Игры для развития мелкой моторики. картотека по развитию речи на тему

Ваш ребенок уже гордо именуется дошкольником. И хотя до школы еще далеко, самое время подготавливать руку к письму. Что нам в этом поможет? Конечно же, игры для развития мелкой моторики. Они, наравне с различными печатными заданиями (проводилки, обводилки, прописи для малышей), будут способствовать развитию координации мелких мышц кисти. И все это в простой и увлекательной игре.

Говоря о развитии мелкой моторики, хотелось бы выделить различные занятия творчеством, которые так привлекают детей этого возраста. В дошкольном возрасте большинство творческих занятий направлены, в первую очередь, на развитие мелкой моторики малыша. А творческий процесс является второстепенным и зависит от того, как мама организовала занятие.

Аппликации

Если вы регулярно занимаетесь аппликацией, то малышу они уже могли порядком поднадоесть. Разнообразить ваши занятия поможет смена материалов. Вот несколько идей необычных аппликаций:

Макароны. Подойдут как цветные, так и неокрашенные.

Крупы. Использовать можно не только цветную манку, но и любые другие крупы, семечки, семена, сушеные ягоды.

Пенопласт (попросите ребенка сначала раскрошить пенопласт, а потом делать аппликацию). Хорош для «зимних» аппликаций в качестве снега.

Нитки . Одной из разновидностей таких аппликаций является ниткография, когда нитки не приклеиваются к основе, а из них выкладывается рисунок. Рисунок можно обозначать лишь контуром или полностью «закрасить» нитками. В качестве основы используют ворсистую поверхность (фетр, бархатная бумага) для того, чтобы нитки не сползали, и рисунок не деформировался.

Листья. Используют зеленые или осенние разноцветные.

Коктейльные трубочки. Хорошо клеятся на клей ПВА, или же концы фиксируются пластилином.

Салфетки . Используются столовые салфетки. Предварительно нужно попросить ребенка разрезать салфетку на 4 части по сгибам. Каждый кусочек скомкать и приклеить, заполняя контур аппликации.

Ткань . Резать и приклеивать ткань значительно сложнее, чем бумагу, поэтому ориентируйтесь на навыки ребенка. Чем тоньше ткань, тем сложнее с ней работать. Для начального этапа можете использовать тонкий жесткий фетр – он по сложности близок к картону. Также есть фетр на самоклеющейся основе. Варианты сложности таких аппликаций:

  • ткань нарезать на мелкие кусочки и делать аппликацию путем обильного насыпания обрезков на предварительно смазанный клеем контур;
  • мама вырезает детали аппликации, а ребенок приклеивает;
  • малыш самостоятельно вырезает и наклеивает.

Вата, ватные шарики, ватные диски и ушные палочки . Из них получаются отличные облака, снеговики, шерсть животных. А из палочек – домики, заборы, стволы деревьев и машины.

Карандашные стружки . Деревянные стружки с разноцветной канвой станут отличным платьем танцовщицы, хвостом павлина, иголками ежа.

Лепка

Ребенок уже отлично катает шарики и колбаски, делает лепешки и хорошо ориентируется в графических инструкциях. Самое время для книжек по лепке.

Малыши — любители делать только колбаски или только шарики, могут делать из них целые картины. Маме останется лишь подготовить контур будущего шедевра.

Одна из популярных у нас дома идей – делать еду из пластилина, которая выкладывается на игрушечную или нарисованную тарелку.

Первые уроки шитья

Самый простой вариант, чтобы познакомить ребенка с шитьем, – елочная игрушка из фетра. Вырезаете две одинаковые детали с простым контуром (например, шарик), складываете вместе и просите ребенка соединить их швом «вперед иголкой». Не забудьте вставить петельку для подвешивания на елку. Через несколько тренировок у вас будет мастер елочных игрушек.

Выкладывание фигур из счетных палочек и монет по образцу

Если раньше мы выкладывали фигуры методом накладывания, то теперь попросите ребенка делать такие же, но на столе. Чтобы не было соблазна накладывать сверху, распечатывайте задания в уменьшенном варианте.
Усложняется игра заданием брать счетные палочки не большим и указательным пальцами, а большим и средним/безымянным/мизинцем.

Счетные палочки можно заменить спичками, зубочистками или карандашами, а монеты — крышками или пуговицами. Также это задание развивает образное мышление.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Кроме того, зубочистками можно прокалывать контур рисунка и смотреть на свет.

Помощь по дому

Отличный вариант, когда ребенок не только помогает маме и развивает самостоятельность, но и тренирует свои крупные и мелкие мышцы. Полезные идеи:

  • Развешивание кукольной и своей одежды на прищепки. Если нет сушилки, то натяните веревку между ножками обеденного стола – высота для малыша будет в самый раз;
  • Подметание и собирание мусора на совочек;
  • Стирка . В век автоматических стиральных машин, все же стоит научить малыша приводить вещи в порядок самостоятельно. Тем более что намыливание, оттирание, полоскание и выкручивание отлично тренируют мышцы кисти;
  • Поливание цветов ;
  • Мытье посуды (уже можно доверить мытье взрослой посуды, но на результат внимание не обращайте);
  • Помощь на кухне (замешивание теста, взбивание омлета венчиком, вытирание салфеткой со стола).

Шнуровки и другие тренажеры по застежкам

Подойдут различные шнуровки с прикреплением дополнительных элементов (пришнуровать яблоки к дереву, урожай к корзинке, игрушки к ёлке). Самое время учиться завязывать узлы и бантики.

Если малыш еще не освоил какие-то виды застежек, то актуальны будут соответствующие тренажеры с пуговицами, крючками, карабинами, фастексами и кнопками.

В этот же раздел можно отнести изготовление различных гирлянд и бус по принципу нанизывания. Что можно нанизывать:

  • полые макароны;
  • порезанные коктейльные трубочки;
  • подготовленные картинки с дырками от дырокола;
  • кольца из рулончиков от туалетной бумаги;
  • бусины;
  • ракушки;
  • пуговицы и т.д.

Игры с водой

Если есть партнер для игры, то устройте соревнования по переливанию воды из одной ёмкости в другую с помощью:

  • шприца (подойдет 10-кубовый без иглы);
  • резиновой груши;
  • пипетки;
  • губки.

Водяным пистолетом, грушей или пульверизатором можно смывать нарисованный на кафеле или асфальте рисунок. Также, распечатанную картинку можно заклеить в файл и испачкать краской, а малыша попросить «отмыть» специальными инструментами.

Самостоятельное переливание воды с помощью воронки требует достаточной координации и ловкости рук. Предложите малышу задание: пронумеруйте бутылки от 1 до 5 и попросите переливать воду по возрастанию/убыванию цифр. Сравните, сколько воды дошло до финальной емкости.

Игры с пинцетом

Помните игры на сортировку, которые мы предлагали малышам? Усложните это задание использованием пинцета или щипцов. Пинцет подойдет любой, главное чтобы он крепко держал предмет после захвата (пластмассовые из набора доктора могут прогибаться)

Театр теней

Будет полезен, если использовать не фигурки, а руки для демонстрации персонажей. Предварительно придется освоить несколько вариантов изображения зверей и обучить этому ребенка. Саму игру вы сможете проводить не только дома, но и на улице, показывая истории тенями на асфальте.

Как делать руками тени различных животных, вы увидите в этом видео:

Полезными будут и другие пальчиковые игры, которые любит ваш ребенок. Только помните: чтобы происходило развитие, необходимо подбирать игры из зоны ближайшего развития (которые немного сложны для ребенка и доступны ему с вашей незначительной помощью).

Вырезание ножницами

Все еще актуальны тренажеры по вырезанию из печатных изданий или изготовленные самостоятельно. Самое время учиться вырезать простые фигуры, подготавливать части аппликаций с простым контуром, отрезать нитки нужной длины и резать ткань различной толщины.

Клубок ниток

Наматывание ниток на катушку или сматывание их в клубок хорошо тренируют маленькие пальчики. Для игр вы можете купить специальные игрушки-моталки или использовать остатки пряжи. Лучше вводить такие задания как элементы игры:

  • Идти по дорожке и сматывать клубочек, который приведет в «волшебное царство»;
  • Если детей двое, то клубок разматывают – посередине вешают «приз» на прищепке. Игроки начинают мотать с двух сторон, кто первый домотает до приза, тот и выиграл.

Плетение

Учиться плести можно на кукле, на специальном тренажере (изготовить его можно самостоятельно, нашив несколько слоев длинной пряжи на силуэт головы), на маме или подружке. Интересным вариантом может быть заплетание гривы у лошади.

Еще интересный вариант — плетение дорожек из бумаги или ткачество (более долговечный вариант получится из фетра).

Игры с четками

Их можно купить или сделать самостоятельно. В такт стихотворения откладывают по одной бусине на четках той же рукой, что и держат. Таким образом задействованы все пальцы одной руки. Не забывайте выполнять упражнение и второй рукой.

Оригами

Точные движения по складыванию бумаги очень трудны для маленьких пальчиков, поэтому начинайте с простых схем и поделок. Полезным будет использование скрепок для украшения и соединения листов бумаги, стаканчиков, бумажных тарелок и поделок.

Существуют и другие интересные способы развития мелкой моторики в дошкольном возрасте, раскрытые в отдельных разделах и статьях на сайте:

Какие игры вы используете для развития мелкой моторики у ваших деток? Расскажите в комментариях!
Понравились идеи игр? Поделитесь с другими мамами, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!

Наталья Прудниченкова
«Игры на развитие мелкой моторики детей». В помощь родителям

Для нормального развития ребёнка вторым по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать ловкость рук , их мелкую моторику . Установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребёнка ловкие руки. Исследования известного специалиста в этой области М. М. Кольцовой показали : существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребёнок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи . Поэтому очень важно, чтобы руки – мощный источник импульсов, поступающих в мозг, - развивались своевременно .

При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребёнка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи , а значит, и мышления.

Умение работать пальчиками к ребенку приходит не сразу. И взрослым предстоит приложить немало усилий, чтобы появился результат. Однако не только терпеливое вовлечение ребёнка в специальные игры может принести хорошие плоды; занимаясь с малышом, важно всячески хвалить, поощрять его даже за малейший успех – это вдохновит его на дальнейшие подвиги.

Хотите проверить, насколько развита мелкая моторика вашего ребёнка ? Сначала попросите ребёнка показать один пальчик, потом – два и наконец – три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, наверняка умеют говорить. Если пальчики остаются напряженными, сгибаются и разгибаются только вместе или. Напротив, они вялые и изолированно двигаться не могут, значит, их обладатели не умеют говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехов в развитии речи и , следовательно, мышления добиться не удастся.

Что поможет развить мелкую моторику рук ? Для этого нужно следующее :

Учить ребёнка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на верёвочку, наливать воду в ёмкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу и т. д.

Учить малыша навыкам самообслуживания : пользоваться вилкой и ложкой, снимать и надевать колготки, носочки и т. д.

Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.

У ребёнка обязательно должны быть простейшие конструктор и пирамидки.

Рисуйте вместе с малышом карандашами, фломастерами и красками, лепите из глины, теста и пластилина, выкладывайте простейшие мозаики.

Ежедневный массаж и самомассаж кистей рук : мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Пальчиковые игры и специальные упражнения. В русском фольклоре немало образцов пестушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.

Вот некоторые игры , которые помогут ребёнку научиться выполнять такие действия, как застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование и т. п. Материалы для игр вы найдёте дома.

МАЛЕНЬКИЙ АПТЕКАРЬ (с 2-х лет)

Цель игры : тренировка точности движений рук.

Материалы :

Упаковка от таблеток с ячейками (вначале от больших таблеток, а затем – от таблеток поменьше) ;

Пипетки с тугим резиновым колпачком;

Пузырёк с чуть подкрашенной водой;

Несколько предметов одинакового с водой цвета.

Ход игры.

Расскажите ребёнку о том, что есть такая важная профессия, как аптекарь. Аптекарь умеет делать лекарства. Чтобы лекарство получилось хорошим и вылечило человека, аптекарь должен приготовить его очень аккуратно. Затем покажите малышу, как аптекарь может его готовить. Для этого покажите, как в пипетке перенести воду из пузырька в ячейки из-под таблеток. После чего предложите ребёнку заполнить все ячейки водой при помощи пипетки самому , а потом перенести воду из ячеек обратно в пузырёк.

МАСТЕР ПРИЩЕПКИН (с 2-х лет)

Цель игры : развитие мелкой моторики трёх основных пальцев (большого, указательного и среднего, точной координации между глазами и обеими руками.

Материалы :

Небольшая коробка или корзина, у которой не слишком толстые борта;

Разноцветные бельевые прищепки.

Ход игры:

Сложите в коробку прищепки и поставьте её на стол. Покажите сами, как надо действовать, а затем предложите ребёнку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую тремя пальцами, прикрепить её на край коробки. Прицепите все прищепки по обеим сторонам коробки и переверните её на прищепки - получилась весёлая сороконожка. Затем игру можно усложнить :

Прищепки прикреплять в определённой цветовой последовательности – сначала одного цвета, затем другого, а затем третьего;

Прикреплять все прищепки одного цвета и называть его;

Прикреплять прищепки, чередуя цвета.

Многократное повторение разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, они получают своего рода тонизирующий массаж, который оказывает давление на определённые точки в мышцах пальчиков, откуда поступают сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр речи.

ЧАСОВЩИК (с 2-х лет)

Цель игры : развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.

Материалы :

Упаковка из-под таблеток;

Бусинки (разноцветная фасоль, крупный грунт для аквариума, горох) – их должно быть столько же, сколько ячеек в упаковке из-под таблеток;

Ход игры:

Поместите бусинки в шашку. После чего расскажите ребёнку, что часовые мастера в своей работе используют пинцет, потому что имеют дело с маленькими деталями. Затем покажите ему, как надо пользоваться пинцетом, и переложите одну бусинку в ячейку упаковки из-под таблеток. Потом предложите ребёнку самому проделать то же самое с остальными бусинками. Когда он это сделает, пусть переложит бусинки из упаковки обратно в чашку.

Эта игра требует от ребёнка предельной концентрации внимания и поэтому способствует формированию внутреннего контроля.

ЦВЕТНЫЕ КАПЕЛЬКИ (с 2-х лет)

Цель игры : развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму, сопоставление и различение цветов.

Материалы :

Формочка для льда с 12 ячейками. Первые четыре ячейки, расположенные подряд, обозначьте фломастером красного цвета, вторые четыре – синего цвета, а последние – жёлтого;

Три пузырька, каждый с водой своего цвета. Воду подкрашивают при помощи пищевых красителей ;

Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки;

Маленькая губка.

Ход игры.

Покажите ребенку как нужно переносить воду по капле из разных пузырьков в ячейки того же цвета при помощи пипетки . После показа предложите малышу попробовать самостоятельно это сделать. Затем воду из формочки опять при помощи пипеток надо перелить в пузырьки.

СЮРПРИЗ (с 2-х лет)

Цель игры : развитие мелкой моторики , координации движений, усидчивости и терпения.

Материалы :

Фантики – 10-15 штук;

- мелкие предметы (фасоль, игрушки от киндер-сюрпризов и т. п.) ;

Конфеты или орехи – в качестве приза.

Ход игры.

Приготовьте сюрпризы : заверните мелкие предметы в четыре-пять фантиков. Ребёнок должен развернуть все фантики , затем аккуратно сложить их и получить приз.

БУСЫ (с 2-х лет)

Цель игры : развитие мелкой моторики , координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.

Материалы :

Толстая нитка (шнурок, шпагат) ;

Пуговицы (бусины, макароны) разной величины и цвета;

Бусы в качестве образца.

Ход игры.

Предложите ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы.

Изготовлять бусы можно по имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.

ЗАШНУРУЙ БОТИНОК (с 2-х лет)

Цель игры : развитие мелкой моторики , координации движений, укрепление кисти рук, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.

Материалы :

Пара чистых ботинок или кроссовок и шнурки к ним.

Ход игры.

Покажите ребёнку, как по-разному можно зашнуровать ботинок. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок.

Разумеется, все эти игры требуют от родителей времени и терпения . Вам придётся постоянно помогать ребёнку . Но никакого раздражения и упрёков!

Успехов вам в развитии и воспитании вашего ребёнка!

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.

2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

12. Рисунок из фасоли
На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

15. Скрепки

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.

18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

19. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

20. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры для развития мелкой моторики

в данной работе представлены разнообразные игры для развития у детей мелкой моторики. что самое интересное материалы для данных игр есть в каждой семье....

Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах...

Буклет для родителей. «Футбольные игры» Игры для развития мелкой моторики и дыхания с многофункциональным пособием «Футбольное поле»

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать для решения мно...

Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики

1. Упражнение с пипеткой

Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашеную воду пипеткой.


2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

11. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

12. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

15. Скрепки

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.

18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.

19. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

20. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.



Игра "Живые камни "

Эта замечательная игра способствует развитию воображения и связной речи у детей. Но чтобы в нее играть, надо заранее подготовиться.

В следующий раз, когда пойдете с детьми на прогулку, соберите в ведерко камушки разной формы и размера. Чем более гладкая поверхность у камня - тем лучше.

Придя, тщательно вымойте камни и просушите их на солнце.

После этого вместе с детьми нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками или перманентными маркерами. Это могут быть любые предметы, растения, животные или сказочные персонажи. Вы также можете вырезать картинки из старых журналов и наклеить их специальным клеем на поверхность камней. Примечание: акриловые краски после высыхания не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.

Ребенку будет интересно также выполнить аппликацию из кусочков ткани или бумаги. Поверхность камней можно покрыть лаком.

Теперь можно начинать играть. Выберите с ребенком по 3-4 камушка себе и составьте с предметами, изображенными на них, короткий рассказ/сказку.

Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.



Развити е связной речи у детей (советы родителям)

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Измени песню

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Приветствую всех родителей на страницах моего блога. Многие на сегодняшний день ведут разговоры о важности развития детских пальчиков, но не все четко понимают зачет их развивать, в чем это помогает ребенку. На самом же деле развитие моторики можно легко организовать дома. Для этого не понадобятся дорогие игрушки, только пять минут маминого времени, для организации игр, и хорошее настроение. В эти предновогодние дни я хочу вам показать очень интересные, познавательные и веселые игры для мелкой моторики рук, в которые мы играли с сыном.

  1. Игра с пинцетом
  2. Игра с магнитом

Каждому человеку нужны хорошо координированные движения чтобы одеваться, писать, выполнять различные бытовые действия. Всем нам известно выражение «у него все валится из рук» и порой сказанное имеет прямое значение. Мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются наблюдательность, внимание, мышление, координация, зрительная память, речь.

Именно из-за последнего многие родители задумываются о развитии данных навыков. Речь ребенка действительно зависит не только от , но и от движения рук. Следовательно, детские ручки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Поверьте мне, даже такой простой инструмент, как детский пинцет, можно интересно обыграть. А когда мама осознает, что ее ребенок в веселом времяпровождении развивает мелкую моторику — это вдвойне приятно.

Для первой игры нам понадобилось:

  • цветные водяные шарики;
  • пластмассовые новогодние украшения;
  • детский пинцет.

Сначала я рассказала Александру, ему сейчас 4 года 1 месяц, что Дед Мороз попросил его помочь ему. Детки ведь так любят помогать, а если сам Дед Мороз в этом нуждается! А суть заключается вот в чем: рассыпались украшения для елки и нужно отделить их от шариков. Но есть одно условие — их нельзя трогать руками. Дедушка будет наблюдать в свой волшебный шар. Елочные украшения нужно брать пинцетом и распределять по цвету в баночки. В конце работы, закрутить баночки и гномики ночью заберут их, чтобы отнести Деду Морозу.

Давайте посмотрим, что же произошло во время этой игры для мелкой моторики рук. Сначала сын брал инструмент двумя руками. Ребенку уже четыре года, сжимать пинцет не должно быть для него сложным делом. Но я подождала немного, прежде чем предложила попробовать сделать это одной рукой. Ведь елочные украшения обтекаемые и ребенку сначала нужно прочувствовать их форму.

Как ты думаешь, может быть держать пинцет одной рукой, будет удобней? — предположила я.

И Александр попробовал как себя чувствует его рука.

Процесс шел хорошо и тут на стол упала одна из игрушек! Вот и началось веселье, ведь Дед Мороз наблюдает и трогать руками игрушки нельзя .

Нам взрослым кажется очевидным, как можно вернуть игрушку не трогая ее руками. Ребенку нужно задействовать логику, ведь прямо мы ему не сказали, что это действие можно проделать с помощью пинцета. Александр пару раз порывался взять игрушку рукой, но затем догадался о применении инструмента.

Здесь я хочу напомнить, что соблюдение правил в играх важно для адаптации ребенка к правилам в жизни. Не ехать на красный свет, не бросать мусор на улице, не пытаться пройти без очереди, порой мы не задумываемся, что все эти вещи взаимосвязаны с детскими играми. Эти правила в социуме одни люди выполняют с легкостью, как нечто само собой разумеющееся, для других они как тяжкое бремя. У меня нет цели научить моего сына слепо выполнять все правила, я хочу, чтобы ему легче было адаптироваться к ним в жизни.

А тут вышла еще одна оказия, одно из украшений упало в баночку с другим цветом. Первое что предпринял Александр — засунул в нее пинцет . Но пинцет не раскрылся на должную ширину, чтобы достать елочную игрушку.

Что делать? Рукой нельзя…вот она тренировка в игре на смекалку. Мой ребенок не мешкая высыпал всё из баночки обратно в гидрогель и начал процесс раскладывания по цветам заново. Ведь это украшения рукой трогать нельзя, а о баночках никто ничего не говорил .

Если вам хочется больше игр с водяными шариками, у нас есть , которая не оставит детей равнодушными в любое время года. Также хочу обратить ваше внимание на очень оформления праздничного стола при помощи прозрачного гидрогеля.

Игры для мелкой моторики рук с магнитом

Ну что ж, мой ребенок прекрасно справился с первым заданием и на этом можно было бы остановиться, что мы бы и сделали в возрасте двух-трех лет. Но в четыре года веселье только начинается и пока крышки не закручены, мама быстро осмотревшись по сторонам, как заправский фокусник достает новогодние бубенцы.

Я как раз, готовясь к праздникам, приобрела три упаковки разного размера: большие, средние и маленькие. Еще у нас имеется изумительный набор магнитов из Amazon, его нам хватит на многие годы игр и экспериментов. А сегодня мы объединим игры для мелкой моторики рук и познание свойств магнита.

Одни только бубенцы с магнитами могут привести любого ребенка в состояние эйфории , но не стоит ограничиваться этими предметами. В пластиковую бутылку или туб, как у нас, насыпьте звенящие шарики разных размеров и покажите ребенку как они могут «танцевать» по стенкам если подцепить их магнитным полем. Затем отдайте всё в детские руки и пусть малыш сам пробует «вести» металлические изделия вверх.

Обратите внимание на фото, я оставила в одной баночке наши пластмассовые игрушечки из первой игры. И добавила 3 баночки каждого размера бубенцов. Александр так старался поймать контакт между магнитом и бубенцами, чтобы довести их до верха, что только это вызывало умиление!

Не всегда это получалось и металлические шарики со звоном падали вниз, вызывая смех моего сыночка .

И вот он момент победы .

И тут мама задает каверзный вопрос:

— Как ты думаешь, если мы положим в туб елочные игрушки и бубенцы, ты сможешь все достать магнитом?
— Конечно, — почти не задумываясь отвечает Александр.
— Ну что же, давай попробуем, — и я кладу три звенящих шарика и три пластмассовых фигурки в туб.

Должна оговориться, что свойства магнитов в играх мы изучали чуть позже, подборка наших занятий и экспериментов на эту тему, находится .

Металл конечно же оказался наверху очень быстро, а вот с украшениями сыночек действительно попотел. Ему так хотелось доказать свою правоту! Он крутил, наклонял туб, тряс магнит как будто проверяя если тот сломался. Но как вы понимаете, пластмассовые украшения остались на дне , а мой ребенок в игре познал влияние магнита на пластмассу.

Вторая познавательная игра

А мама всё не успокаивается:

— Туб у нас из тонкого пластика, а как ты думаешь, если мы бубенцы положим в стеклянную банку, ты сможешь их вытащить притягивая?
— Да, — не сдается юный экспериментатор.
— А если в нее налить воды?
Тут мой ребенок задумался и уже менее уверенно ответил:
— Наверное смогу.

Я взяла стеклянную тару из под кофе, налила в нее воды, насыпала щепотку сухих блесток, Новый год как-никак на носу . Александр сам добавил желаемое количество бубенцов.

Бубенцы прекрасно поддавались магниту, даже лучше чем в высоком тубе. А может быть ребенок уже натренировал руку и у него получалось это легко. Как бы там ни было, но вид перемещения блесток при падении шариков, заворожил Александра надолго.

Игра третья — чудесная коробочка

Пригодилась нам для игры и металлическая коробка из под недавно съеденного печенья.

Я положила бубенцы на крышку и показала Александру как они бегают по ней если направлять их снизу магнитом. Конечно, они сразу стали машинками участвующими в гонках, которые ездили по кругу минут двадцать . Какое замечательное занятие для координации движений!

И под занавес мой музыкант развлек всех соседей веселенькой музыкой, тряся наполненную коробку и прыгая одновременно. Я абсолютно не против в любом их проявлении .

Надеюсь, мы навеяли на вас предвкушение новогодних праздников и мне удалось показать, что игры для мелкой моторики рук могут быть достаточно интересны, нести дополнительную развивающую информацию, а главное они увлекают ребенка. Буду очень благодарна если вы поделитесь статьей в соц. сетях, только пожалуйста не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопочками ниже.