общему счету, сбрасывая по одной карте. Козырный валет, уже посчитанный за 20 очков, во второй раз не считается и два очка за него не добавляют. Когда он встречается в считаемых картах, говорят: "Пропускаю". Если вы набрали очков меньше партнера, то он записывает себе и все ваши очки. Такое положение называется "байд". Разновидность байда: "висячий байд". Такое положение образуется в случае, если играющий набрал равное с партнером количество очков. Тогда играющий не записывает себе очки, а противник записывает. Очки же играющего как бы повисают в воздухе. Их приплюсует себе набравший больше очков в следующей сдаче. После висячего байда карты сдает вистующий. Если висячий байд повторится дважды подряд, партнеры договариваются о вариантах решения. Вариант А: разыграть в следующий раз сумму очков обоих байдов. Вариант Б: разыграть в следующей сдаче сумму очков первого байда, а очки второго разыграть в сдачу, следующую за ней.

Если игрок делал объявления, но не взял ни одной взятки. его объявления тем не менее считаются. Результат каждой сдачи прибавляется к общей сумме набранных в партии очков. Набравший большее количество очков, становится сдатчиком.

Окончание партии

Когда один из игроков объявляет, что набрал установленное (или большее) количество очков, партия считается законченной. Игрок объявляет об этом или после любой забранной им взятки (кроме последней), пока не сделан следующий ход, или во время записи результатов (до того как сняли карту перед следующей сдачей). В случае набора условленного количества очков обоими игроками, выигравшим считается тот, кто взял последнюю взятку. Если условленные очки набраны последней в розыгрыше взяткой, и при этом получился байд, набравший очки игрок не имеет права объявить партию оконченной, так как все его очки будут записаны партнеру.

Ошибки и штрафы

Во избежание ошибок в записи существует "правило карандаша" - игрок делает запись, не убирая в колоду считанных карт, и кладет карандаш. При замеченной ошибке (приписке лишних очков) партнер указывает на нее и записывает себе разницу. Приписавший лишние очки обязан их списать.

В деберце существует девиз: "Сотни поправляются". Это означает, что при ошибке в сотню очков ошибка просто поправляется безо всякого наказания.

Штрафом за ренонс , за ложное объявление и за лишнюю карту на руках является байд на картах, Так же наказывается замена семеркой вскрытого первого козыря во время игры по второму козырю (это возможно только в игре по первому козырю) и смена семеркой карты на фрезе.

Ложное объявление об окончании партии наказывается проигрышем партии.

Для игры используется колода из 32 карт – стандартная колода без шестерок. Партия в деберц разыгрывается между 2, 3 или 4 участниками, причем в последнем случае возможно игра на пару или только за себя. Цель игры – за партию собрать нужное очков: 301, 501 или 1001. Сдающий в онлайн деберце определяется случайным образом.

Раздача карт

Если в партии деберца онлайн участвуют 2 или 3 игрока, то сдается по 6 карт, а верхняя карта оставшейся колоды кладется лицевой стороной вверх. При игре вчетвером игроки получают по 4 карты, а перевернутая карта достается сдающему либо играющему – в зависимости от настроек. Затем по часовой стрелке идут круги торговли.

Торговля в игре

Во время первого круга торговли участники (начиная от сидящего слева от сдающего) могут заказать сдающему игру «по первому козырю» – масти перевернутой карты – либо спасовать. В случае пасовки выбор предоставляется и сдающему. Если сдающий в игре деберц также пасует, игра переходит на второй круг.

В начале второго круга игрок слева от сдающего имеет право выбрать в качестве козыря любую масть, исключая масть перевернутой карты. Также он может спасовать повторно. Свой выбор делает каждый участник партии, в том числе и сдающий в онлайн деберце.

Начало игры

Как только торговля окончена, игроки получают еще по три карты – итого на руках у каждого оказывается по 9 (при игре на 4-х – по 8) карт. Затем нижняя карта и колоды кладется лицевой стороной вверх. Масть первого козыря также остается на виду.

Перед первым ходом любой участник игры деберц может:

  • Pаменить козырную семерку (если она на руках) на первый перевернутый козырь.
  • Пересдать карты, если на руках 13 и менее очков (опция доступна только при игре на 4-х игроков в режиме «за себя»).

Заявка комбинаций

Комбинации в игре деберц онлайн

Название Кол-во очков Вид (пример) Примечание
20 очков Три карты подряд одной масти
Пятьдесят
(полтинник)
50 очков Четыре карты подряд одной масти
20 очков Дама и король (козырные)
Послед 10 очков - Идет тому, у кого последняя взятка
100 очков Шесть карт подряд одной масти
Победа Семь карт подряд козырной масти по туза

Согласно правилам деберца полтинник всегда старше терца, и игрок, его собравший, может засчитать очки за него, даже если у оппонента 3 терца (они не будут считаться).

Что касается комбинации белла, то она в торговле не участвует. Белла не влияет на объявление полтинника и терца – игрок может объявлять эти комбинации, а также беллу. При этом участник партии делает ход с дамы или короля. В онлайн деберце очки за беллу засчитывается игроку, даже если он не брал взятку за даму или короля. Но, чтобы избежать штрафа «лыжа», необходима любая взятка, даже «пустышка» – 0 очков.

Приоритет комбинаций

Случается, что у оппонентов на руках оказываются одинаковые комбинации. Старшей является комбинация из карт большего достоинства. В деберц онлайн приоритетные комбинации определяются согласно выбранным настройкам:

  • «по ходу» – в приоритете комбинация игрока, который находится ближе к сдающему с левой стороны, либо у самого сдающего;
  • «по масти» – в приоритете комбинация из козырей; если козырными оказались обе комбинации, то выигрышной не станет ни одна из них;
  • «по следу» – в приоритете комбинация игрока, который взял послед – последнюю взятку. Если послед никто не брал, то обе комбинации не выигрышны.

Процесс игры

В игре онлайн деберц первый ход остается тому, кто играет. Карта второго хода должна совпадать с мастью первого. Если нужной масти нет, обязательно бить козырем, в противном случае – сбросить любую карту. Взятка достается участнику, который положил самую старшую карту по масти либо самый старший козырь. Этот участник делает следующий ход. Игра онлайн деберц длится на протяжении всех 9-ти (8-ми при игре на 4-х) взяток. За последнюю взятку («послед») выдается премия – 10 очков.

Подсчёт очков

Сперва считают комбинации, послед, козырных валета и девятку. Затем подсчитывается стоимость всех карт (исключая козырных валета и девятку, которые уже посчитаны). Если у играющего в деберц оказалось больше очков, чем у оппонентов, игрокам записывается набранное ими число очков. Если меньше, чем у кого-то из участников, очки играющего забирает игрок с максимальным количеством баллов.

Если в конце сдачи у играющего и оппонента оказалось одинаковое количество очков, возникает ситуация «висячий байт», и противник записывает себе только свои очки, а очки играющего остаются не засчитанными до следующей сдачи. Они достаются тому, кто выиграет в следующей сдаче деберца онлайн. Если ситуация повторится, очки, «висящие» с первой сдачи, отдаются игроку, второй – замораживаются до новой сдачи.

Определение победителя

Побеждает участник, который набирает нужное количество очков. Если это происходит у двух игроков, то победа в деберце достается оппоненту с большим количеством. При равном количестве очков разыгрывается еще одна сдача.

Стоимость карт

В деберце стоимость карт козырной и некозырной мастей различается.

Штрафы

В онлайн деберце используются штрафы, которые приводят к снятию очков.

На основе терца была создана другая замечательная игра - деберц. Она сравнительно молода, т. к. появилась только в 70-х гг. ХХ вв. в России. В настоящее время игра весьма популярна среди профессионалов, хотя повсеместно не распространена. В разных областях страны игра обрастала новыми правилами, поэтому в настоящее время различают несколько ее разновидностей: московский деберц, харьковский деберц, деберц для троих игроков и т. д. В данном пособии будет рассказано лишь о классическом варианте игры - деберце по московским правилам.

Для игры употребляется колода в 32 листа, которая состоит из карт от Туза до семерки включительно.

Деберц рассчитан на двоих участников. Перед началом игры обычной жеребьевкой определяется сдающий, который смешивает колоду, дает снять другому игроку и раздает по шесть карт. Сдавать карты следует начинать с партнера сдающего, за один раз раздается по три карты. Оставшуюся колоду помещают закрытой на стол, она является талоном. После этого верхнюю карту сдатчик переворачивает, определяя тем самым масть первого козыря.

Игроки внимательно рассматривают карты, намереваясь заказать игру по первому козырю. Первым сделать заказ может противник сдатчика. Партнеры рассматривают свои карты и говорят, играют они или пасуют. На заказ следует ясно и четко объявить: Пас! или Играю!. Как только один из игроков говорит: Играю!, розыгрыш считается заказанным. Этот партнер становится играющим, а его противник - вистующим. Играющий должен набрать большее количество очков, чем его противник.

Иногда случается, что объявленный козырь невыгоден обоим игрокам и они пасуют вдвоем, тогда козырь убирается сдатчиком в колоду и из талона извлекается другая карта - второй козырь. Опять делается заказ игры. Если оба партнера пасуют и в этот раз, то карты смешиваются и пересдаются. Теперь право сдачи переходит к другому игроку.

После того как игра заказывается по первому или по второму козырю, сдатчик берет колоду и сдает каждому еще по 3 карты. Теперь для игры каждый партнер имеет на руках по 9 карт.

Сдатчик вскрывает нижнюю карту и кладет поверх оставшейся колоды на фрезу, козырь при этом не меняется.

В процессе игры играющий и вистующий вносят в свою запись очки за комбинации, которые имеются у них на руках. Игрок заявляет о группе карт перед тем, как сделать свой ход. Его противник имеет право перебить это назначение более высоким по рангу. Игрок, на руках которого окажется более старшая комбинация, записывает себе очки.

Комбинации в деберце могут быть такими:

1. Терц. Данная комбинация представляет собой комплект из трех карт, выстроенных по рангу. Все эти карты должны быть непременно в одной масти. Например, Валет-десятка-девятка червей или девятка-восьмерка-семерка треф. Терц оценивается в 20 очков.

2. Пятьдесят. Это назначение состоит из четырех карт одной масти, следующих по порядку. К примеру, Туз-Король-Дама-Валет пик или Дама-Валет-десятка-девятка бубен. Любая из комбинаций такого типа оценивается в 50 очков.

3. Белла. Этот комплект карт состоит из Короля и Дамы козырной масти, в терце он носит название козырного марьяжа. Белла не перебивает ни одно назначение, но и сама не может быть перебита. Как только у игрока в руках появляется эта группа карт, он объявляет об этом, предъявляет карты и записывает себе очки. Стоит Белла 20 очков.

Выше пятидесяти объявлений нет, хотя старшей комбинацией считается та, которая состоит из большего количества карт. Если на руках у игрока имеется длинная масть, включающая в себя пять и более карт, он все равно считает ее за четыре.

Если на руках имеются комплекты карт равной длины, то преимущество при записи очков отдается комбинации, начинающейся со старшей карты. Например, пятьдесят от Короля оценивается выше, чем пятьдесят от Валета. Когда игроки имеют комбинации равной длины, которые идут от карт одного ранга, выше ценится та, что состоит из козырных карт. Если у обоих партнеров комбинации некозырные, то очки записывает себе тот игрок, который объявил свою комбинацию раньше.

Случается, что на руках имеется не одна, а несколько комбинаций, в этом случае игрок должен в свой черед объявить только одну из них - самую старшую. Если его противник не перебивает данную комбинацию своей, то игрок получает возможность дополнительно перечислить все свои младшие комбинации и записать за них очки.

Однако и здесь имеется свое но: нельзя добавлять комбинации, если в них имеется хотя бы одна общая карта, в этом деберц существенно отличается от терца. Исключением из этого правила является Белла, поскольку карты, составляющие ее, могут входить одновременно в несколько комбинаций.

Например, игрок имеет в трефах Туза, Короля, Даму, Валета, 10, 9, 8. Он не может объявить пятьдесят от Туза (Туз-Король-Дама-Валет) и терц от Валета (Валет-десять-девять), т. к. и та, и другая группы карт включают в себя Валета треф.

Чтобы было понятно, как происходит запись очков за объявленные комбинации, это поясняется на примерах. Ход принадлежит первому игроку, который кладет карту для взятки на стол, одновременно объявляя: Терц!. У второго игрока имеется более высокая комбинация, поэтому он объявляет: Пятьдесят! и тоже делает ход. Право записать очки за объявленные группы карт имеет только второй игрок, т. к. его комбинация выше.

Другое дело, когда у обоих игроков равные по стоимости комбинации. Первый игрок заявляет: Терц. Так как у второго игрока такая же комбинация карт, он спрашивает: Рост?. Это означает, что для записи очков следует выяснить, чья комбинации старше.

Первый игрок говорит: От Короля, у второго терц также от Короля, но в козырной масти, поэтому он объявляет: От Короля козырного и записывает за него себе очки. Однако кроме данной комбинации, у него на руках есть еще и другие, поэтому он делает более полное объявление: Терц от Короля козырного родил терц от Дамы пиковой.

Если один игрок объявляет пятьдесят, а у второго на руках только терц, он не может спросить: Рост?, это равносильно тому, что он подсмотрит карты соперника. Но случается, игроки забываются и машинально после объявления комбинации более старшего ранга, чем есть у них, спрашивают: Рост?. Правилами такое нарушение наказывается очень сурово: проштрафившийся игрок обязан отдать свои комбинации карт (и следовательно, очки за них) партнеру.

Если противник называет комплект карт старше того, что имеется на руках у игрока, нужно не спрашивать рост, а просто объявить: Пишет (или годится). В деберце игроки не обязаны воспринимать все объявленные комбинации на веру. Каждый партнер имеет право потребовать показать объявленную комбинацию, и это следует сделать беспрекословно.

Иногда при назначении игрока его партнер, не имея подобного комплекта карт, просит показать карты. На это назначающий может сказать: Скинь-убейся, т. е. этими словами он просит предварительно положить карту взятки на стол. Он предъявляет заявленную комбинацию только после хода противника.

Объявление комбинаций происходит всегда в процессе розыгрыша перед своим ходом. Первым ход делает противник сдатчика, второй и все последующие ходы принадлежат тому, кто взял предыдущую взятку. Ходить следует всегда с одной карты. После того как взятка разыграна, игроки добирают из-под низа колоды недостающую карту, в руке игрока должно быть всегда 9 карт.

На карту хода следует отвечать непременно картой в масть, если нет масти, то козырем. Когда нет ни того, ни другого, допускается снос любой карты. Если заход сделан с козыря, его следует обязательно перебить. Некозырные карты можно и не перебивать. Взятка отходит игроку, положившему старшую карту.

Когда игра заказывается по первому козырю, имеющий козырную семерку игрок вправе заменить ее картой на фрезе. Игроку придется хорошенько подумать, если такая семерка входит в какую-нибудь комбинацию, имеющуюся у него на руках. Непонятно, что выгоднее: заменить карту другой или оставить ее, записав себе очки за комбинацию. В этом случае рекомендуется спросить противника, проходит ли эта комбинация с семеркой.

Партнер обязан проинформировать, есть ли у него на руках группа карт, которая может перебить комбинацию с семеркой. После этого ответа игрок в состоянии уже более компетентно решить, следует ли ему менять семерку или лучше объявить комбинацию карт. В деберце не только козырная семерка занимает особое положение, девятка козырной масти также является очень уважаемой картой, она оценивается по более высокому разряду и имеет свое собственное название - Манэла (или Менела).

Игра, как и в терце, идет до 501 очка. После окончания розыгрыша игроки подчитывают очки, т. е. к очкам, набранным в процессе розыгрыша, они прибавляют стоимость карт в своих взятках. В деберце ценность карт козырной и некозырной мастей разнятся. В некозырной масти карты имеют следующую стоимость: Туз - 11 очков, Король - 4 очка, Дама - 3 очка, Валет - 2 очка, десятка - 10 очков. Девятка, восьмерка и семерка не оцениваются.

В козырной масти Туз стоит 11 очков, Король - 4 очка, Дама - 3 очка, Валет - 20 очков, десятка - 10 очков и девятка - 14 очков. Восьмерка и семерка очки не приносят. Ко всей сумме игрок, взявший последнюю взятку, прибавляет еще 10 очков. Если в процессе игры козырный валет уже был засчитан за 20 очков, то его пропускают и второй раз за него не считают.

При подсчете очков важно, является ли игрок вистующим или играющим. По правилам деберца играющий должен набрать больше очков, чем вистующий. Если ему это не удалось, он должен отдать все свои очки выигравшему, который записывает себе не только свои очки, но и очки проигравшего. Данное положение называется байдом.

Случается, что суммы очков играющего и вистующего одинаковы, в таком случае говорят о висячем байде. Играющий не записывает себе очки за игру, а вистующий записывает. Незаписанные очки как будто повисают в воздухе. Их записывает себе игрок, который победит в следующем розыгрыше.

После висячего байда сдавать должен вистующий. Иногда висячий байд повторяется два раза подряд, в таком случае партнеры могут решить в следующем коне отдать победителю все очки за два висячих байда или разыграть очки первого висячего байда в следующей сдаче, а второго - в сдаче за ней.

Если игрок записывал себе очки за назначения, но, тем не менее, не взял ни одной взятки, его очки все равно считаются. Тот, кто побеждает в этом коне, становится сдатчиком на следующий розыгрыш. После каждой партии результат игр суммируется, пока один из игроков не наберет 501 очко. Объявить о своей победе игрок может или после любой взятой им взятки, пока еще нет нового хода, или во время подсчета очков, еще до того, как начали раздавать карты для следующего розыгрыша.

Когда установленное число очков набирают одновременно два игрока, выигравшим считается тот, кто взял последнюю взятку. Имели место случаи, когда очки, нужные для окончания игры, набирались игроком, у которого образовался байд. Тогда этими очками игра не заканчивалась, т. к. по условиям деберца они переходили к партнеру.

За невнимательность и нечестную игру партнеры в деберце штрафуются. При подсчете очков существует правило карандаша. Подсчитывая очки, игрок берет каждую карту в руки, записывает ее стоимость и убирает в сторону. Подсчитанные карты не смешиваются с колодой сразу же.

Если партнер уличил своего соперника в приписке, то он вправе записать разницу на свой счет. Допустим, некозырный Валет стоит 2 очка, а игрок посчитал его как козырный - 20 очков. Тогда противник может, указав на ошибку, внести в свой счет дополнительно 18 очков. Приписавший себе очки обязан их списать. Одно из правил деберца гласит: Сотни поправляются, т. е. если игрок ошибся на сто очков, он может просто исправить ошибку, не наказываясь при этом штрафом.

Когда у игрока в процессе розыгрыша на руках появляется лишняя карта (он взял из колоды вместо одной две карты), то это наказывается байдом на картах - все имеющиеся комбинации игрок обязан отдать своему противнику, который запишет себе очки.

Оштрафованный добирает недостающие карты из колоды. Также наказывается и замена карты на фрезе козырной семеркой, если игра идет не по первому, а по второму козырю. Если игрок объявил об окончании игры, не набрав нужное количество очков, он автоматически считается проигравшим.

Игра, появившаяся в России только в 70-х годах XX века и сразу завоевавшая популярность в среде профессиональных игроков. Эта игра имеет несколько вариантов: московский деберц, харьковский деберц, деберц для двоих и троих игроков и так далее.

Деберц по московским правилам:

Играют двое колодой в 32 карты.

Сдача и досдача карт:

Сдатчика в первой сдаче определяют жребием. Каждому игроку полагается по шесть карт. Раздают их по три за раз, причем себе — последнему. Оставшуюся колоду кладут на стол — это талон. Верхнюю карту открывают — она определяет масть первого козыря.

Старшинство и достоинство карт в козырной и некозырной мастях разнятся. В некозырной масти старшая карта — туз (11 очков), за ним идет десятка (10 очков), далее — король, дама и валет (соответственно 4,3 и 2 очка), девятка, восьмерка и семерка не стоят ничего. В козырной масти старшая карта — валет (20 очков), за ним 1дет девятка (14 очков), далее — туз (11 очков) и десятка (10 очков). Король и дама козырной масти стоят соответственно 4 и 3 очка, восьмерка и семерка не стоят ничего.

Игроки по очереди могут по первому козырю заказать игру. Сдатчик заказывает последним. Можно объявить: «Пас!» или «Играю!» Как только один из игроков заявит: «Играю!», игра считается заказанной. Играющий должен набрать очков больше, чем его противник (он называется вистующим).

Если же после объявления первого козыря, оба игрока спасовали, игроки могут в той же очередности объявить козырем другую масть. Если же оба игрока снова спасуют, то карты следует пересдать. Право сдачи переходит ко второму игроку. Когда игра заказана, сдатчик доедает еще по 3 карты за один раз. Каждый игрок имеет на руках по 9 карт. Вскрывается на этот раз нижняя карта. Ее кладут поверх оставшейся колоды «на фрезу».

Комбинации: старшинство и достоинство:

Очки начисляются на объявленные комбинации карт и сумму очков всех карт во взятках. За последнюю взятку начисляется 10 очков. Игрок имеет право заявить об имеющихся у него комбинациях перед своим первым ходом. Тому, у кого окажется на руках старшая комбинация, будут начислены очки.

Комбинации могут быть следующие:

а) «пятьдесят» — четыре карты одной масти подряд (50 очков); б) «терц» — три карты одной масти подряд (20 очков);
в) «белла» — марьяж козырный.

Из двух комбинаций старшей считается та, которая длиннее. Выше «пятидесяти» объявлений нет: если у вас на руках комбинация из пяти и более карт, то считается все равно четыре. Из двух комбинаций равной длины преимущество имеет та, которая начинается со старшей карты. Из двух комбинаций равной длины, начинающихся с карт одинакового достоинства, старше козырная. Если же некозырные комбинации совершенно равны, то выше ценится та, что объявлена раньше: чей ход, та и комбинация старше.

Особое положение занимает комбинация «белла»: ее не может перебить никакая другая комбинация. Однако и сама «белла» не перебивает никаких объявлений. За нее просто начисляются очки. Если у вас на руках есть несколько комбинаций, объявляется только одна комбинация — старшая. Если по объявлении вашей старшей комбинации партнер не. перебил вашего объявления, вы можете объявить дополнительно все остальные ваши комбинации (те, что младше первой объявленной).

В объявленных комбинациях не должно содержаться ни одной общей карты. Нельзя объявлять одновременно пятьдесят от туза и терц от валета (козырных), так как валет является общей картой для двух комбинаций. Исключение из этого правила: «белла». Карты, составляющие ее, могут входить и в другую комбинацию. Объявление «беллы» можно сделать перед любым ходом, даже если у вас на руках только одна карта из этой комбинации.

Некоторые подробности:

Допустим, оба игрока имеют на руках заслуживающие внимания комбинации. Первый объявляет: «терц» и кладет карту. Второй объявляет: «пятьдесят» и тоже делает ход. Понятно, что засчитывается только старшая комбинация «пятьдесят». Теперь допустим, что первый игрок объявил «терц». У второго игрока на руках тоже терц. Он кладет на стол карту и спрашивает:

«Рост?» Это означает, что следует выяснить, какая из двух подобных комбинаций старше. Первый игрок называет старшую карту своего терца. Например: «от короля». Второй, если его комбинация старше, объявляет: «от короля козырного». После этого объявления он делает полное объявление: «Терц от короля козырного родил терц от валета бубнового».

Спрашивать: «Рост?» — все равно, что заглядывать в карты противника. Это, как известно, правилами не допускается. Поэтому, если противник объявил терц, а у вас пятьдесят, спрашивать рост нельзя. Если вы, даже оговорившись или машинально, спросите в такой ситуации: «Рост?», то ваша комбинация не будет засчитана, а партнер запишет свою.

Если у вас нет на руках комбинации того же порядка, что объявленная партнером, спрашивать рост опять-таки нельзя. Нарушение этого правила наказывается байдом на картах: нарушитель отдает все свои карты партнеру, а тот записывает очки себе. Если ваш партнер первым объявил комбинацию старше вашей, вы не должны называть рост своего терца. Достаточно сказать: «пишет» или «годится», или «проходит».

Каждый партнер может потребовать показать все объявленные комбинации. В случае, когда первый игрок объявляет комбинацию, а у вас комбинации нет, вы просто просите показать объявленную комбинацию. Первый игрок может на это ответить требованием сначала положить карту. На жаргоне игроков это звучит так:. «Скинь-убейся».

Розыгрыш:

Первым ходит противник сдатчика. Далее обычно ходит тот, кто взял последнюю взятку. Ходят всегда одной картой. Отвечать надо картой в масть. Нет масти — клади козыря. Нет козыря и нет масти — можно класть любую карту. Козыря перебивать обязательно. А вот некозырную карту перебивать необязательно. Карта, побившая другие карты, берет взятку. Если игра заказана по первому козырю, а у вас на руках козырная семерка, вы имеете право заменить ее на карту, определяющую масть первого козыря при сдаче.

Примечание. Если у вас на руках терц от козырной девятки (карта в козырях вторая по старшинству), вам придется (если игра заказана по первому козырю) решать вопрос, сохранить ли терц или заменить семерку на более крупный козырь. В данном случае вы имеете право спросить: «Проходит ли мой козырь?» Партнер обязан вас проинформировать, проходит ли ваш терц. После ответа вы сможете более компетентно решать, менять ли семерку или объявить терц. Примечание: в деберце козырная девятка настолько уважаема, что имеет имя собственное — Манэла (или Менэла).

Подсчет очков:

Игра ведется до 501 очка. Очки подсчитывают после окончания розыгрыша. Сумма состоит из очков объявленных комбинаций, стоимости карт во взятках и 10 очков за последнюю взятку. Счет начинают с объявлений. Потом прибавляют стоимость карт к общему счету, сбрасывая по одной карте. Козырный валет, уже посчитанный за 20 очков, во второй раз не считается и два очка за него не добавляют. Когда он встречается в считаемых картах, говорят: «Пропускаю».

Если вы набрали очков меньше партнера, то он записывает себе и все ваши очки. Такое положение называется «байд». Разновидность байда: «висячий байд». Такое положение образуется в случае, если играющий набрал равное с партнером количество очков. Тогда играющий не записывает себе очки, а противник записывает. Очки же играющего как бы повисают в воздухе. Их приплюсует себе набравший больше очков в следующей сдаче. После висячего байда карты сдает вистующий.

Если висячий байд повторится дважды подряд, партнеры до-говориваются о вариантах решения. Вариант А: разыграть в следующий раз сумму очков обоих байдов. Вариант Б: разыграть в следующей сдаче сумму очков первого байда, а очки второго разыграть в сдачу, следующую за ней. Если игрок делал объявления, но не взял ни одной взятки, его объявления тем не менее считаются. Результат каждой сдачи прибавляется к общей сумме набранных в партии очков. Набравший большее количество очков, становится сдатчиком.

Окончание партии:

Когда один из игроков объявляет, что набрал установленное (или большее) количество очков, партия считается законченной. Игрок объявляет об этом или после любой забранной им взятки (кроме последней), пока не сделан следующий ход, или во время записи результатов (до того как сняли карту перед следующей сдачей).

В случае набора условленного количества очков обоими игроками, выигравшим считается тот, кто взял последнюю взятку. Если условленные очки набраны последней в розыгрыше взяткой, и при этом получился байд, набравший очки игрок не имеет права объявить партию оконченной, так как все его очки будут записаны партнеру.

Ошибки и штрафы:

Во избежание ошибок в записи существует «правило карандаша» — игрок делает запись, не убирая в колоду считанных карт, и кладет карандаш. При замеченной ошибке (приписке лишних очков) партнер указывает на нее и записывает себе разницу. Приписавший лишние очки обязан их списать. В деберце существует девиз: «Сотни поправляются». Это означает, что при ошибке в сотню очков ошибка просто поправляется безо всякого наказания.

Штрафом за ренонс, за ложное объявление и за лишнюю карту на руках является байд на картах. Так же наказывается замена семеркой вскрытого первого козыря во время игры по второму козырю (это возможно только в игре по первому козырю) и смена семеркой карты на фрезе. Ложное объявление об окончании партии наказывается проигрышем партии.

Харьковский деберц:

Этот вариант имеет всего одно отличие от московского: из двух равновеликих комбинаций преимущество отдается не козырной карте, а объявленной ранее. Терц от туза козырного не является самым старшим терцем из всех возможных.

Деберц до 301 очка:

Партия играется не до 501 очка, а до 301. Играть можно как по московскому, так и по харьковскому вариантам.

Короткий деберц:

Партия разыгрывается в одну сдачу. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков. Предварительный договор определяет, по каким правилам будет вестись игра: московским или харьковским. Короткий деберц имеет несколько вариантов. Короткий деберц в одну сдачу без байда вдвоем. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков. Кто заказал козырь, не имеет значения.

Короткий деберц в одну сдачу без байда втроем. То же, но при трех игроках. Короткий деберц в одну сдачу с байдом вдвоем. Игрок, заказавший козырь, в случае меньшего набора очков, чем его противник, проигрывает двойную ставку — «байд вдвойне». Короткий деберц в одну сдачу с байдом втроем. Тот, кто заказал козырь, в случае выигрыша получает с каждого из вистующих по одному кушу. В случае проигрыша — платит каждому по одному кушу.

Короткий деберц в одну сдачу с даве вдвоем. Термин «даве» означает предложение сдаться. Игрок, сказавший «даве», этим предлагает партнеру сдаться за один куш — или играть по два. Тот же самый игрок не имеет права делать предложение дважды подряд. Если партнер принимает предложение увеличить ставку, право сделать следующее «даве» принадлежит исключительно ему. Однако если он предложит еще увеличить ставку, то право следующего «даве» ? опять переходит к противнику. Увеличение ставки может происходить в арифметической (1, 2, 3, 4...) или в геометрической (1, 2, 4, 8...) прогрессии по предварительной договоренности.

Деберц с предложением (с полтинниками):

В любое время после назначения партнером козыря, но перед досдачей трех последних карт, игрок может предложить противнику записать без игры 50 очков. Если разрыв в записи достигает 250 очков, партия считается законченной. Выигрыш принадлежит ведущему в счете.

Деберц втроем:

Тот, кто заказал игру, должен набрать очков больше, чем вистующие в сумме. В противном случае считается байд, который вистующие записывают пополам. Если байда нет, каждый вистующий записывает свои очки. Объявления вистующих складываются, если проходит старшее из них. Играющему же нужно перебить объявления обоих вистующих, только в этом случае он может записать свое объявление.

При висячем байде очки разыгрываются так же, как и в де-берце вдвоем. При повторном байде в следующую сдачу «повисшие» очки делят поровну вистующие. Когда один из игроков наберет условленное количество очков, игра считается законченной. Если к моменту записи результатов условленное количество очков набрали двое или даже трое партнеров, выигрыш записывается взявшему последнюю взятку.