Русский бильярд. Пирамида

Наверное, начать стоит с того, чем же отличается русский бильярд от всех остальных видов? Прежде всего, это крутые столы:

Классическим столом для РБ (русский бильярд) считают стол размером 12 футов, хотя бывают и другие размеры, но оно уже совсем не то.

Отличительной особенностью русского бильярда от любого другого бильярда является то, что соотношение размера створа лузы и шара практически 1:1. Диаметр шара в русском бильярде 68–68,5мм, а ширина створа угловой лузы 72мм, средней лузы - 82мм. Для сравнения, в американском пуле диаметр шара 57мм, а створ средней лузы аж ~130мм. И да, не путайте барный пул и профессиональный. На профессиональном пульном столе два шара в лузу не проходят.

Разумеется, забивать в такие лузы шары несколько сложнее, чем в пуле, хотя есть свои хитрости, о которых я постараюсь рассказать.

Прежде всего - это сила удара. Это, пожалуй, именно то, за что я и многие другие любят именно русский бильярд. Тяжело передать словами приятное ощущение, когда чужой (прицельный шар белого цвета) влетает с хлопком в лузу. Однако, сильные удары в РБ применяют для того, чтобы "продавить" шар в лузу, тем самым скомпенсировав неточность при ударе. Всё дело в том, что чем сильнее удар, тем больше шансов падения шара в лузу, хотя лупить как сумасшедшему тоже не стоит, иначе вы при десятке точных и сильных ударов "под железку" попросту оторвете скобу лузы. В этом, кстати, тоже свой особый кайф, но владелец бильярдного клуба явно счастлив не будет, хоть это и не является порчей имущества.

Второй особенностью лично я считаю сыгрывание свояка. В пуле, снукере, карамболе при попадании свояка ("Свояк" - это шар биток, в РБ красного либо желтого цвета) в лузу с игрока берется штраф, а в популярных играх на РБ шар засчитывается, более того, в "Невской" (Динамичной) пирамиде это один из самых важных шаров.

Кажется, нужно рассказать о том, в какие вообще игры играют на русском бильярде в большинстве клубов. Целью популярных игр в русском бильярде является забить 8 шаров быстрее, чем это сделает ваш соперник.

Свободная пирамида "американка"

Суть игры очень проста: соперники играют любым шаром (как битком, так и белым) любой шар в любую лузу. Т.е. можно бить всё, что вообще видишь на столе. Обычно именно в эту игру начинают играть новички, т.к. она является самой простой и понятной. Особенностью данной игры является то, что здесь отсутствуют "тихие своячки" и присутствует "накат в одни ворота". Накатом в одни ворота называют игру, при которой игрок забив прицельного шара в лузу подкатывает биток к лузе, после чего повторяет всю процедуру. И так 8 раз. Как это выглядит, можно посмотреть вот здесь:

Динамичная пирамида, она же "невская"

Игра ведется одним шаром (битком), можно забивать как чужие, так и свои шары. При игре чужого шара в лузу всё происходит как в американке, шар сразу ставится на полку игроку. Чуть сложнее всё выглядит при сыгрывании свояка. Если игрок забивает свояка, то шар из лузы вынимается, игрок снимает с игрового поля любой белый шар себе на полку, а сам играет "с руки", т.е. ставит биток в любое место стола, которое посчитает нужным.

Правда, после такого фокуса можно забивать только чужого шара. Именно по этому в эту игру чаще всего играют по такой системе: свой–чужой–свой–чужой. Достаточно интересная игра, позволяет одновременно тренировать забитие своих и чужих шаров. Пример данной игры можно посмотреть вот тут:

Комбинированная пирамида "московская"

Одна из самых популярных игр на деньги в русском бильярде. Игра ведется одним шаром (битком), разрешено забивать как свои, так и чужие шары. Отличается от невской тем, что при сыгрывании свояка бильярдист ставит шар не в любое место стола, а играет "из дома". "Дом" в русском бильярде это место на столе, откуда производится начальный удар. На картинке выделен красным:

Далее идет 2 варианта развития событий. Если вы играете по "старым" правилам, то шар вам на полку снимет ваш соперник. Разумеется, он будет стараться снять самый удобный для вас шар, тем самым осложнив вам игру. При игре по "новым" правилам игрок сам снимает с поля любой прицельный шар, как в невской пирамиде.

Еще одним отличием от невской пирамиды является то, что игрок из дома может сыгрывать любой шар. Хоть чужой, хоть свой. Единственным условием является то, что игрок может играть только шары, находящиеся вне дома. Как это делают профессионалы можно посмотреть вот тут:

Колхоз

Всё то же самое, что и московская пирамида, только кол–во игроков больше 2 и игра ведется до последнего забитого шара. В колхоз чаще всего играют на деньги, правила те же самые, что и в московской пирамиде, хотя есть нюансы. Я постараюсь объяснить на понятном примере: играет 3 человека.

Договорились играть по 1000 рублей за шар. После жеребьевки порядок игроков получился следующий:
1) Петр
2) Иван
3) Виктор

Разбой пирамиды будет производить Петр (как первый игрок). Петр разбивает пирамиду, после чего в игру вступает Иван. Т.к. любитель такс разбил плохо, Иван сразу же забил 11 шаров, после чего отыгрался. Виктор из сложной позиции смог закончить партию и записать на свой счет 5 шаров. Да–да, именно 5, т.к. последний забитый шар в колхозе считается за два. А теперь ребята начинают считать очки. Т.к. Иван играл после Петра, получается, что он забивал шары ему, т.е. счет Петра будет –11. Счет Ивана будет +6 (11 шаров забил он и 5 шаров забили ему), а Виктору нифига не забили, у него как было, так и осталось +5. Таким образом, на бильярдный стол Петр положит 11000 рублей (11*1000), из которых Иван заберет 6000 себе, а остальные 5000 заберет Виктор. Игра крайне интересная, особенно если жеребьевка в каждой партии делается заново.

Но есть нюансы, таким образом мы плавно перейдем к разводкам при игре на деньги и вообще особенностям.

Отыгрыш на русском бильярде

Как правило, перед партией игроки договариваются не только о игре, в какую они будут играть, но и о правилах отыгрыша (Отыгрыш - это удар, при котором игрок намеренно не играет шар в лузу, но при этом с него не возьмут штраф). Согласитесь, если бы вы после себя оставили на столе сложную позицию, из которой соперник мог выпутаться простым подкатом битка к прицельному шару, играть было бы мало интересно. Классическим вариантом отыгрыша в русском бильярде считается выполнение одного из пунктов после соударения битка и прицельного шара:

  1. Перекат середины стола и касание одного борта
  2. Касание борта и перекат середины
  3. Касание двух бортов.

По договоренности игроков так же могут быть и другие правила отыгрыша, но это встречается достаточно редко. Чаще всего руководствуются именно вышеперечисленными правилами. Если соперник не выполнил правило отыгрыша, то с него берется штраф. Штраф так же зависит от игры, в которую вы играете, либо по предварительной договоренности. Классические штрафы примерно такие:

  1. В американке соперник оштрафовавшегося игрока снимает любой шар с поля себе на полку, после чего либо принимает позицию на столе, либо может заставить игрока продолжить играть.
  2. В невской пирамиде вы имеете право снять шар себе на полку, после чего принять позицию на столе и играть, либо заставить оппонента продолжить игру. Еще 1 вариант в невской пирамиде, когда игрок может играть с руки. В данном случае, игрок просто берет биток и ставит его в любое место стола, после чего может забить только прицельного шара. Отдать позицию оштрафовавшемуся игроку в таком случае нельзя.
  3. В московской пирамиде по старым правилам оштрафовавшийся игрок выставляет со своей полки шар на точку (на картинке выше это точка №3), по новым правилам вы снимаете любой шар с поля себе на полку, после чего можете принять позицию на столе, а можете и заставить соперника играть дальше.

Коммерческий бильярд

На самом деле, это ни что иное, как игра на деньги. Играют в разные игры, с разными условиям, например игра на форе.Если уровни игры игроков разные, то они могут договориться о форе. Всего на столе 16 шаров, но по окончании партии всегда останется 1 шар, таким образом в игре 15 шаров. Условия форы, как правило, делаются кратными 15. Например 9:7. Бывают и исключения, например 9:6 или даже 9:5. Максимальная фора соответственно 14:1. Но при такой игре даже у конкретных мешков крайне тяжело вытягивать партии.

Так же можно играть с денежной форой (встречается крайне редко). Например слабый игрок ставит 500 рублей, а сильный 1000. Если выиграет сильный игрок, то от слабого он получит только 500 рублей, но при выигрыше партии слабым игроком сильный должен будет отдать 1000.

Фора "разные игры". Тут всё просто. Например один игрок играет по правилам американки, второй по правилам невской пирамиды. При игре на деньги практически не встречается.

Фора "колодный кий". Игрок с заведомо лучшей техникой может согласиться играть не своим кием, а колодным (это общественный кий в любой бильярдной).
Ну и много других вариантов, тут всё зависит от вашей фантазии.

Механика удара

Собственно говоря, механика и расчёт удара состоит из нескольких частей.

Первая, главная часть - определиться, что и куда будем играть. для начала - это чужой и свой шары, абреколи и прочие псевдодурачки уже потом.

Для чужих шаров - чем меньше расстояние от шара до лузы, и чем меньше угол - тем больше вероятность попадания в лузу.

Вообще, главное в ударе - его максимальная вероятность реализации.
увеличивается эта вероятность:
а) от удобства расположения результирующего шара
б) от удобства расположения битка
в) от удобства постановки рук (обычно вытекает из предыдущего пункта)

Выбрав наиболее лёгкий и перспективный удар, хороший бильярдист закладывает одному шару оказаться в лузе, а другому придаёт осознанное движение. Для отыгрыша или вывода на следующий удар.

Итак, удар выбран (допустим, это чужой шар на среднюю лузу под небольшим углом) начало для чужого удара весьма стандартно для ударов, не требующих вращения ударяемого шара: совмещаем центры битка и ударяемого шара, убеждаемся, что кий пойдёт прямо и параллельно столу в момент высвобождения импульса, после чего, вроде бы, производим удар.

Нет, это слишком просто, такие игры мы с друзьями называем "слоны побежали". когда противники ебашат в лоб, пытаясь выбить дугу лузы:) после совмещения центров как раз наступает момент полного управления битком после удара. ударяете выше шара - он идёт в накат. ниже шара - в откат (кий при этом параллелен столу, это очень важно!). Смещаемся левее от центра - шар вращается влево, правее - вправо. придать вращения вперёд также помогает угол отскока, если мы не бьём шары в лоб, биток отойдёт в заднюю полуплоскость удара.

Чем играть

Прежде, чем рассказывать "как играть", наверное будет уместно поговорить о том, чем играть. Пробовать играть в русский бильярд можно и общаковым кием, но удовольствие от такой игры получить сложно. Как правило, общаковые кии кривые сами по себе, часто встречается даже кривая сфера на наклейке. Вот так выглядит общаковый кий:

В умелых руках, в принципе, может играть. Но говнищщще полное.

Выбор кия для новичка. Прежде всего, кий для русского бильярда бывает из разных пород дерева. О дорогих и элитных породах говорить смысла нет, когда ваш уровень игры подойдет к тому, что вам нужен будет дорогой кий, вы уже и сами будете разбираться в этих породах лучше меня.

Лично на мой взгляд, новичкам крайне подходит дерево "Венге". Это дешевый материал, достаточно плотный и неприхотливый в обслуживании. Именно его я рекомендую, т.к. он подходит большинству игроков.

Теперь о запилах. Самые распространенные запилы на кие это "Классика" (венский), тюльпан, инфинити и корона. Тут так же, как и с деревом. Например классика самая дешевая, а инфини считается элитным (правда не у всех). Кий может быть вообще без запилов, но это, как правило, самые дешевые и говеные экземпляры.

Составность кия. Кий может быть неразборный, двухсоставной и трёхсоставной. Для новичка более чем достаточно двухсоставного, трёхсоставной лично мне не нравится ни в каких вариантах.

Почему именно двухсоставной? Тут всё просто: удобство транспортировки. Раскрутил, сложил в чехол и поехал с ним домой. Неразборый кий не в каждую машу влезет.

Мастера, изготавливающие кий. Вопрос очень сложный, их по России много, у всех свои особенности. Наверное в каждом регионе есть свои мастера, лучше к ним и обращаться, они так же подберут индивидуальные параметры кия под ваш рост и манеру игры.

Как научиться играть в бильярд

Если вы просто придете в клуб, то врятли там кто–то будет показывать вам стойку, технику нанесения удара, рассказывать секреты. По этому варианта всего 2: учиться самому, либо пойти к тренеру.

Я шел по первому варианту и в русский бильярд пришел через пул. Первый раз кий в руки мне попал на дне рождения друга, мы тогда знатно напились и пошли играть в пул, не зная даже правил игры. Крайне заинтересовался бильярдом и началось. Что могу порекомендовать от себя:

1. Видеоуроки. Я смотрел много разных видеоуроков не только по РБ но и по пулу. Например могу порекомендовать к просмотру уроки с Ральфом Эккертом. Всё рассказывается подробно и доступно, правда техника пуловская. Но если приложить голову, то всё достаточно просто переносится на русский бильярд.

Когда вы более–менее научитесь попадать по шарам, а потом эти шары начнут падать в лузы, нужно учиться играть в умный бильярд: правильно оценивать позицию, отыгрываться, делать выход. Выход (т.е. постановка битка/прицельного шара в определенную зону на столе после забития) - это одно из самых важных умений. Если вы качественно делаете выход, у вас все шансы на победу. Посмотрите игру любых профессионалов, как они управляют шарами на столе. Обратите внимание на то, что 90% их ударов - простые прямые и очевидные шары. Сам игрок наигрывает себе простую позицию за счет выхода. Именно из–за выхода уносят партии с кия. Я смотрел видео разных матчей, зачастую можно увидеть, как и каким образом игрок поставил шар в ту или иную точку. Какой был винт, сила удара и так далее. Потом я просто приходил в клуб и тренировал определенный удар, пока не начинало получаться. Постепенно, у всех всё получится, уверяю вас.

Еще один немаловажный момент на РБ - отыгрыш. Поставить сопернику сложную позицию на столе важно по многим причинам. Во первых, вы сможете понаблюдать за его поведением, каким образом он будет выбираться из засады. Будет ли атаковать единичного шара через весь стол или предпочтет тихонько скатить своячка, станет ли рассматривать сумасшедшие удары в принципе. По моей практике именно в отыгрыше познается весь уровень игры соперника. Во вторых, из сложной позиции тяжело вообще что–то забить, это как дополнительная страховка. Попробуйте из лузы ковырять шар хотя бы 2–3 раза подряд, это заебет любого. В третьих, рано или поздно, перекатав соперника по отыгрышу, вы наверняка вынудите его на ошибку, после которой можно раскрутить неплохие серии.

Для тренировки позиционной игры и отыгрыша рекомендую понаблюдать за игрой Евгения Сталева. Для подсматривания за кладкой: Ярослав Тарновецкий, Александр Паламарь, Артур Пивченко и т.д.

Советую посмотреть первые четыре минуты всем новичкам. На 3минуте 52 секунде предположительно лучший игрок в русский бильярд Сталев демонстрирует в чём заключается смысл игры в русский бильярд.

Русский бильярд, более известный как «Пирамида» — это собирательный образ различных разновидностей бильярдных игр, в частности лузного бильярда. Главным правилом и требованием является размеры стола и шаров, установленные ФРБ, не меньшее значение играет расстановка:

  • Стол должен достигать 3.6 метров в длину и 1.8 метров в ширину;
  • Диаметр бильярдного шара должен составлять 6.8-7 см;
  • Размер луз, расположенных в углу – 7.3 см;
  • Размер луз, расположенных посредине – 8.1 см;
  • Бильярдные шары ставятся максимально плотно друг к другу посредством специального треугольника;
  • Центральный передний мяч необходимо расположить таким образом, чтобы он оказался на задней линии. При этом пирамидное имеет параллельное расположение по отношению к заднему бортику.
  1. Согласно правилам русского бильярда удары выполняются продольно посредством киевой наклейки. Важно, чтобы хотя бы одна нога бильярдиста плотно стояла на полу.
  2. Мячи должны находиться в неподвижном состоянии. Если шарик был забит в лузное отверстие не по правилам, без предварительного заказа или просто выскочил с игрового поля, то он выставляется обратно.
  3. Удар считается оконченным лишь тогда, как все шары останавливаются.
  4. Неправильно выполненные удары грозят штрафом. К ним можно отнести двойной удар, выполненный так, что наклейка кия касается разбивающего шара дважды. Пропих – когда параллельно толкается не только биток, но и прицельный шар, а также нажим либо промах.

Все бильярдисты располагаются возле переднего бортика, но по разным сторонам от продольной линии. Выбрать себе место можно обговорив его друг с другом, либо посредством жребия. В области «дома» каждый участник игры ставит шар, после чего наносится одновременный удар с посылом к заднему бортику. Право выбора достается тому бильярдисту, чей шарик после соприкосновения с задним бортиком ближе всего оказался к борту спереди. Правила русского бильярда предусматривают и прогрыш в розигрыше.

Проигрыш в розыгрыше происходит в тех ситуациях, если шар:

  • Не прикоснулся к заднему бортику;
  • Соприкоснулся с длиной стороной стола;
  • Зашел за границы продольной линии;
  • Попал в лузное отверстие, либо соскочил с игрового поля.

Разновидности шаров в русском бильярде

Сыгранный – это шар, который после удачного удара оказался в лузе. Тогда этот участник игры имеет право сделать еще один удар.

Зависший – если шар оказывается в лузе после завершения «хода» бильярдиста из-за того, что стол пошатнулся, то данный удар не засчитывается, а шарик возвращается на свое изначальное место.

Выскочивший – таким называют шар, покинувший пределы стола. Если этот был прицельный шар, то он просто снова ставится на заднюю отметку, при этом участнику игры не назначаются штрафы. В ситуациях, когда пределы стола покинул биток, то бильярдиста штрафуют, а забитые ранее мячи не учитываются.

Не заказанные шары – правила установки

По правилам русского бильярда: если шары были забиты вне правил или покинули в ходе игры пределы стола, то они размещаются судьей на задней линии поля. В случае если данная позиция занята, то такие мячи выставляются максимально близко и продольно, но не вплотную, к перегораживающему шарику, придерживаясь направления заднего бортика стола. При занятии и этих позиций, шары ставятся около центральной зоны игрового поля.

Правила в русском бильярде предусматривают наложение штрафов в следующих случаях:

  • Если совершенный удар был нанесен любой другой частью кия, кроме наклейки;
  • Если последующий удар выполняется затем, чтобы завершить сделанный ранее ход;
  • Когда биток покидает пределы игрового поля;
  • Во время удвоенного удара, пропиха, нажима;
  • При тушевании шаров с помощью посторонних предметов или частей тела;
  • Если удар выполняется по битку, находящемся за пределами домашней части поля;
  • Если бильярдист не выполняет правила отыгрыша, либо промахивается.

Правила игры в Американку

Данная разновидность русского бильярда весьма популярна среди игроков. В этом случае биток находится в пределах домашней части игрового поля, но не на линии дома. Разбивая пирамиду, игроку разрешается выбирать любой шар, который будет играть роль битка. Если прицельный шар попадает в лузу вместе с битком, то удар засчитывается (при условии, что оба мяча соприкоснулись). Победу одерживает бильярдист, забивший первым восемь шаров.

Общие правила пирамиды

1. Бильярдное оборудование и аксессуары

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей "Пирамиды" следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие "Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию".

2. Разметка бильярдного стола

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:
(1) Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
(2) Центральная линия - прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины - переднюю и заднюю.
(3) Передняя отметка - точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.
(4) Линия дома - прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.
(5) Задняя отметка - точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.
(6) Линия выставления шаров - часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.
2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

3. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.

Примечание: При игре в "Свободную пирамиду", "Комбинированную пирамиду" и "Динамичную пирамиду" допускается использование пятнадцати белых шаров без номера.

4. Биток и прицельные шары

4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.
4.2. При игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" битком служит цветной шар.
4.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета) может быть выбран играющим в качестве битка при выполнении любого очередного удара (исключением является лишь начальный удар, при выполнении которого используют цветной шар).
4.4. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

5. Соударение битка с прицельным шаром

5.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
5.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
5.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

6. Игра после нарушения

В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку (предусмотренного правилами "Свободной пирамиды", "Комбинированной пирамиды" и "Динамичной пирамиды") штрафного шара:
(1) сам произвести следующий удар, или
(2) уступить его нарушителю.

7. Розыгрыш начального удара

7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(6) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров

8.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами. При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

Примечание: По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.2 и п.27, а также раздел 1, п. 14). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем - неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

9. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома

10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)

11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п. 14).
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или
(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, хотя бы один (любой) прицельный шар пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара

14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.(Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола

При выполнении удара по битку, по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17.1. За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19.1. Запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия - биток - прицельный шар", то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или таким образом, чтобы биток после соударения не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае - штраф.

Примечание: Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и, кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит до другого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит до любого борта любой шар; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отражается от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения - "биток - прицельный шар" и "прицельный шар -биток".
Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смешение в ту или другую половину стола нельзя рассматривать как "пересечение центральной линии".
4. Если один из шаров отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр, по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. При игре в "Комбинированную пирамиду" удар с руки из дома производится и в других, оговоренных правилами случаях. Он может быть как штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт), так и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). При этом введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. Забивать в лузу можно любой шар после соударения битка с любым, расположенным вне дома прицельным шаром. Если все прицельные шары расположены в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.
21.3. Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны удовлетворять всем требования п.20.

22. Правильно и неправильно забитые шары

22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
22.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
22.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п. 14), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
Если нарушение произошло после завершения удара (см. п. 14), налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно.

Примечание: Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.

22.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не налагается.

23. Шар на краю лузы

23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

24. Выскочивший шар

24.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).
24.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. При игре в "Свободную пирамиду" любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара, а при игре в "Комбинированную пирамиду", "Динамичную пирамиду" и "Классическую пирамиду" - в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Если игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнований или партии, то судья после соответствующего предупреждения может ввести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья контролирует время с помощью секундомера и за 10 секунд до истечения отпущенного времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Если игрок не укладывается в установленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.
Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

29. Штрафы

29.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(2) при неправильном начальном ударе (см. п. 12.1);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при двойном ударе (см. п. 18);
(8) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(9) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при замедленной игре (см. п.26);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

Русский бильярд имеет самый широкий спектр разновидностей игр – от обычной «американки» до «арктики», участвовать в которой могут до 16 человек. Привезенный в XVIII веке из Голландии Петром I, этот вид спорта начал активно развиваться как в кругу аристократов, так и за пределами дворца. Но только в 1850-м году были сформированы следующие правила игры в русский бильярд .

Итак, правила русского бильярда таковы:

1. Инвентарь

Стол, шары, и прочие принадлежности для игры в , должны соответствовать требованиям Национальной федерации бильярдного спорта.

2. Расстановка

Пятнадцать шаров с помощью треугольника устанавливают в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

3. Удар

Удар по битку производить передней частью кия в направлении продольной оси. При этом, как минимум, одна нога игрока должна касаться пола. В противном случае игрок будет наказан фолом.

4. Розыгрыш первого удара

Чтобы определить, кому принадлежит право первого удара в русском бильярде, игрокам нужно расположиться по разные стороны от продольной линии стола. Теперь игроки одновременно производят удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и назад. Тот игрок, чей шар, отразился от заднего борта, и остановился ближе к переднему, побеждает, и ходит первым.

Розыгрыш считается проигранным , если биток:

— не коснулся заднего борта;

— зашел на половину соперника;

— упал в лузу или выскочил за борт.

Если правила нарушены обоими соперниками, или оба битка остановились на одном расстоянии, то розыгрыш повторяют.

Победивший может уступить свой ход противнику, но в последующих партиях соблюдается очередность. Перед решающей партией розыгрыш повторяют.

5. Начальный удар с руки из дома

Запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, как и располагать биток за линией дома. Биток вводится в игру после удара по нему кием.

Шары, сыгранные в противоположные угловые лузы, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются.

Удар производится также и в случае если биток упал в лузу или выскочил за борт. При этом бить разрешается лишь по шарам, расположенным за линией дома.

Если все шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, временного дома, который ограничивается задней линией.

6. Сыгранные шары

Шары считаются забитыми, если они падают в лузы. Шар, который отразился от лузы на игровую поверхность, остается в игре.

В русском бильярде прицельный шар, который упавший в лузу в результате намеренного скатывания по борту, не засчитывается и выставляется без наложения штрафа.

7. Выскочившие шары

Русский бильярд признает выскочившими не только те шары, которые покинули поверхность стола, и попали на пол, но даже те, которые попали на борт, или же задели кий, мел, или одежду игрока. Шар остается в игре, если он ударился о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (борт, скобу лузы, осветительный прибор и т.д.), и самостоятельно ввернулся на игровую поверхность.

Выскочившие шары выставляются после завершения хода в соответствии с правилами конкретной игры. При этом штраф на игрока не налагается, а правильно забитые шары засчитываются. Если за борт выскочил биток, то игрока штрафуют, а забитые шары не засчитывают.

8. Выставление шаров

Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются согласно правилам конкретной игры.

9. Положение шара

Положение шара определяется точкой его соприкосновения со столом. Шар, стоящий ровно на линии дома, считается за его пределами.

10. Начало и завершение удара

Удар начинается с момента прикосновения кия к битку и завершается после остановки всех (даже вращающихся на месте) шаров на столе.

11. Удар по близкому шару

Удар по близкому шару (>1/2 радиуса шара), а также расположенному вплотную к битку должен выполняться под углом 45 градусов и в сторону от линии центров либо так, чтобы биток после удара остановился на месте, откатился или ушел в сторону, не пересекая линии штрафа. Игрок, нарушивший это правило, наказывается штрафом.

12. Вступление в игру соперника

Соперник вступает в игру только если после предыдущего удара не был сыгран ни один шар, или произошло нарушение правил русского бильярда.

13. Штрафы русского бильярда

Штрафы в русском бильярде налагаются если:

— биток при ударе не коснулся ни одного шара;

— биток выскочил за борт;

— произведен второй удар;

— при ударе по битку ни одна из ног игрока не касается пола;

— было касание к любому шару кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;

— был преправильный удар по битку;

— неправильный удар по близко стоящему шару;

— игрок чрезмерно затягивает время контакта кия с битком и проталкивает одновременно биток и шар;

— удар произведен нажимом, биток выжимает шар от борта;

— при ударе с руки из дома биток задевает любой находящийся в доме шар;

— нанесен удар не битком;

— биток упал в лузу;

— отыгрыш неправилен;

— при ударе с руки из дома игрок выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;

— соперник вмешался в игру.

Если за свой ход игрок нарушил сразу несколько правил, штраф применяется лишь один, а шары, забитые с нарушениями, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами конкретной игры.

14. Зависшие шары

Если шар завис над лузой в неустойчивом равновесии, и остается неподвижным в течение пяти секунд или более после завершения удара, а затем падает в лузу, то он восстанавливается на прежнее место и игру продолжают. Так же поступают, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения стола.

Если же при игре в русский бильярд , зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим.

15. Вмешательство постороннего

Если посторонний человек или предмет своими действиями привел к движению шаров, удар переигрывается с расстановкой шаров по прежним местам.

16. Вмешательство соперника

Если соперник игрока коснется, сместит или остановит любой шар, движущийся в сторону лузы, шар считают сыгранным, и игрок производит следующий удар.

Так же в категорию вмешательства входит намеренное отвлечение внимания игрока соперником. В этом случае судья русского бильярда использует такие меры воздействия с соблюдением последовательности:

— замечание;

— предупреждение;

— зачтение поражения;

— дисквалификация;

17. Умышленное затягивание игры

Если играющий умышленно затягивает игру, судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение удар.

18. Протест

Протест по поводу правил, изложенных судьей, должен быть заявлен до нанесения удара, при этом игра приостанавливается. Окончательное решение принимает главный судья соревнования. Имело ли место то или иное игровое событие, решает судья стола, и это не может быть предметом протеста.

Вот такие основные правила всех разновидностей бильярдной игры «русский бильярд». А вот овладеть русским бильярдом вам помогут специальные видео-уроки. Вам следует хорошенько все это усвоить, перед тем, как натирать кий, прицельно окидывая взглядом стол. Удачных луз!

Русский бильярд является чрезвычайно известной разновидностью бильярда, которая популярна во многих странах мира. Чтобы научиться играть в русский бильярд, необходимо просмотреть ролики, которые подскажут базовые приемы игры. Кроме того, видео «Учимся играть в русский бильярд» интересно для всех энтузиастов бильярда, которые хотят почерпнуть новую актуальную информацию о любимой игре.

Видео-урок «Учимся играть в русский бильярд»

Требования к оборудованию

Нельзя забывать того, что правила русского бильярда достаточно требовательны к оборудованию. Убедитесь, что полностью готовы к игре, которая требует:

  • наличия крупных шаров;
  • наличия шаров одного цвета;
  • желтого битка;
  • игрального стола, покрытого зеленым сукном (существуют столы разного диаметра).

Правила игры для русского бильярда

Существует несколько общепринятых систем правил, которые допустимы для игры в русский бильярд. Среди систем специалисты называют такие:

  • свободная система (часто известна как «американка»);
  • комбинированная система.

Часто можно слышать, что в среде игроков систему называют «пирамидой» (т.е. «американская пирамида» или «московская пирамида»).

Как начать обучение?

Игра в бильярд требует достаточно высокого уровня мастерства, который достигается путем постоянных тренировок. Потенциальным игрокам необходимо:

  • просмотреть обучающие видео;
  • уяснить основные моменты и правила игры;
  • найти бильярдное оборудование и партнеров для тренировок;
  • постоянно практиковаться.

Бильярд – это игра, которая приносит неизменное моральное и интеллектуальное удовольствие. Начав играть в русский бильярд и развивая свои навыки, игроки, скорее всего, станут поклонниками этой игры на всю оставшуюся жизнь.