«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы). Картотека сюжетно-ролевых игр: как упорядочить развивающую деятельность в детском саду? С чего начинается сюжетно ролевая игра

Наталья Александровна Потапова
Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка

«Сюжетно - ролевая игра , роль и значение в развитии ребенка »

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития .

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра , которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.

Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом , взятой на себя ролью или правилами , возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется : как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра - это школа жизни , школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть .

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Роль воспитателя в проведении сюжетно- ролевой игры

Существуют различные сюжеты ролевых игр , которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно .

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников .

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка , которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка , а значит , не представляют никакой пользы. «Семья» , «Магазин» , «Больница» , «Аптека» , «Парикмахерская» , «Перекресток» , – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам .

Основные цели и задачи, которые воспитатель выполняет при проведении сюжетно – ролевых игр : научить ребенка играть , содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения .

В группе для проведения сюжетно -ролевых игр должна быть создана предметно-развивающая среда , которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре . Задача воспитателя направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета .

Рассмотрим алгоритм проведения игр на примере игры в «Дочки – матери» .

Этап первый. Подготовка.

«Дочки – матери» это очень условное название игры, в которой речь идет о семье, ее быте и отношениях. Играть могут и папа с сыном. Здесь нам не нужно столь тщательное планирование. Суть отношений между родителями и детьми ребенок видит каждый день . И правила особо тут не надо оговаривать, равно, как и планировать заранее игру. Можно примерно оговорить сюжет , например, пускай, это будет день из жизни на даче. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли, возможно, ваш ребенок вообще захочет играть сам при помощи двух или тех кукол.

Этап второй. Игра .

Дайте волю фантазии ребенка . Присоединяйтесь к игре в любой из моментов, если ребенок играет сам . Многие родители, наблюдая за такой игрой со стороны, видят, как выглядят из отношения с ребенком , ведь в такой игре, ребенок проигрывает именно то, что видит каждый день. Вы можете взять на себя роль дочки или сына , отдав ребенку роль мамы или папы . Посмотрите, как ведет себя персонаж, за которого играет ребенок ? Вы никого не узнаете? Присмотритесь повнимательнее, этот персонаж похож на вас.

Этап третий. Обсуждение игры.

После того, как игра окончена , обсудите, все ли было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала поужинали, потом пошли купаться и только после этого позавтракали. Если да, обсудите, почему так вышло, что было не логично. Можете прямо по горячим следам переиграть нелогичный фрагмент , обсудить, что могло быть по – другому и спланировать, что вы хотите добавить в сюжет в следующей игре .

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка . Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями можно провести ряд консультаций : «Ребенок и его игрушки » , «Играйте вместе с детьми » , «Роль современной игрушки в жизни детей» . Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Методическая литература :

Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников» .

Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» .

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

(Корчак Я.)

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.

Социализация –это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В игре ребенок формируется как личность, у него закладываются качества, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

(На пикнике, Мы пешеходы, В магазине фото детей)

Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.

Это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов.

(Виноградова Н.А.)

Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.

Позволяют различать ситуации общения:

Понимать эмоциональное состояние других людей;

Адекватно выстраивать свое поведение;

Владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.

Условия формирования сюжетно – ролевой игры

    обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

    вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;

    подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);

    руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).

    Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.

Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.

Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка

    Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;

    Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;

    Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;

    Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером

(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);

    Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;

    Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.

    Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;

    Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;
2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;
3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;
4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;
5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе
сюжетно-ролевой игры

Способен:

    умение организовать игровое пространство;

    выстраивать процесс общения (слушать и слышать собеседника);

    анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;

    распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;

    неагрессивно настаивать на своем;

    рефлексировать свои поступки и поведение;

    разрешать межличностные конфликты.

Совместная игровая деятельность

ФГОС ДО, определил обязательный минимум требований
к социально-личностному развитию воспитанников в содержании программы, реализуемой в ДОО

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

В зависимости от содержания, игры делятся:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты - бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап

Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты - бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.

Третий этап

Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап

Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Организация образовательной деятельности по технологической карте моделирования игрового опыта детей.

Во время организации образовательной деятельности по моделированию игрового опыта детей упускается момент прослеживания структуры и взаимосвязи компонентов, которые помогают овладеть необходимыми знаниями, игровыми действиями, детям не хватает жизненного опыта.

У педагогов нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого этапа в отдельности.

Выводы

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Квитокская СОШ № 1 детский сад «Теремок»

Доклад на тему:

Сюжетно – ролевая игра.

Значимость игры, ее видовое разнообразие в дошкольном возрасте

Подготовил:

Воспитатель

Ладченко М.Г.

Март 2015 г.

Игра - основной вид деятельности в дошкольный период.

Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет де­ятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и от­ношения между ними».

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников - окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятель­ность детей и взрослых.

А. В. Запорожец отмечал: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».

Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской дея­тельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, пер­воначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова).

Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного «продукта». В ней все происходит «как будто». Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать «желаемые события». Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.

Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры орга­нично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольный период. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии и воспитании дошкольников

Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является, по мнению исследователей, то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д. Б. Эльконина, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру и т. п. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно.

Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредствен­ностью чувств.

К. Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свой взгляд, свои пред­ставления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи основные черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность, кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания, впечатления ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт.

Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо отметить ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

О педагогическом значении игры писали Р. И. Глуховская, Р. И. Жуковская, Н. К. Крупская, С. Н. Карпова, А. С. Макаренко, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие педагоги и психологи.

J1. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин раскрыли значение сюжетно-ролевой игры для психического развития. Они указывали, что в сюжетно-ролевой игре развивается мотивационно-потребностная сфера личности: у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности (стать взрослым и осуществлять его функции), возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность стать им. В сюжетно-ролевой игре возникает новая психическая форма мотивов (от мотивов, имеющих форму непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму общественных намерений).

Исследования психологов (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Я.Л. Коломенский, С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин и др.) подтверждают, что в сюжетно-ролевой игре складывается сим­волическая (знаковая) функция сознания, состоящая в ис­пользовании вместо реальных предметов их заместителей. Использование внешних, реальных заместителей переходит в ис­пользование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях дей­ствительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

А. В. Запорожец, опираясь на теорию П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что сюжетно-ролевая игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще, в силу возрастных особенностей, для него недоступные.

В исследованиях, проведенных под руководством Д. Б. Эльконина, на примере формирования некоторых интеллектуальных операций было показано, что в коллективной сюжетно-ро­левой игре у ребенка может происходить формирование объективной оценки рассматриваемого объекта или явления и переход его интеллектуальных операций на новый уровень развития (конкретно-операциональный). Появление возможности координации различных точек зрения осуществляется за счет формирования у ребенка «условно-динамической» позиции (одновременное нахождение на своей фактической и «условной» позициях) при последовательном взятии им на себя раз­ных игровых ролей.

Л.A. Венгер выделяет значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами.

Большое внимание исследователи уделяли выявлению значения сюжетно-ролевой игры для развития произвольных процессов.

Л. С. Выготский рассматривал формирование произвольного поведения с точки зрения развития аффективно-потребностной сферы. По его мнению, чтобы было удовлетворено основное желание ребенка – действовать как взрослый, ему необходимо подчинить свое поведение правилам. Выполнение правила есть средство реализации обобщенных аффектов ребенка.

Исследования А. В. Запорожца показали, что у дошкольников качественные и количественные показатели произвольного запоминания, удержания определенной позы, построения сложного движения в условиях сюжетно-ролевой игры гораздо выше, чем в ситуации выполнения прямого задания взрослого.

По мнению исследователей сюжетно-ролевой игры (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), развитие познавательных и волевых процессов, происходящее за счет особенностей игровой мотивации, связано главным образом с выполнением ребенком взятой на себя роли. Л. А. Венгер, Л С. Выготский, К. Д. Ушинский отмечали, что в сюжетно-ролевой игре развивается воображение. В. В. Давыдов указывал, что в игре развивается способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом и т. д.). Благодаря этому свойству воображения, по мнению В. В. Давыдова, дети используют в игре предметы-заместители, символические дей­ствия. Широкое использование в игре предметов-заместителей в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения (моделирование, схемы, символы и т.д.), что потребуется в учении.

Кроме вышеперечисленных значений сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка можно отметить значение игры для развития нравственных качеств личности (С. Н. Карпова, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др.). Через сюжетно-ролевую игру дети усваивают моральные нормы и правила пове­дения. В игре формируется стиль отношений, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы и т.д.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Она составляет значительный пласт игр дошкольников. Этому виду детских творческих игр присущи все особенности игры как деятельности. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие воображаемой ситуации, в которой разворачивается замысел игры. Игра оказывает влияние на все стороны развития и воспитание личности ребенка-дошкольника. Она имеет специфичную структуру. Рассмотрим компоненты сюжетно-ролевой игры.

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д.Б.Эльконин, Д.В.Мвнджерицкая, П.Г.Саморукова, Н.Е.Михайленко, Е.В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умствен­ного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происхо­дит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т.д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, твор­чества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольно­го возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображае­мая ситуация, сюжет, роли.

Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, со­бытий, взаимоотношений га жизни и деятельности окружающих. По­этому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов : действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.

В зависимости от количества элементов и типа связи между ними выделяют следующие структуры сюжетов игры:

1. Сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметное ситуации. Связь элементов в этой структуре оп­ределяется одной предметной ситуацией.

2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей оп­ределяется одной предметной ситуацией.



3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа, взаимо­действующих в одной предметной ситуации. Связь между элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персо­нажей.

4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персона­жей заданы отношениями между ними.

Игровое действие по форме может быть: предметно-замещающим, изображающим, обозначающим.

Разнообразие сюжетов и содержания определяет необходимость классифицировать их: я) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция.

Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослы­ми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовлен­ностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самос­тоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, как отмечают Т.В.Антонова, Л.П.Усова, Д.Б.Эльконин.

Каждая игра имеет частные мотивы: интерес к тем пли иным событиям; к действиям с предметом; стремление к совместной дея­тельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников; придумывание, фантазирование, создание в игре особой действитель­ности

Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются- на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных ис­точников: каждодневного жизненного опыта; специального, педаго­гически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.

Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ре­бенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отож­дествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предме­ты (водит машину как шофер, как врач делает укол, ставит гра­дусник и т.д.), вступает в разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного, осматривает его и т.д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали на­ибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это ма­ма, воспитатель, учитель, врач, шофер и т.д.

Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жиз­ни ребенка на основе предметных игр. Основные этапы ее развития были выделены Д.Б.Элькониным.

Первый этап . Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной после­довательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Це­почка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-замес­титель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное со­держание игры - действия с предметом. Эти действия развертывают­ся более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап . Основное содержание игры - по-преж­нему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партне­рами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направ­ленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие переме­жается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увели­чивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап . Основное содержание игры - от­ражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тема­тика игр разнообразная; она определяется не только непосредствен­ным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только дли­тельно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время."

В игре четко выделяется подготовительный этап: распределе­ние ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовле­ние (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логи­ке распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.

Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуще­ствуют.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателя­ми стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение те­матики игр, углубление нх содержания); использование игры в це­лях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руковод­ство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педа­гогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не на­рушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игро­вой деятельности.

азработка проблемы педагогического руководства свэсетно-ролевыми играми началась еще » 30-х годах (Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская). Были определэы пути целенаправленного педагоги­ческого воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников, были разработаны методы формирования детской игры, педагогические ас­пекты сочетания разных приемов с целью развития игры и расшире­ния ее влияния на ребенка (Т.А.Маркова, А.И.Матусик, В.Е.Вороно­ва, А. А. Анциферова и др.).

В 60-е годы А.П.Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения эта пов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути диффе­ренцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы продолжа­ются исследования (Р.А.Иванкова, Н.Е.Михайленко, В.И.Судакова).

На современном этапе также огромное внимание уделяется проб­леме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С.Л.Ново­селова, Е.В.Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выде­лить направление, для которого свойственно довольно жесткая рег­ламентация игры (К.Я.Вольцис), некоторые авторы допускают воз­можность руководить игрой при помощи косвенных приемов (Н.В. Седж, Р.Л.Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нем сочетается в единое целое приоб­ретение детьми знаний об окружающем мире, что дает возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития само­стоятельности и творчества детей.

Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязан­ные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельнос­ти ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры

Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.

Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения. Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.

Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.

Дети — дошкольники до поступления в школу достигают высокий уровень во всех направлениях личностного становления. Это касается уровня сформированности физической, интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности дошколенка.

Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми.

Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.

В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел.

В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.

Сюжет и виды игры

Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.

Сюжет может раскрываться играми бытовой, профессиональной и социальной тематики.

В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.

Содержание сюжетно-ролевой игры

На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.

Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко.

Замечено, что в старших группах, после того, как дошкольникам по-настоящему поставят в медицинском кабинете прививки, дети начинают еще чаще выбирать сюжет с таким содержанием игры, ставят прививки игрушечным шприцем.

Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.

Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.

На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.

В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.

Какие роли в игре берет на себя ребенок?

В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли.

Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.

Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.

Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине».

После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».

Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности

Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость».

При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.

Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила.

Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.

Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?

Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях.

Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.

Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.

У некоторых психологов до сих пор возникают вопросы, испытывают ли дети старшего дошкольного возраста подобные эмоции во время игры, или только изображают чувства?

Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.

Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.

Как ведущая деятельность, игровая деятельность имеет значение для становления эмоционального мира ребенка, способствует усвоению им моральных норм поведения.

Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием.

Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.

Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют.

При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.

При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.

Средства организации сюжетно-ролевой игры

Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка.

Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.

Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие

Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет.

Сюжета осуществляется посредством речи.

Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.

Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей . Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно.

Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.

Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему. Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход.

Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы.

Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности.

Как любая творческая деятельность, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.