Сборник пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста. Пальчиковые игры для малышей Пальчиковые игры с предметами

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  1. по столу ладонями;
  2. по столу подушечками пальцев;
  3. между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  1. одними и теми же пальцами разных рук;
  2. одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

Или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  1. покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  2. положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  3. взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  1. постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  2. подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

  1. перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  2. показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например:


Зайна Бекбауова
Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»

Цель мастер-класса :

Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики ;

Раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;

Расширять взаимосвязь логопеда и воспитателей с родителями воспитанников;

Внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.

Задачи :

1. Познакомить участников мастер -класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник , способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер -класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками , широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование : карандаши, мячи, прищепки,чистые носовые платочки, фасоль,горох,дорожка с пуговицами.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня я представлю мастер – класс , где познакомлю всех присутствующих с нетрадиционными пальчиковыми гимнастики .

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делает более выразительной.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Традиционные «Пальчиковые игры » - это инсценировка каких-либо рифмированных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры » - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Предлагаю поиграть следующие игры.

Давайте возьмем в руки карандаш.

Для этой игры используем карандаш с гранями.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик ,

Быть послушным научу.

Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк :

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

А теперь поиграем в следующую игру, где используем мяч-ежик.

Игра «Бабочка»

Не ползет и не бежит-

Над цветком она кружит.

За витком идет виток-

Вот и села на цветок.

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает : это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.

На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились - и разбежались они.

Быстро бежали - поди догони!

Не догонишь!

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки . Другая рука не поиогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Для этой игры используем коврик с пуговицами.

Игра «Пальцеход » с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук ,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили ,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили .

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке,и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать,искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика» "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Осенняя пальчиковая гимнастика Данная картотека пальчиковой гимнастики станет важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. ОСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ.

Пальчики и мячики (пальчиковая гимнастика) Любое дошкольное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, образовательная).

Малыш всегда рад новым знаниям. Он по своей натуре готов их получать и развивать свои способности. Никакая мотивация не требуется, чтобы кроха пожелал встать и идти или быстро ползти к интересующему его предмету. При этом и удержать его вряд ли что-то может, в любом случае разразится грозный крик, в котором будет заложено все негодование малыша о сложившейся ситуации. Для того, чтобы гармонично и правильно применяют различные методики. Но все они имеют одну основу – идет постепенное развитие мелкой моторики , которая и оказывает существенное влияние на общее развитие. Развивают ее по-разному, чаще всего применяют пальчиковые игры . Они, кстати, знакомы вам с детства. Ведь еще наши бабушки и прабабушки любили играть в «ладушки», «сороку-ворону», которая деток кормила и так далее. То есть создаются постоянно, а были всегда.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребенка очень важно, так как она влияет на многие другие функции мозга. Дело в том, что за мелкую моторику отвечает часть коры головного мозга , которая расположена близко к зоне, отвевающей за речь. Таким образом, разрабатывая и давая адекватную нагрузку ребенку малышу в детстве, вы способствуете развитию речи. Тут главное не переборщить. Не нужно заставлять годовалого ребенка собирать браслеты из бисера, но крупные бусы на шнурок он вполне может научиться нанизывать. Вроде простая идея, но какой хороший результат вас может ждать. Кажется мамы раньше и не думали об этом, доставая своим деткам банки с разными пуговками и бусиками. Но совершенно точно основоположниками данного развивающего упражнения можно смело назвать их. Занимаясь развитием мелкой моторики вы охватываете множество способностей малыша.

Развитие мелкой моторики так же способствуют развитию таких функций как:

  • Внимание;
  • Мышление;
  • Координация;
  • Наблюдательность;
  • Воображение;
  • Зрительная и двигательная память;
  • Речь.

ВАЖНО! Занимаясь развитием крохи важно давать адекватную нагрузку и проводить занятия регулярно. Если малыш болен или его что-то беспокоит – лучше отложить занятие.

Начало развития моторики: массаж

Начинать развивать мелкую моторику малыша стоит в возрасте примерно 6 месяцев. В этот период времени стоит заняться массажем детских ручек. Массаж подразумевает несколько техник, который в свою очередь включают в себя определенный набор движений. Делать массаж лучше в спокойной обстановке. Совершенно не обязательно проводить его сразу на двух ручках. Если кроха устал и не дается, то можно прерваться или перенести процедуру на более удобное для вас обоих время. Ведь здесь главное качество и постоянство.

При массаже необходимо уделять внимание нескольким зона м:

  • Ладошкам;
  • Пальчикам;
  • Предплечьям;
  • Кистям рук.

Посмотрите видео-ролик практикующего массажиста, в котором вы поймете что и как делать правильно:

https://youtu.be/4bV6ahaMvSQ

Так развитая мелкая моторика хорошо влияет на навыки повседневной жизни такие как умение обращаться с разными застежками:

  • Липучками;
  • Молниями;
  • Пуговицами;
  • Кнопками.

А так как вы не всегда будете рядом, да и самостоятельность никто не отменял, то важно малышу научится со всеми этими застежками обращаться самому. В садике ему будет легче всего одеться, когда с ними он будет знать что делать. Шнурки он вряд ли научится завязывать в яслях, но обучать принципу тоже можно. Ведь постоянно задействованные пальчики рук помогут в итоге справляться даже с самыми мелкими деталями.

Кстати, вы можете включить эти предметы в игру. Нашейте на ткань различные пуговицы и кнопки, таким образом, чтобы малыш мог учиться ими пользоваться, но не мог оторвать или съесть их. Деткам постарше для развития мелкой моторики подойдут упражнения со шнуровкой . Их можете придумать самим или в детских магазинах найти пару подходящих для вас вариантов:

  • Для мальчиков хорошо идут шнуровки с животными и машинками.
  • Для девочек – с одеждой и куклами.

Во всех играх, ориентированных на развитие мелкой моторики присутствуют определенные общие характеристики:

  • Обучение хватанию. Малыш учиться держать предметы разной формы и разных размеров.
  • Соотносящиеся действия. То есть он должен понять, что вначале надо состыковать предметы, если он хочет их с помощью шнуровки сцепить, а потом уже продевать в них шнур. То есть вырабатывается логика действий.
  • Подражание движениям взрослых. Поскольку все игры начинаются с демонстрации родителями действий, ребенок учиться их повторять за ними. При необходимости помогайте крохе. Ведь терпение у него тоже имеет рамки и границы.
  • Движение кистей и пальцев. В пальчиковых играх и игрушках для развития мелкой моторики часто присутствуют вращательные движения, что способствует развитию кистей малыша.

Игры с предметами и различными материалами

Такого рода игры легко организовать дома, без специальных принадлежностей. По сути, этот вид игр есть подготовка к выполнению бытовых задач, связанных с мелкой моторикой. Например, те же застежки относятся к этому виду игр.

Они направлены на развитие:

  • Хватательных движений;
  • Согласованных движений;
  • Точных и дифференцированных действий;
  • Ручных умений и навыков;
  • Ощущений (развивается тактильное восприятие);
  • Мышления и воображения.

Игры с предметами, как и все действия, направленные на развитие ребенка , должны проходить определенным образом.

  • Во-первых, убедитесь, что все действия, предполагаемые игрой под силу вашему ребенку. Ни в коем случае не требуйте от малыша невозможного, если ребенок не сможет участвовать в игре, он может разочароваться в ней и закрыться в себе. Таким образом, развитие мелкой моторики через пальчиковые игры никакого не будет.
  • Во-вторых, стоит быть уверенным, что все предметы, выбранные вами для игры абсолютно безопасны для ребенка . Конечно, например, застегивание булавки тоже отличный пример применения мелкой моторики, однако, понятно, что для малыша это не может быть приемлемо из-за опасности уколоться. Здравый смысл здесь в помощь будет вам и вашим бабушкам. Пуговки тоже, кстати, нужно давать под жестким надзором, ведь кроха может яркую пуговку-клубничку попробовать на зубок.
  • В-третьих, предметы и материалы, которые подойдут для развития моторики ручек ребенка могут быть разной формы, размера и текстуры. Хорошо, если это яркие игрушки из качественных материалов. Сейчас множество игрушек для детей, которые напоминают обычные предметы быта взрослых. С ними проще всего вместе с малышом готовить на кухне. Только у него будет свой супчик, а у вас свой.

Например, пластмассовые яркие ключики с замочками, наборы фруктов и овощей, которые скреплены липучками. В таких наборах есть так же и пластмассовый ножик, которым нужно как бы разрезать продукт, в месте скрепления. Такие игрушки смогут научить ребенка точности движений и, конечно, он сможет почувствовать себя взрослым человеком - ведь он готовит совсем как мама или ремонтирует и собирает конструктор, как папа!

Так же не бойтесь показывать ребенку разные текстуры . Малышу будет полезно узнать, как разнообразен мир тактильных ощущений . Фланелевые пеленки, вафельные или махровые полотенца, жесткий пластик или мягкая вата - это все такое разное и такое интересное для восприятия ребенка. Даже когда малыш гладит кошку или собаку он испытывает новые тактильные ощущения, на которые взрослые не обращают особо внимания из-за их привычности. Однако ребенок, общаясь с питомцами чувствует мягкую и теплую шерстку. Это остается в его памяти, как приятный момент жизни.

Порядок действий родителей в пальчиковых играх для развития мелкой моторики очень прост:

  • Покажите. Медленно и четко покажите ребенку действия, предусмотренные игрой на своем примере. Делайте это столько раз, сколько понадобиться малышу. Пока он не попросит вас отдать ему эти предметы, чтобы начать взаимодействовать с ними самостоятельно. Но тут не стоит отлучаться и оставлять все на самотек. Внимательно следите за малышом, при необходимости внесите корректировки в игровой процесс.
  • Выполняйте действия ручками ребенка. Как бы манипулируйте пальчиками и кистями карапуза - так ему будет комфортнее начать двигаться самому, он почувствует себя уверенней. А в дальнейшем будет совершенствовать свои действия добиваясь идеального результата.
  • Проговаривайте словами все ваши действия. На первом этапе обязательно говорите, что делайте вы. На последующих говорите малышу, как вы двигайте его ручками, где ручка поворачивается, где поднимается, где опускается. В итоге, при необходимости вы сможете устно напомнить крохе последовательность действий, чтобы он вспомнив игру, продолжил ее сам.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры подразумевают развитие именно мелкой моторики и могут включать в себя многие другие игры с элементами рисования, лепки, заучивания стишков и песенок, движений ручек и пальчиков и массажа.

Пальчиковые игры нацелены на развитие:

  • Согласованных действий ручек;
  • Точных и дифференцированных движений;
  • Внимания.

В проведении пальчиковых игр, как и в других играх для мелкой моторики , стоит соблюдать те же правила. Всегда показывайте ребенку, что вы от него хотите, проговаривая действия и помогайте малышу, ведь с первого раза он, конечно, не сможет сделать все правильно.

Театр теней

Этот вариант развития мелкой моторики один из самых увлекательных, так как включает в себя много вариаций развития событий. Вы можете сами, вместе с ребенком придумать целую сказку и обыграть ее с малышом. Для воплощения ваших идей в жизнь вам понадобятся только ваши руки и настольная лампа , направленная на ровную поверхность, желательно светлого цвета.

Поначалу, вы можете начать показывать и рассказывать малышу, что вы делаете, а затем помочь ему войти в игру. В скором времени, ребенок сам научится складывать из пальчиков разных животных и сам придумает историю для них.

Таким образом, в данной пальчиковой игре вы сможете не только развить моторику, но и речь с помощью расширения его словарного запаса.

Посмотрите видео, чтобы убедится в простоте такой пальчиковой игры

Лепка

Лепить детям очень полезно, и многие детишки обожают это занятие. Лепка помогает ребенку не только отработать свои навыки мелкой моторики , но и учит его свободному творчеству.

Для маленьких деток можно начать с лепки простых фигур. Например, научите малыша катать колбаски и шарики, затем можете показать ему, как одни фигурки превращаются в другие.

Выберете материал для лепки наиболее удобный для вас: соленое тесто, массу для лепки многократного использования. Пластилин в год, например, будет очень тяжел для работы. Возможно терпение вашего крохи закончится раньше, чем вы его разогреете для работы. Поэтому не поленитесь, сделайте сами соленое тесто или приобретите в магазине данный материал.

Несомненным плюсом лепки является множество материалов. Это может быть пластилин, глина, соленое тесто, специальная масса для лепки. Деткам постарше можно давать полимерную глину, однако тут может потребоваться помощь родителей, потому что полимерная глина требует интенсивного разминания и запекания. Зато потом можно сохранить творения вашего малыша. Некоторая полимерная глина подразумевает запекание готовых изделий (это конечно должны делать родители), некоторая застывает на воздухе. Перед покупкой обязательно уточните какой именно у вас материал.

Лепить можно не только фигурки, но и выкладывать из пластилина рисунки на бумаге или картоне. Размазывая, как раскраску пластилин, вы можете создавать интересные картины и при этом заниматься развитием мелкой моторики. Так же, можно смешивать тесто или глину с мелкими бусинками или крупами, чтобы предать интересную текстуру материалу и поделке в целом. Учите малыша не только участвовать в процессе, но и достигать результата.

Рисование

Рисование и раскрашивание картинок тоже относится к развивающим мелкую моторику занятиям . Требуется не только научить ребенка правильно держать карандаши, ручки или фломастеры, но и объяснить ему, как разукрасить картинку аккуратно и ровно, не заходя за линии. Таким образом, вы научите малыша аккуратности, точности действий и терпению. Разовьется внимательность и, конечно же, воображение.

В дальнейшей, когда он пойдет на подготовительные занятия перед школой все они будут направлены на укрепление мышц руки, то есть на разукрашивание. Желательно приучить малыша к этому времени не заходить за границы рисунка и доводить работу над картинкой до конца.

Пазлы

Собирать пазлы деткам очень полезно. Для малышей ест книжки с пазлами, которые состоят из небольшого количества крупных деталей. Такие пазлы собираются прямо на готовой картинке, что помогает малышу соотнести его действия с результатом - сложил пазлы и получил картинку. Здесь вы можете подобрать картинку и сложность пазла согласно возрасту и пристрастиям малыша. Не забывайте про кубики. Их тоже достаточно сложно ставить один к другому, чтобы картинка не разъезжалась!

Вырезание и пано

Вырезание картонок или составление картинок из мелких кусочков бумаги, тканей или даже крупы тоже положительно влияет на развитие мелкой моторики ребенка . Это занятие для более взрослых деток, которые уже могут воплощать в жизнь свои идеи и смогут полноценно участвовать в процессе игры.

Для маленьких малышей вы наверняка видели наборы картинок на которых нужно на клеевую основу закреплять мелкие скрученные бумажки. В итоге получается отличная картина, работа для укрепления рук и развития мелкой моторики малыша .

Итоги

Кроме традиционных пальчиковые игры для развития моторики , есть и те, которые мы делали сами и учим этим играм наших детей. Кроме пальчиковой гимнастики , хорошо зарекомендовали себя именно игры , благодаря которым ручки малыша развиваются гармонично и правильно, оказывая благоприятное действие на в целом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном , особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам - повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, - слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы :

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка картинки, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

  • «Массаж подушечек пальцев рук»
  • «Массаж фаланг пальцев»
  • «Массаж прижимающий»
  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Самомассаж горохом»
  • «Горох и фасоль»
  • «Колечки»
  • «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»
  • «Ножки»
  • «Соединение одноимённых пальцев»
  • «Пианист»
  • «Пальчики кивают»
  • «Горошки»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Пальцеход»
  • «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Упражнение с эспандерами»
  • «Упражнение со стопором»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Узловка»
  • «Упражнение с чётками»
  • «Упражнение с бусами»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Комканье платка»
  • «Колодец»
  • «Горох и фасоль»
  • «Все узлы переберу»
  • «Мне дала синичка хрупкое яичко»
  • «Волшебные орешки»
  • «Будь сильней моя рука»

Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»
  • «Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

(15 голосов : 3.9 из 5 )

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).



(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы »

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.