Характеристика технологической карты урока. Технологическая карта урока по фгос

С сентября 2013 года педагогические работники образовательных организаций округа начали обучение на курсах по ФГОС ООО. Занятия проводят преподаватели Центра развития образования г.Самары.

Темы, которые рассматриваются педагогами на курсах, касаются нормативно-правовой базы введения ФГОС, использования системно-деятельностного подхода и педагогических технологий.

В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока.Что это такое?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:

Тема
Цель
Задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД
  • ЛичностныеУУД:
  • Регулятивные УУД:
  • Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:
Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:

Метапредметные:

Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
  • основные
  • дополнительные
Формы урока фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая
Технология
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД

Организационный момент

Время:Основные этапы:

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания

Время:Этапы:

Изучение нового материала

Время:Этапы:

Закрепление нового материала

Время:Этапы:

Контроль

Рефлексия

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока.

Представленная форма технологической карты урока разработана и используется в ГБОУ СОШ № 1467 г Москвы.

Следующие формы технологических карт были предложены учителям биологии на занятиях курсов по ФГОС ООО в сентябре 2013 года в г. Похвистнево преподавателем ЦРО Тепловым А.А.

Урок биологии, 6 класс (7 класс по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина)

Тема: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Обучающие задачи

  • Рассмотреть особенности строения грибов.
  • Выделить характерные признаки этих организмов.
  • Познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.

Развивающие задачи

  • Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
  • Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи

  • Продолжить формирования интереса к предмету.
  • Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Этапы урока Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД
1. Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Настраиваются на работу. Сотрудничество с учителем
2. Подготовка к основному этапу Актуализация знаний.

Вопросы классу:

  1. Какие царства живых организмов мы знаем?
  2. О представителях какого царства идет речь в следующих строках?

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.

  1. С каким царством мы познакомимся на сегодняшнем уроке?
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель. -Самостоятельное формулирование темы и цели урока
3. Усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов

Грибы. Общая характеристика (Информационный модуль) (ФЦИОР)

Рассказывает о грибах с использованием модуля:

  • Царство грибов;
  • Внешнее и внутреннее строении;
  • Типы питания грибов;
  • Разнообразие;
  • Съедобные и ядовитые грибы;
  • Интересные грибы и т.д.
Воспринимают новый материал. -Умение слушать
4. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка

Таблица «Общая характеристика

Грибов». (ЕКЦОР)

Просит учеников перечислить отличительные признаки грибов (какие они запомнили).

Затем демонстрирует готовую таблицу с признаками.

Проблемные вопросы:

  • Какие грибы любят расти под определенными деревьями? Приведите примеры таких пар (гриб и дерево).
  • С помощью учебника стр. 24 объясните, почему подосиновик всегда растет вблизи осин?

Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания.

Заносят таблицу в тетрадь.

Называют грибы и деревья, под которыми они растут.

Объясняют образование микоризы.

  • Осознанное построение речевого высказывания.
  • Умение сличать свою работу с заданным эталоном. - Обнаружение отклонений.
  • Коррекция.
  • Поиск и выделение необходимой информации.
5. Закрепление новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.

Строение шляпочного гриба. (ЕКЦОР)

Грибы. Общая характеристика. (Модуль для контроля) (ФЦИОР)

Задание 1:

  • Используя муляжи (на каждой парте) изучите строение грибов.
  • С помощью предложенного ЭОР перечислите основные части гриба.

Задание 2:

  • Из фотографий грибов на слайдах определите какие из них съедобные, а какие ядовитые.

Задание 3:

  • Загадки о грибах. Учитель читает тексты загадок.

Задания в модуле:

  • Перетащите названия частей гриба (внешнее строение);
  • Перетащите названия плесневых грибов;
  • Перетащите названия частей гриба (внутреннее строение)
  • Перетащите споры шляпочных грибов;
  • Разделите на группы ядовитые и съедобные грибы; (перетаскивание)
  • Заполните таблицу «Функции частей гриба»;
  • Впишите термины.

Весь класс работает с муляжами. Затем один из учеников работает у доски с тренажером, показывает и рассказывает о строении гриба.

Ученики работают с сигнальными карточками (красная -ядовитый, зеленая - съедобный гриб).

Фронтальная работа. Разгадывают загадки.

Ученики по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно - поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку.

  • Оценка, самооценка, взаимооценка.
  • Умение находить эффективные способы решения заданий.
6. Подведение итогов урока Анализ и оценка успешности достижения цели

Проблемный вопрос:

Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это.

Отвечают на проблемный вопрос. Анализ, построение логической цепи рассуждений
7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. Дает на выбор три уровня задания:
  1. Учебник стр. 21-25 + выписать определения в тетрадь.
  2. Подготовить презентацию об отделах грибов.
  3. Сочинить сказку с участием грибов.
Записывают варианты домашнего задания

Предмет: биология
Класс: 7
УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Тема урока: Размножение и развитие насекомых
Тип: урока комбинированный

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организация начала занятия

Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку.

Приветствует детей. Создает позитивный настрой.

Задание «Верна ли схема?»

Направляет на уточнение текущей изучаемой темы.

Показывает слайд - шоу «Насекомые», читает стихотворение о насекомых.

Знакомит с «гостем» урока кузнечиком Кузей

Определяют правильность схемы, дополняют ее.

Слушают стихи, музыку

Создают свои обобщенные образы класса насекомые

Приветствуют учителя

Машут гостю, знакомятся с ним

Сотрудничество с учителем

Планирование удачного сотрудничества на уроке

Настраиваются на работу, на тему урока.

Озвучивают текущую тему

Проверка выполнения домашнего задания

Показывает интерактивный слайд с системами органов насекомых.

Проводит тестирование, организует взаимопроверку тестов самими учащимися и выставление ими оценок за работу.

Узнают и называют по силуэтам системы органов насекомых Анализ, выделение признаков Работа в парах Учебное сотрудничество Контроль Умение самооценивания, взаимооценивания
Актуализация знаний

Акцентирует внимание на ромашку на доске (на лепестках - знания о насекомых). Двух лепестков не хватает.

Направляет учащихся на формулирование темы, которую осталось изучить.

Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о насекомых им пока не известно

Устанавливают связи между частным и общим.

Синтез - составление из частного целого.

Формулируют тему урока Предвосхищение уровня усвоения знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказывает о половом диморфизме (с помощью ЭОР), строении половой системы, типах развития насекомых, отрядах насекомых с полным и неполным превращением.

Организует сравнение типов развития насекомых с помощью проблемных вопросов.

Показывает флеш - анимацию «Рождение бабочки»

Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдами, работают с учебником.

Сравнивают 2 типа развития насекомых с помощью проблемных вопросов учителя.

Усвоение и поиск необходимой информации.

Сравнение с целью выявления черт сходства и различия

Диалоги с учителем

Диалоги с учителем, мини - диспут

Сотрудничество с учителем

Сотрудничество с учителем и со сверстниками

Первичная проверка понимания

Вопросы классу:

  • Как вы поняли, что такое половой диморфизм?
  • Какой тип развития на ваш взгляд прогрессивнее и почему?
Отвечают на вопросы учителя Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента. Анализ. Диалоги с учителем Сотрудничество с учителем Оценка и самооценка Осознание уровня и качества усвоения знаний
Закрепление знаний и способов действий

Игра:
«Угадай насекомое» с сигнальными карточками.

Задание:
Карточка «Стадии развития животных»

Задание:
« Найди ошибку»

Задание:
Цикл развития бабочки

Выполняют задания с помощью интерактивных ресурсов, карточек. Установление причинно - следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера. Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний. Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов.
Обобщение и систематизация знаний

Добавляет в ромашку знаний о насекомых последние лепестки.

Подводит к промежуточным итогам проекта, в рамках которого идет урок.

Организует предварительную защиту статьи в ПскоВики.

Направляет учащихся на формулировку вывода проекта.

Воспроизведение основного вопроса проекта, проблемных и учебных вопросов, ответы на них.

Выступление руководителей исследовательских групп, показ статьи в Интернет.

Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение анализировать результат и делать выводы.

Построение логической цепи рассуждения.

Слушают выступление своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении. Умение полно и точно выражать свои мысли. Владение монологической речью. Формулируют вывод всего проекта
Контроль и самопроверка знаний Предлагает заполнить листы самооценки работы в рамках проекта. Проводят самооценку работы на ПскоВики. Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки.
Рефлексия Предлагает поместить на доску в «вазу» цветы розовые или синие (комфортность на уроке) Диалог с учителем.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Информирует о подготовке к защите проектных исследовательских работ (к следующему уроку). Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради.

Ресурсы:

  • Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
  • Электронное учебное издание - мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
  • Интернет - ресурс ПскоВики.

Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

Новый вид конспекта

Технологическая карта - графический вариант традиционного плана-конспекта. Основной толчок к использованию нового формата дало принятие ФГОС второго поколения. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия.

Структура карты

Учителям известно, что любой конспект, вне зависимости от предмета, имеет единую структуру. Тот же принцип положен в основу графического варианта. Так, технологическая карта урока биологии ФГОС имеет такую же структуру, как для любого другого урока гуманитарного или точного направления.

Любая технологическая карта начинается с шапки, которая сходна с шапкой плана-конспекта.

За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы - тесты, решение задач, используемые на уроке схемы или таблицы.

Основные этапы

В технологических картах необходимо детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичная проверка изученного.
  6. Закрепление.
  7. Применение полученных в ходе занятие знаний на практике.
  8. Обобщение и систематизация.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов.

Отметим, что допустимо объединение нескольких этапов в один для экономии времени и повышения эффективности работы. В некоторых случаях и вовсе допустимо опускать некоторые пункты. К примеру, ФГОС может не содержать таких этапов, как закрепление пройденного материла, проверка изученного и т.д. (особенно если урок посвящен изучению поэзии или педагог запланировал посвятить все 45 минут времени просмотру экранизации романа или повести).

При этом не стоит забывать, что, вне зависимости от типа, обязательными этапами остаются:

  1. Подготовка к изучению нового материала.
  2. Основной этап.
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

Технологическая карта помогает заранее определить форму организации учебной деятельности, то есть спланировать, какие задания будут выполняться учениками индивидуально, а какие будут обрабатываться в парах или малых группах.

Как составить карту?

При составлении технологической карты необходимо:

  1. Указать все операции и их составные части.
  2. Подробно описать деятельность учеников и учителя.

Столь подробная проработка занятия поможет заранее выявить неэффективные или слишком сложные для детей задания и упражнения, поможет максимально точно рассчитать и распределить материал на каждый этап урока. Благодаря этому педагог может не переживать, что ученики не успеют выполнить какое-либо задания или, наоборот, не думать о том, чем занять в том случае, если они справятся с заданиями значительно раньше, нежели прозвучит звонок с урока.

К примеру, вам необходимо провести урок математики. Технологическая карта ФГОС, составленная вами, поможет подобрать наиболее интересные и действительно нужные задания, заранее выбрать форму организации учебной деятельности, определить вид проверки в конце урока.

Для составления действительно полезной карты следует выполнить несколько действий:

  1. Определить тему, ее место среди других тем в данном разделе.
  2. Определить вид урока.
  3. Сформулировать триединую цель.
  4. Выделить основные этапы занятия, опираясь на тип и вид занятия.
  5. Сформулировать цель каждого этапа.
  6. Определить ожидаемые результаты каждого из этапов.
  7. Выбрать наиболее удачные для реализации формы работы.
  8. Подобрать необходимый материал.
  9. Выделить для каждого этапа основной вид работы для учеников и учителя.

Для составления карты урока необходимо заранее приготовить шаблон, продумать, как будет выглядеть технологическая карта урока. Образец ФГОС мы представим немного ниже.

Деятельность учителя согласно карте

Главной особенностью карты является то, что учитель должен заранее просчитать и указать в ней, чем именно будет заниматься педагог на том или ином этапе урока. При этом неважно, какой предмет вы ведете. урока истории ФГОС и карта урока географии будет составляться по одному универсальному образцу.

Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз:

  1. Проверка готовности учащихся.
  2. Озвучивание темы и цели.
  3. Выдвижение проблемы.
  4. Создание эмоционального настроя.
  5. Формулировка задания.
  6. Контроль выполнения работы.
  7. Раздача заданий.
  8. Организация самопроверки.
  9. Поддержание беседы.
  10. Оценивание.
  11. Проведение диктанта.
  12. Рассказ.
  13. Подведение учеников к выводам.

Деятельность учеников на уроке

Спланировать деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок:

  1. Работа с тетрадью.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Технологическая карта урока - передовой методический инструмент, позволяющий графически проектировать этапы учебного занятия, структурируя его согласно требованиям ФГОС. В дидактическом контексте она представляет собой новую форму проектирования взаимодействия учеников и учителей. Оформляется неизменно в виде таблицы, где отражаются:

  • цели и задачи занятия;
  • действия педагога и учащихся;
  • формы взаимодействия;
  • планируемые образовательные результаты.

Технологическая карта урока по ФГОС: образец документа

В отличие от традиционного конспекта урока, образец технологической карты урока по ФГОС предполагает лаконичную подачу информации и следование установленной структуре, благодаря чему обеспечивается достижение учениками предметных и личностных компетентностей, освоение УУД. Документу присущи алгоритмичность, структурированность, интерактивность и технологичность. Технологические карты уроков по ФГОС позволяют выстроить учебное занятие в таком ключе, чтобы вызвать искренний интерес у всех участников учебного процесса, обеспечивая детей необходимыми навыками и знаниями, развивая творческое сознание.

Ключевые отличия между технологической картой и конспектом урока

Карта Конспект
Отражает системно-деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся
Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке
Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных Перечисляет общие цели учебного занятия

Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия:

  • прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности;
  • планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие);
  • достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий;
  • анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала;
  • детализировать содержание занятия;
  • организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой;
  • согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения;
  • реализовывать на практике межпредметные связи.

Схема технологической карты урока по ФГОС

В связи с тем, что переход на ФГОС был успешно осуществлен на всех уровнях школьного обучения, все учителя знают, что такое технологическая карта урока по ФГОС, и активно пользуются ими для сокращения времени подготовки к учебным занятиям и планирования эффективного учебного процесса. Развитие и популяризация ИКТ в российской педагогике позволяет учителям пользоваться специальными программами - электронными конструкторами, - ускоряющими процесс создания техкарт уроков.

Существуют единые принципы составления технологических карт урока , хотя форма и структура документа на законодательном уровне не урегулированы. Опытные педагоги, давно практикующие составление техкарт, рекомендуют придерживаться следующей структуры документа:

  • Особое внимание уделяется составлению «шапки». В ней отражают предмет, тему и тип урока, часы, отведенные для изучения тематики раздела.
  • Указывают перечень метапредметных, личностных и предметных результатов занятия и межпредметные связи, опираясь на информацию учебной программы.
  • Вдумчиво характеризуется деятельность учеников и учителя.
  • Перечисляются формы работы на уроке, дидактические средства, используемое оборудование и этапы изучения темы.
  • В качестве дополнения в таблицу можно добавить графы «Использование ИКТ», «Время» и «Промежуточный контроль усвоения материала», а в качестве приложений к ней использовать схемы, тесты или образцы решения.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!

За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Помимо соблюдения условной структуры таблицы, разработка технологических карт по ФГОС предполагает лаконичность изложения, которая облегчит использование документа во время занятия, последовательность передачи информации. При составлении текста техкарты важно помнить о развивающей и воспитательной направленности занятия, используя соответствующие формулировки.

Таким образом, начиная работу над технологическими картами уроков по ФГОС , необходимо следовать алгоритму действий:

  1. Определить вид и место урока в изучаемом разделе или теме.
  2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели занятия.
  3. В соответствии с видом урока обозначить его этапы, сформулировав цели каждого из них.
  4. Обозначить УУД и результаты каждого из этапов урока.
  5. Определить формы работы на уроке и принципы взаимодействия педагога и учащихся.

Учитывая принципы системно-деятельностного подхода даже молодой педагог сможет составить по образцу технологических карту урока по ФГОС .

Технологические карты уроков по ФГОС: примеры

Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока по ФГОС , перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт.

Обобщенно-графический сценарий учебного занятия. Вариант 1.

Технологическая карта урока по ФГОС . Вариант 2.

Более подробная таблица разделяет деятельность учителя и учеников, а работу последних на регулятивную, коммуникативную и познавательную.

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:

  • осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
  • обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий;
  • эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы;
  • обеспечивать реализацию метапредметных связей;
  • выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.