Компьютерные игры ничему не учат. Компьютерные игры, как способ развития и обучения подрастающего поколения

Что должны учитывать будущие ? С какого языка начать обучение? К чему стремиться? На кого равняться? И что необходимо сделать в первую очередь?

Большинство любителей рок-музыки рано или поздно берут в руки гитару. Фанаты спорта страстно мечтают о выходе на футбольное поле, баскетбольную площадку или теннисный корт. Ну а те, кто совершил сотни угонов в GTA, провел десятки часов в компьютерных клубах за Counter-Strike или достиг немалых успехов в MMORPG, наверняка задумываются о карьере разработчика игр.

Проблема в том, что данному направлению обучают в считанных учебных заведениях. Посему большинство разработчиков игр – самоучки, некогда сами составившие учебную программу. Но какие нюансы они учитывали? С чего начинали и к чему стремились? Какой язык учили в первую очередь? На эти и другие актуальные вопросы мы и постарались ответить.

К чему стремиться?

Перед походом в магазин вы составляете список покупок (хотя бы в голове). Перед поездкой в другой конец города – прокладываете маршрут. Ну а перед тем, как обучаться разработке игр, целесообразно задаться вопросом: чем именно вы хотите заниматься? Создавать мобильные приложения или браузерные игры? Трудиться в крупной компании или маленькой? Профессионально заниматься разработкой игр или посвящать этому свободное от работы время? И если первое, то что интересует вас больше: создание интерфейса, отшлифовка геймплея или написание скриптов?

Правильная постановка цели поможет сэкономить уйму времени и сил. Кроме того, позволит достичь конечного пункта кратчайшим путем. Без риска сойти с дороги или угодить в болото.

Какой язык учить?

Кроме того, от цели зависит и ответ на животрепещущий вопрос: с какого языка программирования стоит начинать?

Так, будущим разработчикам игр вроде Minecraft и мобильных приложений под Android стоит обратить пристальное внимание на Java. Для начала советуем пройти интенсив , тем более, что это бесплатно. Тем, кто заглядывается в сторону iOS – на Objective-C. Для браузерных игр порой хватает знания Ruby-On-Rails. Для совсем маленьких и простых временами достаточно HTML. В производстве Flash-игр используется ActionScript, а для написания скриптов любой сложности вам понадобится JavaScript или, возможно, не столь распространенная Lua. Для создания же небольших консольных игр требуется знание C#.

Что до наиболее крупнобюджетных игр (так называемого класса AAA), то большинство из них оснащены своим или заимствованным у коллег "движком". Нередко, впрочем, весь "движок" или его большая часть написана на C++. Именно этот язык использовался при создании множества известных "игрушек" – от Doom 3 и Call Of Duty до FIFA и The Sims. В то время как классика вроде Quake была написана на C.

Впрочем, в освоении C++ есть и загвоздка – чрезмерная сложность. Недаром ведь говорят, что браться за C++, не зная других языков, – все равно, что начинать изучение математики с линейных уравнений.

Достаточно ли одного языка?

Одна из прелестей программирования – возможность постоянного саморазвития. В разработке же игр (особенно крупных) самосовершенствование, в том числе изучение как можно большего количества языков, – не прихоть, а жизненная необходимость. Так, опытные разработчики, трудящиеся на благо гигантов игровой индустрии, нередко сталкиваются с необходимостью поочередно писать на 7-8 языках. При этом, помимо вышеуказанных языков, им приходится изучать, к примеру, Python либо и вовсе SQL (как вы понимаете, для создания баз данных).

Поэтому, если вы решили связать судьбу с производством крупных игр, будьте готовы стать "полиглотом". Кроме того, чем больше языков вы освоите, тем более интересные и разнообразные задачи перед вами поставят. Ну и, конечно, шансы на получение работы мечты заметно возрастут.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Перед тем, как совершить кругосветное путешествие, нужно научиться ходить. Ну а перед серьезным игровым проектом необходимо попробовать силы в чем-то менее значимом.

Практически все опытные разработчики вне зависимости от регалий и таланта начинали с небольших приложений: настольных игр, вариаций известных "игрушек", простеньких "флэшек". Тогда они не думали о крупных выставках вроде E3, а накапливали бесценный опыт. Почему бы не последовать их примеру? При этом не обязательно писать архисложный код. Для дебюта достаточно использования специальных программ для создания игр (к примеру, Game Maker). Ведь даже благодаря несложному инструментарию вы значительно облегчите себе жизнь. Во-первых, в миниатюре поймете логику и структуру практически любого игрового приложения. Во-вторых, набьете шишки, которые заживут во время перехода к серьезным проектам. Наконец, в-третьих, обогатите портфолио. Ведь даже простая "игрушка" требует массу времени, терпения и творчества для выдумки концепции, написании кода и устранения багов. Кроме того, показывает, что с производством игр вы знакомы не только в сухой теории.

Что брать за ориентир?

Тот, кто мечтает стать писателем, прочитает сотни книг перед тем, как напишет хотя бы одно слово. Мастера игры на фортепиано на зубок знают лучшие произведения Штрауса, Шопена и Бетховена. Известные же художники перед крупными выставками наизусть заучивали историю искусств.

В разработке игр действует тот же принцип. Вы не сможете развиваться в вакууме. Поэтому играйте, вдохновляйтесь мастерами и, как губка, впитываете лучшее. При этом старайтесь смотреть на приложения не глазами "геймера", а взором разработчика. Иными словами: транспонируйте игру. Задумайтесь, почему в данный момент времени "бот" побежал налево, а не назад? Из-за каких факторов меняется сила и точность удара в спортивном симуляторе? Как создать "эффект усталости" при долгом беге персонажа? Как сделать так, чтобы во время дождя игрок слышал звук капель, а не свиной визг? В общем, проникайте в суть. Постарайтесь воссоздать в голове алгоритмы, с которыми сталкиваетесь во время игры. Поверьте, подобный конструктивный подход поможет вам в будущей нелегкой, но чертовски увлекательной карьере разработчика игр.

Dance Dance Revolution

Чему учит : чувству ритма, координации движений

Эксперимент с - далеко не первый случай использования видеоигры в учебном процессе. Например, во многих американских школах на занятиях по физкультуре ученики наряду с баскетболом и пинг-понгом вовсю «рубятся» в Dance Dance Revolution. По мнению преподавателей, эта игра способна приучить к спорту даже самых пассивных и толстых детей.

LittleBigPlanet

Чему учит : мыслить абстрактно
Честь попасть в школьную программу также выпала и LittleBigPlanet. В 2009 году одна из нью-йоркских школ нашла ей интересное применение: с помощью местного редактора уровней ученики воссоздавали басни Эзопа.

Microsoft Flight Simulator

Чему учит : базовым принципам управления самолетом

Flight Simulator - не только многолетний объект поклонения любителей авиасимуляторов, но и серьезный инструмент обучения будущих пилотов, признанный во многих летных школах. О том, как эффективно использовать игру в гражданской авиации, даже написана толстенная книга за авторством бывшего сотрудника Microsoft и заядлого летчика Брюса Уильямса.

Gran Turismo 5

Чему учит : водить гоночные машины

А вот Gran Turismo в автошколах пока не изучают, но это не помешало Polyphony Digital скооперироваться с Nissan и создать свою, под названием GT Academy. Проект позволяет победителям виртуальных соревнований попробовать свои силы в мире реального автоспорта. Триумфатором 2011 года стал 19-летный британец Ян Марденборо , который играл в Gran Turismo со времен второй части.

Rocksmith

Чему учит : играть на гитаре

На самом деле, учит или нет - вопрос до сих пор актуальный на тематических форумах. Однако для начинающего гитариста Райана Хэмптона ответ ясен - за два месяца он, используя в качестве пособия лишь Rocksmith, выучил две песни и (уже, очевидно, стараниями менеджеров Ubisoft ) выступил перед публикой с американской командой Better Than Ezra.

Наверное с того самого момента, как человек сел за первую компьютерную игру, не утихают споры о пользе этого вида развлечений. Спорящие делятся на два лагеря: те, кто считают компьютерные игры не только приятным, но и полезным времяпрепровождением, и те, кто категорически не принимают позицию первых.

Учеными из Японии и США выяснено, что компьютерные игры действительно развивают быстроту реакции и напрямую влияют на скорость принятия решений. В одном из американских университетов был проведен эксперимент, доказывающий это. Испытуемым было предложено выбрать из общего массива точек те точки, которые двигались в ином направлении, нежели остальные. Участники-геймеры в большинстве случаев давали более быстрый и точный ответ, чем те, кто не увлекается компьютерными играми. Однако не все так безоблачно, по мнению японских ученых. Игры не развивают лобные доли мозга, которые отвечают за память и мышление.

Однако оторвемся от заумных исследований человеческого мозга. Учат ли нас чему-то компьютерные игры? Попробуем разобраться.

На заре эры игр в России не было людей, занимающихся качественным переводом игр. Многие вспомнят старые «шедевры» от Фаргус. Перевод текста был, но часто он казался пропущенным через онлайн-переводчик. Иногда подобный «перевод» только усложнял прохождение, поэтому многие игроки отключали его и играли с оригинальным английским языком. Вы уже понимаете, о чем идет речь?

В процессе игры нам легче запоминать слова иностранного языка. Впоследствии мозг связывает изображение какого-то предмета и его название, и вам становится легче вспомнить. Кроме того, если в игре присутствует оригинальная озвучка, то это становится кладом для изучающего английский! Играть и слушать настоящее произношение - чем не чудо?

Компьютерные игры могут научить работать в команде. Здесь речь идет больше об онлайновых играх, а не рассчитанных на сольное прохождение. MMORPG, MOBA - эти жанры подразумевают взаимодействие с другими игроками. Человек опять же в игровой форме учится делать то, что от него требуется, и усмирять свои «хочу» для достижения общей цели.

Кроме того, компьютерные игры учат нас делать выбор. Сейчас все больше и больше разработчиков добавляют в свои продукты возможность интерактивного выбора, допустим, реплики персонажа. Захотел, чтобы твой персонаж был язвительным убийцей - сделал. Захотел поменять - выбрал что-то другое. Это больше относится к жанру RPG, игры которого рассказывают нам истории не хуже книг. Книги учат нас чему-то, что правильно, показывая то, как не надо делать, и игры, если пропустить их через призму своего мышления, могут сделать то же самое.

Тем не менее, злоупотреблять играми, конечно же, не стоит. Двенадцатичасовое сидение за компьютером не только не принесет пользы и не заставит вас развиваться, но еще и запустит обратный процесс.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Говорят, компьютерные игры учат только плохому – стрелять, убивать или угонять машины, что компьютерные игры вызывают агрессию, девиантное поведение и деградацию личности. Но так ли всё плохо? Может, у игр есть светлая сторона и они могут научить нас хорошему?

Про игры в новостях часто пишут сплошной негатив: подросток, устроивший резню в школе, играл в Doom и Painkiller; стрелок на кинопремьере Тёмного рыцаря – в жестокий World of Warcraft. В таких происшествиях часто обвиняют видеоигры . Понятно, что у игрока может развиться зависимость , что приводит к таким ужасным последствиям. Но нельзя обвинять во всем видеоигры. Причиной могут быть проблемы в семье , расстройство психики, или, как это ни печально, собственно реальный мир. Включите телевизор: новости одна другой страшней.

Проблема поменьше – ребенок чересчур увлекается играми и забывает про учебу . Тут уже игры ругают родители и учителя. У юного геймера изымают гаджет, ограничивают доступ к компьютеру, ставят ультиматумы. В общем, тоже мало приятного.

Чему на самом деле могут научить игры

На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер . К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.

На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям . Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.

Есть и другие специально разработанные игры для школ . К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.

В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора . Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.

Лабораторные исследования

Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии? Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры.

Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой . Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры , однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года . Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого большая часть молодежи сегодня отказывается вовсе.

Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга , но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.

Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления .

Еще одно заблуждение тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справляются с этой задачей лучше . Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.

Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением . Активные компьютерные игры отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3–4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6–7 одновременно двигающимися предметами.

На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности . Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за людьми или животными.

Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.

Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям.

Когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она говорит об играх, цель которых – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно . Видеоигры могут использоваться для улучшения способностей работы мозга. Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Видеоигры повышают внимание и концентрацию.

Новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность быстро принимать решение и действовать, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи видеоигр. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.

Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее . Шлемы виртуальной реальности дают новый уровень погружения для игроков, для разработчиков же это новые инструменты и возможности , которые можно использовать в том числе и в целях образования .

Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию.

Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое.

Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны . Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать .

По материалам сайтов dtf.ru, games.rambler.ru, gamerulez.net, habr.com