Блоки Дьенеша — система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы. Эффективные занятия по математике с блоками Дьенеша: обучение в игровой форме Блоки дьенеша ударение

Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное - не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме - собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет . С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов. Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.

Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет . Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша. Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.

Можно найти другие очень привлекательные варианты блоков Дьенеша из дерева, но альбомы для занятий с ними обычно не идут. Альбомы, выпускаемые Корветом, вряд ли подойдут по размеру для блоков другого производителя. Еще можно отметить, что цены на деревянные блоки Дьенеша «кусучие». Поэтому я остановилась на блоках от Корвета.

Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)

Я давно присматривалась к авторским методическим материалам. До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.

Я решила обратить свое внимание на развивающие игрушки авторских методик. Конечно же, я позаботилась о подстраховке, закупив несколько плюшевых игрушек и набор для сюжетной игры в Икее. Никто не может гарантировать, что новая игрушка будет воспринята на «Ура». Собственно, у нас этого и не произошло.

Первое знакомство с блоками Дьенеша было полным разочарованием. Даже не знаю для кого разочарование было большим — для Яны, которой было просто не интересно выкладывать фигуры по шаблонам в альбомах, или для меня, которая так долго предвкушала её интерес к новым «развивашкам». Я снова и снова перечисляла Яне достоинства альбомов, играла с ними сама и с другими персонажами, пытаясь привлечь её внимание. Но всё было тщетно.

Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания 😈 . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.

После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов. Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.

Блоки Дьенеша | Произвольные игры

Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.

Выборки

Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.

  1. Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
  • красные/синие/желтые;
  • квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
  • толстые/плоские;
  • большие/маленькие.

Выборка по цвету

2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:

  • желтые квадраты и прямоугольники;
  • толстые и круглые фигуры;
  • маленькие и толстые треугольники;
  • синие и плоские фигуры.

Выборка по цвету и форме. Желтые квадраты и прямоугольники

Развиваем умение систематизации

Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.

Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.

Блоки разделены на ряды по толщине.

Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.

Продолжи ряд

Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект 😀 . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.

Цветовой ряд желтый-красный-желтый-….

Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…

Конструирование

Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .

В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.

Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.

Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение . За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.

Произвольное конструирование простейших объектов

Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни . Но главное, что процесс пошёл.

Произвольное конструирование. Конструирование объектов из реальной жизни для «продвинутых конструкторов»

Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.

Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша. Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам.

Альбомы для блоков Дьенеша

Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны на разные возраста. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.

Мне очень понравился альбом «Лепим нелепицы» (Babadu). На нём стоит маркировка «с 4-ёх лет», но если Вы увлеченно занимались с малышом развитием, то даже в неполные три года он может подойти. Этот альбом выгодно отличается красочным оформлением. Кстати, если у вас «развитый» ребенок 4-ёх лет, имейте ввиду альбом ему может быть уже не интересен. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм, размеров, объемов. Ниже я привела кликабельные фото разворотов.









Второй альбом в нашем арсенале «Маленькие логики» (Babadu). Он предназначен для малышей от двух лет. Оформление иллюстраций альбома достаточно скромное. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм и размеров.







Предвижу вопросы в каком возрасте лучше приобретать набор блоков. Уже в полтора года их можно использовать для изучения цветов, а в конце второго года для изучения форм. У нас они появились только к концу третьего года и мне кажется это своевременным. На мой взгляд, особо спешить не стоит. Оптимальный возраст знакомства с блоками будет зависеть от усидчивости и темперамента малыша. Для спокойной Яны — это конец третьего года, для активных малышей, возможно, это будет 4 года.

Купить блоки Дьенеша и журналы для занятий по ним можно тут: My-shop .

На этом про блоки Дьенеша у меня пока всё. Кстати, некоторые из произвольных игр можно адаптировать под другие развивающие игрушки, в том числе под детали Lego. Помимо блоков Дьенеша мы приобрели квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера и математический планшет с резинками (). Можно сказать, что в программе раннего развития Яны произошла перезагрузка. В ближайшее время постараюсь написать об этом подробней.

Во многих странах большой популярностью пользуется методика математической логической игры З. Дьенеша или, как её ещё называют, блоки Деньеша, для раннего развития способностей к гибкому, свободному мышлению у дошкольников и младших школьников. В последнее время (с 90-х годов налажено российское производство дидактического материала) эта система игровых упражнений, а также авторский комплекс наглядных пособий успешно практикуется отечественными педагогами в целях реализации задач познавательного и интеллектуального развития детей. Накоплен положительный опыт практического внедрения педагогической системы в коррекционных и разновозрастных группах.

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш - знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе - изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша :

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации .

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога - приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель - научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами Кубики, стороны которых содержат кодированные свойства (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак) Кубики, стороны которых содержат свойства, отрицание свойств, а также цифры от трёх до восьми Карточки содержат кодированную информацию о свойствах объекта Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок Схемы для приготовления пирожных Выбранный блок ребёнок размещает на схеме изображения предметов под цифрой, которую определил в результате решения примера на карточке Игра «найди домик для заблудившейся фигурки», в некоторых домиках может жить одна фигурка, в некоторых - несколько Каждый шарик подбирается путём решения карточки-символа Правильное раскодирование информации позволит подобрать нужные блоки и фигуры Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу 1 вариант - предложить заселить по одному жителю, 2 - по два жителя в каждую квартирку. Такую схема легко можно начертить самостоятельно Вот так можно нарисовать карточку-символ от руки В домашних условиях альбом можно заменить обычной разукрашкой Схема для изготовления логических фигур Параметры сторон логических фигур

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель - научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» - в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта - игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства Игра на изучение одного свойства Такие фигурки малыш с интересом сложит самостоятельно Также можно использовать карточки с геометрическими узорами Детям назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле - треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки - его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы - младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

Игры на систематизацию и логические действия

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи - треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые - в левой, а синие треугольные - в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки - вне кругов.

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель - развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Золтан Дьенеш (1916–2014 гг.) – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.

Теория основана на шести стадиях математического познания

    Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путем проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.

    Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения ее правил – важнейший педагогический «трюк».

    Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т. д., что подводит ребенка к необходимости мыслить абстрактно. Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.

    Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.

    Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.

    Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.

Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, и что будет интересно детям четырех- или шестилетнего возраста?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:

  • сначала учим детей выявлять свойства;
  • затем сравнивать предметы по найденным свойствам;
  • переходим к классификации, обобщению;
  • осваиваем логические операции и язык символов.

Как играть (варианты занятий)

Теоретически первые самые простые варианты подходят для самых маленьких, а последние – для детей постарше. Но не обязательно привязывать варианты к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу. Снова и снова играйте в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей двух-четырех лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме: скажем, не просто разбирать блоки по цветам, а собирать «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанную ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать для мышки «мостики» через речку.


Сравнение по свойствам

    Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

    Более сложный вариант игры – взять четыре игрушки: две похожих пары, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького, а также двух медведей – большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. То же самое и с зайками.

    После раскладывания фигур у малыша можно спросить: какие фигуры достались большому медведю – большие желтые (или большие прямоугольники)? А что получил маленький зайчик?

    «Кто быстрей». Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями: кто быстрее соберет больше красных блоков или кто быстрее соберет блоки своего цвета. Например, вы собираете все желтые, малыш – все синие.

    Более сложный вариант – собрать на скорость все блоки одного цвета, за исключением, например, треугольных или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки, у которых один общий признак, но и исключить из них часть «неподходящих».

    «Цепочки» – выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

    Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, сначала ребенок кладет желтый круг, но следующей фигурой должен быть желтый блок, но не круг, либо круг, но не желтый (к примеру, синий квадрат). Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

    Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого по всем четырем свойствам.

    Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало (один блок) и конец (абсолютно другой блок). Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.

    «Не свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Правильный ответ: не красный, не квадратный, не тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не блоки»: все не синие или не треугольные.

    «Угадай-ка». Для этой игры нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, родитель) берет один блок и так, чтобы ребенок не видел, прячет его в мешочек. Малыш должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура желтая?», «Она прямоугольник?» и т. п.

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.


Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать чудесные кубики и треугольники. А если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самых разных возрастов.

По материалам открытых источников

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.