Математические игры для 3 лет. Сборник математических игр (для дошкольников)

Количество и счет

Игра «Кто найдет цветок для бабочки»

Воспитатель раскладывает по комнате бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих детей. Потом раздает детям по одной бабочке. Уточняет, сколько бабочек у каждого ребенка. Дети должны поблизости найти цветок и посадить на него свою бабочку. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков

Игра «Медведь и пчелы»

Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня - пчелка, Ира - пчелка, Валя - пчелка, Света - пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,- отвечают дети. «Сережа будет медведем,- говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?» - «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь - пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна».- «Не поймал медведь пчелок и пошел спать». Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много». Для этой игры можно изготовить шапочку медведю и пчелкам или использовать контурные изображения. После игры атрибуты убирают, обращая при этом внимание на то, где один предмет, а где много: «Вот одна шапочка, еще одна, еще одна, а вместе много»

Игра «Самолеты»

ЦЕЛЬ: закрепление понятий «один», «много».

На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов. Воспитатель. Вы все - летчики. Лена - летчица, Коля - летчик, Ира - летчица. Сколько у нас летчиков? Дети. Много. Воспитатель. Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов? Дети. Много самолетов. Воспитатель. На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.) Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?

»Игра «Разноцветные фонарики»

Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» - «Много».- «Сколько фонариков в руках у Кати, у Нины, у Веры?» - «Один, еще один».- «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Тани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, называя, сколько фонариков в руках у Коли, Светы, Иры, сколько фонариков положили Таня, Валя, сколько всего фонариков в коробке. Таким образом, воспитатель учит детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом предметов. Необходимо постоянно менять наглядный материал: этомогут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д.

Игра «Поезд»

ЦЕЛЬ: упражнение в нахождении предметов окружаю- щей обстановки: одного и много.

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению. Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал - и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Воспитатель спрашивает: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?» Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян». Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по сколько каких предметов посуды: «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, один половник, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Третья остановка около «Дома игрушек». Игра продол- жается.

Игра «Бабочки и цветы»

ЦЕЛЬ: установление равенства между двумя группами предметов

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей в группе. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки». Сколько бабочек? Много. Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками- «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» - каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу. Педагог уточняет: на этом цветочке - бабочка, на этом цветочке - бабочка, на этом цветочке - бабочка. - Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек? - Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели. Игра повторяется 2-3 раза. Во время игры надо положить еще 1 -2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

Игра «Воробушки и автомобиль»

Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» - обручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках стоит ребенок - он водитель автомобиля. Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воро- бушков». «Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылышками, летают. Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в гнездышки. Автомобиль возвращается в гараж. Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну? Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется

Игра «Скорый поезд»

Из стульев, поставленных в ряд, сооружают поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев- вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по пер- рону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка - пассажиры выходят. Игра начинается вновь. Воспитатель может убирать, добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз при сравнении была новая для детей ситуация. В подобных играх лучше, если предметов будет на один больше, чем играющих. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и не огорчит детей.

Игра «Кот и мыши»

Упражняет детей в установлении равенства-неравенства между двумя группами предметов. Для игры подготавливают норки для мышек - стульчики, которые стоят в два ряда, один ряд напротив другого. Дети-мышки размещаются в норках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправились гулять. По сигналу: «Кот идет!» - все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает: «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли норки? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?» (Дети отвечают на разные вопросы.) Кот снова спит, мышки опять выходят погулять. (Воспитатель меняет количество норок, убирает или добавляет один стульчик.) Если одну мышку кот поймал, сравнивают, сколько норок и мышек. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок.

Игра «Рыбак и рыбки»

Помогает закрепить понятия «один» и «много», способствует формированию навыка в установлении ра- венства-неравенства между двумя группами предметов. Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья - это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок - рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» - рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется

Игра «Птички»

Формирует умение устанавливать равенство-неравенство между двумя группами предметов. Каждый ребенок-птичка делает себе домик, выкладывая шнур в виде круга. Гнездышки располагают в два ряда на небольшом расстоянии один от другого. Птички летают, радуются солнышку, поют свои песенки. Внезапно налетел ветер, погода испортилась, собирается дождь. Птички спрятались в домиках. Воспитатель: «В этом гнездышке - птичка, в этом гнездышке - птичка». Де- ти, рассматривая противоположный ряд, сравнивают гнездышки и птичек, устанавливают, чего больше, меньше, поровну.

Так же проводятся игры «Бабочки и цветы», «Жуки и стрекозы», «Лошадки» .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Числа плотно обосновались во всех сферах человеческой жизни, так что нет ничего удивительного в том, что все чаще и чаще пользователи выбирают для отдыха и обучения математические игры. И не надо думать, что флешки этой категории будут интересны только малышам.

Конечно, игры математика – это в первую очередь обучение счету и простым действиям с цифрами. Но, поверьте, это только начало, ведь математические flash-проекты охватывают все разделы точной науки. В веселой и игровой обстановке пользователи легко научаться безошибочно умножать и делить, познакомятся с рисунками удивительных фракталов, поймут логические взаимосвязи многих процессов.

Чтобы игры были увлекательны и интересны не только малышам, создателями предусмотрены самые разные решения по сюжетам и оформлению. Это и совсем детский формат с веселыми персонажами и заданиями, и строгие чернильные «взрослые» доски с примерами, схемами, числовыми решетками и запутанными задачами. Хотите узнать о математике больше, чем просто банальный счет? Тогда запускайте математические «флешки» на портале Игроутка и начинайте играть!

Анжелика Антюхова
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА

Д/И «НАОБОРОТ»

Цель : активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины предметов, пополнять лексику ребенка.

Правила игры :

Помнишь, мы строили домики, а потом сравнивали их, определяли, какие из них высокие, какие - низкие. Если мы скажем слово «высокий» , то какое слово можно назвать, чтобы оно показывало противоположное свойство предмета, свойство наоборот?

Правильно. Существует много слов, которые имеют противоположные значения. Наша игра так и называется «Наоборот» . Давай поиграем? Сначала ведущим буду я, а потом и ты сможешь выполнять эту роль.

Взрослый берет в руки мяч, бросает ребенку и говорит : «Низкий» отвечает : «Высокий» . Взрослый снова бросает мяч и говорит : «Длинный» . Ребенок ловит мяч, возвращает его и отвечает : «Короткий» .

Эта игра очень нравится детям, однако на первых порах они могут растеряться при ответе (не хватает словарного запаса) . Взрослый помогает им, подключает других детей , чтобы и они помогли отвечающему.

Сначала ведущим в игре является взрослый. Затем по мере усвоения и расширения словаря ведущими могут становиться дети. Ведущий определяется с помощью считалок, которые разучиваются в свободное время.

Продолжительность одной игры зависит от возможностей играющих. Взрослый учитывает это и старается не переутомить детей . Проводить игру рекомендуется в течение всего года, по-степенно расширяя словарный материал игры . В ней могут быть использованы параметры величины, веса, вкусовые и температурные свойства, временные понятия и т. д. Например : длинный - короткий, высокий - низкий, толстый - тонкий, старый - новый, горячий - холодный, веселый - грустный, смешной - серьезный, храбрый - трусливый, пустой - полный, мягкий - твердый, легкий - тяжелый, чистый - грязный, сильный - слабый, красивый - безобразный и т. д.

СРАВНЕНИЕ ПОЛОСОК

Цель : формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.

Готовится стол. На нем лежат полоски, разные по длине и цвету. Взрослый обращается к детям :

Ребята, давайте сравним полоски. Что вы можете сказать о длине этих двух полосок : они одинаковые или разные? Как вы это поняли? Докажите.

Вероятно, дети продемонстрирует способ приложения или наложения. Взрослый просит их рассказать, как нужно сравнить одну полоску с другой. Какие правила следует использовать для правильного соизмерения? Фактически взрослый пытается добиться от детей словесного выражения тех действий соизмерения, которые они производили. Многих такая просьба поначалу затруднит. Однако это вполне преодолимо.

Взрослый предлагает детям помочь ей и вместе рассказать правила соизмерения. Возникает живой диалог взрослого с детьми, в результате которого рождаются правила, понятные ребятам и доступные для повторения. Логика при определении правил такова :

1. Без точного соизмерения, сравнения полосок между собой трудно определить, какая из полосок длиннее, какая - короче.

2. Чтобы сравнить две полоски, нужно приложить одну из них к другой или наложить одну на другую (демонстрируется оба способа, дети воспроизводят действия взрослого на своих полосках).

3. Сначала концы обеих полосок совмещаются, уравниваются с одной стороны (слева) . Затем надо определить, совместились ли, совпали ли два других конца (края) полосок (справа) . Если края полностью совпали, то полоски одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то полоски разные, неодинаковые : одна длиннее, чем другая.

Взрослый сопровождает словами действия детей , комментирует их, проговаривая правила соизмерения, помогает им. Просит ребят показать друг другу, как они сравнивали, и рассказать, какой результат получили (самая длинная полоска, самая короткая полоска, полоски одинаковые, равные по длине). Педагог обращает внимание своих воспитанников на то, что разговаривать во время занятия принято только по делу, при необходимости нужно предлагать свою помощь товари-щу, происходящее следует обсуждать в полголоса.

«ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ» .

В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала . (Сначала комплект для пары детей состоит из семи-восьми предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться.) После знакомства с правилами игры детям предлагается в парах поиграть в нее.

Правила игры : ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает , пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент геометрической мозаики) . На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.

ИГРА «СТОЛЬКО ЖЕ» .

Дети раскладывают цифры и числовые карточки перед собой. В игре можно использовать картину с изображением пейзажа. По заданию взрослого поднимают вверх числовую карточку или цифру, обозначающую количество названных объектов. Например, показывают цифрой, сколько стрекоз изображено на картине, поднимают числовую карточку, где столько же кружков, сколько бабочек, и т. п.

«СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»

Игра заключается в том, что дети отсчитывают такое количество игрушек, которое будет задано. Задания могут даваться каждый раз по-разному. Но сначала надо догадаться, какое же число задано, и только потом выполнить задание. Например, предлагается отсчитать столько же игрушек, сколько кружков на указанной карточке (показывается карточка с тремя кружками) .

Ребята отсчитывают три игрушки из тех, что лежат на подносе, и ставят их перед собой.

Теперь рядом положите цифру. Дети выполняют задание.

Сколько ты отсчитал игрушек? Как ты догадался, что надо отсчитать три игрушки? Какую цифру ты положил? Почему именно эту?

Дети отвечают на вопросы.

Трудно было выполнить задание - догадаться, что следует отсчитать три игрушки? Игра называется «Считай, не ошибись» , и вы не ошиблись. Молодцы!

Итак, следующее задание такое : отсчитайте столько игрушек, сколько прозвучит ударов бубна. Удары бубна считайте про себя, чтобы не мешать друг другу.

Звучит два удара бубна. Дети откладывают две игрушки.

Игрушки вы отсчитали, а что еще нужно положить? Молодцы, кто догадался положить рядом цифру.

Взрослый задает несколько игровых заданий , обращает внимание на тех, у кого есть затруднения (но не высказывает вслух замечания) . Во время игры целесообразно не использовать многословных объяснений и не требовать этого от детей . Темп и успешность выполнения заданий делают игру интересной и привлекательной для дошкольников.

Примерные задания : отсчитать столько же игрушек, сколько картинок на доске, рядом положить цифру; отсчитать столько же игрушек, сколько матрешек на столе, рядом положить цифру; показать карточку, где столько же кружков, сколько дверей в комнате, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько окон в комнате; отсчитать столько же игрушек, сколько человек сидит за каждым столом, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько раз ударили молоточком.

В этой игре используются цифры, числовые карточки, игрушки. В качестве демонстра-ционного материала - плоскостные изображения предметов, объемные и звучащие игрушки. Дети могут попробовать давать задания (это подготовка к роли ведущего) . Варианты заданий : найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает эта цифра, рядом положить цифру; найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько игрушек на столе, рядом положить цифру; найти цифру, показывающую, сколько картинок на доске, отсчитать столько игрушек, сколько картинок на этой карточке, рядом положить цифру.

Если дети легко справляются с заданиями, их можно усложнить : отсчитать на одну игрушку больше, чем цветков на доске, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек перед ребенком; отсчитать на одну игрушку больше, чем слышится ударов в бубен, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек отсчитали; отсчитать игрушек на одну меньше, чем елочек на столе, рядом положить цифру.

Примерные задания : отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов вы услышите, рядом положите цифру; отсчитайте столько игрушек, сколько лап у кошки, рядом положите цифру; отсчитайте игрушек на одну больше, чем показывает эта цифра, рядом с игрушками положите цифру; отсчитайте игрушек на одну меньше, чем я хлопну в ладоши, рядом положите цифру. Игра организуется в парах.

«УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ» .

Я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадали, какую цифру я загадала, уберите ее на поднос. Итак, уберите цифру, которая показывает, сколько у кошки ушей. (Дети убирают цифру «два» .) Сколько у кошки хвостов? (Убирают цифру «один» .) Какая цифра осталась? Кто сможет про нее рассказать стихотворение или придумать загадку? (После стихотворения убирают и последнюю цифру «три» .)

Примерные задания : убрать цифру, показывающую, сколько раз в году бывает у человека день рождения; убрать цифру, показывающую, сколько бантиков у Нади; убрать цифру, показывающую, сколько кружков на этой карточке; определить, какая цифра осталась, у всех ли именно эта цифра.

Задания могут быть самыми разными : убрать цифру, которая встречается в названии сказки, где жили медведи Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка; убрать цифру, которая показывает, сколько дверей в комнате, сколько больших стульев.

Какая цифра осталась? А может мы про нее сможем рассказать стихотворение или придумать загадку?

«ГДЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ?»

Ребенок вместе со взрослым рассматривают комнату и задают вопросы друг другу : где находится тот или иной предмет - где находится красный мяч, кукла, чашки, ваза, кошка, ковер, синий мяч? Отвечая на вопросы, ребенок использует предлоги и наречия, указывающие на местоположение предметов : под, над, на, сверху, снизу, возле, около, рядом, близко, далеко, между, перед, впереди, позади, сзади (в данном случае не следует задавать вопросы относительно расположения предметов справа - слева от названного).

«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»

Правила игры таковы : ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из цифр. Остальные цифры остаются на своих местах. Просит ребенка открыть глаза и определить, какой цифры не стало. Если игра достаточно легка, можно предложить ребенку воспользоваться своим набором цифр и поднять ту цифру, которой недостает, которой не стало. На первых порах в качестве подсказки используется числовой ряд, который находится перед ребенком на столе. Позднее игра проводится без подсказки.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ» .

По сигналу ребенок закрывает глаза. Взрослый нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой, используя разные способы : меняет цифры местами, убирает один из предметов, оставляя цифры без изменения, или добавляет предмет в одну из групп, не меняя цифру. На первых порах, пока ребенок не достаточно хорошо овладел содержанием игры , делается одна-две ошибки, а затем количество ошибок можно увеличить. Ребенок открывает глаза и находит ошибку.

Возможны и обманные ходы, ловушки : все остается без изменений или группы предметов с их цифрами меняют свое местоположение, но ошибки, т. е. несоответствия между количеством предметов и цифрой, при этом не возникает. Задается тот же вопрос, можно ли исправить ошибку. Чтобы ответить на него, все равно приходится пересчитывать каждую группу предметов и проверять, верно ли стоит цифра. Только после этого возможно заключить, что ошибки нет. Чаще всего, исправляя ошибку, ребенок стремится восстановить прежний вариант, расположить предметы и цифры, как они стояли. Взрослый одобряет правильный ответ и предлагает найти также и другой способ исправления ошибки (добавить недостающий или убрать лишний предмет, чтобы цифра вновь соответствовала количеству, заменить цифру на другую и т. п.).

Игра повторяется несколько раз.

ИГРА «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ» .

Правила игры : пять детей получают набор цифр от одного до пяти. Каждый берет по одной. Звучит бубен. «Живые» цифры разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все цифры становятся по порядку от одного до пяти слева направо. Ребята проверяют, правильно ли встали цифры. Затем каждой цифре в отдельности задают задание : хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает его цифра, рассказать стихотворение про свое число, рассказать какую-нибудь загадку, попрыгать на одной ножке пять раз и т. п. «Живая» цифра выполняет задание и передает цифру тому, кто задавал задание. Когда состав детей -цифр полностью поменяется, игра начинается вновь.

«ПУТАНИЦА» .

Правила игры : на доске располагаются цифры. Ведущий просит детей закрыть глаза . Меняет цифры местами. Дети открывают глаза и находят цифры, стоящие не на своем месте. Восстанавливая порядок, ребенок должен не только молча передвинуть цифры, но и проговорить, что и почему он передвинет. Например, число «пять» больше четырех на один, поэтому стоит после четырех. Число «два» меньше числа «три» , поэтому стоит перед числом «три» .

Правила игры таковы : дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать от названного числа (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает кому-то из детей мяч и опять называет любое число. Используется прямой или обратный счет. Игра с прямым порядком следования чисел детям легче, чем игра с обратным порядком. Хотя на первых порах дошкольники испытывают затруднения в этой игре и в том и в другом случае, так как им сложнее считать от заданного числа, чем от единицы.

«ПОСМОТРИ ВОКРУГ» игра на развитие глазомера и ориентировку в признаках величины.

Правила игры таковы. Дети расходятся по комнате и внимательно осматривают окружающие предметы, сравнивают их между собой по разным признакам : высоте, ширине, толщине, длине. По сигналу взрослого ребята замирают на своих местах. Воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что он заметил. Ребенок рассказывает. В ответе надо назвать признак величины и определить, какой предмет отличается по величине от какого.

Возможные варианты ответов : обеденный стол выше, чем кукольный столик; картина висит выше, чем тарелка; эта кисточка толще, чем эта; ковровая дорожка уже, чем ковер; у Кати волосы длиннее, чем у Маши. Необходимо помогать детям выделять разнообразные признаки, сравнивать два-три предмета между собой, четко формулировать ответ, используя полное название предмета, а не только указывая жестом на него. Иногда взрослый сам формулирует обратную зависимость.

Ребенок говорит :

Картина висит выше, чем тарелка.

Взрослый :

А тарелка висит ниже, чем картина.

Затем игра повторяется вновь.

ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ЦИФРАМИ

Вот какое стихотворение придумал С. Маршак про цифры :

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, как спица.

А вот эта цифра «два» .

Полюбуйся какова :

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Все числа любят порядок, поэтому они строятся в ряд друг за другом, в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и так до бесконечности.

Мы сегодня узнали два числа : число «один» и число «два» . Какое из них меньше? (Дети отвечают.) Правильно, один. Значит, число «один» и будет стоять первым слева. (выкладываем на столе цифру 1.) Какое число больше числа «один» на один? (Дети отвечают.) Правильно, число «два» . Где должна стоять цифра «два» ? Правильно, после единицы. Сделайте так же.

Мы будем с вами знакомиться с разными числами и расставлять их по порядку.

А вот это – посмотри,

Выступает цифра «три» .

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

Определяется место числа «три» в числовом ряду :

Число «три» на один больше числа «два» , поэтому стоит после числа «два» . Детям предлагается разложить числовой ряд.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Определяем место числа «четыре» в числовом ряду и объясняем, почему число «четыре» стоит после числа «три» (так как оно на один больше числа «три» ). Дети выкладывают числовой ряд и добавляют в него цифру «четыре» .

Используя в речи термины : число и цифра, взрослый разъясняет, что цифра - это знак числа и так же, как буква, обозначает звук. Только число (а не цифра) может быть больше или меньше другого числа на один - по количеству. Цифры могут отличаться величиной (показывает цифру «один» крупную и маленькую, цифру «четыре» маленькую и высокую, цветом (показывает наборы цифр синего и красного цвета) . Цифра «четыре» , какого бы цвета или размера она ни была, всегда обозначает число «четыре» .

Далее происходит знакомство с цифрой «пять» , анализируют ее. Объясняют, почему цифра «пять» стоит после цифры «четыре» : число «пять» на один больше числа «четыре» , поэтому пять стоит после четырех. Число «четыре» на один меньше числа «пять» , поэтому четыре стоит перед цифрой «пять» .

Читают стихотворение про цифру «пять» .

А потом пошла плясать

По бумаге цифра «пять» .

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

(С. Маршак)

СТИХИ О ЦИФРАХ, (для заучивания с детьми)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет :

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее - нет.

(С. Маршак)

Не птица это.

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот - шея гибкая.

Вот - тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело.

И это будет цифра два.

(В. Бакалдин)

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят, роют.

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(С. Маршак)

Третья цифра - это три.

Хорошенько посмотри :

Это твой велосипед

На земле оставил след.

Ну-ка, сколько здесь полос?

Ну-ка, сколько здесь колес?

(С. Маршак)

Это заклинатель змей

Вышел с удочкой своей.

Перед ним танцует змейка -

Хвост крючком, дугою шейка,

Ты на змейку посмотри -

Да ведь это цифра три!

(В. Бакалдин)

Гляди, четыре - это стул,

Который я перевернул.

(Г. В и е р у)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он На четыре.

(В. Бакалдин)

Цифра новая - четыре.

Стол стоит у нас в квартире.

Сколько ножек у него -

У стола у твоего?

(С. Маршак)

Идет четыре после трех.

Поговорим о четырех.

Четыре времени в году -

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несет корзины урожая.

(С. Маршак)

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они - за две минуты.

(С. Маршак)

Это - фокусник-пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется - раз и два!

Обернется цифрой два.

Интересные математические игры направлены на обучение вашего малыша основам математике. Данные игры развивают у детей наглядно-образное мышление, учат сравнивать, знакомят с количественным составом числа, предложенные игры знакомят детей с цифрами и их цифровыми обозначениями, учат решать простейшие математические задачи.

«Кто ходит в гости по утрам»

Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»

Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.

◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)

◈ Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).

◈ Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.

➣ Внимание: А что такое мало, как его определить? Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» - понятие относительное.

◈ Поиграйте в игру «Один — много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.

Покупатель пуговиц

Игра учит пользоваться опосредованным множеством; развивает наглядно-образное мышление.

Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки.

◈ Как играем: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать? Очень просто! Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.

◈ Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур - одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.

◈ Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре - это знак равенства (сам знак можно не называть).

Пуговицы

Игра закрепляет ужение сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.

◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них - квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.

«Где обедал воробей?»

Игра помогает ребенку понять, что Величина — понятие относительное

Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов - «клеток» для животных соответствующего разного размера.

◈ Как играем: покажите ребенку картинки медведя, волка и зайца, выясните, кто из животных самый большой, кто маленький, какой поменьше и т. п. Их нужно посадить в клетки соответствующего размера.

◈ В зоопарк привезли слона. Ему нужно отвести самую большую клетку. Отметьте, что самым большим был медведь, а теперь стал слон. Затем в зоопарк привезли самого маленького животного - ежа. Обратите внимание на то, как изменилось соотношение величин: самым маленьким был заяц, теперь еж. Еще раз сравните, кто самый большой, кто поменьше и т. д.

◈ Закрепляем: сравните обувь по размеру: мамину, папину, обувь ребенка и кукольную. Меняйтесь ролями: ребенок спрашивает, а вы показываете. Сравнивайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если сравнить арбуз и редиску? А кто больше: великан или дядя Степа? А кто меньше: Дюймовочка или гномики, а может, Мальчик-с-пальчик? На улице сравнивайте по высоте дома, деревья и т. д. Это развивает глазомер.

Первые шаги в математике

Игра учит сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.

◈ Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».

◈ Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.

◈ Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз - реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).

Малыши-карандаши

Игра знакомит ребенка с количественным составом числа из единиц

Необходимый инвентарь: цветные карандаши разного цвета.

◈ Как играем: положите карандаш на стол, обратите внимание на то, что он один - красный. Справа от него положите еще один, но другого цвета. Теперь их два: один красного цвета, другой зеленого. Значит, число два состоит из двух единиц. Положите еще один карандаш, например, желтого цвета. Проговорите, что число три состоит из трех единиц. Аналогично доведите счет до 5-10. Вспомните сказку про Козленка, который умел считать до 10. Как он спас животных. Подчеркните: «Как хорошо уметь считать!». А как думает ваш ребенок? А если всех, кого спас Козленок, изобразить в виде кружочков? Наклеить их и посчитать, то получится, что ваш ребенок спасает героев сказки. Похвалите его.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Угадай-ка». Из скольких единиц состоит число 3, 4? Показывайте цифры, если ребенок знает их. Возьмите в следующий раз разные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четырех единиц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчитайте слева направо и наоборот, подчеркните, что количество от этого не изменится. А если игрушки поставить в круг, как же запомнить, от какой начали считать?

◈ Меняйтесь ролями. Постоянно поощряйте ребенка.

Пиф-паф

Игра знакомит детей с цифрами

Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.

◈ Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой - две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой - цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.

◈ Закрепляем: так можно познакомить и с другими цифрами (до 10).

◈ Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.

Школа Мудрой Совы

Игра учит соотносить количество предметов с их цифровым обозначением

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами, предметные картинки или игрушки, Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).

◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет приходить Мудрая Сова. Сегодня она принесла картинки и к ним карточки с цифрами от 1 до 5. Покажите картинку, на которой нарисовано, например, четыре машинки. Пусть ребенок найдет карточку с цифрой «4». Аналогично обыграйте и остальные картинки. Справится ли ребенок сам, без помощи Совы? Похвалите его за старание.

◈ Закрепляем: играем наоборот - вы показываете карточку с цифрой «3», а ребенок должен подать картинку, на которой нарисовано три яблока, и т. п. Меняйтесь ролями: ребенок показывает карточки с цифрами, а вы ищете нужную картинку. А может, ему поможет Мудрая Сова?

◈ Играем на кухне в игру «Вкусные цифры». Берем три мандарина и находим карточку с цифрой «3» и т. п. Не забывайте приглашать Мудрую Сову - пусть полакомится.

◈ А если прикрепить цифру «1» на холодильник, а цифру «2» на шторы? А остальные? Подумайте. Разрешите ребенку это сделать. Если у него возник интерес к цифрам, он будет рад наклеить их на все, что найдет, а вы?

Считалочки

Игра знакомит с порядковым счетом Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Скажите, что к вам опять пришла в гости Мудрая Сова. Она поиграет с вами в игру. Нужно правильно ответить, кто стоит на первом (втором и т. д.) месте. Считаем слева направо. «Кто стоит между зайцем и медведем?» - «Тут стоит белка. Она вторая» и т. д. Обратите внимание на то, что если игрушки считать справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут последними.

◈ Закрепляем: игрушки можно ставить друг за другом - паровозиком. Вы все дома? Поиграйте в паровозик. Кто будет первым: мама, папа? Решать ребенку. Обязательно обращайте внимание на то, откуда ведется счет.

◈ Выясните, кто стоит на втором месте - мама или бабушка, а кто на третьем? А если паровозом станет последний вагон? Изменится ли порядковый счет?

◈ Вы заняты на кухне? Поиграйте в эту игру на новый лад: поставьте на стол разную посуду - тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спрашивайте, что стоит на первом, втором, третьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.

➣ Внимание: количественный состав - это состав из единиц, он не меняется. А порядковый состав может меняться, если считать в другом направлении. Не перепутайте!

Паровозик из Ромашково

Игра знакомит с порядковым счетом

Необходимый инвентарь: стулья.

◈ Как играем: поставьте стулья друг за другом – это паровозик из Ромашкова. Пригласите детей или взрослых поиграть вместе с вами. Можно спеть песенку Паровозика из этого мультипликационного фильма:

Проехал мост мой веселый паровоз;

Он сейчас притормозит,

На посадку пригласит.

«Эй, друзья, сюда скорей!

Не толкайтесь у дверей

Не мяукайте, не лайте,

Быстро место занимайте».

◈ Куда едем? А хоть куда: в зоопарк, на дачу и т. д. Но обязательно обыграйте.

◈ Закрепляем: ехать могут и игрушки, машинист - ребенок.

Умница

Игра учит решать простейшие задачи

Необходимый инвентарь: ваза с фруктами.

◈ Как играем: скажите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок останется? Почему их станет меньше?». Обязательно все покажите на наглядном примере. «А как сделать, чтобы их стало больше?» - Ребенок должен положить в вазу одно яблоко. Придумывайте аналогичные задачи про все, что у вас есть под рукой. Используйте любую ситуацию для этого: вы купили ребенку новые шорты, третьи по счету? Спросите, например: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отнимаем, то говорим «осталось», если прибавляем, говорим «стало».

◈ Закрепляем: на улице вы увидели сидящих детей, один ушел. Предложите придумать про них задачу и решить ее. Если ребенок знает цифры, то можно ее записать.

◈ Усложняем: ребенок должен сам придумать устную задачу, а вы решите ее и обязательно ошибитесь. Доставьте ребенку удовольствие вас поправить.

Задачи Мудрой Совы

Игра учит решать простейшие задачи на сложение, вычитание: прибавить, отнять 2; формирует наглядно - образное мышление

Необходимый инвентарь: тетрадь, карандаш, мелкие предметы.

◈ Как играем: сегодня Мудрая Сова будет учить решать задачи. Положите перед ребенком слева два красных кружочка и два синих, а справа два синих. Скажите, что это заколдованные лесные жители. Предложите придумать про них задачу. Пусть ребенок фантазирует: красными кружочками могут быть и белочки, и листочки. Если ребенок не справляется, то Мудрая Сова придет на помощь. Расскажите ей стихотворение:

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидела, головой вертела…

◈ Закрепляем: играем наоборот. Ребенок раскладывает кружочки, квадратики, а вы решаете задачи. А если вы долго ждете электричку и у вас есть мел? Или вы стираете в ванной, а ребенок помогает мыть игрушки? Придумайте вместе с ребенком задачу про них. Так вы подготовите своего математика к школе.

Сказочная математика

Необходимый инвентарь: книжки сказок с картинками.

◈ Как играем: вспомните сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Предложите посчитать, сколько героев сказки тянули репку, встретили Колобка, жили в теремке. А если персонажей «Теремка» сравнить по росту, по величине? Кто самый большой, маленький? Кто меньше медведя, но больше зайки? И т. д. А если их «превратить» в кружочки, наклеить в тетрадь и подписать под ними цифры? Например: мышка - серый кружочек, лягушка - зеленый, зайка - белый, волчок - большой серый кружок.

◈ Закрепляем: вспомните сказки В. Сутеева «Разные колеса» и «Под грибом». Как могли звери спрятаться под грибом, что с ним произошло? Почему не катилась телега в сказке «Разные колеса»? (Колеса были разного размера.) А если все сказки зарисовать? Получится целая Страна сказочной математики.

Полезные стихи

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу - ох!**

(Сколько овощей принесла хозяйка?)

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку*

(Сколько предметов дама сдавала в багаж?)

По утрам у Айболита,

До обеденной поры,

Лечат зубы:

Зебры, зубры,

Тигры, выдры и бобры.

(Сколько разных зверей вылечил Айболит?)

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником.

Дидактические игры по математике для дошкольников призваны разнообразить обучающий процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.

Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи

Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.

Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:

  1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета , историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.

Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:

  • совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
  • воспитанию внимательности, памяти, мышления;
  • освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
  1. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.

  1. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
  1. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
  1. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.

Это важно знать

  1. Дидактические игры не должны проводиться длительное время . Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
  2. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого , и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.

Дидактические игры своими руками для дошкольников

С целью роста познавательного интереса воспитываемых педагоги должны стараться разнообразить ход учения. Для этого многие вырабатывают и производят собственные обучающие тренинги. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безвредность для воспитанников детского сада.

Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими:

  • подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;
  • природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;
  • канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;
  • воображение – самая главная составляющая.

Дидактические игры по математике своими руками в картинках

Сделать дидактические игры своими руками совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр.



Картотека дидактических игр по математике для дошкольников

"Опиши узор"

Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.

Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.

"Реши пример"

Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.

Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.

"Найди ошибку"

Цель : анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.

Ход игры . Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.

"Покажи"

Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.

Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.

"Одно свойство"

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.

Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.

"Кто соседи"

Цель: совершенствование умения называть соседей числа.

Ход игры . Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

"Соберем урожай"

Цель : тренировка навыка сравнения предметов по размеру.

Ход игры . Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.

"Магазин и геометрия"

Цель : тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.

Ход игры . На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.

Дидактические игры по математике

Презентация дидактических игр по математике