Как правильно играть в шахматы урок 1. Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод

Шахматы – это увлекательная настольная игра, которая имеет многолетнюю историю.

Перед тем, как научиться играть в шахматы, нужно узнать, какая может быть польза от этой игры для человека.

Шахматы – это вам не «Dota » и не «World of Tanks » , где нужно расслабленно сидеть и не думать, шахматы — это настольная игра, которая требует умственного обдумывания.

Большинство из нас видели эту игру, но мало, кто интересовался, как в нее играть и какая от нее польза.

Сама по себе настольная игра уже ДАВНО потеряла свою популярность в кругах молодежи, и привлечь детей и подростков к данному виду развлечения трудно, тем более в эпоху компьютерных игр.

На наш взгляд, некоторую молодежь можно привлечь к данной игре за счет объяснения им пользы шахмат для головного мозга.

Итак, что развивают шахматы у детей и взрослых?

  1. Шахматы развивают логическое мышление;
  2. Шахматы развивают интеллект.

1. Шахматы развивают логическое мышление

Шахматы развивают логику, так как во время игры вы можете находить более выгодное решение для определенных действий в будущем. Вы, в отличие от остальных, научитесь уметь просчитывать все ваши дальнейшие действия на 7-8 шагов вперед.

Логическое мышление позволит вам во всем находить причинно-следственную связь и находить суть вещей. Все это вам поможет быть дальновидным и прагматичным для политики, экономики и любой другой важной для общества деятельности.

2. Шахматы развивают интеллект

Настольная игра позволяет вам очень четко сосредоточиваться на, каких либо вещах, данное умение очень полезное для любой работы и задач.

Любые действия заставляют игрока запоминать свои ходы и местоположение фигур, и такой процесс развивает память, которая необходима успешным людям.

Обучение игры в шахматы

У некоторых читателей уже, наверняка, появилась мотивация узнать о том, как хорошо и быстро научиться играть в шахматы с нуля? Для таких людей мы попытаемся провести обучение шахматам.

Можно научиться играть в шахматы разными способами, можно пойти в шахматные секции или можно научиться играть самостоятельно.

Но, раз вы нашли эту статью, то для вас выгоднее научится играть самому и без денежных затрат.

Правила игры в шахматы

В шахматной партии, каждый игрок делает шаг своей фигурой по одному ходу поочередно.

Первым, всегда, начинает тот игрок, у которого фигурки белого цвета.

Цель игры ­– сделать мат для вражеского короля.

Шах – это нападение на короля любой вражеской фигуркой.

Мат – это нападения на короля, в котором игрок не может спасти короля от нападения.

На некоторых шахматных досках изображены вертикально цифры и горизонтально буквы напротив всех черных и белых квадратиков.

Данные цифры и буквы служат для удобства перемещения фигурок по игровому полю.

В настольной игре принимают участие ДВЕ стороны (игроки), каждый из которых имеет:

  • ВОСЕМЬ пешек;
  • ДВЕ ладьи (в углах доски);
  • ДВА коня (возле ладьи);
  • ДВА слона (возле коней);
  • ОДИН ферзь (в центре доски);
  • ОДИН король (в центре доски).

Все фигуры имеют способности уничтожать фигуры противника для того, что бы добраться до короля.

Пройдемся коротко по каждой фигурке.

Пешка – самая простая фигурка, которая может ходить на одно поле и только вперед по клеточкам (вертикально).

Пешка не может ходить горизонтально, назад, а также перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья – фигурка, которая может двигаться прямыми линиями вперед, назад, влево и вправо на, абсолютно, любое клеточное расстояние.

Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры.

Конь – специфическая фигурка, которая может передвигаться буквой «Г» в любом направлении.

Конь передвигается на две клетки вперед или назад, а также одной клеткой направо или налево.

Данная фигура может перепрыгивать все остальные фигуры.

Слон – ходит по диагональной плоскости в любую сторону игральной доски.

Ферзь – очень мощная фигурка, которая может передвигаться практически где угодно.

Ферзь может ходить от себя по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья).

Король – главная фигура, которая ходит в любом направлении на любое соседнее поле.

Нюансы:

Если любая пешка дойдет до крайней горизонтали, то по правилам, пешка превращается в другую фигуру, но не в короля.

В шахматах есть особый ход, который называется рокировкой и данный ход включает в себя действие одновременно двух фигурок.

С помощью рокировки фигурка короля может передвигаться в сторону фигурки ладьи. Ладья в свою очередь может переноситься через короля и стать рядом с ним.

По правилам игроки рокировкой могут воспользоваться только один раз.

Вот такое краткое руководство и методика обучения шахматам.

Побеждайте и обучайте.

Научиться играть в шахматы – значит научиться стратегически мыслить. Согласитесь, полезный навык не только для полководца, но и для современного управленца или бизнесмена: человека, работающего в режиме многозадачности, самостоятельно принимающего решения и планирующего свою деятельность. Военные принципы применимы и в мирное время.

Недаром среди популярных книг о бизнесе часто значится «Искусство Войны» Сунь Цзы — древнекитайтский трактат, знакомящий читателя с азами военной стратегии. Стратегическое мышление – это то, без чего деловой успех невозможен. Именно стратегическому мышлению учат шахматы.

Выучите азы

Под азами стоит понимать общие игровые правила: какова цель игры, как ходят фигуры, как происходит взятие, чем шах отличается от мата и т.д.

Конечно, для того, чтобы научиться играть, мало выучить правила. Если вы знаете, как ходит та или иная фигура, как делается короткая или длинная рокировка, это еще не значит, что вы достойный противник. Ведь все это — лишь средства достижения цели. Если бизнесмен умеет переводить деньги со счёта на счёт, подписывать договора и устраивать встречи – делает ли только это его хорошим бизнесменом? Не стоит путать обязанности руководителя и исполнителя. Вы за шахматной доской – прежде всего руководитель, тот, кто решает поставленные задачи.

Тем не менее, обучение азам необходимо, особенно, новичку. Внимательно ознакомьтесь с правилами этой древней игры, выучите терминологию. Совет этот касается не только шахмат, а всякого дела вообще: важно на зубок знать «правовое поле», в котором предстоит работать. Знание средств открывает перспективы возможностей.

Решайте шахматные задачи

Благо, сегодня в интернете их великое множество. В век высоких технологий такие задачки способен генерировать даже ваш компьютер. Но предпочтение отдавайте авторским заданиям, разработанным живыми людьми. Они и сделаны с душой и содержат свою интересную закавыку. Начинайте с того, что проще: одноходовых и двухходовых задач. Например, «поставить мат в один ход», «ничья в два хода». Не обманывайтесь кажущейся простотой. Порой их не так уж и легко решить, особенно новичку. Позже можно будет переходить к действительно сложным трехходовым и четырехходовым задачам. Важно приучить себя во всем искать решение и принимать всякую ситуацию, разыгранную на доске, как задачу.

Стратегия важнее тактики

Человека, только начавшего играть в шахматы, от опытного игрока отличить довольно просто. Новичок не мыслит глобально, привычно решая задачи «здесь и сейчас». Он пока еще не в силах выстроить единую стратегию действия, предпочитая метаться между решениями ситуативных (т.е. тактических задач) которые друг с другом не связаны единой целью. Новичок не умеет жертвовать фигурами, организовывать ловушки и отвлекающие маневры.

После того, как азы освоены, переходите к изучению принципов шахматных стадий: дебюта, миттеншпиля, эндшпиля.

Так в начальной стадии важно обеспечить развитие фигур: в игру должны быть введены все имеющиеся у вас силы, что в дальнейшем позволило бы максимально использовать их потенциал. Кроме того, важно захватить контроль над центром, то, чему так часто не придают значения новички. Тот, кто контролирует центр — контролирует игру, а значит, диктует свои правила. Не стоит забывать и про обеспечение защиты короля, а также создание невыгодных для противника позиций. Обо всем этом вы можете узнать из так называемых «дебютных книг», практических статей и руководств – в сети их превеликое множество. Обратите внимание на книгу за авторством Г.М. Лисицина «Дебютный репертуар шахматиста», а также пособия, созданные великим гроссмейстером XX века Анатолием Карповым, но не стоит ограничиваться чем-то одним. Изучайте, сравнивайте, используйте.

Играйте регулярно

Возьмите за правило разыгрывать хотя бы одну партию в день. Без регулярных тренировок не будет опыта, без опыта – мастерства. Важно и то, с кем вы играете. Старайтесь приглашать на игру достойных противников, не нужно повышать собственную самооценку за счет слабых игроков. Шахматы должны стать вашей привычкой: хорошим завершением рабочего дня, или напротив, его началом. К счастью, развитие шахматных программ способствует удобству современных игроков: не обязательно всюду таскать с собой шахматную доску, а противника всегда можно найти онлайн.

Компьютер – самый достойный противник для новичка

Потому, что учит вас решать пролонгированные задачи. Машина – это хороший тактик, способный просчитывать каждый последующий ход вплоть до мата. Шахматная программа не страдает от невнимательности, не действует в ущерб своим интересам. Переиграть ее в ситуационных боях очень
практически невозможно. Поэтому для того, чтобы выиграть компьютер, вам нужно научиться строить по-настоящему коварные долгосрочные ловушки и реализовывать их столь незаметно, что даже глубины анализа машины не хватало бы на то, чтобы раскрыть ваши планы.

Основная задача машины – завладеть преимуществом на доске, прежде всего тактическим. Поэтому играя с машиной, вы научитесь создавать иллюзию превосходства соперника. Ваши атаки станут действительно неожиданными, а значит сокрушительными для планов соперника.

Кроме того, в основу таких программ положены базы дебютов и эндшпилей, а это еще одна возможность научиться стратегически переигрывать стандартные планы противника.

Разбирайте шахматные партии великих гроссмейстеров

Анализируйте каждый ход, прописанный в тексте. Почему игрок ходил так? Как иначе бы он мог поступить? Является ли этот ход частью сценария разыгрываемой защиты, знакомой вам, например, по книге дебютов? Или напротив, ход кажется неожиданным, если не сказать эксцентричным?

Разбор партий позволит выработать критическое отношение к игре. Вы научитесь объективно оценивать те или иные ситуации, объяснять для себя самого не только собственные действия, но и действия вашего противника.

К сожалению, сегодня уже не найдешь такого количества книг по разбору шахматных партий, как раньше. Те книги, что еще появляются на прилавках, серьезно страдают в плане качества. Часто шахматные коды прописаны в них с досадными опечатками. Порой их так много, что восстановить партию уже практически невозможно. Поэтому лучше совсем отказаться от современных печатных изданий. Они просто не стоят тех денег, за которые их продают. В интернете вы найдете все это абсолютно бесплатно.

— Шахматы: Правила и основы
— Обучение игры в шахматы для начинающих: где взять информацию?
— Начните учиться с конца - разберитесь, как действовать в эндшпиле
— Всегда анализируйте свою игру

Никогда не поздно научиться играть в шахматы — самую популярную игру в мире! Изучить правила шахмат несложно:

Шаг 1. Как установить доску.
Перед игрой доска располагается так, чтобы в правом нижнем углу перед каждым из игроков находилось белое поле. Шахматные фигуры расставляются всегда одинаковым образом. Второй ряд (или горизонталь) занимают пешки. Ладьи стоят по углам, рядом с ними — кони, после коней — слоны, наконец, ферзь ставится на поле своего цвета (белый ферзь на белое, чёрный на чёрное), и король занимает оставшееся поле.

Шаг 2. Как ходят фигуры.
Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако, они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или контролировали важные поля на доске.

Шаг 3. Изучите особые правила шахмат.
В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Шаг 4. Выясните, кто в партии ходит первым.
Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. Чтобы решить, кто будет играть белыми, игроки обычно подкидывают монету или один из игроков угадывает цвет пешки, спрятанной в руке соперника. Потом белые делают ход, далее чёрные делают ход, потом снова белые, потом чёрные и так далее по очереди до конца игры. Возможность ходить первым — это небольшое преимущество, которое даёт игроку возможность немедленно начать атаку.

Шаг 5. Посмотрите еще раз правила того, как выиграть партию в шахматы.
У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.

Шаг 6. Изучите основные стратегические приемы.
Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
1) Защищайте своего короля
2) Не отдавайте фигуры
3) Контролируйте центр шахматной доски
4) Используйте все Ваши фигуры

Шаг 7. Практикуйтесь, играя как можно больше.
Чтобы совершенствоваться в шахматах, вам важнее всего играть! Не важно, играете ли вы дома с друзьями или родственниками или а сети, вам необходимо много играть, чтобы стать лучше. В наше время легко найти партии онлайн!

— Обучение игры в шахматы для начинающих: где взять информацию?

Существует множество способов. Вы можете купить специализированную литературу либо найти необходимую информацию в интернете. Многие ресурсы предлагают обучение игре в шахматы онлайн, также при большом желании можно научиться играть в шахматы по видео. Очень многое зависит от того, в какой форме вы лучше усваиваете информацию – это могут быть письменные инструкции, устные указания, либо партии и ходы, записанные на видео.

Главная рекомендация при обучении игре в шахматы – ни в коем случае не спешить, внимательно и тщательно проходить и изучать каждый урок. Только в этом случае можно добиться хороших результатов. Самостоятельное обучение шахматам – отличное решение для взрослых и детей, которые хотят сделать эту игру своим хобби и просто получать удовольствие от нее удовольствие, посвящая ей регулярно определенную часть своего свободного времени. Для этих целей может также подойти обучение игре в шахматам по видео либо обучение шахматам онлайн.

Также вы можете попросить знакомого, друга или родственника, играющего в шахматы (если такой имеется) разъяснить вам правила и принципы. Здесь есть свои преимущества – многим людям проще воспринимать информацию не посредством чтения, просматривания или прослушивания теории, а сразу через человека с опытом. Ведь он способен не только рассказать об элементарных правилах игры, но параллельно поведать о различных нюансах, возможных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе шахматной партии.

После освоения теории можно начать практику – реальные шахматные партии. Для начала могут подойти компьютерные программы, которые можно найти в интернете, но все же лучше, чтобы соперник был реальным и играл лучше вас. Это даст вам возможность стремиться улучшить свои навыки и поднять уровень. Другое преимущество – более опытный игрок всегда может дать полезные рекомендации, указать на ваши неточности и ошибки.

— Начните учиться с конца - разберитесь, как действовать в эндшпиле

В шахматной партии есть три стадии - дебют, миттельшпиль, эндшпиль - и каждая из них по-своему важна. Классики советуют начинать изучение шахмат с эндшпиля. Дело в том, что когда на доске остается мало фигур, вы лучше прочувствуете свойства каждой из них: в позициях какого типа она сильна, в каких не очень. Базовые книжки по этой стадии: «Что надо знать об эндшпиле» Юрия Авербаха и «Шахматные окончания» Александра Панченко. Их можно найти и в электронном виде.

Конечно, без знания дебютов тоже не обойтись: если регулярно получать «детский мат», то дожить до эндшпиля не получится. Выбирайте по возможности открытые начала (белыми е2-е4, черными в ответ на ход королевской пешки - е7-е5), чтобы завязать оживленную комбинационную игру. Каждый растущий шахматист должен в миниатюре повторить путь, который проделали шахматы за свою многовековую историю, условно говоря - от романтизма к рационализму и прагматизму. Но это уже не начальный, а довольно продвинутый уровень.

В двух словах, основная ваша задача в дебюте - как можно скорее развивать свои фигуры и по возможности мешать противнику делать то же самое. Старайтесь захватить пешками центр. Выводите вначале легкие фигуры (коней и слонов), потом тяжелые (ладьи и ферзя). Помните, что рокировка - надежное средство обезопасить своего короля от бурь и штормов (по крайней мере, на время). Без какой-то конкретной великой идеи не ходите в дебюте два раза одной фигурой.

В середине партии (миттельшпиле) продолжайте, прежде всего, борьбу за центр и за сильные пункты для своих фигур. По возможности сохраняйте гибкую пешечную структуру - в идеале, ваши пешки должны стоять рядком, как легионеры в римской фаланге. А пешечную структуру соперника старайтесь разрушить: создавайте ему сдвоенные, а также изолированные пешки, на которые легко нападать. Кроме того, на полях перед такими пешками обычно очень хорошо себя чувствуют ваши легкие фигуры, поскольку чужие пешки их прогнать не могут.

Другими словами, вначале научитесь играть позиции с малым количеством фигур. Помните о главных задачах дебюта - развить фигуры и захватить центр. Не забывайте о рокировке. Держите свои пешки рядом и разрушайте пешечные ряды соперника.

— Всегда анализируйте свою игру

Сыграв 2-4 партии, обязательно сделайте перерыв и разберите свое творчество. Если играете на компьютере, партии обычно записываются автоматически. Партии с настоящим соперником можно записывать в тетрадку, для этого изучите шахматную нотацию.

Самый эффективный метод анализа - глядя в запись своей партии, неспеша передвигать фигуры на доске и стараться понять, где допущены ошибки, где что-то пошло не так, как было изначально задумано. Еще полезнее разбирать партии вместе с соперником, обмениваясь мнениями и впечатлениями: кто какой план собирался проводить, кто что зевнул и т. п. Здесь речь идет, прежде всего, о соперниках, с которыми вы играли «живьем», за шахматным столиком; в интернете разбирать с противником только что сыгранную партию как-то не принято. При этом будьте готовы к тому, что соперник в интернете (как правило, играющий под псевдонимом) может написать вам что-нибудь неприятное. В этом случае нет смысла втягиваться в словесную перепалку; вспомните поговорку «на дураков не обижаются» и найдите себе другого соперника.

Сегодня можно анализировать сыгранные партии с помощью специальных компьютерных программ - так называемых «движков» (например, Stockfish). Этот метод позволяет сэкономить время, но он менее полезен, а чем-то даже вреден, так как приводит к привычке «выключать голову». Такие программы часто можно бесплатно скачать в интернете. У всех движков есть функция просмотра партии и анализа, когда на экране вам показывают оценку позиции. Обращайте внимание, прежде всего, на большие перепады в оценке: значит, в этот момент вы или ваш соперник допустили ошибку.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Шахматная доска-поле боя или волшебный мир приключений.

Ах , этот упоите л ьный мир шахматных турниров. Где в воздухе в и тает сосредоточенность, то восхитительное место, где кажется , сама мысль , концентрируясь , руководит игрок ами , передвигая фигуры на поле.

В 80-е года великие шахматисты не уступали по свое й популярности известным актерам. В стране было , буквально , поголовное увлечение шахматами от мала до велика. Сегодня интерес к шахматам не менее велик . Ничего удивительного я в этом не нахожу, поскольку шахматы одна из немногих настольных игр, уходящая своими корнями в средн е вековый мудрейший мир востока, способствует развитию логиче с кого мышления, синхронизации левого и правого полушария головного мозга, вниман и я, памяти, воображения, словом практически всех психических пр о цессов.

Уровень развития психических процессов у ребенка прямо пропорцеонален уровню его успеваемости в школе и при да л ьнейшем его обучении. Поэтому шахматы , как инструмент развития психических п р оце с сов у ребенка рассматривается весьма положительно.

И если вы настроены научить ребенка играть в шахматы, то это весьма разумно с вашей стороны. Логич н о , тут же у в ас возникнет вопрос, - как? Каким образом кроху научить такой сложной игре ? Без паники, все решаемо. Ниже мы р а ссмотрим , каким образом ваше чадо может не в таком уж д алеком будущем составить вам партию в шахматы. 1. Не все возрасты одинаково полезны.
2. Умеешь сам научи другого , не умеешь, обратись к тому, кто знает .
3. Задачи обучения и их решения .
4. Задача №1. Как пробудить интерес?
5. Задача №2. Как помочь познать, но не запутать?
6. Задача №3. Как научить ходить?
7. Задача №4. Как об ъя снять правила игры?
8. Если ребенку уже 10 лет, используем те же решения?
9. Видеоуроки по шахматам для начинающих

Не все возрасты одинаково полезны

Давайте начнем с малого , но гл а вного . С какого возраста можно обучать ребенка шахматам ? Не сочтите меня вульгарной, но мне на ум так и просятся слова одной героини фильм ,- «В принципе , и зайца можно научить курить».

Так я отвечу родителям , желающим обучать ребенка этой игре с двух лет (хотя , таких при м еров множество и весьма ус пешных). Здесь есть одно большое НО . Я вас просто прошу и умоляю , в погоне за , так называемым развитием ребенка со всех сторон и во что бы то ни стало, ради хвальбы перед знакомыми, компенсации своих нереализованных планов, не л и шайте ребенка детства, этого мимолет н ого счастл и вого момента жизни. Пусть учится в простых , доступных его возрасту вещах.

Поверьте , в песочнице тоже много всего интересного, ваши совм е стные выходы на природу и рассказы сказок на ночь, го ра здо больше принесут пол ь зы развити ю вашего малыша, чем сложная, треб у ющая больших умственных затрат игра. Решать , конечно , вам , но я посчитала нужным ва м об этом сказать.
10 лет - это оптимальный возраст для н ача ла обучени я шахматам детей, ребенок уже немного окреп и физически и психологически , в поле его интересов с успехом можно уже добавить шахматы.
5-6 лет - если вам уж си л ьно хочется, то можно попробовать, но т о гда усилий с ваше й сто р оны потребуется гораздо больше.

Умеешь сам - научи другого , не умеешь - обратись к тому, кто знает

Есть два варианта развития событий.

Если вы ребенка настроены обучать сами, то есте с т в енно , вы должны уметь играть в шахматы . А иначе , как можно научить другого тому, ч то не умеешь и не пони м аешь сам, согласитесь - н е логично. Следовательно , если вы не умеете играть в шахматы - обратитесь в детские центры , где такие услуги предоставляют, но опять , если вы загорелись этой идеей , то и сами учитесь. Это же не одноразовая акция.

Пр о шел курс обучения , и до свидания . З ачем учили, куда деньги выкинули непонятно. Естественно , что любой приобретенный ребенком навык , необходимо закреплять , в том числе и умение играть в шахматы. Ну , разве не чудесно провести вечер не у телевизора, а сразиться с ребенком в шахматы. Вы не находите?

Так что , тем , кто пойдет к специалистам мы говорим в этой статье до свидания с настойчивым пожеланием обучиться игре самим. А с играющими родителями ведем разговор дальше. Понятно , если вы умеете играть, то вам не нужно объяснять правила. Но , очень часто бывает такое, - могу, и г раю , а научить не знаю как.

Т ак вот , мы п о стараемся дать вам решения к каждой из поставленных вами задач , при обучении ребенка игре в шахматы.

Задачи обучения и их решения

Задача №1 . К ак пробудить интерес ?

Решение:

Здесь все зависит от вашей фантазии . Я могу предложить следующий вариант .

Ну , куда сегодня мы без мультиков, пригодятся они нам и здесь.

Как бы , ненароком , случайно включите ребенку мультик про шахматы, это могут быть «Фиксики» , как ва риант .

Смотрите вместе , иногда комментируя .

После просмотра мультика , случайно в с помните , что где-то у вас есть настоящие шахматы, кот о рые вам подарил ваш пр а-пра дедушка , или бабушка, не принципиальный момент. Главное загадочности побольше . Достаете с дальней полки ваш « рояль в кустах » - шахматы. Хорошие большие, карманный вариант не подойдет.

Вместе с ребенком откройте коробку и дост а ньте фигуры, де лайте это таинственно , попросите малыша обр а щаться с ними аккуратно, пос к ольку шахматы это великое сокровище семьи , если обращаться с ними небрежно, они могут обидеться и исчезнут ь. Р асставьте их на доске , очень обзорно расскажите , что это за фигуры. На пример: слуги , короли, кони , д ва враждующих войска , м ожете придумать им названия.

Это все не должно затянуться по времени и стать утомительным. П редложите ребенку все у брать под предлогом подготовки ко сну.

Идеально , конечно на ночь рассказать малышу сказку про двух про шахматы (ваша фантазия д о лжна работать по полной) . Дальше следите за ре а кцие й ребенка . Е сли ему одновалентно , и он перебивает вас вопросами про то , когда вы ему разрешите поиграть в компьютерную игру, то не гоните коней и приост а н о вите позна ние шахмат .

Д озир о ванно вводите при нем ваши игры в шахматы с кем - либо, играйте при этом эмоционально и старайтесь , что бы ребенок непременно был рядом. Н ичего не моти в ирует детей лучше , чем яркий пример своих родителей! Е сли и это не работает , тогда отложите обучение на неопределенн ы й срок. Возможно , ребенку необходимо повзрослеть.

Если же малыш явно заинтересовался, то идем дальше.

Задача №2 К ак помочь познать, но не запутать!

Решение:

Договоримся сразу , в се ваши уроки не должны пр е вышать максимум 30 минут, если видите , что интерес теряется, прекращайте занятия !

Сохраняя всю ту же т а инственность , что и при первом знакомстве , н ачните рассказывать ребенку о значении фигур. Причем , не надо консперации, дав а ть им вымышленные имена. Н азывайте всех сразу своими настоящими именами. Что бы потом в голове ребнка не возникла путаница. Единственное , что вы можете использовать метод ассоциаций.

Н апример:

Король - потому что на голове корона и он один , в стране не может быть двух королей .

Ферзь - пусть будет королевой , это , думаю , не будет великая ошибка , то - же одн а , то - ж е в короне, гл а вная помощница короля .

Ладья – их двое, они мужественные , мощные офицеры, они достойны защищать короля.
Слон - т о - же защитник короля, но более тайный, можно провести п а ралел л ь, что он весь закутан в одежду, только шапочка торчит, поэтому и тайный.

Конь - ну тут все понятно (не промахнешься).

Пешки это солдаты, поэтому их много, поэтому они очень маленькие.

Ну , вот как-то так.

Пусть ребенок берет каждую фигуру в руки , повторяя ее название, старайтесь сразу , что бы каждая фигура становилась на свое место.

В завершении занятия п оиграйте с ребенком в игру «У гадай что пропало? »

Ребенок отворачивается , а вы убираете любую фигуру с доски , повернувшись , о н должен назвать , что вы убрали. Потом поменяйтесь рол я ми. В процессе обучения можете менять фигуры местами и просить ребенка оценить правильно ли расставлены они на доске.

Думаю , с одного занятия малыш четко не запомнит название и расположение фигур. С разу скажу, что вам необходимо на с т р оится на длительны курс обучения (хотя , каждый ребенок индивидуален, у кого - то быстрее пойдет, кому - то потребуется времени больше) .

П ри необходимости с м отрите сами , занятие следует повторить еще раз.
В любом случае каждое следующее начинать с закрепления материала предыдущего.

Задача №3 . Как научить ходить ?

Решение:

Изучайте ходы поочередно с каждой фигурой, не месите все сразу.

Сначала устройте прогулку пешкам. С олдаты идут в поход. Здесь вам пригодится миф «О живой доске » . После того , как вы объяснили ребенку , как ходит пешка , вместе с ним прогуля йтесь несколько раз ими по доске. Попросите малыша самому по очереди походит ь каждой пешкой.

Если он делает неправильно доска вдруг «о живает » и начинается « земл я тр я сение » и л и она по дает « сигнал тревоги » (здесь все за висит ваших артистических способностей). Д етям это нравится , они смеются, исправляя свои ошибки. Согласитесь, что это лучше, чем ваши монотонные замечания: неправильно , так не ходят.


Этот прием вы можете применять и при начальной расстановке ф иг ур, если ребенок ошибается , доска может реагировать бурно.

И так , по очереди , шаг за шагом , вы объясняете , по каким « тропинкам » ходят фигуры. Здесь коней не гоните. Превращайте каждое заняти е в путешествие по шахматной стране сказочных героев. Кстати , таинственность никто не отменял. Не забывайте извлекать и убирать шахматы очень бережно. Пусть это будет своеобразный ритуал нача л а и конца занятия.

Задача №4 . Как об ъя снять правила игры ?

Р ешение

Только после того, как ваш реб е нок у в еренно называет фигуры, на зыва ет их место расположение , куда и как они могут передвигаться , вы можете начать объ я снять правила игры.

Не делайте это заумными словами.

Условно - две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна , которая захвати т короля. Н ачинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял , как это происходит . П отом м о тивируйте на успех вашего будущего грос с мейстера.

И так , шаг за шагом , игру за и г рой , ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.
Помните, никакого насилия !! Только жи в ой интерес . Р ебенок д о лжен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной м о тивацией - сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

Все эти решения описаны , конечно , для деток 5 -7 лет.

Они , конечно , подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме.

Здесь можно ставить четкие задачи ну , в обще м, более по-взрослому. Хотя , десятилетние - еще дети и так же любят играть.


Самый лучший и опти м альный вариант обучения повзрослевших детей - это наглядный п риме р . Если в доме заведена традиция играть в шахматы , и ребенок привлекается , вначале в качестве зрителя , а пот о м и уча с тн и ка , процесс обучения будет очень органичным, как само собой разуме ю ще е ся.

Когда я готовила эту статью, просто рад и интереса , я спросила у своих взрослых сыновей , умеют ли они играть в шахмат ы (просто в нашей семье это был не принято) . И, о боже, они оба умеют !! . На вопрос откуда – о тветом было - прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке . И гры в шахматы, лото с соседями у них во дворе были заведены. Д ети были непременными участниками этих посиделок , было им тогда примерно от 7-12 ле т . Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение.

Периодически , играя в шахматы , ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки. Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то , что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение – это совершенно точно .

Поэтому , дорогие родители , садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовью и тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

Шахматы, как увлекательное хобби, подходит и детям, и взрослым. Эта увлекательная интеллектуальная игра отлично развивает логику, память и мышление. Научиться играть в шахматы с нуля можно самостоятельно. В этом поможет самоучитель и видеоуроки. Они дают понять, где стоит король и как расставлять начальную позицию. Обучение проходит в доступной форме, в подходящее для игрока время. Узнав все шахматные правила, можно начинать участвовать в официальных соревнованиях. Их нередко устраивает шахматный кружок или клуб, в котором собираются любители этих интеллектуальных сражений. Но не будем забегать вперед. Сначала рассмотрим правила игры в шахматы для начинающих.


Все правила за 5 минут – видео

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Как установить доску и расставить отряды?

Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.

Расстановка начинается с правильной установки доски - нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.

Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:

  • 2 ладьи;
  • 2 слона;
  • 2 коня;
  • Его величество с королевой (ферзем);
  • 8 пешек.


Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король - рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали - то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение - стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат , в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Взятие на проходе

Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.

Рокировка

В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.

Ничья

Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.

Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Нотация – запись шахматной партии

Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:

  • Самостоятельно записывать игровые партии;
  • Читать и понимать специальную литературу;
  • Играть «в слепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.

Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.

Свое обозначение имеет и каждый персонаж:

  • Кр (К) – король;
  • Ф (Q) – ферзь;
  • Л (R) – ладья;
  • К (N) – конь;
  • С (C) – слон;
  • П (p) – пешка.
  • + - шах;
  • ++ - двойной шах;
  • # - мат;
  • Х – взятие фигуры;
  • 0-0 – рокировка;
  • !! – отличный ход;
  • ?? – грубая ошибка и т.д.

Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.