Игры и развлекухи для компании и в компании. Картотека " словесных игр " Игра что взять с собой в поход

Я еду за границу

Количество игроков – от 6 человек и больше. Ведущий выступает в качестве таможенника. Задача игроков – «провезти» за границу какой-либо предмет. А суть игры — игрок проходит таможню, если он называет слово на первую букву своего имени. Игроки должны догадаться, каков критерий решений таможенника. Пример: первая участница, Ольга, говорит: «Я еду за границу и беру с собой купальник». Таможенник отвечает: «Я вас не пропускаю», далее пытается пройти таможню следующий игрок, и так — по кругу. Игроки называют предметы до тех пор, пока таможенник не даст добро, т.е. не скажет «Пропускаю!»

Вариант этой игры: ведущий придумывает любое правило, согласно которому будет «пропускать» игроков: либо предметы должны начинаться на фамилию игрока, либо они должны быть какого-то определенного цвета (например, красного), либо это должны быть: фрукты, предметы гигиены, верхняя одежда и т.п.

Я беру с собой в поход…

Количество игроков – от 6 человек и больше. Ведущий объявляет, что отправляется в поход и хотел бы взять с собой присутствующих. Они могут называть любые предметы, которые, по их мнению, могут им пригодиться в походе. Ведущий же должен решить, берет он этого человека с собой или нет. При переходе от одного играющего к другому необходимо передавать какой-либо предмет, например, спичку или зажигалку. Игру начинает ведущий и говорит: «Я иду в поход и беру с собой палатку». Затем он передает спичку (зажигалку) следующему игроку со словами: «Сергей, возьми, пожалуйста» — эта фраза и является ключевой, потому что обязательное условие игры — обращаться к соседу по имени и, передавая предмет, говорить слово «пожалуйста», а выбор предмета не имеет абсолютно никакого значения. Игроки не в курсе этого условия, так как ведущий, естественно, об этом не сообщает. Играющие должны сами догадаться, по какому критерию идет отбор. Если Сергей говорит: «Я беру с собой в поход ножик» и просто передает спичку (зажигалку) следующему человеку, ведущий отвечает: «Сергей, я не беру тебя с собой в поход». И так по кругу. Постепенно игроки догадываются, что нужно делать. Развлечение продолжается до тех пор, пока не останется самый недогадливый игрок. Перед началом игры ведущий просит тех, кто знает эту игру или догадался, не раскрывать ее суть.

Все игроки садятся или встают по кругу, и водящий начинает игру.

Я иду в поход, и беру с собой палатку, – говорит он.

Его сосед должен продолжить список.

Я иду в поход, и беру с собой палатку и спальник, – говорит второй.

Я иду в поход, и беру с собой палатку, спальник и рюкзак, – говорит третий.

Так продолжают до тех пор, пока кто-то не собьётся.

Можно подсказывать тому, кто вспоминает, но не словами, а жестами показывая, кто что берёт.

    Барыня прислала 100 рублей

Водящий говорит:

Барыня прислала сто рублей,

И сказала «Чёрного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Вы поедете на бал?

Игроки должны отвечать, с учётом условий – не произнося слова «белый», «чёрный», «да» и «нет».

Вы видели снег?

Много раз!

Вы знаете, какого он цвета?

Знаю.

И какого же?

Как молоко или соль.

    Я беру с собой в дорогу

Один игрок водит. Он задумывает правило, по которому предметы делятся на две группы – то, что он «возьмет с собой в дорогу», и все остальное. После этого водящий начинает игру, давая правильный пример:
- Я беру с собой в дорогу… АРБУЗ!
Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмет ли водящий с собой в дорогу то или иное, например:
- А ты возьмешь с собой… БАНАН?
- Нет!
- А апельсин?
- Да!
- А огурец?
- Нет!
- А автомобиль?
- Нет…

Мяч?

Да.
Когда кто-нибудь думает, что он отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры (Впрочем, малышам можно давать несколько попыток.)
Правила могут быть самые разные, от очень простых – типа «беру все шарообразные предметы», до весьма хитрых, типа «съедобное, начинающееся с согласной».

    Цепочка слов (города)

Все игроки в свой ход придумывают слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Получается цепочка слов:

Арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан

    Четвёртый лишний

Игроки загадывают друг другу несколько три слова из одной группы предметов, и четвёртый – из другой. Остальные должны угадать, что лишнее. В этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить своё решение (и если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным и другое решение, не такое, как хотел автор)

Например,

Огурец, банан, морковка, вишня. (лишняя вишня, она маленькая и не длинная, а круглая)

Груша, картошка, яблоко, персик (лишняя картошка, она овощ, а не фрукт)

Огурец, помидор, киви, горох (лишними могут быть и помидор – он другого цвета, и горох – он растёт в стручках, и киви – он пушистый, и огурец – он длинный)

    Определения

Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают придумывать слова, и давать им смешные определения.

Например, все придумывают слова, начинающиеся на К

Это много веток, меньше, чем дерево

Это очень колючее растение из пустыни

Это очень кислая красная ягода

Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий

Это напиток, похожий на кофе с молоком по цвету

  1. Что ты делаешь? (Народная игра)

Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», - и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д.

В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.

  1. Король (Народная игра)

Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию. Организация. Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:
- Здравствуй, Король!
- Здравствуйте! - отвечает он.
- Нужны вам работники?
- Нужны.
- Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

  1. Коршун (Народная игра)

Цель. Активизировать употребление глаголов.
Ведущий - Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.
- Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
- Коршун, что делаешь?
- Ямочку рою.
- Зачем ямочка?
- Денежку ищу.
- Зачем тебе денежку?
- Иголку купить.
- Зачем тебе иголка?
- Мешочек сшить.
- Зачем мешочек?
- Камешки класть.
- Зачем камешки?
- В твоих детей бросать.
- За что?
- Они ко мне в огород лазят.
- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех.

  1. Как тебя зовут? (Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.
Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
- Кто ты?
- Метла.
Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:
- А это у тебя что?
- Метла.
Вожак показывает на руки:
- А это у тебя что?
- Метлы!
Вожак показывает на ноги:
- А это?
- Метлы.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу!
- А на чем ты ездишь по городу?

  1. Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.

  1. Угадай, кто мой друг.

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети, и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

  1. Назови слово

Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.

Местоимения . Один бросает мяч, называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .

Приставки. Задание: подобрать слову подходящее?начало? (приставку). Пример: рвать-нарвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,
б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…

  1. Отвечай быстро!

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая... (лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

  1. Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков - например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

    Задание детям

1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.

  1. Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

  1. В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

    Угадай, кто позвал (для детей 3-4 л)

Дети стоят в кругу. Взрослый приглашает к себе одного из играющих, который становится спиной к детям. В это время водящий (его выбирают считалочкой раньше) подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя.

Кто позвал тебя?- спрашивает взрослый. Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Правила. Не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно назвать его имя. Называть имя громко, голос изменять нельзя.

    Где мы были, не скажем, а что делали, покажем (для детей 4-5 л)

Выбирается водящий, он выходит из комнаты. Играющие договариваются, какое действие они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и пр. Приглашают водящего. Он спрашивает:

Где вы были? Что делали?

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем, - отвечают дети хором и изображают задуманное действие.

Правила. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

    Радио (для детей 5-6 л)

Считалочкой выбирается водящий на роль диктора. Он описывает подробно внешность, характерные особенности одного из играющих. Взрослый может дать образец такого описания:

Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, черная юбочка, красные туфельки, она хорошо поёт, дружит с Верой.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают:"Нет такой девочки (мальчика) у нас!"

Правила. Подробно рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде играющих.

    Кто больше назовёт действий (для детей 6-7 л)

Взрослый называет знакомые детям профессии: врач, продавец, повар, шофёр, бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен вспомнить и назвать действие человека этой профессии.

Что делает повар?

Печёт!

Правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

    Найди себе пару (для детей 5-6 л)

Чтобы найти себе пару, ребёнок говорит слово, а кто-то их детей отзывается похожим словом:

Шутка!

Мишутка!

Правила . Те, кто составил пару, отходят в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

    Стоп! Палочка остановись! (для детей 5-6 л)

Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это будут слова, участники игры договариваются заранее.

О каком животном будем рассказывать?

Будем говорить про котёнка всё, что знаем.

Подберём слова про то, какой котёнок (подбор прилагательных).

Дети подбирают и называют слова: полосатый, озорной, пушистый, усатый, весёлый...Когда палочка дойдёт до середины круга, задание меняется:

Будем подбирать слова про то, что котёнок может делать (подбор глаголов).

Правила . Если кто-то повторяет уже названное слово или слишком долго ищет его, взрослый даёт сигнал: "Стоп! Палочка, остановись!" Ребёнок должен выйти из круга. Аналогично подбираются слова для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.

    Угадай, кто я?

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.)

Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект.

Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).

Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.

Количество участников - до 10 человек.

    Чья это работа?

Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.

Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.

В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.

    Повторялка

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать.
Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

    Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

    Обгонялки.

Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.

Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.

    Кто же это делает? (разновидность игры "Да - Нет")

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для письма?" и т.д.

За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

    Неумейка

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.

    Я еду в деревню

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

    Расскажи сказку

Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка "Теремок":

Бежит Пищалка...
Подошла В Болоте Сиделка к теремку...

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени.

    Как это было?

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок

    Репка

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

    Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное...
было - зелёное, кислое, терпкое...
будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

    Ромашка

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

    Что было? Что будет?

Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).

Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

Цель этого блока игр:

Анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

    Волшебный мешочек

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

    Ты мой кусочек

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."

    Угадай-ка (разновидность игры "Да-Нет").

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

    Змея

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

    Выбери нужное

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

    Волшебная дорожка

Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

    Домино

По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.

    Разведчики

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.

По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.

    Цепочка

Первый ребёнок называет объект.
Второй - его свойство.
Третий - объект с названным свойством.
Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

Морковь.

Морковь сладкая.

Сладким бывает сахар.

Сахар белый.

Белым бывает снег и т.д.

    Купец (модификация народной игры "Краски")

Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."

Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)

Цель этого блока игр:

Упражнять детей в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

    Мир вокруг нас

Материал : глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры : детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

    Природный мир бывает разный

Материал : картинки с изображением природных объектов.

Ход игры : детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

    Назови, одним словом

Ход игры : воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).

    Я знаю

Материал : мяч.

Ход игры : подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

    Цепочка

Материал : мяч, картинки объектов.

Ход игры : воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.

    Такой листок, лети ко мне

Материал : опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.

Ход игры : детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.

Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.

    Теремок

Материал : набор предметных картинок.

Ход игры : разыгрывается ситуация - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки - округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т.д.

Усложнение - нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.

    Хорошо - плохо

Ход игры : воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

    Кто где живет

Материал : картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т.д.)

Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.

    Съедобное - несъедобное

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

    Летает, плавает, бегает

Материал : мяч.

Ход игры : водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание : следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

    Рыбы - птицы - звери

Материал : мяч.

Ход игры : воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

    Снежный ком

Первый называет одно слово, скажем, «ДОМ».
Второй добавляет своё слово к нему: «ВЫСОКИЙ ДОМ»
Третий снова добавляет подробностей: «КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ»
Предлоги можно для простоты не считать за отдельные слова.
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С ТРУБОЙ»
«КРАСИВЫЙ ВЫСОКИЙ ДОМ С КРАСНОЙ ТРУБОЙ»

Целесообразность проведения: игра на знакомство.

Необходимые материалы:

Ход игры: Игрок, назвав своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все.

Игра «Моё любимое дело»

Целесообразность проведения: игра на знакомство.

Необходимые материалы: возможность всем сидеть или стоять в круге.

Ход игры: Игрок называет своё имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает своё отношение к названному делу, затем представляется, и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Роман, я люблю играть в футбол». И так далее.

Игра «Стульчики»

Целесообразность проведения: подвижная игра на знакомство.

Необходимые материалы: стулья в кругу по количеству участников игры.

Ход игры: Все играющие сидят в кругу на стульях. Ведущий встаёт в центр круга, оставляя свободным один стул. Задача игрока, сидящего справа от свободного стула, - ударить по стулу рукой, и назвать имя любого игрока. Игрок, чьё имя названо, переходит на свободный стул. Ведущий должен занять новый свободный стул до того времени, пока по нему ударит игрок, сидящий справа, и назовёт имя. Если ему это удалось, то игрок, с правой стороны которого находится занятый ведущим стул, становится ведущим.

Игра «Любимое занятие»

Цель игры: подвижная игра на знакомство.

Необходимые материалы: стулья, составленные в круг, по количеству игроков.

Ход игры: Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки встают, и должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

Игра «Идём в поход»

Цель игры: игра на знакомство.

Необходимые материалы: площадка, где всем играющим можно встать в круг.

Ход игры: Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход, предупреждая участников игры, что нужно «догадаться», какой «правильный» предмет необходимо с собой взять. Например, ведущий: " Меня зовут Катя, я беру с собой калачи". Участники по кругу «берут» нужный предмет в поход.Необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

Игра «Объявление»

Цель игры: игра на знакомство.

Необходимые материалы: листы бумаги и ручки по количеству игроков.

Ход игры: Ведущий предлагает участникам игры написать о себе объявление в газету, даётся время - 10 - 15 минут. Написанные объявления подписываются, оформляются, собираются ведущим, затем зачитываются. В это время остальные пытаются угадать, о ком идёт речь. После игры можно оформить «Уголок знакомства».

Рюкзак (должен быть удобный, непромокаемый на 70 литров, желательно с карманами)
Сотовый телефон (если я иду далеко где нет сети я просто его выключаю, если хочу послушать музыку – выключаю сеть, если на телефоне GPS – экономлю батарею)
Еда (еду желательно брать сухую, она легче. Расчет – 500-1000 грамм на человека в день)
Вода (в день человеку нужно 1,5-2 литра)
Вяленное мясо
Суджук
Шоколад
Кофе в пакетиках или чай
Печенье
Хлеб (но лучше сухари)
Семечки подсолнечника
Сухофрукты (курага)
Арахис, а лучше миндаль, он не соленый
Рыба сушеная (я беру тиксы или ее еще называют нарезка)
Копченый сыр (к пиву такой продают)
Картофельное порошковое пюре (только нужно пересыпать в фасовочный пакет
Водка (если берете ее с собой, перелейте ее в пластиковую бутылку, она легче и там ее можно будет сжечь)
Нож складной (я не беру здоровый охотничий тисак, зачем. Купите себе хороший складной нож)

2 зажигалки «КРИКЕТ» (я не беру спички, так как это не надежный инструмент – вымокли и хана. Думаю многие сейчас заговорили про надежные спички которые не вымокают – охотничьи. Во-первых, их нужно сначала найти, а во вторых эти спички хоть и хорошо горят, а вот разводить костры ими хреново, так как они вокруг своего пламени выжигают весь воздух, которого не хватает для горения трута или дров. Не верите? Попробуйте прикурить сигарету от этой спички. Зажигалке вода не страшна, а крикет – потому что эта зажигалка надежная. Почему две зажигалки? Одна вышла из строя, на смену есть вторая.
Палатка (палатка должна быть непромокаемая и как можно меньших размеров)
Матрас надувной (можно брать коврик пенку, но матрас лучше)
Фонарик (он у меня в телефоне)
Бутылка 1,5-2 литра (не беру фляжку, так как она тяжелее и вернувшись с похода на автобусную остановку бутылку можно просто выкинуть)
Кружка 0,5 л (алюминиевая, армейская. С этой кружкой я не беру с собой котелок)
Ложка чайная (чайной тоже можно есть)
Ватные диски (ими я фильтрую воду, весят немного, а приятно пить чистую воду)
Фасовочные пакеты (весят не много, но вещь полезная)
Одежда (лучше брать шерстяную и из хлопка, такая одежда и теплей и в ней не так жарко будет идти, нежели в синтетической)
Теплые носки
Куртка
Штаны и трико (пока идешь жарко, одеты трико)
Ботинки (обязательно должны быть непромокаемые)
Шапка
Перчатки

Обычные пакеты «майка» (вы знаете что если спать с пакетами на ногах, ногам будет теплее чем спать в обуви)

ЧТО Я НЕ БЕРУ В ПОХОД И ПОЧЕМУ.

Репеллент от комаров (я брызгаю одежду еще дома)
Топор (да вещь конечно нужная, но тяжелая, лучше взять лучковую пилу)
Консервы (это тяжелая еда, беру, если не далеко иду)

Шуточный поход

Подготовила Губарькова Т.Н.


  1. Представление команд.

  2. Игра «Что возьмём с собой в поход?»

  3. Разминка.

  4. Укладка рюкзака.

  5. Ориентирование.

  6. Испытание для сильных и ловких:
- шарик,

Переправа через болото,

Топкое болото.

7. Испытание для знающих.

8. Испытание на военную хитрость и находчивость:

Укладка костра,

Спасаемся от пчёл.

9. Дежурный.

10. Привал.
Шуточный поход

Цель: способствовать развитию ловкости, быстроты, формированию здорового образа жизни.
Ход занятия:

(Звучит веселая музыка)

1-й ведущий. Сегодня, ребята, я предлагаю нам пойти в поход. Поход не совсем обычный, а шуточный. Вы сможете проявить свои способности и таланты. Кто-то окажется «слабым звеном», а кто-то «героем». Игра будет оцениваться жетонами. У какой команды в конце игры их окажется больше, та и победит.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
2-й ведущий. А сейчас поприветствуем наши команды, их капитанов и болельщиков этих команд. (Называет имена. Все участники аплодируют.) А начнем мы с разминки. Нам осталось выяснить только одно:

1-й ведущий.
1. Игра «Что возьмём с собой в поход»

Что в поход с собой возьмем,

Если мы туда пойдем?

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» - в ладоши хлопни,

Если «нет» - ногою топни,

Только под не пропали.

Все понятно?

Раз, два, три!

Котелок, утюг, расческа,

Пылесос, сачок и соска,

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка, ласты,

Мяч, коньки и клюшка,

Молоток, веревка, нож.

Ну, а соль с собой возьмешь?

Спички, гвозди, сала шмат -

Вот и собран наш отряд!

Ребята из обеих команд вместе хлопают в ладоши и топают (один раз) ногами.

1 этап. Разминка

2. Разминка. Участник, добегая до указанного места, где лежат слова, берёт одно слово, бежит к команде на полу выкладывает фразу. «Мы спортивные ребята, любим бегать и скакать ну, попробуй нас догнать».
2-й ведущий. Ну, вот мы и собрались!

2 этап «Уклада рюкзака»

Оборудование: 2 рюкзака, 2 фляжки, 2 коврика, 2 миски, 2 кружки, 2 ложки, 2 накидки от дождя, 2 компаса (8 предметов на команду по количеству участников).

Участвует вся команда. По сигналу ведущего капитан бежит за рюкзаком, приносит его, касается очередного участника, который бежит за следующим предметом, приносит и укладывает его в рюкзак. И так все участники приносят по одному предмету, завязывают рюкзак. Команда, которая раньше справилась с заданием, получает 2 очка, другая - 1 очко.

За лучше уложенный рюкзак дается дополнительное очко.

За правильностью действий следят судьи на этапах.
3 этап «Ориентирование».

Оборудование: 2 комплекта табличек С, Ю, В, 3. Рисуются 2 круга, и таблички раскладываются по сторонам света.

Участие принимают все игроки команд. Один участник от команды становится в круг. Ведущий

называет любую сторону света. Кто быстрее правильно повернется в нужную сторону, тот приносит команде 1 очко.

4 этап «Испытание для сильных и ловких»

1-й ведущий. В походе нужны люди, умеющие плавать. Сейчас мы проверим, у кого лучше развиты легкие, а значит, кто дольше сможет продержаться под водой. Но так как у нас поход шуточный, то проверять это мы будем вот каким способом.

o Участники команд должны разбиться по парам - один надувает шарик, другой его завязывает. Нужно надуть 3 шарика за одну минуту. Побеждает та команда, участники которой выполнят это быстрее.
Звучит музыка, команды выполняют задание.
o Второе испытание «Переправа через болото» - кто быстрее пройдет.

o Третье - «Топкое болото» - кто скорее преодолеет гиблое место, прыгая с кочки на кочку. (Можно прыгать по нарисованным мелом на полу квадратикам.)

5 этап. Испытание для знающих (грибы)

2-й ведущий. Для следующего испытания мне нужны, будут по человеку от каждой команды. Проверим, можно ли вам доверить сбор грибов. (Ведущий дает представителям команд по корзине с грибами.) Грибы уже собрали, а вы должны проверить, есть ли среди них ядовитые. Если есть, то отложите их в сторону. На это испытание вам дается полминуты.

Под музыку ребята выполняют задание.

1-й ведущий. Давайте проверим, все ли правильно.
Болельщики проверяют у команды соперника правильность выполнения второго испытания.

Загадки про лес. Даём жетоны
1-й ведущий. А пока в командах сочиняют, болельщики пусть тоже поработают. Они у нас загадки отгадывать будут.

Как зовут меня, скажи –

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой и веток

Синеглазый... (василек).

Он долго дерево долбил

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил

Длинноклювый, пестрый... (дятел).
Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (ежик).

Я в Красиной красной майке

На лесной живу лужайке.

Я на цвет и вкус приятна.

Я сладка и ароматна.

Наклонись и погляди-ка:

Вот какая... (земляника).

На спине свой носит дом,

Не нуждается ни в ком.

При себе всегда пожитки

У медлительной... (улитки).

На ноге стоит одной

И в болоте день-деньской.

Хочет выпить все до капли.

Нет глупее птицы... (цапли).

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину -

Увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех,

Называется... (орех).

2-й ведущий. Молодцы, болельщики, здорово загадки отгадываете, вот вы и заработали для своих команд жетоны.
6 этап «Испытание на военную хитрость и находчивость»

1-й ведущий. Грибов мы набрали, рыбы наловили. Но какой же поход без костра? Что нужно, чтобы разжечь огонь? (Ребята отвечают.) Ну, вот и костер готов, готовится ужин, все ребята пошли на речку, в лагере остались только дневальные. И тут на них неожиданно налетает пчелиный рой... Что делать? Нужно моментально надеть на себя всю одежду, которая есть в лагере. В этом испытании будут участвовать по одному человеку от команды.

Под музыку представители команд выполняют задание. Им дается одна минута.

2-й ведущий. А теперь посчитаем, сколько одежды смогли на себя одеть ребята из каждой команды. У кого больше - получает жетон.
7 этап «Дежурный»
Оборудование: 2 котелка с водой, 2 стойки с флажками.

Игра проходит в виде эстафеты, в которой передается котелок, наполненный до краев водой. Необходимо оббежать флажок и передать котелок следующему игроку, стараясь как можно меньше расплескать воды. За победу - 2 очка, за поражение - 1 очко. За самое «сухое» прохождение присуждается дополнительное очко.
8 этап «Привал». Отдых на поляне

Оборудование: 2 спальника, 2 мата гимнастических.

Игра проводится в виде эстафеты. Каждому участнику нужно добежать до спальника, снять обувь и лечь в него, застегнуться, затем расстегнуться, вылезти, надеть обувь, прибежать назад и путем прикасания передать эстафету очередному игроку.

За победу присуждается 2 очка, за поражение -1 очко.
1-й ведущий. Наш походподошел к концу. Вы показали, какие ловкие, умелые, веселые и находчивые. Как прошел поход - судить вам. Что понравилось, что не понравилось? Что получилось, что нет? Хотите еще сходить в поход?

(Ребята отвечают на вопросы.)

2-й ведущий. А в заключение станем в «круг дружбы». Мы ведь сдружились в походе, правда? И все вместе поем песню «Если с другом вышел в путь…»

3. «Экскурсионная» (экскурсии); ориентирование. Грибы
4. «Экологическая» (уборка мусора в лесу);
5. «Привал» (отдых на поляне).