Общие сведения о местности, ориентирование и измерения на ней. Изучение местности

Успешное ведение боевых действий невозможно без всестороннего изучения и оценки обстановки, одним из элементов которой является местность.

Условия местности подсказывают командиру, как надо действовать в каждом конкретном случае. Они в некоторой степени могут дополнить недостаточную разведывательную информацию, поскольку противник также будет использовать местность в своих интересах. И если командир внимательно изучит местность, оценит ее достоинства и недостатки, то на ней, как на схеме, будут вырисовываться контуры будущего решения. Условия местности влияют на замысел боя, особенно на выбор маневра и направления наступления (контратаки), построение боевого порядка и применение огневых средств.

При высокоманевренном характере боевых действий влияние местности на применение войск возрастает, так как войска имеют крайне ограниченное время для сооружения переправ, проходов и другого оборудования местности. В то же время в значительной мере усложняется оценка местности, так как приходится изучать местность обширных районов в исключительно короткий срок. Часто в движении местность изучается непосредственным осмотром и по графическим и текстовым документам (картам, аэроснимкам, специальным картам, описаниям и данным разведки).

Непосредственный осмотр местности производится при проведении рекогносцировки, разведки и при различных выездах в поле. В процессе осмотра создается достаточно полное и реальное представление о местности по ее состоянию на данный момент. Но на выезд в район боевых действий требуется обычно много времени, да и местность может быть занята противником. Поэтому способ изучения местности непосредственным осмотром (обследованием) является в современных условиях вспомогательным.

В настоящее время и, очевидно, на ближайшее будущее основной способ изучения местности – изучение по топографическим картам , так как по ним можно изучить местность большого района в короткий срок и с достаточной полнотой. Успех изучения местности во многом зависит от выбора масштаба топографической карты. Чем крупнее масштаб карты, тем с большей подробностью можно изучить местность, однако и времени на это потребуется больше. В целях максимального сокращения времени целесообразно предпочтение отдавать карте более мелкого масштаба, но такой, на которой местность характеризуется с полной достаточностью для принятия обоснованного решения.

Изучение местности, как правило, начинают с определения общего характера местности в полосе (районе) боевых действий. При этом устанавливаются:

тип местности по характеру рельефа и почвенно-растительному покрову, по степени пересеченности оврагами, балками, реками, озерами и другими естественными препятствиями, а также по условиям наблюдения и маскировки, степень ее доступности для войск по участкам (рубежам) и направлениям;

элементы местности, которые будут оказывать решающее влияние на выполнение боевой задачи, на что следует обратить внимание при детальном изучении;

общая характеристика защитных и маскирующих свойств местности, участки, удобные для использования в качестве исходных районов, условия скрытого выдвижения;

общая характеристика наиболее важных рубежей , которые могут быть использованы для оказания сопротивления, наиболее доступных и труднодоступных участков или направлений для выдвижения;

основные свойства водной преграды, наличие бродов, мостов, перевозов и гидротехнических сооружений;

условия ориентирования, наблюдения и проходимости, плотность дорожной сети;

наличие на местности объектов, по которым могут быть нанесены ядерные удары противником;

участки или объекты местности, которые следует изучать по дополнительным материалам.

Затем изучают с необходимой полнотой и детальностью элементы местности и оценивают их тактические свойства (рис. 35).
Р А З Н О В И Д Н О С Т И

Т А К Т И Ч Е С К И Е С В О Й С Т В А

Рис. 35. Основные типы местности и их тактические свойства

В зависимости от характера рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную, а по характеру почвенно-растительного покрова – на лесистую, болотистую, степную и пустынную.

Каждой местности присущи свои тактические свойства (см. рис.35).

Равнинная местность характеризуется небольшими (до 25 м) относительными превышениями и сравнительно малой (до 2°) крутизной скатов. Абсолютные высоты обычно небольшие (до 300 м).

Тактические свойства равнинной местности зависят главным образом от почвенно-растительного покрова и степени пересеченности. Глинистые, суглинистые, супесчаные, торфяные грунты ее допускают беспрепятственное движение боевой техники в сухую погоду и значительно затрудняют движение в период дождей, весенней и осенней распутицы. Она может быть изрезана руслами рек, оврагами и балками , иметь много озер и болот, значительно ограничивающих возможности маневра войск и снижающих темпы наступления.

Равнинная местность обычно более благоприятна для организации и ведения наступления и менее благоприятна для обороны.

Холмистая местность характеризуется волнистым характером земной поверхности, образующей неровности (холмы) с абсолютными высотами до 500 м, относительными превышениями 25-200 м и преобладающей крутизной 2-3°. Холмы обычно сложены твердыми породами, вершины и склоны их покрыты толстым слоем рыхлых пород. Понижения между холмами представляют собой широкие, ровные или замкнутые котловины.

Холмистая местность обеспечивает скрытое от наземного наблюдения противника передвижение и развертывание войск, облегчает выбор мест для огневых позиций ракетных войск и артиллерии, обеспечивает хорошие условия для сосредоточения войск и боевой техники. В целом она благоприятна как для наступления, так и для обороны.

Лесная (лесистая) местность представляет собой территорию, свыше 50% которой покрыто густой древесной растительностью (лесами). В такой местности проходимость зависит от наличия дорог и просек, характера рельефа и заболоченности грунта, густоты, толщины и породы деревьев; ограничиваются возможности наземного и воздушного наблюдения и ведения огня, усложняются ориентирование и целеуказание , организация взаимодействия и управления войсками. В то же время существенно облегчаются маскировка и скрытое расположение войск.

Болотистая местность характеризуется значительно увлажненными почвами. Ее можно разделить на торфяники и заболоченные земли. Торфяники – избыточно увлажненные участки местности, покрытые слоем торфа глубиной не менее 30 см и влаголюбивой растительностью. Заболоченные земли – избыточно увлажненные земельные площади, не имеющие слоя торфа или покрытые им менее 30 см. По местоположению, характеру растительности и режиму питания различают низинные, верховые и переходные болота.

Проходимость болот в разное время года неодинаковы. Она зависит от плотности и увлажненности торфа, наличия плотного неповрежденного дернового покрова и корневой системы кустарниковой и древесной растительности. Болотная местность существенно ограничивает боевые действия всех родов войск. Движение танков и артиллерии в летнее время возможно, как правило, только по дорогам или специально проложенным колонным путям. Устройство укрытий и выполнение других инженерных работ сильно затрудняется близким расположением грунтовых вод. Открытые безлесные пространства хорошо просматриваются при наземном и воздушном наблюдении. Труднодоступность такой местности вынуждает вести боевые действия по отдельным разобщенным направлениям, как правило, вдоль имеющихся дорог.

Лесисто-болотистая местность характеризуется чередованием больших лесных участков с многочисленным количеством болот, рек, ручьев и озер. Основными особенностями такой местности являются закрытый характер, обусловленный наличием лесов, и низкая проходимость из-за крайне редкой дорожной сети, слабых грунтов и большого количества естественных препятствий.

Наличие лесных участков обеспечивает хорошую маскировку войск от наземного и воздушного наблюдения, скрытость их сосредоточения и передвижения. В то же время многочисленные естественные препятствия (болота, реки, озера) ограничивают проходимость местности, затрудняют массированное применение танков , артиллерии, боевых машин пехоты; боевые действия развиваются вдоль имеющихся дорог, просек, по редколесью и межболотным дефиле, которые обеспечивают лучшую проходимость. В такой местности ограничиваются возможности для наблюдения, ориентирования и ведения огня, усложняется организация взаимодействия и управления войсками.

При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом (прил. 3), населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью, растительным покровом выявляют степень пересеченности и закрытости местности.

По степени пересеченности и изрезанности реками, каналами, озерами, оврагами и другими препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра войск, местность обычно подразделяется на пересеченную (сильно-, средне-, слабопересеченную) и непересеченную.

В зависимости от степени закрытости возвышениями рельефа, лесами, рощами, населенными пунктами и другими местными предметами, позволяющими укрыться от огня стрелкового оружия и артиллерии, местность подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую.

К открытой относится более или менее ровная местность , лишенная значительных естественных масок и укрытий. Она обеспечивает хороший обзор и обстрел, но вместе с тем на такой местности затрудняются скрытое передвижение войск, размещение и маскировка элементов боевого порядка.

Закрытая местность позволяет просматривать менее 25% всей площади. К закрытой местности относятся главным образом лесные районы, хорошо укрывающие войска и боевую технику от наземного и воздушного наблюдения, а также районы с густой сетью населенных пунктов. На такой местности облегчаются скрытое передвижение и маневрирование войск, организация противотанковой обороны, но зато сильно затрудняются наблюдение, ориентирование, целеуказание, ведение всех видов огня, управление подразделениями и взаимодействие.

В результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для ведения боевых действий, а также намечают рубежи и объекты, которые следует детально изучить по карте, аэроснимкам и непосредственным осмотром.

Таким образом, первый этап изучения местности помогает правильно организовать всю последующую работу.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ПДБ парашютно-десантный батальон

ПДР парашютно-десантная рота

СО стрелковое оружие

ИСВ инженерно-саперный взвод

ЗРВ зенитный ракетный взвод

САБАТР самоходная артиллерийская батарея

ОМП оружие массового поражения

АСУВ автоматизированные системы управления войсками

ГИС ВН геоинформационные системы военного назначения

НП населенный пункт

МВЗ минно-взрывное заграждение


Список сокращений 3

Введение 4

Глава 1. Способы и методика изучения тактических свойств

местности 7

1.1. Местность и её тактические свойства 7

1.2. Способы изучения тактических свойств местности 12

1.3. Методика изучения тактических свойств местности 19

Глава 2. Работа командира батальона при изучении и оценке

местности 43

2.1.Вооруженные конфликты 43

2.2.Совершение марша в зоне вооруженного конфликта 44

2.3.Мероприятия по охране коммуникаций и обеспечению безопасности движения колонн 45

2.4.Силы и средства выделяемые для охраны и сопровож- дения колонны, порядок их построения 46

2.5. Порядок работы командира пдб с получением боевой

2.6. Порядок работы командира при оценке обстановки 50

2.7.Порядок работы командира при изучении и оценке ме- стности по охране и сопровождению колонны 52

2.8. Изучение и оценка местности по охране и сопровождению колонны 54

Заключение 59

Список использованных источников и литературы 61

Приложения 63


Введение

Боевые действия войск ведутся на местности или тесно связаны с ней. Умелое использование тактиче­ских свойств местности во многом способствует ус­пешному решению боевых задач подразделениями, поэтому местность является одним из важнейших элементов боевой обстановки. Влияние местности на ведение боя определяется на фоне боевой задачи с учетом вооружения подразделения, времени года и суток, а также метеорологических условий характера действий противника.

Постоянное повышение боевого мастерства войск при действиях на любой местности вызывает необ­ходимость дальнейшего совершенствования знаний и навыков по военной топографии.

Приобретенные при изучении военной топогра­фии знания, умения и навыки имеют большое прак­тическое значение в деятельности военнослужащих, особенно командиров, во многом способствуют повы­шению их полевой выучки.

Знание способов изучения местности, навыки в ориентировании на ней в различных условиях, днем, ночью, при ограниченной видимости способствуют правильному использованию благоприятных свойств местности для достижения успеха в бою, помогают быстро и уверенно ориентироваться и выдерживать заданное направление движения на марше и в бою. Умение пользоваться топографической картой, аэрофотоснимком дает возможность командиру за­ранее изучить и оценить местность, как в своем рас­положении, так и в расположении противника, под­готовить необходимые данные для совершения мар­ша, выполнить расчеты для ведения эффективного огня по удаленным малоразмерным целям, оценить степень влияния местности на

поражающие факто­ры ядерного взрыва и с учетом этого определить ме­роприятия по защите от оружия массового пораже­ния.

Без помощи карты невозможно правильно принять решения командиром и поставить задачи подчиненным, осуществить целе­указание и управление подразделением в бою.

Командующий ВДВ требует в профессиональной подготовке офицеров основной упор сделать на работу на местности. Офицеры должны уметь быстро и грамотно читать карту, оценивать по карте условия проходимости, защитные и маскирующие свойства местности во все времена года и в любых погодных условиях.

Как отмечалось в материалах научно-практической конференции Воздушно-десантных войск по опыту контртеррористической операции в Чеченской республике, имелись серьезные недостатки в топографической подготовке командиров оперативно-тактического звена. Командиры рот, взводов, боевых групп с трудом читают карту, не знают условных знаков, с трудом определяют по карте свое местоположение и расстояния. Замечено, что интерес к топографической подготовке резко усиливался после возникновения критических ситуаций, которых можно было бы избежать, имея элементарные навыки ориентирования на местности.

История войн, опыт Великой Отечественной войны и учений убедительно свидетельствуют, что мест­ность может способствовать успеху боевых действий своих подразделений и ослаблять противника, более эффективно применять оружие и боевую технику, но не сама по себе, а лишь в том случае, если командир правильно ее оценит и умело использует в конкретной обстановке, что доказывает актуальность темы данной дипломной работы и в наши дни.

Настоящая работа имеет целью разобраться с вопросами изучения способов и методики изучения и оценки местности в ходе изучения маршрута на охрану коммуникаций, проводку и сопровождение колонны во внутреннем

вооруженном конфликте, проанализировать работу командира батальона при изучении и оценке местности по охране и сопровождению колонны и быть полезной при совершенствовании своих знаний и подготовке к проведению занятий по воен­ной топографии с подчиненными.

1. Способы и методика изучения тактических свойств местности

1.1Местность и ее тактические свойства

Местность - это часть земной поверхности. Совокупность ее неровностей называется рельефом , а все расположенные на ней объекты, созданные природой и трудом человека (реки, леса, населенные пункты и др.), местными предметами . Местные предметы, зани­мающие обширные территории (внутренние моря, горные систе­мы, пустыни и др.), принято называть географическими объектами .

Местные предметы по признаку однородности их хозяйствен­ного и военного значения подразделяются на группы, называе­мые топографическими элементами местности . Основными топографическими элементами местности являются рельеф, гидрография, растительный покров, почвогрунты, дорож­ная сеть, населенные пункты, промышленные, сельскохозяйст­венные и социально-культурные объекты.

Топографические элементы местности взаимосвязаны между
собой. Так, рельеф существенно влияет на конфигурацию дорог,
планировку населенных пунктов, распространение почвогрунтов
и растительности; почвогрунты во многом определяют характер
растительности, глубину залегания грунтовых вод.

В различных сочетаниях и в комплексе с климатом топогра­фические элементы образуют большое разнообразие типов местности. Каждый тип местности имеет присущие ему особенности, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на различные стороны боевых действий войск: постро­ение боевых порядков в наступлении и обороне, применение боевой техники, скорость совершения марша и темп наступле­ния, организацию защиты войск от

современных средств пора­жения. Поэтому местность рассматривается в военном деле как один из важнейших элементов боевой обстановки.

Свойства местности, оказывающие влияние на организацию и ведение боевых действий, применение оружия и техники в бою, называются тактиче­скими свойствами . К основным из них относятся проходимость местности, ее защитные свойства, условия ориентирования, наблюдения, маскировки и ведения огня. В некоторых районах существенное влияние на ведение боевых действий оказы­вают условия инженерного оборудования местности и водоснаб­жения.

Проходимость местности - это свойство местности, способствующее передвижению войск или затрудняющее его. Она определяется, прежде всего, наличием дорог с твердым по­крытием. Так, в лесисто-болотистой, горной, пустынной местно­сти шоссейные дороги приобретают значение важнейших на­правлений, вдоль которых сосредоточиваются основные усилия войск, как в наступлении, так и в обороне.

В бою войска передвигаются там, где это необходимо по условиям обстановки и позволяют условия местности. Поэтому определение возможности передвижения без дорог танков, само­ходных орудий, бронетранспортеров и другой техники имеет особо важное значение. На проходимость местности без дорог большое влияние оказывает характер рельефа, почвогрунтов и растительности, наличие естественных и искусственных препят­ствий (болот, рек, озер и др.).

По условиям проходимости местность может быть легкопроходимой, проходи­мой, труднопроходимой и непроходимой.

Проходимая местность почти не ограничивает скорость и направление движения колесных и гусеничных машин и допускает повторное движение по одному следу, хотя отдельные места необходимо обходить или усиливать. Движение колесных машин обычной проходимости затрудрено. Возможно почти беспрепятственное применение боевых машин в расчлененных построениях и

движение колонн. Она способствует наиболее эффективному применению парашютно-десантных подразделений.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Промежуток времени от начала фотографирования местности до получения аэрофотоснимков обычно сравнительно небольшой, поэтому по аэрофотоснимкам можно получить более свежие и достоверные данные о местности, чем по топографической карте. Преимущество аэрофотоснимка по

сравнению с картой заключается еще и в том, что на нем получается подробное изображение всего, что имелось на местности в момент фотографирования,

включая и временно находящиеся на ней различные предметы (объекты). Если сфотографировать местность, на которой происходят боевые действия войск, то по полученному аэрофотоснимку можно обнаружить места расположения и сосредоточения войск и боевой техники, начертание траншей и противотанковых рвов, огневые позиции артиллерии и многие другие данные о противнике, необходимые для принятия решения при организации и ведении боя. Таким образом, аэрофотоснимки являются одним из средств разведки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изучение местности по топографической карте

топографический карта местность подготовка

Топографическая карта - один из основных источников получения сведений о местности. По карте можно сравнительно быстро изучить и оценить характер, тактические и защитные свойства местности в районе предстоящих действий независимо от того, на каком удалении он находится. При этом карта позволяет получить пробные качественные и количественные характерней многих местных предметов, типовых форм и деталей рельефа, что представляет практический интерес для командиров подразделений при организации ведении боя, а также при выполнении других боевых задач.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т.е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой и подготовки ее к работе.

Ознакомление с картой и подготовка ее к работе. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Подготовка карты к работе включает склеивание, подъем и складывание карты.

Склеивание карты. В практике может случиться так, что изучаемый участок местности или маршрут движения будет переходить с одного листа на другой, а иногда и на несколько смежных листов. Работать на разрозненных листах карты неудобно, поэтому их надо склеить. Для этого листы карты раскладывают согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать. При этом у всех листов, кроме крайних, срезают правые и нижние поля, у крайних листов поля срезают лишь с той стороны, по которой производится склеивание.

Обычно сначала склеивают листы в колонны, а затем колонны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист накладывают лицевой стороной на нижний и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея. Затем, перевернув верхний лист, накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом стороны их рамок, а также выходы контуров и линий километровой сетки.

Подъем карты проводится в целях более отчетливого выделения отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении задачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении маршрута движения.

При подъеме карты цветными карандашами раскрашивают условные знаки выделяемых объектов, подчеркивают их названия и цифровые характеристики. Иногда отдельные местные предметы, изображенные на карте Небольшими по размерам условными знаками, поднимают вычерчиванием таких же условных знаков увеличенных разменов. При подъеме основных форм и деталей рельефа подкрашивают вершины высот, а также утолщают горизонтали, которые вырисовывают интересующую форму рельефа.

Отдельные группы местных предметов обычно поднимают следующим цветом: леса, сплошные кустарники, сады и другая растительность - зеленым; реки, ручьи, озера, болота - синим; дороги - коричневым; населенные пункты - черным. Рельеф поднимают светло-коричневым цветом. Подъем карты ведется, как правило, одновременно с изучением местности и фактически является отображением на ней результатов изучения.

Складывание карты. Для удобства работы с картой, особенно на местности, ее складывают. Складывание может выполняться как до подъема, так и после подъема карты, Для работы с картой в помещении ее складывают гармошкой в двух направлениях: сначала в направлении вытянутой стороны, а затем складывают образовавшуюся полосу. Для работы на местности карту складывают вдоль направления действий или маршрута. Определив границы справа и слева от маршрута, оставшиеся части склейки подгибают вниз, а затем полученную полосу карты складывают гармошкой вдоль маршрута. Размер карты, сложенной в гармошку, определяется размером папки, в которой она будет храниться.

Перелистывая звенья гармошки, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты. Для облегчения ориентирования и целеуказания на рабочей площади склейки карты полезно сделать оцифровку линий километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка. Например, по первому взгляду на карту масштаба 1:100000 можно сказать, что наличие большого количества населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствует о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что будет затруднять движение боевой и транспортной техники вне дорог, создавать трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т.д. Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

Населенные пункты. Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости того или иного участка местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Например, на карте масштаба 1:50000 изображены населенные пункты: Снов, Каменногорск, Турейка, Вороново, Добрынине. По характеру планировки, размерам и шрифту подписи можно сказать, что Снов - это город, Каменногорск - поселок городского типа, остальные населенные пункты - поселки сельского типа. В г. Снов хорошо выделяются основные проезды, площади, парки. Оранжевая окраска кварталов указывает на преобладание огнестойких строений. На северной окраине города расположены метеостанция, электростанция, радиомачта, склад горючего, завод с трубой, железнодорожная станция, мукомольный завод и другие объекты. Часть этих местных предметов может служить хорошими ориентирами. К западной окраине города примыкает дачный поселок Малиновка. Поселок сельского типа Турейка имеет 24 дома. Близко расположенные друг к другу черные прямоугольники внутри кварталов указывают на плотный характер застройки, а желтая заливка - на неогнестойкость строений. В 500 м на северо-запад от северной окраины Турейки расположена ветряная мельница.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

Дорожная сеть. Степень развития дорожной сети и качество дорог определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

Например, на карте масштаба 1:100000 изображена сравнительно развитая сеть дорог различных классов. С юга из г. Снов к р. Соть подходит шоссейная дорога, на условном знаке которой имеется подпись 10 Б. Это значит, что покрытая часть дороги имеет ширину 10 м, а от канавы до канавы _ 14 м, покрытие-булыжник. К шоссе с разных сторон примыкают улучшенные грунтовые и проселочные дороги. Ширина грунтовых улучшенных дорог 6 м. Участок местности с юга на север пересекает однопутная железная дорога. От железнодорожной станции на северной окраине Снов на юго-восток проходит ветка однопутной железной дороги. Отдельные участки дорог проходят по насыпи, а в лесу восточнее Снов железнодорожная ветка идет в выемке глубиной 5 м.

На левом берегу р. Соть дорожная сеть развита слабо; единственная шоссейная дорога проходит непосредственно вдоль реки.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

Рассмотрим, например, участок шоссейной дороги от г. Снов до моста через р. Соть. При выходе из города шоссе проходит по каменному мосту над железной дорогой, далее до моста через ручей - по насыпи. Следовательно, на данном участке нет съезда с шоссе. По подписи у моста через ручей устанавливаем, что длина моста 25 м, ширина 10 м, грузоподъемность 50 т. Далее справа от шоссе расположена МТМ. Здесь шоссе делает небольшой поворот на северо-восток и затем идет прямо на Каменногорск. У МТМ к шоссе примыкают улучшенная грунтовая и проселочная дороги. На этом участке шоссе возможны съезды и движение рядом с ним. Местность по обеим сторонам шоссе просматривается на глубину до 1 км. Южнее Каменногорска, после перекрестка и развилки, шоссе идет по лощине с выемкой глубиной 5 м. Мост через р. Соть каменный, высота его над уровнем воды 7 м, длина 170 м, ширина 8 м, грузоподъемность 50 т. На карте масштаба 1:50000 местные предметы вдоль дороги изображены более подробно.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Гидрография. Водные объекты определяют степень изрезанности местности. Они создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При первом взгляде на карту масштаба 1:100000 выделяется р. Соть. Характер шрифта подписи показывает, что она судоходная. Стрелка и цифра на ней указывают, что р. Соть течет на юго-восток, скорость течения 0,1 мс. Вероятный грунт дна

0 1-0,15 Песок.

0,2-0,5 Крупный песок.

0,5-1,0 Плотная глина, гравий.

1,0-1,5 Галька, валуны.

Озеро Черное площадью около 0,4 км 2 вытянуто с северо-запада на юго-восток. На середине озера расположен песчаный остров. Наиболее удобные подходы к озеру с южной и северо-восточной сторон, с северо-запада оно покрыто непроходимым болотом с камышовой растительностью. При выходе реки Голубая из озера Черное расположены плотина и мельница. Разрушение плотины не приведет к затоплению большого района, так как высота берегов реки Голубая от 10 м в истоке до 50 м в устье, а крутизна скатов по берегам от 3 до 10°.

Почвенно-растительный покров. При изучении по карте почвенно-растительного покрова устанавливают наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия. Например, восточнее г. Снов на карте масштаба 1:50 000, приведенной в приложении 2, имеется значительный по величине участок леса площадью около 4 км 2. Пояснительные условные знаки на зеленой заливке площади леса указывают на смешанный состав породы деревьев. Средняя высота деревьев 25 м, толщина 30 см, средние расстояния между ними 5 м позволяют сделать вывод о невозможности движения по лесу автомашин и танков вне дорог. С севера на юг по лесу проходит улучшенная грунтовая дорога, к которой с разных сторон примыкают грунтовые дороги и просеки шириной около 4 м, что создает хорошие условия для движения боевых и транспортных машин. Установленные по карте характеристики данного участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам практически во всех направлениях. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника на поляне в центре массива леса, просеки, перекресток улучшенной грунтовой и железной дорог, овраги по восточной опушке леса.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Например, на части листа карты масштаба 1:25000 по западному берегу озера Черное показаны различные виды болот, в том числе и непроходимое болото с камышом, примыкающее к самому берегу озера. Это позволяет сделать вывод о невозможности подхода к озеру с западной стороны. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком проходимых, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми. Об этом свидетельствует изображение зимней дороги, идущей по болоту западнее озера Черное к торфоразработкам.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и Организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа. Например, на северо-восточной части листа карты масштаба 1:100000 изображен холмистый рельеф с относительными высотами 100-120 м. Расстояние между горизонталями от 10 до 1 мм, что говорит о сравнительно небольшой крутизне скатов, только в некоторых местах скаты высот переходят в обрывы. Лощины имеют в большинстве случаев направление с севера на юг, по некоторым из них пропекают небольшие реки. На р. Вороновка, протекающей по наиболее крупной лощине, установлена плотина, образующая оз. Лача.

При благоприятных погодных условиях характер рельефа практически не создает трудностей в проходимости местности в любых направлениях. Сравнительно глубокие и большие по протяженности лощины создают благоприятные условия для скрытного сосредоточения подразделений, укрытия и передвижения. Однако незначительные участки, покрытые лесом, не обеспечивают маскировки подразделений, особенно при наблюдении с воздуха.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида, направления крутизны скатов, характеристик лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т.д.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды, типы и свойства местности. Приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирование по карте и на местности. Использование топографических карт (планов) в оперативно-служебной деятельности ОВД. Ориентирование на местности по карте.

    курс лекций , добавлен 27.06.2014

    Классификация местности в зависимости от абсолютного значения альтитуд точек и их взаимного расположения. Способы изображения рельефа на топографических картах и планах. Сечение между горизонталями, их зависимость от масштаба съемок и характера рельефа.

    презентация , добавлен 19.02.2011

    Изучение лоцийных сведений, помещенных на карте. Знаки навигационного оборудования. Обеспечение безопасности судоходства. Составление рекомендаций для плавания. Указание на карте места стоянки судов, крутых изгибов русла и скалистых мысов на берегах.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2016

    Полярный способ и методы обхода. Способы ориентирования на местности. Упрощенные способы топографической съемки. Составление "абриса", способ "обхода", "полярный" способ, способ "засечек" и способ "перпендикуляров". Производство глазомерной съемки.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Географическое положение Атырау, территория и граница местности. Рельеф местности, полезные ископаемые, их применение. Особенности климата, почв, растительности и животного мира. Воздействие природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения региона.

    практическая работа , добавлен 13.12.2012

    Появление учения о шарообразности и вращении Земли. Особенности и методы измерения времени. Характерные черты ориентирования и измерения расстояний на местности. Глобус, градусная сеть, географические карты. Определение радиуса Земли по методу Эратосфена.

    реферат , добавлен 15.08.2010

    Общая географическая характеристика Бразильского плоскогорья. Рассмотрение особенностей климатической карты данной местности. Изучение радиационного, циркуляционного и орографического факторов, влияющих на формирование разных воздушных масс нагорья.

    презентация , добавлен 06.08.2015

    Представление картографии как науки. Первые картографические карты. План местности в первобытности. Карта К. Птолемея. Эпоха Возрождения и географические открытия. Появление градусных измерений и цепей триангуляции. Современное представление информации.

    реферат , добавлен 12.04.2014

    Географическая характеристика Мелеузовского и Кугарчинского районов Республики Башкортостан. Описание водохранилищ Нугуш и Юмагузинского. Изучение ландшафтов: тип местности, генезис, рельеф, почвы, растительный покров. Исследование карстовых воронок.

    отчет по практике , добавлен 10.01.2014

    Понятие картографической генерализации как процесса передачи на карте основных, типических черт объектов, их характерных особенностей и взаимосвязей. Влияние назначения карты на генерализацию. Тематика и тип карты. Особенности картографируемого объекта.

Топография (от греч. topos - место, местность и grapho - пишу), научно-техническая дисциплина, изучающая земную поверхность и размещенные на ней объекты в геометрическом отношении, с целью изображения их на топографических картах, планах и профилях. Главной задачей топографии является - создание топографических карт и планов. Основной метод изучения земной поверхности - топографическая съемка. Топографическая съемка - это комплекс (совокупность) полевых измерений на местности и камеральных работ для создания топографических карт земной поверхности в заданном масштабе.
Термин «топография» часто принимают эквивалентным термину «геодезия», что в переводе с греческого означает землеразделение (geodaisia, ge - земля и daizo - делю на части, разделяю). С современной точки зрения, геодезия является наукой о методах изучения формы и размеров Земли, изображения ее поверхности на картах, а также о методах специальных измерений необходимых для решения инженерных, экономических и других задач. В процессе своего развития геодезия разделилась на ряд связанных между собой самостоятельных научных дисциплин - высшую геодезию, топографию, космическую геодезию, фототопографию и инженерную геодезию.
К задачам высшей геодезии относятся определение фигуры и размеров Земли, изучение гравитационного поля Земли, определение на Земле взаимного положения точек, составляющих государственную геодезическую сеть (ГГС), необходимую для изучения земной поверхности и точного ее картографирования на плоскости с учетом возникающих при этом искажений.
В 1960-х гг. начал интенсивно развиваться новый раздел высшей геодезии - космическая (спутниковая) геодезия. Задачами данной дисциплины являются исследование основных параметров и внешнего гравитационного поля Земли и других планет Солнечной системы, а также определение координат пунктов земной поверхности в геоцентрической системе координат.
Фототопография (аэрофототопография) занимается изучением методов и средств создания топографических карт и планов по фотоснимкам поверхности Земли. Аэрофототопография тесно связана с фотограмметрией. Фотограмметрия - это научная и инженерно-техническая дисциплина, занимающаяся определением формы, размеров и положения различных объектов местности путем измерения их изображения на фотоснимках.
Инженерная геодезия, имеющая прикладное значение, представляет комплекс геодезических работ, выполняемых при изысканиях, строительстве и эксплуатации различных сооружений, а также при монтаже оборудования, при наблюдениях за вертикальными и горизонтальными смещениями инженерных сооружений.
В своей теории и практическом применении топография использует достижения целого ряда наук: математики, физики, электроники и др. Большое значение топография имеет для изучения географических дисциплин картографии, геоморфологии, почвоведения, геологии, ландшафтоведения и др.
В задачу картографии входят вопросы теории и способов изображения на плоскости частей земной поверхности (отдельных государств, материков, земного шара), а также разработка методов и процессов создания и использования различных карт.
Значение топографии для науки и практики трудно переоценить. Особенно велика роль топографии при картографировании природной среды. Описания местности не могут заменить топографических карт и планов, на которых наглядно передаются все подробности местности. Топографические карты являются необходимыми при проведении полевых экспедиционных работ и представляются незаменимыми при выполнении картометрических исследований. Созданные топографические карты являются основным материалом для составления общегеографических карт.
Большая роль принадлежит топографии и геодезии в народном хозяйстве. Геодезические измерения предшествуют многим основным видам деятельности в развитии народного хозяйства страны. Геодезические измерения производятся на поверхности Земли и в ее недрах, в приземных слоях атмосферы, в океанах и морях.
Геодезические изыскания выполняются на стадии проектирования, строительства и реконструкции населенных пунктов, железных и шоссейных дорог, тоннелей, мостов, магистральных нефте- и газопроводов и других объектов, а также для наблюдений за сдвигом и осадкой крупных сооружений.
Огромное значение геодезические работы имеют в сельском хозяйстве, с которым геодезия связана с древних времен. Проведение землеустроительных работ, направленных на рациональное использование земельных ресурсов, учет сельскохозяйственных земель и их качества, строительство гидромелиоративных и гидротехнических сооружений - все это тесно связано с геодезическими измерениями.
Геологические изыскания начинаются и заканчиваются с использованием геодезических материалов и измерений. Строительство , шахт и карьеров невозможно без проведения геодезических работ, которые выполняют горные геодезисты - маркшейдеры.
Особая роль принадлежит геодезии в вопросах обороноспособности государства. Топографические карты используются для изучения местности, при разработке военных операций и отображения на них боевой обстановки.

Краткий очерк развития топографии и геодезии

Истоки зарождения геодезии проследить исторически трудно. Вероятно, они относятся к тому времени, когда люди начали пользоваться землей для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому возникла необходимость в делении земли, установлении площади ее отдельных участков. Позже методы геодезии потребовались для строительства оросительных и осушительных систем, разного рода инженерных сооружений.
Считается, что возникновение геодезии связано с деятельностью человека в плодородных долинах рек Нила, Тигра и Евфрата. В Египте сохранились древнейшие инженерные сооружения, строительство которых было невозможно без хорошо разработанных геодезических методов измерений. В 6 тысячелетии до н. э. был построен канал, соединяющий р. Нил с Красным морем. В 5 тысячелетии до н. э. проводились большие ирригационные работы на р. Нил и мероприятия по осушению болот и регулированию водных ресурсов. В это же время в Египте были построены грандиозные сооружения (пирамида Хуву с квадратным основанием, сторона которого равна 227,5 м и высотой 137,2 м, а также пирамида Хофры и др.). Возведение подобных сооружений несомненно было связано с геодезическими работами.
Однако геодезия, как наука, с разработкой соответствующих теоретических обоснований и методов оформилась несколько позже в Древней Греции и получила дальнейшее развитие в Древнем Риме.
В V в. до н. э. греческий ученый Парменид высказал предположение о шарообразности Земли. Доказательства этой гипотезы привел в своих сочинениях Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Он же ввел термин «геодезия» и относил эту науку к отрасли знаний связанной с астрономией и географией.
Выдающийся астроном и географ, глава Александрийской библиотеки Эратосфен (276-194 гг. до н. э.) в своем труде «Географика» подробно рассмотрел вопрос о фигуре Земли, привел данные о размерах и форме ее обитаемой части - ойкумены, и показал последнюю на карте. Ему же принадлежит и наиболее близкое к действительности определение длины земного меридиана.
Развитие современных методов при выполнении геодезических работ относится к XVII в. Большим шагом вперед явилось разработка голландским ученым В. Снеллиусом метода триангуляции, благодаря которому стало возможным проводить на земной поверхности линейные измерения огромной протяженности, что позволило определять длины дуг параллелей и меридианов Земли. Во второй половине XVII в. появились первые геодезические приборы с оптической трубой - нивелиры. Теодолит с оптической трубой был изобретен лишь в конце XVIII в. английским механиком Рамсденом.
До конца XVII в. при определении размеров Земли исходным считалось, что Земля - шар. Ньютон (1643-1727) на основе открытого им закона всемирного тяготения теоретически обосновал неизбежность сплюснутости Земли у полюсов, если она когда-то была в огненно-жидком состоянии. Для проверки этой теории французская академия наук произвела геодезические измерения в Перу в 1735-1742 гг. по дуге пересекающей экватор и в 1736-1737 гг. в Лапландии на широте около 66º. Эти исследования подтвердили теорию Ньютона.
В конце XVIII в. французские ученые Ж. Деламбр и П. Мешен измерили дугу меридиана от Барселоны до Дюнкерка. На основе этих измерений были получены одни из первых точных данных о размерах земного эллипсоида и принята мера длинные линий - метр, как одна десятимиллионная часть четверти дуги Парижского меридиана.
Большой вклад в развитие топографии и геодезии внесли немецкие ученые К. Гаусс (теория ошибок измерений, общая теория изображения сферической поверхности на плоскости с сохранением равноугольности) и Ф. Бессель (определение параметров земного эллипсоида).
В России геодезия и топография получили широкое развитие при Петре I. В 1701 г. в Москве была построена первая в России школа математических и навигационных наук, в задачу которой входила подготовка навигаторов и геодезистов. В 1715 г. в Санкт-Петербурге была открыта морская академия с классом геодезии. В 1721 г. была разработана первая в России Инструкция по выполнению топографических съемок, на основе которой были составлены карты 164 уездов Европейской части России и 26 уездов Сибири. Большим значением для развития геодезии было открытие в 1739 г. Географического департамента. Вскоре были изданы первые учебники по геодезии «Практическая геометрия» С. Назарова и «Первые основания геодезии» С. К. Котельникова.
В 1779 г. в Москве была основана Межевая школа, впоследствии - Межевый институт - высшее учебное заведение по подготовке геодезистов. К концу XVIII в. на территории России были определены координаты 67 астрономических пунктов. В 1797 г. было создано Депо карт, преобразованное в 1812 г. в Военно-топографическое депо, а затем в 1822 г. - в Корпус военных топографов. Наряду с Корпусом военных топографов геодезические работы выполняли Переселенческое управление, Межевое ведомство, Главное гидрографическое управление, Горное ведомство, Министерство путей сообщения, Русское географическое общество.
Геодезические работы по определению формы и размеров Земли в России были начаты в 1816 г. геодезистами академиком Петербургской Академии наук, директором Пулковской обсерватории В. Я. Струве (1793-1864) и почетным членом Петербургской Академии наук, генералом К. И. Теннером (1783-1860). Градусное измерение дуги меридиана протяженностью 25º 20" от устья р. Дунай до Ледовитого океана (г. Фугленс, Норвегия). Пункты наблюдения располагались и на территории Беларуси.
Большой вклад в развитие геодезии в России в XIX в. внес профессор А. П. Болотов, который в 1845 г. издал учебник «Курс высшей и низшей геодезии». Развитию геодезической теории и практики в то время содействовали научные труды ученых-геодезистов А. А. Тилло, В. В. Витковского, Ф. А. Слудского, А. Н. Савича, Д. Д. Гедеонова и др.
Достоверные сведения о проведении топографо-геодезических работ на территории Беларуси относятся к XVI в., когда она являлась основой Великого княжества Литовского. С середины XVI в. до середины XVIII в. большой объем геодезических работ выполнен при землеустройстве во время проведения «Валочнай памеры» для достоверного учета земель. Работы выполнялись на основе специальных инструкций - «Уставов», в которых содержались рекомендации мерщикам с примерами расчетов согласно разработанным схемам. О достаточно высоком уровне развития топографии и геодезии в то время свидетельствует карта Великого княжества Литовского (масштаб 1:1 260 000), составленная под руководством Н. Х. Радивилла в 1613 г. Картометрические измерения показали, что при ее составлении использовались достаточно точные карты и планы более крупных масштабов. Позже, в 1655 г. была издана карта Виленского и Трокского воеводств.
Начало научно обоснованных топографо-геодезических работ на территории Беларуси можно отнести к 1753 г., когда была создана Виленская астрономическая обсерватория. Именно с созданием первых триангуляционных сетей на территории Виленской губернии в 1816-1821 гг. началось картографирование западной части Российской империи. Для этого на территории Гродненской и Минской губерний были построены ряды триангуляции (часть дуги Струве). Значительный вклад в создание триангуляции внесли белорусы И. Ходько и Н. Глушневич. Результатом проведенных топографических съемок на новой геодезической основе явилось создание на всю территорию Беларуси карт масштабов 1:420 000 (десятиверстка) и 1:126 000 (трехверстка), а на значительную площадь - карт масштабов 1:84 000 (двухверстка) и 1:42 000 (одноверстка).
В 1863-1873 гг. на территории Беларуси проводилось градусное измерение длины дуги параллели 52° северной широты под руководством И. И. Жилинского. В 1913-1916 гг. по линии Петербург - Витебск - Могилев - Гомель - Киев - Одесса был проложен нивелирный ход высокой точности с целью определения разности высот уровней Балтийского и Черного морей.
15 марта 1919 г. был подписан декрет о создании Государственной картографо-геодезической службы - Высшего геодезического управления, реорганизованного впоследствии в Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при СМ СССР.
В конце 1920-х гг. Ф. Н. Красовский разработал программу развития ГГС. Созданная по этой программе единая астрономо-геодезическая сеть не имела аналогов в мировой практике по стройности построения и точности. В 1940 г. под руководством Ф. Н. Красовского и А. А. Изотова были вычислены новые размеры Земли, принятые для геодезических и картографических работ на территории СССР. Таким образом, была создана единая государственная опорная геодезическая сеть, частью которой является существующая государственная геодезическая сеть Республики Беларусь.
Начало геодезического образования в Беларуси относится к 1859 г., когда в Горе-Горецком земледельческом институте были открыты землемерно-таксаторские классы. В настоящее время подготовку специалистов осуществляют Борисовский политехникум - техников-топографов и Полоцкий политехнический университет, готовящий инженеров-геодезистов.
В настоящее время на всю территорию Республики Беларусь созданы топографические карты масштаба 1:10 000, а на территорию городов и городских поселков - топографические планы масштабов 1:5000 и 1:2000, в том числе, на застроенные территории городов - топопланы масштабов 1:1000 и 1: 500.
Все топографо-геодезические работы государственного значения выполняются производственными подразделениями «Белгеодезия», «Белаэрокосмогеодезия» и другими, входящими в структуру Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь.

Вот еще

Рекогносцировка - изучение...
  • Изучение общего характера местности
    Общий характер местности изучают, просматривая карту, определяя характер рельефа, степень пересеченности препятствиями, места для наблюдения и маскировки, характер растительного покрова и грунтов, густоту дорожной сети и населенных пунктов. В результате выявляется тип и характерные особенности местности...
    (Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров)
  • Методы изучения профиля
    Профилем называется сумма характеристик, благодаря которым компания или ее часть известна важной целевой группе потребителей. Корпоративный профиль - это образ компании или ее продукции в глазах целевой группы. С определением данного образа и связаны методы изучения профиля (их еще называют методами...
    (Стратегический менеджмент)
  • Способы изучения местности
    Основным источником получения данных о местности служат топографические карты. Кроме того, местность изучают по специальным карта и фотодокументам, а также путем рекогносцировки и разведки, по различного рода описаниям, опросом местных жителей и по другим источникам. Рекогносцировка - изучение...
    (Тактическая подготовка курсантов учебных военных центров)
  • СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ПРОЕКТОВ НА МЕСТНОСТЬ
    Существует три способа подготовки данных для выноса проектов в натуру: графический, аналитический и комбинированный, или графоаналитический. Графический способ - наиболее простой и наименее точный - заключается в измерении на плане всех необходимых величин (ди-рекционных и горизонтальных углов, расстояний,...
    (Геодезия)
  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАНАХ, ОСЛОЖНЕНИЯХ РАН, СПОСОБАХ ОСТАНОВКИ КРОВОТЕЧЕНИЙ И ОБРАБОТКИ РАН
    Первая помощь при ранениях Всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, на коже пострадавшего, а также в пыли, земле, на руках людей, оказывающих помощь, и на грязном перевязочном материале. При оказании первой помощи необходимо соблюдать следующие правила:...
    (Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях)
  • СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ СООТНОШЕНИЙ (КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ) В АНАЛИЗЕ
    Рассмотрим способы изучения соотношений на основе стохастического, корреляционного анализа. Стохастические связи между различными явлениями и их признаками в отличие от функциональных, жестко детерминированных, характеризуются тем, что результативный признак (зависимая переменная) испытывает влияние...
    (Бухгалтерский учет и анализ.)