Философия шахматной игры. IV


Великан Гаргантюа, герой романа Рабле, учится играть в шахматы. Рис. Л. Морена к одному из парижских изданий "Гаргантюа и Пантагрюэля"

Многие задумывались над вопросом, почему шахматная игра привлекла столько верных любителей, почему она сумела на протяжении веков заинтересовать стольких людей разных по характеру, мировоззрениям, профессии? Почему ежедневно десятки тысяч человек во всех уголках земного шара ведут упорную борьбу на шахматной доске, изучают шахматную литературу, посвящают много времени решению тайн шахматной композиции? Благодаря чему шахматы завоевали огромные пространства многих континентов и заставили не только произносить в свою честь проникновенные декларации, но и приносить себе в жертву значительную часть свободного времени, которым располагают люди для удовлетворения своих культурных потребностей, для развлечения и отдыха?

Ответ на это не прост.

Пожалуй, это происходит потому, что шахматы - явление многостороннее, разнообразное, и каждый может найти в них для себя нечто такое, что занимает его, увлекает и дает ему удовлетворение. Это массовая игра, умственное развлечение, отдых после труда, но также и волнующее соревнование, благородный поединок и попытка завязать упорную интеллектуальную борьбу, которая вызывает сильные переживания и волнения, как при настоящем спортивном соперничестве, хотя здесь и оперируют понятиями другого разряда. И, наконец, шахматы - это, бесспорно, область художественного и научного творчества, удовлетворяющая потребность в творчестве и восприятии произведений, которые имеют эстетическую и познавательную ценность. Сколько внутреннего удовлетворения дает восхищение красотой комбинаций и расстановок на шахматной доске, проникновение в сложные вопросы анализа, логики, психологии, математики игры, преодоление противоречий и трудностей, борьба не только с конкретным противником, но и с самим собой, борьба, требующая творческого усилия и четкого умственного расчета, проницательности и оценки позиций. Удовольствие и удовлетворение приносит возможность осуществления с помощью шахматных фигур некоторых концепций абстрактного и умозрительного характера, возможность воплотить в материальную действительность факты (если здесь можно употребить это слово) из мира идей. На шестидесяти четырех клетках материализуются утонченные стратегические планы, замыслы действий и необычайных ситуаций, конфликты между разными позициями и приемами тактики, шутливые придирки и драматические столкновения.

Один из шахматных мастеров старого времени выразился так: "Знаменитый шахматист является артистом, ученым, инженером и, наконец, командующим и победителем".

Не каждый любитель шахмат и не каждая разыгрываемая партия дают основание присваивать игре столь высокий ранг. Однако красота, искусство, ценные познавательные качества и творческие возможности потенциально содержатся в шахматах и ожидают в каждый момент и в каждом положении того, кто их откроет. Как и другие области жизни, шахматы имеют своих сознательных творцов (это - участники состязаний высокого класса, теоретики, исследователи) и широкие массы более или менее понимающих суть дела любителей (чтобы не применить обидного термина "потребителей"), которые занимаются шахматной игрой и участвуют в ее разнообразных проявлениях так же, как когда они имеют дело с музыкой, театром, литературой, кино.

Общение с шахматами требует, хотя мы часто этого и не замечаем, усилий интеллектуального характера. Ввиду того, что шахматы - это сложное явление, переплетающееся с многочисленными областями человеческой жизни, они сами являются предметом науки, предметом различных научных исследований. Для того, чтобы можно было точно определить роль шахмат в общественной жизни, следует обратиться к истории, философии, социологии, психологии, математике, истории искусства, истории нравов и другим отраслям знания.

Такой богатый диапазон связей шахматной игры и ее активная роль в повседневной жизни послужили к тому, что шахматы стали частью материальной и духовной культуры, обогащая ее каждый раз новыми интересными достижениями и ценными качествами. Это метко сформулировал американский шахматный деятель А. Бисно: "Шахматы содержат в себе элементы культуры, искусства и интеллектуальных достижений всей истории цивилизации".

Более широко выражает эту мысль советский шахматист Я. Рохлин:

"Мы не собираемся утверждать, что шахматы создают ценности прикладного значения, но, подобно любой форме искусства, шахматное творчество создает реальные культурные ценности, которые в своей совокупности вносят известный вклад в сокровищницу мировой культуры. Недаром крупнейшие национальные библиотеки и музеи многих стран бережно хранят произведения шахматного искусства (древние рукописи, печатные издания ряда веков и другие шахматные материалы), изучение которых может открыть еще одну грань в жизни человека известной эпохи. Интересные и ценные шахматные экспонаты хранятся в Грановитой палате Кремля и Государственном Эрмитаже.

Не случайно энциклопедические словари, систематизирующие все отрасли человеческого знания, уделяют почетное место шахматам и лучшим шахматистам мира, составляющим гордость культурного человечества.

Изучая историю шахмат, их многовековую письменность, мы видим, как в шахматных произведениях получают реальное отражение характер и уровень творческой мысли человека, различные бытовые и художественные влияния".

В течение многих поколений, еще почти на заре существования письменных сообщений о шахматной игре, были попытки дать точное определение сущности шахмат. Имеются преувеличенно и уродливо раздутые рассуждения с псевдонаучных позиций, имеются и многочисленные определения, сделанные мимоходом, когда исследовались совсем другие проблемы; мы встречаем блестящие мысли о шахматах, высказанные артистами, мыслителями и шахматистами-практиками, публицистами и государственными деятелями. Были также попытки создать большие теоретические труды, из которых часть увенчалась успехом, но в большинстве случаев они, однако, не дали ожидаемых синтетических выводов. Библиография темы "философия шахмат" довольно обширна, но, к сожалению, она не содержит достойных внимания произведений, которые бы просуществовали продолжительное время и не потеряли бы своей актуальности. Та "философия" шахмат, которую мы находим под этой этикеткой в старых изданиях и журналах, не может по-настоящему определить предмет, так как она пользуется фальшивыми предпосылками, В прошедшие времена существовало много метафизических, путанных и просто вульгарных определений в оценке шахмат в философском смысле. Еще и в настоящее время имеются неверные теории, ошибочные формулировки. Шахматы ждут большой "чистки" и приведения в порядок связанных с ними необычайно сложных и интересных научных и творческих проблем.


Над шахматной задачей. (И. Гринштейн - "Огонёк")


"Доктор, ваше положение не из приятных". ("Крокодил")


Страсть к шахматам не знает преград. (Рис. Шаваля - "Зи унд Эр")

Кроме вопросов, охватывающих историю шахматной игры, главный спор касался уточнения характера шахмат и вращался в кругу понятий, касающихся названия этой главы.

Ю. Быков утверждает: "Шахматы - это умственный спор, могущий создавать эстетически ценные произведения и способный к воспитанию в человеке качеств, необходимых для творческой деятельности".

Против этого выступает Я. Рохлин, который пишет: "Шахматы по своему творческому содержанию и их специфике не могут уместиться только в понятие "спортивная игра", которое становится для них в наши дни слишком узким". В другом месте он отмечает: "Шахматы - это исторически сложившееся культурное явление, которое органически связано с духовной жизнью общества и находится в состоянии непрерывного изменения и обновления".

И, наконец, Б. Вайнштейн предлагает сначала точнее определить предмет дискуссии и перечисляет то, что мы понимаем сегодня под названием "шахматы":

игра за доской;

шахматы по переписке, по телеграфу и радио;

разыгрывание партий для получения эстетического удовольствия или для изучения;

составление и решение задач и этюдов;

шахматная теория - общие принципы шахмат, основные стратегические идеи, технические приемы;

история возникновения и развития шахмат.

После этого он делает вывод: "Если мы говорим, что шахматы - искусство, то имеем ввиду, что не одна какая-либо форма, а все формы проявления шахмат, взятые в целом, представляют собой своеобразное искусство.

Когда же хотят доказать, что шахматы - игра, то рассматривают лишь одну из форм - игру за доской".

Дискуссия продолжается, и это хорошо, что она начата. Я хотел бы, чтобы настоящая книга, которая ведет читателя "через века и страны", была голосом в дискуссии, напоминающим о прежней культуре и традициях шахмат. Для оживления дискуссии позволю себе привести эпиграмму Яна Штаудынгера:

Как шахматист, согласно с сей игрой, Свою он даму предпочел чужой, Но в жизни и в игре, неискренне точь-в-точь, Любя свою, чужую взять не прочь...

Вот как меткие замечания ведут, если не к абсолютно точным, то по крайней мере к остроумным определениям. К этой же категории мы можем причислить мысль, сформулированную Стефаном Цвейгом: "Шахматной игрой так же, как и любовью, нельзя заниматься в одиночку". Этот писатель определил шахматы и более синтетично:

"Разве они не являются также наукой, искусством, мышлением, которое ни к чему не приводит, математикой без результата, искусством без произведений, архитектурой без предмета и, несмотря на это, как показала жизнь, более крепкими по своей сущности и актуальности, чем все произведения и достижения знаний. Единственная игра, доступная каждому возрасту, всем. Она обостряет ощущение, она заставляет работать ум до пределов возможности. В ней ищут начало и цель. Дети могут учиться простым правилам, глупцы поддаются ее искушению, и, несмотря на это, в неизменных границах тесных клеточек она создает особый род искусства, несравнимый с каким-либо другим..."


В ожидании гостей. ("Мюнхнер Иллюстриерте")

Выдающийся американский ученый, политический деятель и педагог XVIII века Беньямин Франклин вошел также в историю культуры как пионер шахматной письменности, рассматривавший эту игру с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе, называвшейся "Моралс оф чесс" (первой, вообще, шахматной книге в Америке), Франклин обращает внимание на такие положительно формирующие характер свойства игры в шахматы, как выработка способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, как развитие чувства рассудительности, осторожности, осмотрительности и, наконец, ответственности за свое решение. Вот как смотрел Франклин на эту игру: "Игра в шахматы - не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. Жизнь является своего рода шахматной игрой, в которой мы часто имеем возможность выигрыша и борьбы с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие хороших и плохих событий, являющихся в известной степени результатом рассудка или его отсутствия". А в другом месте он отмечает:

"Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра настолько изобилует разнородными ситуациями, подверженными неожиданным изменениям, что она вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей, и каждый старается вести игру до самого конца в надежде выиграть с помощью своего искусства или хотя бы сыграть вничью благодаря неосторожности партнера. Каждый человек согласится с тем, что в шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в собственные силы, а невнимание - привести к потерям; игра учит нас не терять надежды при перевесе противника и не отказываться от шансов на победу даже при тех болезненных ударах, которые мы можем получить, стремясь к успехам..."

Роясь в различных материалах, можно найти довольно много публикаций или фрагментов публикаций относительно психологии игры и игроков. Однако это не значит, что упомянутый вопрос разработан и исчерпывающе систематизирован. Перед самой войной польский учитель гимназии К. Козловски опубликовал в "Шахисте" свой труд о влиянии психологических факторов на результат партии и уровень игры. Исходя из того, что окончательный результат на шахматной доске является равнодействующей некоторого соотношения обстоятельств и фактов, находящих отражение в психике игрока, он перечисляет отдельные элементы. Результат же, если мы воспользуемся метафорой, взятой из математического анализа, будет равнозначен нахождению неизвестного в определенной системе уравнений.


В приемной у зубного врача. Обезболивающее средство. (Худ. Ю. Черепанов - "Огонёк")


"Попробуйте водой..." (Худ. 3. Ленгрен)


Дом творчества писателей. (Худ. И. Семенов - "Огонёк")


До конца рабочего дня осталось 4 минуты, а надо сделать еще 20 ходов... (Худ. И. Генч - "Крокодил")

"В шахматах нам неизвестны ни все факторы, ни их взаимосвязь. Мы теряемся в море темноты. Известны некоторые элементы: комбинационные способности, шахматная интуиция, состояние нервной системы, физическое здоровье, честолюбие, умение распределить время, рациональное распределение сил, точный расчет пунктов и т. д. Эти элементы опять же зависят, например, от климата, от времени розыгрыша, питания и т. д. Несмотря на все. В турнирах всегда имеются элементы, которые невозможно предвидеть: - отсюда и турнирные неожиданности".

"На основании поведения людей познаются их характер, умственные способности и страсти. Но так как не всегда можно быть свидетелем этого поведения, то одни хотят угадать достоинства души по чертам лица, другие - по формам черепа, третьи - даже по почерку. По нашему мнению, в шахматной игре разум и воля чрезмерно активны, и потому судить о достоинствах человека на основании его игры можно более точно, нежели на основании всех антропологических и графологических исследований. Каждая игра, а особенно шахматная игра, - это говорящая грамматика человеческого сердца".

Утверждение, что эта игра имеет значение исследовательского инструмента в области психологии, было бы "шахматным зазнайством", но Крупски правильно заметил связь, существующую между характером игры и характером игрока. В игре вообще можно хорошо узнать человеческий темперамент, характер, черты ума, а шахматная игра особенно убедительно подтверждает это.

Бывает, что автору не хватает критицизма. Тогда рождаются те " психологические" наблюдения, которые мы сегодня принимаем с улыбкой, считая их просто доброй шуткой, но которые в свое время были опубликованы как вполне серьезные и звучали, скажем, так:

"Если твой партнер предоставляет расстановку фигур на доске тебе - значит он ставит себя выше тебя".

"Если он не хочет принять от тебя форы, а играет слабо - он самолюбивый, думающий только о себе".

"Если он играет быстро, а в решительные моменты игры делает ход не задумываясь, - ему везет в жизни только при счастливых обстоятельствах, он нерешителен в реализации своих намерений" и т.д.


В общежитии: "Тетя Дуся, передвиньте моего коня вон на ту клетку!" (Рис. Е. Щеглова - "Крокодил")


В гареме. (Рис. Коварски - "Нью-уоркер")


Организаторы в ужасе. Чемпион проигрывает все партии... (Рис. Б. Taдей - "Нуар э Блян")


"Кажется, игра становится острой..." ("Лешикье де Пари")

В словесной эквилибристике, старающейся под видом шутки протащить более "глубокие" мысли, имеются определения и такого рода:

"Шахматная правда - это жизненная ложь".

"Шахматная игра облагораживает человека, ибо она полна разочарований".

Происхождение этих "афоризмов", наверное, кроется в личном разочаровании в жизни их авторов.

Раз уж мы привели примеры, относящиеся к периоду между I и II мировыми войнами и к древней эпохе, посмотрим, как подходили в Польше люди к шахматам, например, в 1868 году, т.е. около ста лет назад. О разыгранном в Варшаве шахматном турнире (пионерское начинание!) печать писала:

"Во время только что окончившегося турнира нам довелось слышать голоса, и притом серьезные голоса, выступающие против шахмат, как против бесполезного и отнимающего много времени, а следовательно пригодного только для лодырей развлечения. Однако же это мнение кажется нам только относительно обоснованным. Из всех игр в мире шахматы, безусловно, больше всего требуют способностей; они воспитывают и развивают ум, учат более глубокому мышлению и потому даже применяются в виде педагогических средств во многих воспитательных заведениях заграницей".


В квартире шахматного мастера. (К. Кламанн - "Уленшпигель")


"Они еще играют, или уже спят?" (К. Кламанн - "Уленшпигель")

Ныне шахматами занимаются в массовом масштабе, и, конечно, нет необходимости столь вразумительно убеждать в пользе, которую они приносят, или заботиться о распространении шахматной игры и шахматной культуры. Но возникли новые вопросы, которые нужно решить и урегулировать. Шахматная жизнь во многих странах организационно включена в рамки спорта, где шахматы находятся на последнем месте среди более увлекательных видов спорта, таких как футбол, легкая атлетика и т.д.

Тем самым шахматы сведены главным образом только к турнирам, отборам участников для турниров, их классификации, к регламенту состязаний и т. п., а основы для развития шахматной науки, культуры и творчества не созданы.


"Мне снова повезло - мат!" (Рис. К. Кламанн - "Уленшпигель)

Механическое причисление шахмат к спорту, хотя и не к физической его области, а умственной, принесло много беды и упростило ряд вопросов. К сетованиям и жалобам по поводу организационной стороны дела прибавились также голоса людей, затронувших вопрос о надлежащем понимании самой сущности шахматной игры. Чрезвычайно красноречиво написана "антиспортивная" статья Томаша Доманевского, опубликованная на страницах польского еженедельника "Свят" (1954 г.).

"Много лет мы находимся в когтях фикции, имя которой шахматный спорт. Много лет с упрямством сумасшедших мы стараемся чисто мыслительный процесс, каким является шахматная игра, подогнать под рамки параграфов физкультуры и спорта. Смешение понятий не ведет ни к чему, кроме недоразумений, а специфика некоторых действий обязывает. Если мы сидим несколько часов за шахматной доской и переставляем отдельные фигурки с места на место, то это действие умственное, и нет в природе такого аргумента, который убедил бы кого-либо, что это физическое действие. Чудес не существует!...

Слабые мышцы и впалая грудь дискредитируют бегуна или метателя, но абсолютно не мешают добиться высшего класса игры на шахматной доске. Можно быть титаном клетчатого поля и все же никогда в жизни не ступить ногой на спортивное поле. Здесь, на вершинах умственной деятельности ничего не решают толстые икры - решает сообразительный и тренированный мозг...

Может быть, здесь вопрос решил элемент соревнования? Имеются ведь шахматные матчи, турниры, чемпионаты, олимпиады; имеются мастера, гроссмейстеры, имеются подсчет очков и отборочные соревнования...

Но что из этого? Это только вопрос номенклатуры. Имеется также соревнование в труде, в математических олимпиадах, среди мастеров скоростной плавки, при наборе в художественные коллективы, на шопеновских конкурсах, однако ни один участник этих конкурсов не может называться спортсменом. Дело не в терминологии, а в понятии".


Трудная проблема с косвенным решением. ("Лешикье де Пари")


"Должен признаться, конец очень интересен". ("Ля Марсельез")


"Предлагаю ничью!" (Рис. Е. Косерадзского - "Шпильки")


"Шах!!!" (Рис. И. Гегена - "Фришер Винд")

В вопросе о связи шахмат со спортом, как видно, существует много недоразумений. Слово "спорт" в общепринятом понимании ассоциируется, конечно, с понятием физкультуры, и в этом случае включение в это понятие шахмат является гротескным парадоксом. Наблюдая, однако, за спортивными играми, такими, как теннис, футбол, водное поло, за всякими турнирами и состязаниями, мы не можем не заметить их родства со стратегическими играми умственного типа вроде шашек. Речь, конечно, идет о их структурном сходстве, а не о форме этих игр. Ибо борются стороны с равными (в принципе) возможностями выигрыша. Побеждает лучший, более ловкий, более внимательный, но не более удачливый в смысле случая, предрешающего выигрыш. Именно из этого родства природы самого конфликта игры так же, как и в спорте, проистекают переживания как самих участников, так и наблюдателей шахматного соперничества. В конце концов, например, болельщик футбольного матча не принимает участия в непосредственной физической борьбе футбольных команд. Спорт является делом самих игроков, а не зрителей. Эмоциональные ощущения публики, переживающей спортивную борьбу, очень схожи по структуре их психологии с ощущениями болельщиков шахматных турниров и матчей.

Часто бывает так, что аналогии являются бесспорными. Один из польских выдающихся шахматных довоенных мастеров так сказал представителю печати:

"- Играя, шахматист в течение нескольких часов в день работает умственно и физически, работает также и его нервная система.

Физически?

Да, физически.

Я вас не понимаю, господин маэстро.

Мы говорим об аналогии между боксером и шахматистом.

Мне кажется, что в смысле физического усилия аналогии нет!

Маэстро улыбается и говорит:

Аналогия существует. Боксер сбрасывает вес перед поединком, а шахматист после его окончания. Я, например, после каждого турнира теряю около пяти килограммов..."

А к чему ведет смешение понятий, видно из следующего анекдота. На улице встречаются два друга:

Можешь меня поздравить. Я стал дважды чемпионом мира: по шахматам и по боксу!

Каким чудом?

Карнере объявил мат, а Алехина нокаутировал...

Один из польских сатириков, правильно оценивая шахматы, как тренировочную подготовку спортсмена, советует заниматься шахматами тем участникам специфически спортивных состязаний, которые не любят слишком утруждать себя физически, но зато "любят биться со своими... мыслями": "Пожалуйста! И для них существует спорт: шахматы. Шахматы развивают поясничные мускулы, а также мускулы большого и указательного пальцев".

В пародии на спортивные отчеты, помещенной в одном из польских журналов, была также следующая шутливая заметка:

"Во время шахматного матча трех стран в Будапеште нашей команде удалось занять место сразу же после команд Венгрии и Чехословакии.

Если бы мы поехали со своим инвентарем, - сказал нам руководитель нашей команды, - результат был бы, наверняка, еще лучше. К сожалению, наши участники не смогли привыкнуть к венгерским шахматным коням. Мы тренировались в других условиях, и удержать венгерского коня было для нас нелегкой задачей. Кроме того, в последний момент у нас не хватило штатной должности для одного слона - тем самым уменьшились оперативные возможности ферзя на поле, так как у него не было постоянной связи с королем. А ведь известно: одними пешками играть очень трудно.

Вышеприведенные замечания, как мне кажется, вполне правильны. Недостатки в снабжении шахматистов спортинвентарем являются серьезным препятствием на пути развития нашего физического воспитания".


- ...старт! (Рис. Мюлера - "Лилипут")

Мы привели много едких упреков и колкостей, обрушившихся на вульгаризаторов шахмат, считающих их только спортивной игрой физического типа и ничем больше. Но мы не должны забывать, что в шахматной игре есть много спортивных элементов, так как иначе мы перегнули бы палку в другую сторону. Существует прекрасная связь, и никто от нее, наверняка, не хочет отмежевываться. Прежде всего шахматист в игре должен вести себя как подобает спортсмену; к этому его обязывают спортивная этика и спортивные принципы борьбы.

"Шахматные игроки - не враги между собою, они только соперники в благородном поединке, пожимающие друг другу руку до игры и после нее", - сказал сто лет назад французский шахматист Доазан. Эти слова справедливы и современны.

Большое значение спортивным качествам в характере шахматиста придавал Алехин. Вот что констатирует его биограф, советский гроссмейстер Котов:

"Алехин утверждал, что нет таких недостатков и пороков в спортивном облике шахматиста, от которых нельзя было бы избавиться в значительной степени или полностью. Но для этого необходимо упорное и настойчивое стремление избавиться от пороков, сильная воля, упорная работа по воспитанию характера.

"Посредством шахмат я воспитал свой характер, - писал Алехин. - Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни".

В своих статьях Алехин часто говорит о тех важных спортивных качествах, которыми должен обладать сильный шахматист-практик. Шахматистов, увлекающихся лишь творческой стороной шахмат, лишенных спортивных качеств, Алехин называет "трагиками" шахмат..."

Казалось бы, говорить о спортивном подходе к шахматной игре - все равно, что ломиться в открытые двери. Но на практике, однако, имеются многочисленные неприятные примеры грубых нарушений правил благородного рыцарского соперничества. Короче говоря, бывают случаи, когда розыгрыш ведется не по-спортивному. Об этом упоминается в печати: в анекдотах и рассказах по поводу многочисленных турниров и матчей. Приведем такой анекдот.

"Один участник, сражаясь под конец турнира со своим главным конкурентом, очутился в "неясной" позиции. Так как его противник считался чрезвычайно благородным человеком, то он решил использовать это обстоятельство как добавочный (если не последний) "шанс"; вдруг он начал жаловаться на сильную боль, которая ему мешала вести игру, и... предложил ничью(!), подчеркивая притом, что их позиции более или менее равны(!), и он может проиграть лишь, если он, достойный сочувствия, неспособный сосредоточиться, допустит из-за своих страданий какую-нибудь серьезную ошибку. Впечатлительный и наивный джентельмен согласился на это предложение и в результате... получил второе место, в то время как ловкий симулянт, разумеется, здоровый как бык, спасая себя таким "тонким" способом, в великолепнейшем финише выхватил у него из-под носа первое место".

Но не о таких "методах" и понимании слабых сторон противника думал Алехин, когда высказывал свое мнение:

"Я считаю необходимыми для успеха три следующих фактора, - говорит Алехин. - Во-первых, понимание своей силы и слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высшая цель, чем минутное удовлетворение. Эту цель я вижу в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств..."

Круг замкнулся: игра, спорт, наука, творчество.

Вот и здание «Белого дома» стало площадкой спортивных баталий! Старожилы помнят, что в былые времена на его месте находился стадион. Но с тех пор, как построили новый объект, кроме импровизированных кулачных боев с участием представителей власти, каких-то проявлений спортивной закалки здесь не было. Сегодня депутат Дастан Бекешев нарушил тенденцию и организовал в парламентских стенах необычный шахматный матч, в котором сразился с чемпионкой страны Нурисой Оторбаевой. Шахматы - пожалуй, самый интеллектуальный и интеллигентный вид спорта. Именно этих качеств очень часто не хватает нашим народным избранникам.

Обычно в «Белый дом» посторонних не пускают, но в этот раз сделали исключение. Дастан Бекешев пригласил своих поклонников-активистов из социальных сетей, и те пришли за него поболеть.

С сильными шахматистами надо играть не по теории, которую они знают, а придумывать оригинальные ходы! - секретничал он. - Я думаю, мы сыграем две партии в блиц.

А классических шахмат не будет?

Это долго. Зрители ведь заскучают и заснут!

Вскоре подошла действующая чемпионка Кыргызстана среди женщин по шахматам Нуриса Оторбаева со своим тренером Исламом Байсыновым. Не так давно она играла в шахматы с заключенными, пропагандируя игру в исправительных учреждениях. Теперь вот выступит в зале заседаний парламента.

Я был инициатором постановления о популяризации шахмат в стране, предложил включить эту игру в школьную программу, - напомнил Дастан Бекешев. - Однако государственные органы в этой области ничего не делают, приходится действовать самому. Тренеры Нурисы Оторбаевой предложили нам сыграть, и я согласился. Сам играю в свободное время и в основном с компьютером. А хочется и с людьми!

Там парламентская коалиция распадается, а вы тут в шахматы играете! - заметил кто-то.

Шахматы объединяют! Если глава правительства Омурбек Бабанов, который, кстати, возглавляет Кыргызскую шахматную федерацию, предложит депутатам сыграть матч, думаю, это пойдет нам на пользу.

Нуриса Оторбаева, разволновавшись из-за внимания прессы, похвалила Дастана Бекешева и назвала его лучшим шахматистом страны.

Поставили им особую шахматную доску с дырочками и рельефными фигурами. Незрячему человеку играть в шахматы очень непросто, ведь надо не только запоминать собственные ходы, но и следить за противником, распознать его тактику. Такие игроки заслуживают истинного уважения. Обменялись соперники пешками, и пошло-поехало.

А поедет ли Нуриса на Всемирную шахматную Олимпиаду, стартующую на днях в Турции? - спросил я у Ислама Байсынова.

Очень бы хотелось, но у нее проблемы со здоровьем, - сказал тот. - Встречу с Дастаном Бекешевым мы планировали давно, потому и приехали. По окончании игры отправимся в больницу.

Несмотря на недуг, Нуриса Оторбаева держалась молодцом и играла очень внимательно. Минут через 15 после начала первой партии Дастан Бекешев, игравший белыми, допустил ошибку, и был наказан потерей важной фигуры.

«Лошадью ходи!» - хотел было сказать я, но отчего-то промолчал. Возможно, оттого, что не играл со времен начальной школы и слегка подрастерял навыки. Да и репутация у лошади в нашей стране нынче подмочена...

Оставшись без подсказки, Дастан Бекешев сделал еще пару ходов и после напряженных раздумий сдался.

В жизни всякое бывает, тем она и интересна! - философски изрек он, расставляя фигуры для новой партии.

Во второй партии депутат действовал внимательнее и заслужил ничью. Тотализатор на результат этого противостояния ставки не принимал, но я предвидел такой исход. В решающий момент победила дружба.

Видно, что Дастан Бекешев серьезно занимается шахматами! - заметил Ислам Байсынов. - В начале первой партии у него было солидное преимущество.

Я доволен! - сказал депутат. - В будущем хочу устроить несколько турниров, на которых мои коллеги смогли бы сыграть с отечественными шахматистами.

Спортсмены вручили ему медаль за вклад в развитие шахмат. Польщенный депутат обещал продолжить поддержку славной игры в республике. Хочется, чтобы это обещание народного избранника было выполнено.

Когда появились шахматы, точно не знает никто. Известно лишь, что произошло это в Индии не позднее VI века н.э. Но и на этот счет полного согласия нет.

По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI–I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и ян, составила основу чатуранги, игры, являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота). В чатуранге, по свидетельству Бируни (Индия, XI в.), целью являлось истребление сил противника, а не объявление мата королю. Но в китайской литературе первые известные нам сведения о шахматах появляются в VIII в. н.э.

Видимо, гаданием на 64-клеточной доске занимались и древние этруски: в их мифологии упоминалось о волшебном коне-скакуне, покрывающем за 64 скачка все небесное пространство (в шахматах конь может за 64 хода обойти всю доску).

Через Иран шахматы проникли в арабские страны. На Ближнем и Среднем Востоке игра приобрела название «шатранг» (персидск.) или «шатрандж» (арабск.). В персидской притче-новелле «Деяния Ардашира Папакана» (около 600 г. н.э.) говорится, что ее герой проявил высокое мастерство «при игре в мяч, езде верхом, в шатранге, на охоте и в других состязаниях». «Оксфордский справочник по шахматам» (1984 г.) приводит эту цитату как «первое упоминание о шахматах в мировой литературе». Но другие источники (например, справочник Г. Голомбека) считают, что еще раньше шахматы упоминались в индийских поэмах VI в. «Васвадата» и «Хартахарита».

«Некоторые несомненно подлинные шахматные фигуры, обнаруженные при раскопках в Италии, определены как восходящие ко II в. н.э. Хотя никто не подвергает сомнению научную добросовестность и профессиональную квалификацию археологов, совершивших это открытие, их выводы о принадлежности фигур к столь ранней эпохе обычно воспринимаются скептически. В случае если они подтвердятся, придется переписывать всю историю шахмат» (Г. Голомбек).

Персидский поэт Фирдоуси, живший на рубеже X–XI вв., неоднократно описывал в своих произведениях шахматы, а в одной из поэм рассказал о прибытии ко двору персидского шаха Хосрова I посланников индийского раджи с подарками, среди которых находилась игра, изображающая картину битвы двух армий.

Говорят даже, будто бы шахматы изобрел Паламед - один из греческих царей, принимавших участие в осаде Трои (около 1250 г. до н.э.). Играя в шахматы, Паламед проник конем в лагерь соперника, и именно это навело его на идею «троянского коня», принесшего грекам победу в войне. Однако никаких упоминаний о шахматах в Греции того времени нам не известно.

Оксфордский справочник по шахматам гипотезы об их происхождении классифицирует:
1. «Военные»: обучение стратегии, от скуки при длительной осаде, для снятия напряжения.
2. «Утешительные». Так, поэт Фирдоуси (940–1020 или 1030) в своем эпосе «Шахнаме» писал, что шахматы обязаны своим происхождением индийским мудрецам, создавшим эту игру с целью утешить вдовствующую царицу Першнари (букв. «красавица с ангельским лицом») и отвлечь ее от горестных мыслей о погибшем в сражении сыне.
3. «Соревновательные».
4. «Мирные» (в качестве альтернативы войне при решении спорных вопросов).

С завоеваниями арабов шахматы проникли в Испанию и Италию - первые страны Западной Европы, где они стали известны в VIII–IX вв. Из Испании шахматы проникли во Францию, а из Италии в Германию. Затем они попали в Англию. Об их быстром распространении и росте популярности свидетельствует тот факт, что многие старинные роды начали украшать свои гербы изображением шахматных фигур или шахматного поля.

По поводу проникновения шахмат в Россию общепринятой гипотезы нет. Д. Саргин считает, что шахматы впервые появились на Руси в результате торговых и культурных связей с востоком еще до завоевания Ирана арабами, т. е. не позднее VII в. И. Савенков полагает, что шахматы могли проникнуть с Востока Каспийско-Волжским путем (VIII–IX вв.). В 1876 г. шахматный листок (выпускавшийся сильнейшим шахматистом России того времени М. Чигориным) писал: «Россия приобрела эту игру не от Запада, а непосредственно из Индии, что доказывается русскими названиями шахматных фигур».

Упоминания о шахматах встречаются в русских былинах: «Садко...», «О добром молодце Василии Буслаевиче...». Интересно, что умение играть в шахматы считалось отличительной чертой характера богатырей, воспетых в былинах. Исходя из археологических находок проф. Арциховского в Новгороде можно считать, что в X–XI вв. сначала на территории южной России, а затем на севере шахматная игра стала известна восточным славянам.

Часто, говоря о рождении шахмат, рассказывают приводимую ниже легенду, хотя, по оценке некоторых ученых, она существенно старше шахмат (около 1000 г. до н.э.) и, возможно, относилась сначала к другой настольной игре.
Индийский властелин Схерам не отличался ни большим организационным талантом, ни умением управлять, а потому в короткое время довел государство до разорения. Тогда брамин мудрец Сесса, желая сделать тактичное замечание королю, придумал игру, в которой король не может ничего достичь без помощи других фигур и пешек. Шахматы произвели на короля впечатление, и, желая отблагодарить Сессу, Схерам обещал его наградить всем, что тот пожелает. Сесса, решив преподать королю урок скромности, попросил, казалось бы, небольшое вознаграждение: выдать ему пшеницы, чтобы на первую клетку доски положить одно зернышко, на вторую - два, на третью - 2х2, на четвертую - 4х2 и т. д. (в порядке геометрической прогрессии на все 64 клетки шахматной доски). Властелин согласился, радуясь, что так легко отделался. Но когда из амбаров начали поставлять зерно, то выяснилось, что желание мудреца выполнить невозможно.
При подсчете получилось, что на 64-ю клетку пришлось 87 076 425 546 692 656 зерен, а общее количество зерна, составляющее сумму чисел, возведенных в степень от 0 до 63 (1+21+22+23+24 и т. д.) составляет 18 446 744 073 709 551 615 зерен. По одной из прикидок, это 922 337203 685 м 3 пшеницы, считая, что на один м 3 зерна 20 миллионов зерен (на один см 3 - 20 зерен). Для получения такого количества зерна следовало бы восемь раз засеять поверхность Земли и столько же раз собрать урожай.
Перельман в книге «Живая математика» дает иной подсчет: 1 м 3 пшеницы содержит около 15 млн зерен. Требуемое брамином количество пшеницы составило бы 12000000000000 м 3 . Если бы построить амбар для этого количества зерна: 4 м высоты и 10 м ширины, - то его длина составила бы 300000000 км, т. е. в два раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

Шахматы в известном нам виде сформировались на рубеже XV–XVI вв. Деление доски на темные и светлые квадраты вошло во всеобщее пользование в XVI в. Раньше играли на одноцветной доске, разделенной на квадратные клетки. Одноцветная доска до сих пор используется на Дальнем Востоке. В арабских шахматах (как минимум, до начала XIII в.) ферзь передвигался только на одну клетку по диагонали. Слон ходил по диагонали через клетку, он мог перепрыгивать через фигуру.

В период средневековья во многих христианских странах шахматы преследовались - возможно, потому, что превратились в азартную игру, что лишало их благородных черт. Но с XIII века шахматы используются как одно из средств рыцарского воспитания. Шахматы по неписаному статуту входят в число семи «рыцарских добродетелей» наряду с ездой верхом, плаванием, владением копьем, фехтованием, охотой, искусством слагать и петь стихи.

Самый знаменитый труд средневековья о шахматах - трактат на латинском языке Якова Цессолиса. Книга, написанная в конце XIII в., имеет нравоучительный характер, а шахматы в ней используются в качестве повода для изречения сентенций и назиданий морального, общественного, религиозного и политического свойства. Этот труд был распространен в многочисленных рукописных копиях на латинском, немецком, французском, чешском и других языках. В крупнейших европейских библиотеках находятся по несколько экземпляров этой книги (например, в Праге - девять).

История шахматных состязаний насчитывает уже много веков.

Современный германский историк Гельмут Фаустин документально установил, что одно из первых официальных шахматных соревнований в Европе состоялось в немецком университетском городе Гейдельберге в 1467 г. Турнир в Гейдельберге способствовал росту популярности игры в Германии, хотя центр шахматной жизни позже переместился в Нюрнберг. С 1477 г. шахматные турниры стали проводиться столь же регулярно, как и состязания миннезингеров. Существовало две категории шахматистов: мастера и подмастерья. Турниры продолжались до начала Тридцатилетней войны 1618–1648 гг., после которой шахматная жизнь в Германии пришла в упадок.

В 1616 г. герцог Август фон Брауншвейг-Люнебург, скрывавшийся под псевдонимом «Густав Селенус», в книге «Шахматы, или Королевская игра» писал: «Эти русские, или московиты, очень хорошо и усердно играют в шахматы. Они так искусны в этой игре, что, по моему мнению, другим народам крайне трудно с ними соперничать».

В 1815 г. шахматы были объявлены обязательным предметом в Военной академии датской армии в Копенгагене. В обоснование этого решения начальник академии докладывал военному министру, что «игра, в которой существует около 72000 различных способов сделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию».

28 марта 1873 г. состоялся первый матч между сборными командами шахматистов двух крупнейших британских университетов - Оксфордского и Кембриджского. С этого времени они проводятся регулярно.

В Германии широкую известность приобрела «шахматная» деревня Штребек (Штропке). О ее истории и традициях существует немало легенд. Согласно одной из них, она существует уже около 1000 лет. В 1823 г. в местной школе было введено преподавание шахмат (с 3 класса). Еще один рассказ повествует о том, что посватавшийся к местной невесте должен был «выиграть» ее за шахматной доской у ее родителей. В случае проигрыша партии претендент не только получал отказ, но и выплачивал денежный штраф. Нередко родители передавали роль экзаменатора деревенскому старосте - по традиции, сильному шахматисту. Это обеспечивало общине Штребек неплохой доход.

С 1886 г. (с матча Стейниц - Цукерторт) проводятся соревнования на звание чемпиона мира по шахматам. Правда, после того как чемпионом мира стал Каспаров, претенденты разделились, и последние розыгрыши звания проводились по двум независимым лигам (получалось два разных чемпиона мира). Сейчас ведутся переговоры об их объединении. Остается надеяться, что последующая история шахматных состязаний будет единой.

«Я никогда не слыхал, чтобы виртуоз-математик, выступающий в варьете, плохо производил свои сложения, умножения и т. д. из-за отсутствия подходящего настроения. Но как раз от художника, нервная система которого реагирует тончайшим образом, нельзя требовать, чтобы он во всякое время достигал совершенства» Рети

‘Благородная игра — шахматы. Благородная необыкновенной, философской стройностью. Ее глубины открываются только для посвященных, и чем глубже вы постигаете ее, тем более широкие горизонты открываются перед вами. Как в философии, как в математике, как в поэзии.

Один умный человек сказал, что шекспировские драмы никем не написаны: они такое же произведение природы, как воздух, вода, солнце. Точно так же и шахматная игра не сочинена никем: она управляется теми же законами, повинуясь которым всходит и заходит солнце, растет дуб и поет соловей. В ней нельзя ничего прибавить и ничего убавить’.

До настоящего времени было почти общераспространенным мнение о шахматах как о явлении исключительно умственного, рационального порядка.

Только за последние годы начало оформляться иное понимание их сущности, вскрывающее в них черты искусства.

Полученные нами результаты экспериментов дают одинаковое основание, чтобы характеризовать шахматы, как признаками знания (интеллекта), так и признаками искусства (творчества, образов). Мы не можем более точно формулировать это соединение, как только положением о том, что шахматы представляют собою интеллектуальное искусство. Их интеллектуалистическая, рациональная природа в яркой форме выявлена общей созерцательною психологией шахматного мастера и присущей ему значительной силою синтетического мышления и представления. Их принадлежность к миру искусства с неменьшей яркостью засвидетельствована не только необъятными творческими перспективами, раскрытыми перед всяким игроком, но и интуитивными, «форменными» моментами игры и, наконец, наглядно-созерцательным материалом, лежащим в основе всей ее сложной мыслительной стратегии.

Здесь лежит и огромное различие между шахматистом и математиком. И тот и другой должны обладать сильно развитой способностью обобщения и абстракции. Но у математиков еще более важное место занимает способность анализа, сравнительно мало проявляющая себя в психо-механике шахматиста. Кроме того, у математика его абстракции всегда остаются только абстракциями, т.е. обезличенными объединениями абсолютно-однородных, «отрешенных» единиц — у шахматиста же его обобщения производятся в пределах реального и всегда остающегося для него в силе разнообразия индивидуальных характеров отдельных фигур и отдельных полей. Математик в своих обобщениях является статистиком, шахматист — педагогом и художником. Для математика — все клетки равны, для шахматиста каждая фигура, каждое поле доски — особая индивидуальность. Вот почему только психически-дефективный математик может всерьез волноваться от своих цифр. Наоборот, только психически-дефективный шахматист может не волноваться во время игры. Вычислительные способности всякого математика не могут колебаться изо дня в день. Игра шахматиста — колеблется непрерывно. По связи с этим мы не можем не остановиться на резко бросившейся нам в глаза и зафиксированной в наших протоколах, по показаниям ряда мастеров-шахматистов, роли объективных факторов в шахматной игре.

Что сила игры шахматиста не есть величина постоянная, — это сами шахматисты и их наблюдатели уже давно хорошо знают. Однако, относительно причин этого явления существует значительное разнообразие мнений, если не вообще отсутствие их. Общая неопределенность всех, тех объяснений, какие даются обыкновенно моментам неуспеха, постигающего нередко крупнейших шахматистов в состязании даже с гораздо более слабыми партнерами, нашла себе специальную терминологию: о шахматном маэстро, который играл в турнире неудачно, говорят, что он был «не в форме». Наблюдения, произведенные лабораторией, вскрыли целый ряд моментов, обусловливающих собою это состояние и отчасти открывающих поэтому для нас загадку случайных шахматных побед и, главным образом, временных поражений. Прежде всего необходимо отметить огромную роль чисто локального, местного, географического момента.

Все иностранные шахматисты в общем и целом играли у нас относительно слабее, почти все русские — соответственным образом, относительно сильнее обычной их игры в условиях международных турниров. Это заставляет в ясной и отчетливой форме констатировать факт более выгодного, преимущественного положения в шахматной игре того, кто играет у себя дома, сравнительно с тем, кто играет на стороне, т.е. в чужой стране. Чемпионат Ласкера с Капабланкою и оглушительный успех Боголюбова подтверждают это как нельзя лучше. Провал Шпильмана у нас и сейчас же победа в Земмеринге — еще более подтверждают это. Это совершенно естественно и понятно, если учесть то, как влияет чужой воздух, вода, пища, обстановка жизни и обстановка турнира на всякого иностранца.

В протоколах лаборатории имеются и подлинные заявления такого рода со стороны отдельных представителей турнира (Шпильмана, Эйтса, Рубинштейна и др.), давших целый ряд ценных указаний на основании собственного опыта относительно причин, обусловливающих успех-неуспех в шахматной игре. Это же подтверждается и собственными объяснениями, которые давал Боголюбов своей неудаче в Нью-Йорке.

Другая закономерность, в большей степени субъективного характера, но имеющая строго-объективное значение, заключается в огромном значении субъективного «шахматного» самочувствия игрока, обусловливаемого удачей или неудачей предыдущих турнирных партий. Шахматный игрок, проигравший предыдущую партию, имеет субъективное предрасположение к тому, чтобы проиграть и последующую. Проигрыш 3 — 4 партий подряд оказывает уже в полном смысле слова деморализующее влияние на игрока.

Здесь получается полная аналогия с фактической борьбою и даже войною и полное совпадение «шансов на победу» у шахматного игрока, проигравшего несколько партий, с теми, какие имеет фактический полководец и фактическая армия, потерпевшая несколько поражений. Но не менее полная аналогия имеется здесь и с фактическим творческим путем художника, в прогрессивном развитии (карьере) которого каждый последующий шаг является непосредственно обусловленным предыдущим успехом или неудачею.

Общественно-педагогическая роль шахмат

Полученные нами результаты принуждают нас к существенно иной оценке педагогического значения шахматной игры, сравнительно с тем, что высказывалось о ней некоторыми, затрагивавшими этот вопрос до сих пор. Уже в комментариях к психограмме шахматиста мы дали ответ, — поскольку для этого у нас имелись данные, относительно того, какие свойства шахматного мастера надо считать врожденными и какие — приобретенными в процессе игры. Мы не должны, однако, забывать того, что различие между врожденным и приобретаемым всегда только временное и относительное. Врожденным признается все то, что было приобретено более или менее отдаленными предшествующими поколениями и передается нам но наследству, как готовое достояние.

Это значит, что дальновидная социальная педагогика должна строить свои оценки не только на факторе индивидуальных достижений, т.е. приобретаемого в течение личной жизни, но включать в них все то, что вообще является положительным с точки зрения интересов общественного развития.

Как мы видели выше, психологическими предпосылками шахматного «таланта» являются, по-видимому, более сильно выраженные некоторые общие интеллектуальные и вообще психические функции, каковы: синтетическая сила мышления; не теряющее в своей напряженности широкое, «распределенное» внимание, приспособленное к восприятию динамических соотношений; общий формальный, но в то же время созерцательный, логический, но в то же время не абстрактно-логический, но предметно-логический слад ума, — все эти свойства имеют не только узкое шахматное значение, но и гораздо более широкое общечеловеческое. На этом то, по-видимому, широком психологическом базисе в результате занятия шахматным искусством, вырабатывается та, изложенная нами в психограмме шахматиста, своеобразная организация умственного материала, которая имеет для шахматиста гораздо большее значение, чем чистая функция памяти, воображения и, может быть, даже внимания.

С этой стороны — относительно оценки значения шахматной игры не может быть двух мнений: способность синтеза и обобщения; широкое, чуждое односторонней сосредоточенности, внимание, схватывающее более живую, актуальную (динамическую) сторону объективных отношений, предметность, т.е. своеобразный «реализм» мышления шахматного игрока; наконец, несомненный актуализм игры, со стороны своего чисто психологического содержания, сочетающей — под контролем интеллекта — и эмоциональную и волевую стороны нашей. психики, — оставляя нашу волю полностью открытою для воздействия на внешний мир, — все это заставляет при знать безусловно-положительное значение шахматной игры и той тренировки, которая приобретается серьезным занятием ею.

Поскольку перечисленные качества представляют собою, безусловно, положительные черты характера — шахматная игра становится могучим методом самодисциплины и саморазвития, приносящим пользу не только тем, кто может стать мастером, но и тем, кто этих задатков не имеет: она содействует развитию педагогически — ценных качеств.

Наша положительная оценка массового распространения шахматной игры сама собою освобождает от опасных сторон исключительной и односторонней специализации в области шахмат и только шахмат. Поскольку по полученным нами данным шахматная игра оставляет волю человека свободной и открытой для практической жизненной деятельности, она нисколько не принуждает сама по себе к такой односторонней и исключительной специализации. Поскольку шахматная тренировка — в большей степени, чем какая-либо другая, оказывается находящейся в положительной зависимости от свободных промежутков и интервалов, не заполненных игрою, которые никогда не ведут к понижению силы игрока, но всегда — к ее повышению, — постольку совмещение с шахматами какой-нибудь другой практической (или даже научной) деятельности является даже необходимым. Так, в действительности и бывает в огромном большинстве случаев: не только мелкие и средние игроки, но и большие мастера почти всегда совмещают с шахматной игрою какую-нибудь другую службу или деятельность. Примером этого могут служить и Ласкер (философ), и Капабланка (дипломатический советник), и Алехин (юрист), и Видмар (профессор), и, конечно, почти все мастера шахматной игры, кроме некоторых.

Мы склонны допустить, однако, справедливость мнения, высказанного русским автором, что исключительное самоограничение себя одним только кругом узко шахматных интересов, вследствие обнаруженной в наших экспериментах, исключительной силы драматизма и эмоций, свойственных игре, может приводить к роковым для личности игрока потрясениям.

Это становится особенно ясным, если дать отчетливую характеристику шахматной игры, как явления исключительно интеллектуального, мозгового, головного порядка, — в чем все же, несмотря на описание в этой работе множество факторов, действующих в этой игре, — нельзя не видеть существенной односторонности даваемого ею развития. Само собою разумеется, что интересы здоровья и физического развития, не бесполезного, как мы видели, и для самой шахматной игры, уже не только допускают, но настоятельнейшим образом требуют специального внимания к чисто-физической стороне жизни нашего организма, т.е. физических упражнений, физического труда, гигиены жизни — стоящих так далеко от интересов узко-шахматной тренировки.

Однако, эти добавочные требования не только не суживают, но наоборот, значительнейшим образом расширяют круг тех, кто может быть призван к шахматной игре. Устраняя отрицательные стороны узкой, односторонней специализации, мы тем самым превращаем шахматное искусство в массовое народное занятие, для которого турнирные борцы, мастера и чемпионы, являются только примерами и масштабами для оценки.

Шахматы — безусловно, как по природе своей, так и по истории своего происхождения, — заслуживают того, чтобы стать массовой народной игрой, в большей степени, чем предметом турнирных состязаний, которые, конечно, всегда будут необходимы как образец и стандарт.

Шахматная игра как явление общественной жизни

Доска, разделенная на 64 квадрата. Две партии незатейливых фигур — черных и белых. Каждая из них находится в распоряжении одного из игроков. Передвижение фигур по квадратам доски, регулируемое определенными правилами, и составляет все содержание игры. Задача каждого игрока — поставить одну из фигур противника (главную) в такое положение, чтобы она не могла, по правилам игры, ни передвигаться, ни остаться в занятом положении, но оказалась бы вынужденной сдаться — быть «убитой».

Такова внешняя сторона шахматной игры. Что то простое, почти примитивное, детское. Названия фигур: «король», «слон», «конь», еще более усиливают наивность всего построения игры, близость к детской игре-забаве. Какая бедность фантазии, несерьезность положения! Как будто взяты первые попавшиеся жалкие средства для того, чтобы уйти от действительности, от серьезной, жизненно-ценной работы, достойной времени и сил культурного, взрослого человека.

Но сотни тысяч людей часами и днями просиживают за этой игрой. Получив начало в глубокой древности, игра переживает государства, смены политического строя. Распространение ее не ограничивается ни своеобразием культуры, ни обособленностью сословных, классовых, этнических и государственных группировок, ни особенностями профессии. Философ, математик, дипломат, рабочий, — совмещают со своей специальной жизненной работой увлечение шахматной игрой. Седовласый ученый с не меньшей серьезностью и волнением переставляет фигуры, чем еще только начинающий школу юнец. Прославленные мастера игры пользуются одинаковым признанием и восхищением среди представителей различных стран и классов, являются всемирно известными знаменитостями, имена которых не менее популярны, чем имена знаменитых представителей искусства и науки.

Многочисленные клубы и кружки шахматистов способствуют удовлетворению интереса к этой игре, которой помимо того уделяется место почти во всяких клубах. Связь между отдельными организациями, культивирующими шахматную игру, получает международный характер и находит выражение в устройстве турниров, где состязаются в мастерстве игроки различных стран и где в состязании чемпионов отдельных стран выдвигаются мировые чемпионы шахматной игры.

Широкое распространение игры и серьезная заинтересованность в ней вызвали появление обширной литературы, не уступающей по размерам любому отделу науки. Помимо руководств по обучению шахматной игре, помимо книг, посвященных специальным вопросам, теории и техники шахматной игры, десятки периодических изданий на всех языках разносят новинки шахматного мира. Специально выработанный условный язык дает возможность облегченного международного общения в этой специальной области. После этого не станет удивлять и тот факт, что видные специалисты шахматной игры всю жизнь отдают ей или связанной с ней литературной работе, находя в этом свое жизненное призвание и источник существования.

Приведенные факты ясно говорят о том, что шахматная игра претендует на довольно значительное место в общественной жизни людей.

Поэтому мимо нее не может пройти ни социальная психология, имеющая задачей научное освещение проявлений общественной жизни, ни социальная педагогика, оценивающая эти проявления с точки зрения интерес сов общественного строительства, как средство или выражение культурного развития общества. Первая выясняет внутреннее содержание, характер и природу того или другого явления социальной жизни, его причины и его влияние на отдельные стороны жизни общества и его членов. Вторая дает оценку этому явлению с точки зрения основных задач, стоящих перед обществом и личностью, и указывает средства для его укрепления и распространения или для борьбы с ним.

По отношению к шахматной игре величайший интерес представляет уже самый факт увлечения ею и широкой распространенности ее. На первый взгляд он может показаться прямо загадочным. И лишь психологический анализ игры может объяснить эту странность, раскрыв, — что именно дает личности эта игра, какие стороны личности она затрагивает, каким интересам и потребностям дает удовлетворение. А вместе с этим может быть дан ключ и к тем сокровенным уголкам человеческой психики, откуда произрастает увлечение шахматной игрой и другие подобные явления.

Шахматная игра, отличающаяся строгой определенностью, законченностью, ясностью логической структуры, составляющая любимое увлекательное занятие взрослых культурных людей и сохраняющая наиболее типичные черты игры вообще, может служить ценнейшим материалом и для изучения психологического смысла всякой игры вообще, ее значения в жизни личности и общества, и для определения таких сторон и форм игры, которые надлежит культивировать в интересах общественного развития..

Философия шахматной игры

Как общий вывод из произведенных нами экспериментов приходится указать необычайное разнообразий психических функций, проявляющихся в шахматной игре. При этом все они не упражняются в отдельности, а даны в синтетическом объединении, характерном для естественных жизненных обнаружений. Здесь дано экспериментальное воспроизведение наиболее существенного жизненного явления — борьбы: И в этом воспроизведении выпукло представлена самая суть жизненного процесса — столкновение противоречий. Больше того, эта борьба носит на себе все признаки действительной борьбы, фактического состязания двух, независимых друг от друга, враждующих воль.

Хотя самый процесс игры, складывающийся из разрешения целого ряда чисто-мыслительных задач, носит как бы специфически-интеллектуальный характер, — тем не менее роль волевого начала в шахматной игре остается огромной. Здесь именно, больше чем в какой бы то ни было другой нашей творческой работе, сказывается все огромное значение волевого усилия, как регулятора не только наших действий и движения. но и нашей изобретающей, комбинирующей, испытующей, экспериментирующей мысли.

Здесь действительно могут встретиться моменты, когда «воля к победе», заставляет нашу мысль доходить до сверхъестественного напряжения, далеко превосходящего границы нормального и допустимого, и эти-то именно моменты и являются причиною столь часто постигающих шахматистов душевных катастроф. Здесь в чисто-психической сфере происходит совершенно то же, что происходит с нашим физическим организмом при всякой превосходящей наши силы физической борьбе: как физический организм победителя в спортивных состязаниях может быть поражен во всех основных своих жизненных функциях, разбит, так и интеллект шахматиста подвергается опасности дезорганизации и разрушения.

Вот почему наша «психограмма шахматиста» говорит не вообще о необходимости сильной воли для шахматиста, но о необходимости дисциплинированной воли, желая подчеркнуть тем чрезвычайную необходимость умелого расчета своих сил, своевременной предосторожности от перенасилывания мысли.

Философски глубокий, в сущности говоря, победоносный, хотя и непонятый шахматистами, отказ гениальнейшего шахматиста нового времени Э. Ласкера от продления объективно-неудачного для него матча с Капабланкою должен послужить на многие годы героическим примером для подражания всем шахматистам вообще и мастерам в особенности.

Однако, если воля проявляется в этой игре исключительно, как воля к победе, то, наоборот, субъективные эмоции играют совершенно другую роль и совершенно иначе себя проявляют.

Шахматная игра отличается исключительно богатой, обостренной эмоциональностью. Ни в одной другой игре эмоции не проявляют себя с такой яркостью и остротой, потому, что во всех прочих играх, мы всегда имеем возможность, в случае поражения, апеллировать к более высокому критерию оценки, перед лицом которого понесенное нами поражение сравнительно неважно, второстепенно, малозначительно.

Много ли обидного в том, что я — не первый силач в состязаниях по тяжелой атлетике? Разумеется, ничего больше, кроме отсутствия приза — и только. Много ли обидного в том, что меня поколотили в боксе или перегнали в беге? Разумеется — небольше, чем сколько заключается этой обиды в наличности не самых крепких кулаков и не самых быстрых ног. Что особенно обидного для меня в том, что я плохой стрелок, плохой наездник, даже плохой музыкант, художник или поэт — если я могу быть умным человеком, мыслителем, теоретиком, человеком глубоких познаний и прочее и прочее?

В этом-то именно и заключается зерно скрывающейся здесь трагедии. На основе глубочайшего биологического закона эволюции, поставившего разум на последнюю и высочайшую степень достижений всего живого на земле, — этот разум является для нас послед ней и высочайшей апелляционной инстанцией.

Что же дают шахматы?

Они дают объективную меру нашего разума, они лишают нас возможности и права апеллировать к чему-либо еще более высокому и авторитетному. Они, в случае поражения, разрушают нашу последнюю надежду на самооправдание, повергая нас в подлинно-трагическое состояние. На этой-то именно, глубоко интеллектуальной на первый взгляд, почве и возникает глубочайшая, как это ни странно, исключительно обостренная эмоциональность всей игры.

Всякий отдельный ход, наш или противника, поскольку он приближает нас к победе или поражению, вызывает в нас целую симфонию то более, то менее сильных и острых эмоциональных переживаний. Эти эмоции не имеют никакого непосредственного отношения к процессу самой игры, даже, наоборот, они почти всегда без исключения явным образом вредят ей, осложняя своими волнениями и без того трудное положение нашего разума и нашей воли. И тем не менее, они всегда и неизбежно встают при каждом шаге игры, поднимаясь в острые, драматические моменты до подлинно патетической силы.

Результаты произведенных нами экспериментов заставляют признать, что здесь играет существенную роль еще и другой момент в психо-механике шахматиста, столь ярко вскрытый нашими экспериментами, именно то, что мы назвали предметным характером мышления шахматистов.

Эта предметность мышления, наряду с объективно-состязательным характером самой игры (два независимых друг для друга нераспознанных противника) и наряду с этим «испытанием разума», — дает еще одно сильнейшее основание к тому, чтобы поставить психо-технику шахматиста в условия не только реальной борьбы и войны, но притом еще и борьбы, носящей катастрофический, трагический характер, борьбы, стоящей на границе человеческих сил.

Шахматы есть, таким образом, не просто интеллектуальная игра, но интеллектуальная игра, имеющая объективно-предметную природу и облеченная в психическое одеяние подлинных настроений и переживаний, свойственных уже не игре, как таковой, но реальному состязанию, фактической борьбе и войне и притом еще в осложненной, драматической форме.

Это борьба, однако, в некоторой изолированной, не сливающейся и не соприкасающейся с жизнью сфере, и эта именно изоляция все же сохраняет за нею, несмотря на драматизм и обостренность, подлинные черты искусства и вдохновения.

Однако, исследование всякого сложного явления только тогда получает окончательное завершение, когда все отдельные выводы работы, — выясняющие составные элементы изучаемого предмета, их природу и взаимную связь, — найдут свое выражение в общей формуле, охватывающей своеобразие явления в целом. Не всегда можно дать точное определение. Чем сложнее явление, чем полнее и глубже отражаются в нем основные законы жизни, — тем труднее уложить его в рамки определенных понятий, подчинить законам формальной логики. Определение всегда будет ограничением (determinatio-negatio).

Отсюда возникает потребность в таких терминах и таких формах мышления, которые соответствовали бы сложности и подвижности свойств и проявлений действительности. Вместо застывших и сковывающих формул выдвигается описание, как более гибкое, способное охватить разнообразие и изменчивость. Но и описание может разъединить моменты единого целого. Для истинного знания необходимо восстановление конкретной полноты, целостности изучаемого предмета. Если не точная формула, то полное живого смысла слово, — слово, как символ, — может выразить природу и самую суть предмета.

ИСКУССТВО в шахматах представляет собой не менее существенный, чем наука, аспект игры. По С. Ожегову, искусство - это творческое отражение, воспроизведение в художественных образах действительности. Отражение мысли посредством шахматных образов - искусство высшего порядка. Мало найдется охотников утверждать, что в шахматах нет творчества. Вне сомнений шахматная партия - это творчество, многоуровневое, разноплановое. Возведенное в разные степени, оно способно быть искусством.

Искусство - это особая форма общественного сознания, посредством которого познается окружающий нас мир. Не случайно шахматный мир по многообразию параметров сравнивают с миром реальным (А. Луазис). Значит, данную игру можно рассматривать и как модель общества. Это - еще один способ научного погружения: модель мира, его развитие, отношения в нем...

Многие считают шахматы интеллектуальным искусством. А вот умозаключение Т. Петросяна, которое он приводит в своей кандидатской диссертации, разрубившее, на наш взгляд, гордиев узел дилеммы "наука или искусство?" Он считает науку и искусство двумя равноправными формами общественного сознания и фундаментально это обосновывает. Эстетика шахмат - самостоятельный курс, рожденный из практики.

Красота в шахматах способна поражать душу так же, как и малиновый закат, как россыпь серебра в ладошке травинки, как пульсирующий родничок - исток великой матушки Волги... Шахматы - своеобразная и замечательная модель эстетического воспитания растущего поколения, словно запрограммированная на формирование чувства прекрасного. О принадлежности шахмат к материальной и духовной культуре метко сказал А. Бисно. По его мнению, в шахматах содержатся элементы культуры, искусства и интеллектуальных достижений всей истории цивилизации. С этим высказыванием перекликается и утверждение Я. Рохлина, что шахматы, как и любая область искусства, создают культурные ценности.

Таким образом, искусство в шахматах предстает как форма общественного сознания, создающая культурные ценности и осваивающая окружающую нас действительность присущими ей средствами, как однопорядковое с наукой явление, как элемент прекрасного, как способ воспитания.



Шахматы в искусстве

Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства. Помимо огромного числа произведений, где игра в том или ином виде упоминается вскользь, существуют и такие, в которых шахматы являются основой сюжета, или играют важную роль в какой-то его части, или просто заметно выделяются автором.

Великий русский писатель Владимир Набоков подчёркивал близость шахматной композиции и литературного творчества. Писатель считал составление шахматных задач не только формой своеобразного интеллектуального развлечения, но и занятием, полезным для развития творческой фантазии. В своём романе «Дар», Набоков посвятил шахматам целую главу, в которой передал его герою, Годунову Чердынцеву, свою страсть к составлению шахматных задач. В 1970 году в Нью-Йорке, Набоков опубликовал свой сборник «Стихи и шахматные задачи». В этот сборник он включил 35 стихотворений на русском языке, 14 на английском и 18 шахматных задач. Рассказывая в предисловии к сборнику столь необычное соединение в одной книге своих поэтических и шахматных произведений, Набоков писал: «Наконец, шахматы. Я считаю излишнем оправдывать их включение. Шахматные задачи требуют от композитора тех же достоинств, какие характеризуют всякое достойное искусство: оригинальность, изобретательность, сжатость, гармонии, сложности и блестящего притворства. Задачи – поэзия шахмат»

Примеры использования шахмат в различных видах искусства:

  • «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэррола (1896);
  • «Игра в шахматы» - название второй части поэмы Томаса Элиота «Бесплодная земля» (1922);
  • «Checkmate» («Мат»), балет Артура Блисса (1937);
  • «Шахматная новелла», последний рассказ Стефана Цвейга (1944);
  • Седьмая печать, фильм Ингмара Бергмана (1957);
  • Вся королевская конница, рассказ Курта Воннегута из сборника «Добро пожаловать в обезьянник» (1968).
  • Телесериал Twin Peaks;
  • Люди-Икс (фильм);
  • «Шахматы», мюзикл Тима Райса и участников группы ABBA;
  • Трёхмерные шахматы в нескольких эпизодах сериала «Star Trek»;
  • Geri"s Game, авторский мультфильм, где пожилой мужчина играет в шахматы сам с собой;
  • Фламандская доска, роман Артуро Переса-Реверте;
  • «Восемь», первый роман Кэтрин Невилль (1988)
  • В аниме «Last Exile» («Последний изгнанник») все эпизоды носят названия шахматных ходов.
  • «Миттельшпиль», рассказ Виктора Пелевина, в котором столкновение «белых» и «черных» участников мистическим образом связано с происходящей одновременно шахматной партией, трансляцию репортажа о которой они время от времени слышат по радио.
  • Шахматные картины
  • Роман международного гроссмейстера, чемпиона СССР Александра Котова «Белые и черные» о чемпионе мира по шахматам Александра Александровича Алехина. Также Фильм «Белый снег России» по этому роману.

Философия шахмат

Шахматное искусство прошло многовековый путь формирования и развития последовательно в индийской, исламской, западной и русской цивилизациях. Именно в большей степени шахматисты России, Советского Союза и затем снова России, явились главными действу­ющими лицами периодов классических шахмат и неклассических шахмат. Заметим, что если ранее можно было говорить о локальности культурных организмов, то в конце XX -начале XXI в. вызрели их многосторонние свя­зи. В шахматном сегменте мировой культуры - это, прежде всего, взаимодей­ствие русской и западной цивилизаций. В этом процессе участвуют и шахмати­сты восточных цивилизаций(В. Ананд, Т. Раджабов и др.). История развития шахматного творчества - явление сложное, противо­речивое. Модель этого явления не однолинейна, а представляет собой неко­торую криволинейную фигуру. И только частью этой графики может быть «огромная дуга» познания методов ведения шахматной партии, описанная А. Суэтиным. Деление на периоды истории шахматного творчества нами дано с пози­ции философской диалектической методологии.Развитие шахматного творче­ства рассмотрено в динамике, главный принцип исследования - историзм. В современной картине мира анализ социально-гуманитарных структур пред­полагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и слу­чайных факторов. Современные ученые и философы понимают ограничен­ность рационализма. Классический рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества

Философской проблемой является соотношение между двумя сторона­ми шахматной партии. С одной стороны - классические партии созданы твор­чеством человека, имеют стройную логику и, нередко, подлинную красоту. А с другой стороны - партия есть спортивный поединок, в котором торжеству­ет не только более продуманная стратегия, но и неожиданные факторы. Это: цейтнот и нервное напряжение мастеров, ведущие к ошибкам в оценке по­зиций и в расчете тактических операций.

Творческий облик шахматного мастера начала XXI в. складывается из основных свойств (типов мышления) и личностных качеств. Шахматист, иг­рая партию, вооружен идеями, как сугубо рациональными, так и иррацио­нальными, много отличающимися от логики оценки позиции, алгоритмов плана и расчета операций. В этом творчестве должны быть и навыки классических шахмат, «прозы рационализма», и вдохновенное искусство интуитивных решений. Даже многие творцы науки подчеркивают роль фантазии и «иррациональных скачков» в исследованиях. Интуитивные прорывы и психологические приемы нужно соединять с логическими и опосредованными методами. Вопрос о соотношении классического и неклассического подходов в творче­стве мастера должен решаться индивидуально. Шахматист в своем совершен­ствовании должен опираться на свои сильные природные свойства и в то же время работать над своими недостатками, решать проблемы «другой рацио­нальности». Большинство шахматистов наделены в большей степени либо конкрет­но-образным, либо абстрактно-рассудочным типом мышления. Первые - сильные тактики, стремящиеся к острой, порой иррациональной борьбе, ча­сто жертвуют материал. Вторые - стратеги с холодным и практическим умом, склонные к мышлению общими схемами. Реже встречаются шахматисты уни­версального типа. Такова уж природа человека, что он рождается со сложным набором свойств.И в этом наборе разных людских достоинств и слабостей (призна­ков - по К. Юнгу), порождающих огромный диапазон мнений и поведений, заключаются предпосылки творчества, в том числе шахматного творчества, и общий прогресс творчества. Важнейшими закономерностями развития науки являются ее диалектизация, дифференциация, ее ответы на потребности людей. В XX в. вступили в силу новые дисциплины, отвечающие потребностям в признании достиже­ний индивидуумов, в выборе профессий и в коммуникации. Это - психология личности, психоанализ и соционика.Новейшая из них, соционика, изучает диф­ференциальные признаки и социотипы людей. Наконец, в шахматном творчестве мы видим объект индивидуализирован­ного проявления культуры. Поэтому для предмета нашего исследования ха­рактерны: описание особенностей событий (фактов, явлений), объекты по­знания в большинстве своем неповторимые и, нередко, уникальные. Пред­метом нашего познания является мир человека (а не вещь!). В этом пред­мете человек включен как автор и исполнитель «собственной драмы», ко­торую он же и познает. Эм. Ласкер писал: «Шахматы учат нас, как бы мог­ла сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей. В этом смысле они являются отображением жизни. В шахматах разыгрывается миниатюрная драма искушения, вины, борьбы, напряжения и победы спра­ведливости». И поскольку шахматное творчество - индивидуальное проявление, то облик конкретного шахматиста определяют такие факторы: природный та­лант и «стартовые условия», трудолюбие и способность программироваться (специальная память). Наконец, шахматист включает в процесс познания и личностное знание. А это: личная аналитическая работа; изучение лучших партий современных мастеров; личное общение с шахматным наставником; личное знакомство с миром во всем его многообразии. То есть все то, что называется «живым восприятием жизни».

В шахматах проявляется и сложная, противоречивая логика взаимосвязи случайного и необходимого. Проявление на шахматном материале таких фи­лософских категорий, как истина (абсолютная, относительная, объективная), как переход количества в качество, принципы сохранения энергии и целого ряда аспектов человеческих отношений, материализующихся в шахматной партии, еще будет привлекать исследователей.

Заключение

Шахматы - это уникальная игра, можно сказать, тихая игра музыки разума, как любовь и музыка, которые обладают способностью делать человека счастливым. Даже на шахматах можно сыграть симфонию. С другой стороны, как считает Г. Каспаров: «Шахматы - это муки разума». Это самая популярная настольная игра в мире, и она сочетает в себе элементы спорта, искусства и науки. Поэтому, если говорить о шахматах как об игре, в которой много красивых эпических приемов, люди, которые в них разбираются, могут получать удовольствие от просмотра игры, от комбинаций, то - искусство. Если же говорить о том, что в шахматах разыгрываются звания чемпионов республики, России, Европы, мира, то, конечно же, шахматы - это спорт, по нему проводятся все официальные соревнования. Научность состоит в том, что шахматы подвергаются анализу со стороны любителей шахмат, профессионалов, со стороны шахматных программ, производится изучение дебюта, середины игры и окончания, поэтому шахматы - это игра, которая сочетает в себе 3 элемента: искусство, спорт и науку.