Империя тотал вар какие государство могут возникнуть. Дипломатия в Empire Total War

Тот, кто обладает должными личными качествами и знает методы правления, хотя бы он владел и незначительной землей, получит власть над всем миром и не потерпит поражения.

Каутилья, «Артхашастра»,
или «Трактат о выгоде», глава 96.

Великобритания стала колонией и рынком сбыта Индии, Конфедерация Маратхов ввела на территорию Франции и Испании под предлогом их защиты войска, европейские монархи платят дань Вест-Европейской торговой компании, а известный индийский поэт воспевает бремя смуглого человека в варварской Европе. Фантастика в нашем мире, но вполне осуществимо в мире игры Empire: Total War. Описывая игровой процесс ETW, обычно подразумевают игру за одно из европейских государств. Я же хочу рассказать об экзотических нациях мира Empire, а также об особенностях их тактики.

Родину выбирают

Приоритетные направления экспансии в начале правления.

Итак, восточная экзотика Османской империи и Конфедерации Маратхов .

Как там дела у турецкого султана? Огромные территории, высокий авторитет, стабильность, даже единственный враг — Россия — и тот отделен буферными государствами. Пожалуй, султан и сам справится. А вот у маленькой Конфедерации Маратхов хватает трудностей: с самого начала игры угрожает могущественный враг — огромная Империя Великих Моголов , а в распоряжении есть лишь две области: Биджапур и Карнатик. Уже с самого начала игры придется много воевать. Эта кампания и послужит нам примером, ведь мы не ищем легких путей.

Империя Великих Моголов, правда, тоже переживает не лучшие времена, и в начале игры многие их города порадуют захватчиков совсем небольшим гарнизоном. Захватывать города Моголов лучше как можно раньше, пока огромная империя не построит неменьшую армию в своем десятке провинций. Это вам не Европа, опутанная паутиной союзных договоров. Здесь воевать надо сразу. Сильная армия и хорошие генералы, но малая территория обуславливают выбор стратегии в начале игры — блицкриг.

Соседствует с нами также маленькое княжество Майсур . Его можно захватить сразу, но лучше оставить на потом и не распылять свои силы. Еще среди соседей у нас владения европейцев — голландский Цейлон и португальский Гоа . Последний захватить нетрудно, но это повлечет за собой войну не только с Португалией, но и с ее союзником — Британией. Конфедерация Маратхов в начале игры не выдержит такого морского соперничества, а это значит — прощай, морская торговля, до свидания, фактории, мне будет вас не хватать. Так что решайте, стоит оно того или нет.

Лично я рекомендую не только повременить с захватом Гоа и Цейлона, но и отправить их владельцам скромные дары, особенно если уровень сложности кампании выше среднего. Потепление отношений обезопасит от удара в спину, а Британия, их союзник, не будет угрожать нашим морям. Вообще, пока Конфедерация Маратхов не станет одним из мировых лидеров и пока последняя твердыня Моголов не падет, стоит всеми силами избегать войны с европейскими варварами. Дары и торговое партнерство помогут вам в этом. Но лишь на первых порах мы будем такими миролюбивыми!

Готовы ли вы начать правление, будущий великий раджа?

Индия встает с колен

На торговле можно быстро разбогатеть.

Без чего немыслимо великое государство? Правильно, без великой армии. А великая армия, в свою очередь, немыслима без великих расходов. Для начала стоит немного повысить налоги — изначально принадлежащие игроку провинции не склонны к бунту, а прибыли приносят огромные. Захваченные же у противника области все равно придется освобождать от налогов.

Но не менее, а то и более важна торговля, благо в Empire она сулит несметные богатства. В начале игры мы имеем два торговых порта, а значит, можем торговать по морю с двумя государствами. Одним нашим торговым партнером уже является Республика Соединенных Провинций, еще одного можно выбрать. Позже, с захватом новых портов, количество торговых партнеров можно увеличить.

Это важно: другие государства, вероятно, не согласятся торговать без дополнительного стимула — некоторой суммы в доплату. Не стоит жалеть тысячи или двух — очень скоро эти деньги с лихвой окупятся.

Успешная торговля требует безопасных морей, а значит, добиться тотального превосходства на море — первоочередная задача. Первая пара торговых кораблей поплывет за экзотическими товарами беспрепятственно, однако вскоре флот Моголов может стать проблемой, грабя торговые пути и отбивая наши фактории.

Легче будет уничтожить не вражеский флот, а саму возможность его создания. Имеющиеся в наличии в начале игры войска стоить отправить по индийскому побережью на запад, на захват прибережных областей. Те порты, которые пока не принадлежат вам вместе со столицей области, можно парализовать маленьким отрядом или кораблем. Аннексировав Гуджарат , последнюю портовую область на западе, имеет смысл продвинуться еще немного на запад и захватить Синд . Это даст сухопутный торговый маршрут с Персией.

Это важно: если оперативно не отобрать несколько провинций у Моголов в начале игры, война с империей рискует затянуться на десятилетия.

На востоке у неприятеля также есть порт, в области Бенгалия . Идти туда далеко, лучше доплыть по морю. Если высадите десант быстро, за первые два-три хода, то сопротивления практически не будет. Если же прибыть туда так оперативно не успели, то флот и десант придется серьезно усилить. Сработали быстро — отлично, можно полностью переключить порты на постройку доу — восточных торговых кораблей.

Именно сюда пираты свозят награбленное.

На всякий случай лучше защитить и собственные порты. Гарнизон из одного дешевого отряда ополченцев — этого вполне хватит, чтоб вражеские суда не вошли в наш порт и не разрушили все усилия по созданию флота. Правда, это не защитит от блокады, однако блокада хоть и мешает торговать, но, по крайней мере, не отменяет постройку кораблей.

Итак, все портовые области врага захвачены. Мы не только подорвали экономику врага (торговля ведь — львиная доля бюджета!), но и укрепили собственную. Индийские купцы основывают фактории и везут экзотические товары в Европу. Важно как можно раньше занять все свободные фактории, а уж потом добавлять торговые корабли в каждую из них. И помните: прибыль от каждого нового доу на одну факторию меньше, а их ведь еще содержать нужно, что недешево. Ищите новые государства, которые откроют рынки для ваших товаров, и ваша страна быстро разбогатеет.

Нельзя сказать, что в морях теперь совсем безопасно. Остаются еще пираты, с которыми невозможно заключить мир. Но они — не самые опасные враги. Пираты очень редко атакуют занятые фактории и практически не могут отобрать на торговом пути всю прибыль. Если работники ножа и топора решили ограбить ваш торговый путь где-нибудь возле Европы или Америки, не обязательно в тот же миг бросать туда свои флотилии — скорее всего ваш торговый партнер сделает это раньше. Всерьез заняться пиратами стоит, когда Империя Великих Моголов будет стерта с лица земли либо хотя бы близка к этому.

Охота на пиратов

За кого бы вы ни играли, пираты ощутимо мешают морской торговле. Чтобы покончить с ними раз и навсегда, не нужно постоянно охотиться за пиратскими флотами, лучше нанести удар по их базам на юго-востоке Америки: Новой Андалусии и Подветренным островам. Пара битв против десятка отрядов — и вашим торговым интересам не угрожают морские разбойники, а две области в Америке теперь ваши. Только учтите: рядом с пиратским логовом может болтаться достаточно сильный флот.

Да, попиратствовать можно и самому. Это не только приятно, но и приносит прибыль. Чем больше ваших суден на вражеском торговом пути, тем больше прибыль. Вот только анонимно грабить нейтральные государство не получится.

Когда Империя Великих Моголов лишится более чем половины своей территории, молниеносная война перейдет в позиционную. На этом этапе можно даже заключить перемирие, но лучше все же довести дело до конца. Главный приоритет теперь — обучение армий. Все для фронта, все для победы. Новообретенные области пока освобождены от налогов, но средств и так должно хватить. Улучшению городов особого внимания пока уделять не стоит. Чем раньше сокрушите Моголов, тем легче это будет, да и много провинций — полезно и приятно.

Разработчики игры не поддались новейшим веяниям политкорректности, и поэтому политика религиозной терпимости не оправдывает себя. Увиденный в только что освобожденной области храм иной веры стоит тут же предать огню. Нечего всякой брахмомерзкой ереси делать на нашей священной земле!

Не забывайте использовать тугов , присоединяющихся к вам, если у вас много таверн. Туг — мастер на все руки: и разведывает, и вражеских агентов и генералов убивает, и ведет подрывную (в прямом смысле!) работу во вражеских городах. Деморализовать армию убийством полководца, вызвать восстание в городе, подорвав поддерживающие порядок здания, — всегда пожалуйста. Теоретически можно даже отобрать область у мирного государства, ведь восставшая область считается ничейной. Вот только на практике это очень непросто, да и провал может так испортить отношения, что придется все-таки воевать. Но если чья-либо область восстала без вашей помощи — скорее захватывайте ее, пока вас не опередили.

И не забудем строить школы — мы ведь передовое государство или как? Наука очень скоро найдет в вашей армии самое практическое применение — в виде штыков на ружьях и картечных зарядов для пушек. В дальнейшем польза будет еще большей.

Это интересно: восточные ученые, в отличие от европейских, не дерутся на дуэлях. Не зря их в русском переводе назвали мудрецами.

Можно воровать технологии у врагов, если рядом нет вражеских убийц. А вот у невраждебных соседей, вроде Майсура, красть технологии не стоит — шанс успеха невысок, а каждый провал приближает нежелательную пока что войну. Легче уже купить.

А пока коменданты новоприобретенных областей разбираются со своими проблемами, генералы продвигаются дальше. Битва за битвой, осада за осадой — все меньше земель у Моголов, и все сильнее наша держава. Не оставляйте закаленных ветеранов с «лычками» в гарнизоне, для этого сойдут и новобранцы. Восполняйте потери и продолжайте поход.

На заметку: если во время атаки неприятельского города вы не уверены в своих силах, выбирайте не штурм, а осаду. Скорее всего уже на следующий ход компьютер попытается ее снять, а это значит, что в нелегком положении атакующего быть врагу, а не вам.

При хорошо работающем государстве можно выигрывать все битвы еще на стратегической карте, но почему бы лично не возглавить свои победоносные полки и армады? Ведь именно тактические битвы — наиболее интересная составляющая серии Total War.

Атака тяжелой слонницы

Сила в ближнем бою особо важна при штурме.

На что похожи армии Востока? Не думайте, что за пределами Европы воюют в лучшем случае луками и катапультами. Восточные армии вполне владеют ружьями и пушками и даже сумели позаимствовать западные построения.

Начнем с армий Конфедерации Маратхов. Привычных гренадеров, драгунов, а также легкой и элитной пехоты вы у них не встретите. Зато среди подразделений Маратхов интерес представляет пехота ближнего боя . Лишенные способности стрелять, эти подразделения в рукопашной сильнее большинства других видов пехоты и, что немаловажно, стоят недорого. Пикинеры, ближайший западный аналог, сильно страдают от отсутствия маневренности: для эффективного ведения боя они должны удачно встать, развернуться и направить копья в сторону врага, а это невозможно сделать мгновенно. Индусы же готовы к отражению атаки в любой момент. Поэтому воины ближнего боя хороши для защиты от фланговой атаки кавалерии.

«Рукопашников» также можно использовать против линейной пехоты. При этом очень важно, чтобы последняя по тем или иным причинам (например, засада) не успела построиться и выстрелить. Прелесть такой атаки в том, что во время рукопашной схватки даже незадействованные в ней отряды будут иметь проблемы со стрельбой по вашим воинам — высок риск дружественного огня.

Это важно: имейте в виду, что генерал виден всегда, несмотря на засаду. Оппонент-человек может также догадаться о засаде по количеству видимых отрядов, если их маловато!

Но наилучшим образом ближнебойная пехота может проявить себя в штурме крепостных стен и зданий, в узких проходах. Там 15 единиц урона в рукопашной куда важнее способности стрелять.

Бандиты , еще один вид восточных рукопашных отрядов, могут связать боем или отвлечь врага — и больше ничего не могут. Типичное пушечное мясо — слабое, дешевое, многочисленное.

Склонность к ближнему бою проявляется у индусов даже среди линейной пехоты . Первый ее вид — индийские стрелки — хоть и стреляет не так уж метко, зато в рукопашной наносит значительно больше урона, чем аналогичные подразделения противника. Остальные же линейные подразделения ближе к классической линейной пехоте. Их задача очевидна — выстраиваться в линию и обстреливать врага.

Пехота и конница Конфедерации Маратхов
Название Тип войск Кол-во Даль-
ность
Меткость Ближний бой Натиск Оборона Боевой дух Стоимость
Крестьянское ополчение Регулярное ополчение 80* 70 30 4 3 4 3 260
Наемники из черни Бандиты 200 6 1 2 3 280
Индийские воины Пехота ближнего боя 160 15 4 5 8 510
Сикхские воины Пехота ближнего боя 160 13 4 3 10 540
Индийские стрелки Линейная пехота 160 70 35 12 4 5 7 640
Сикхские стрелки Линейная пехота 160 70 50 8 5 9 11 740
Баргирская пехота Линейная пехота 160 70 40 6 7 9 9 730
Личная охрана генерала Слоны 32** 70 45 13 22 9 14 1370
Силладарские копейщики Уланская кавалерия 60 6 18 2 7 690
Конники-пиндари Нерегулярная кавалерия 60 70 35 7 6 4 6 720
Баргирские копейщики Уланская кавалерия 60 10 19 4 9 760
Сипахи Тяжелая кавалерия 60 13 21 6 12 880
Стрелковая кавалерия 60 90 50 6 6 2 6 580
Боевые слоны Слоны 40** 28 22 2 10 1040
Стрелки на слонах Слоны 40** 70 40 20 22 2 10 1040

** Имеется в виду количество людей, слонов в четыре раза меньше.

Перейдем к кавалерии. Силладарские копейщики — классические уланы — быстрые, с высоким показателем натиска. Впрочем, выгодно отличаются тем, что доступны уже в раннюю эпоху. Применение обычное для легкой кавалерии — фланговые атаки с хорошего разбега, уничтожение орудийных расчетов, топтание убегающих. После врубания в строй противника конницей лучше отойти для следующего разгона во избежание ненужных потерь. Лучше атаковать кавалерией с разных флангов, чтобы эскадроны не мешали друг другу.

Стреляющая кавалерия представлена у Маратхов конниками-пиндари и верблюжьей кавалерией . Лично я не вижу в конных стрелках особой пользы. Единственное преимущество перед пешими стрелками — быстрота, но конников при этом более чем в два раза меньше в отряде. Наездники на верблюдах, уникальный отряд восточных армий, чуть лучше по стрелковым качествам, и, как сказано в описании, верблюды пугают кавалерию. Впрочем, не с такими боевыми характеристиками кого-то пугать. Верблюжья кавалерия полезна в кампании, где доступна практически в самом начале. А вот в одиночной схватке или сетевой игре верблюды открываются лишь в позднюю эпоху, к тому времени они уже никому не нужны.

Боевые слоны. Размер имеет значение.

Ведь в позднюю эпоху становятся доступны баргирские копейщики , продвинутый вариант силладарских, и грозные сипахи. Последних можно смело назвать гордостью восточных армий — этакий азиатский кирасир, но с показателем натиска выше, чем у улана. Только польские крылатые гусары превосходят их. Применять сипахов стоит для защиты флангов от вражеской конницы, а также для прорыва вражеского строя с флангов, а если удастся между выстрелами, то можно и с фронта. Учитывайте также, что числовое превосходство всегда на стороне пехоты.

И наконец, главный козырь Маратхов — слоны . Чудовищный урон и натиск, пугают пехоту и конницу, в прямом смысле слова разбрасывают врагов — идеальный отряд для прорыва вражеского строя. Один или два отряда наездников на слонах способны внести хаос в любую вражескую армию. Вот только слонов в отряде всего десяток, и если за ними тут же не последуют другие рода войск, слоны лишь бесславно погибнут. Нужно пользоваться, пока строй линейной пехоты сломан, и незамедлительно развивать успех всеми доступными средствами. И опасайтесь пик и кольев, они губят слонов так же, как и кавалерию. Не меньше опасайтесь картечи.

Это интересно: у Конфедерации Маратха охрана генерала вместо коней снабжена слонами, хоть этот отряд и слабее полноценных боевых слонов.

Армия Османской империи ближе к европейской — присутствуют все привычные виды пехоты: от регулярного ополчения до гренадеров и элитной гвардии. Правда, восточная линейная пехота и элитная пехота (бейликанские стрелки-янычары ) отстают от европейских коллег того же времени. Восток силен не этим.

В большом изобилии у турок легкая пехота , любителям засад и тактики «выстрелил-исчез» можно смело рекомендовать эту нацию. Особое внимание советую обратить на стрелков низам-и джедида — стреляют на расстояние 125 против обычных 70, еще и весьма метко. Особо хороши они, если нужно убить артиллерийский расчет, генерала или спровоцировать наступление огнем издалека. И, конечно же, турецкая легкая пехота способна, как и европейская, ставить колья против кавалерии.

Пехота и конница Османской империи
Название Тип войск Кол-во Даль-
ность
Меткость Ближний бой Натиск Оборона Боевой дух Стоимость
Сеймени Регулярное ополчение 80 70 30 4 3 4 3 260
Муселимы Бандиты 200 6 1 2 3 280
Башибузуки Пехота ближнего боя 80 10 3 4 7 340
Аазары Легкая пехота 80 80 40 6 3 4 5 380
Семаашские янычары Пехота ближнего боя 160 13 4 5 8 440
Семаашские янычары с гранатами Гренадеры 80 70 45 8 5 9 8 470
Исарели Линейная пехота 160 70 35 6 4 11 7 660
Легкая пехота низам-и джеида Легкая пехота 80 80 55 5 3 6 7 470
Бейликанские янычары с гранатами Гренадеры 80 70 50 10 6 10 10 510
Стрелки низам-и джедида Легкая пехота 80 125 65 9 7 7 9 620
Янычарский расчет переносной мортиры Гренадеры 80 70 50 10 7 13 12 610
Пехота низам-и джедида Линейная пехота 160 70 45 10 9 13 11 740
Бейликанские стрелки-янычары Элитная пехота 160 70 50 9 5 8 10 790
Личная охрана генерала Тяжелая кавалерия 32 16 12 10 14 1300
Конники-дели Нерегулярная кавалерия 60 70 35 8 6 3 6 690
Сипахи Тяжелая кавалерия 60 13 21 6 12 880
Верблюжья кавалерия с шатурналами Стрелковая кавалерия 60 90 50 6 6 2 6 580

Как и у Маратхов, в армии султана вы встретите бандитов, а также два вида пехоты ближнего боя : башибузуки слабы, а вот семаашских янычаров вполне можно использовать как их аналоги у Маратхов, разве что дерутся турки чуть хуже.

Зато в османской армии, в отличие от марахтской, в наличии гренадеры , да еще какие! Первое гренадерское подразделение — семаашские янычары с гранатами — доступно еще в раннюю эпоху! В позднюю же эпоху игра преподносит нам уникальное подразделение — янычарский расчет переносной мортиры . Снаряды из турецких ручных мортир долетают значительно дальше, чем брошенные вручную, — приблизительно на расстояние мушкетного выстрела. Удачный залп или два — и во вражеском строю вполне может начаться паника. Главный недостаток — снаряды взрываются с небольшим опозданием, так что против движущихся целей мортирщики практически бесполезны.

Среди турецкой кавалерии встречаем конников-дели , типичную стреляющую кавалерию, к которой относится все, что сказано выше об этом типе войск. Далее идут уже знакомые нам верблюжья кавалерия и сипахи .

Турецкий гренадер бьет издалека, но бьет наверняка.

Артиллеристы, султан дал приказ! Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

На заметку: если в сетевой игре карту выбираете вы, подберите условия под свою стратегию. Например, для укрытий хороши леса, для разгона конницы — равнина, для обороны — укрытия. Пользуйтесь также тем, что при жарком климате восточные солдаты устают меньше, чем европейские.

Артиллерия в армиях Востока по характеристикам практически идентична западной — те же пушки, мортиры, гаубицы. Вот только многие виды европейской артиллерии в экзотических странах отсутствуют. К примеру, вы не увидите в восточных армиях «скоростной» артиллерии, транспортируемой шестью конями, а также таких чудесных диковин техники, как ружье Пакла. Османы так и не обзавелись фальконетами и ракетами, а Маратхи — полупушками.

Вместо всего вышеперечисленного восточные армии получили грозное 64-фунтовое орудие . Если это попадет по врагу — эффект гарантирован. Сие чудище на поле боя принципиально нетранспортабельно, зато стреляет на солидную дистанцию — 600. Это больше, чем у любой пушки, но все же меньше, чем у мортир. Стреляет ядрами и шрапнелью.

С восточными флотами обстоят дела где-то как с артиллерией — они практически дублируют европейские, но при этом Конфедерация Маратхов лишена некоторых типов кораблей, вроде парохода. Спасибо хоть линкоры не отобрали.

Освобождение исконно маратхских земель

Империя Великих Моголов рухнула. У нас в руках вся Индия, кроме разве что Цейлона и Гоа. Майсур, если он еще не ваш, захватываем сейчас. А теперь стоит на несколько лет забыть о звоне клинков и пушечных залпах и заняться мирным трудом. Однако это вовсе не значит, что восторжествовала доктрина ненасилия и голуби мира в вашем правительстве насмерть заклевали ястребов. С падением Империи Великих Моголов завоевания не заканчиваются, а только начинаются, нужно лишь создать для них хорошие условия. Бенгальский тигр затаился и готовится к прыжку.

Вот теперь самое время строить все, что еще не достроено, и улучшать все, что еще не улучшено, благо денег хватит на все. Фермы обеспечивают продовольствием, мастерские изготавливают оружие экспансии и шьют мундиры, цвета которых скоро будет пугаться весь мир, новобранцы маршируют на плацу, верфи закладывают все новые суда: не страна — военный завод!

Нести ли миру демократию?

Империи нужна передовая наука, а значит, строим школы и университеты. Однако в среде интеллигенции быстро зреет недовольство: «Где свобода слова? Демократия в опасности!» Как решить эту проблему?

Изначально строй у восточных государств — абсолютная монархия, а значит, с просвещением имеются трудности. Можно сделать свою страну республикой, это ускорит работу ученых и уменьшит недовольство. Есть, правда, серьезные минусы: в республике слабее репрессии, то есть меньше общественного порядка. К тому же даже при республиканском строе неистовые правозащитники все равно не утихают до конца — этим всегда свободы мало, прямо как в жизни.

Можно также остаться деспотом. Для этого содержим в областях, где есть университет, солидные гарнизоны. И главное: снижаем налоги или вообще освобождаем соответствующие провинции от них. Вы и без того будете купаться в золоте.

Можно, на худой конец, вообще не исследовать социальные науки. Благо, чтоб изучить, к примеру, новое построение пехоты, нужен не продвинутый университет, а улучшенная казарма. Пусть меньше доход и медленнее исследования, зато подданные продолжают видеть в вас живого бога, а не какого-то там «ночного сторожа», как просвещенные либералы.

Набравшись сил, можно аннексировать маратхские по праву Гоа и Цейлон. Сделайте это военным путем, если ваш флот готов сразиться не только с Португалией и Республикой Соединенных Провинций, но и с их союзником — Британией. Правда, от сильного противника всегда можно откупиться и не распылять силы на много врагов сразу. Можно также выкупать области у другого государства, потратив весьма внушительную сумму.

Монарх низложен, свобода, равенство и братство торжествуют!

Индия освобождена. Осталось освободить Европу.

Если вы выбрали режим «короткая игра», то контроля над всей Индией вполне хватит для выполнения условий победы, и нужно лишь подождать конца отведенного времени, не растеряв то, что есть. Если же вы выбрали «длинная игра», или «господство», или же просто хотите провести отведенное до конца время интересно — дальнейшая экспансия неизбежна.

Это важно: компьютерные оппоненты очень редко воюют между собой, но исправно тренируют войска. Так что не удивляйтесь, если государство размером в одну область встретит вас парой максимально укомплектованных армий.

Итак, пробил час покорять мир. Перед вами две части света — Европа с Америкой — и десятки больших и малых государств, и народ каждого из них стонет под игом тирании и жаждет примкнуть к свободным народам вашей империи.



Вот и закончился XVIII век и завершилась еще одна история. Не сбывшаяся в нашем мире история восточной гегемонии. История о том, как крохотное отсталое княжество, родившееся на краю Земли, стало мировым лидером.

Empire: Total War богата различными стратегиями и тактиками, секретами и хитростями. Надеюсь, из этой статьи вы узнали много нового об этой замечательной игре. Кто-то, возможно, захотел сам возглавить армии турок или индусов, а кто-то, наоборот, узнал, как эффективнее воевать против них. А еще надеюсь, что я сумел показать вам, что игра за восточные государства не менее интересна, чем за западные.

Успехов на полях сражений!

  1. Игра не дает возможности переименовывать или создавать новые города, в связи с чем в 1700-ом году на карте уже присутствует Санкт-Петербург, но он является столицей области Ингерманландия и контролируется Швецией.
  2. Исторически первый пароход совершил свое плавание в 1807-ом году 19-го века. Однако в Empire, если правильно исследовать технологии, можно строить пароходы уже в 18-ом веке.
  3. Столицей России является Москва, а не Санкт-Петербург, и Зимний дворец можно построить в Москве.
  4. В Empire: Total War Зимний дворец и Кунсткамеру можно построить в Москве, но не в Санкт-Петербурге.
  5. В Empire: Total War столицей России является Москва, а не Санкт-Петербург.
  6. Хотя исторически первый пароход совершил свое плавание в 1807 году, игрок, последовательно развивая технологии, может получить возможность создавать пароходы уже в XVIII веке.
  7. В провинции "Земли войска донского" (это территория соответствует южному федеральному округу РФ) есть поселение Майкоп, этот город был основан в 1857 году и притом первоначально был не мирным поселением а крепостью.
  8. В провинции Татария существует поселение Тольятти, хотя поселение на этом месте было основано только в 1737 году, и до 1964 года именовалось Ставрополь.
  9. В провинции Ингерманландия существует поселение под названием Кингисепп, хотя изначально эта крепость называлась Яма (Ям), а с 1703 по 1922 год это Ямбург.
  10. Игровой движок не позволяет переименовывать или создавать города, поэтому, в 1700 году, в игре уже присутствует Санкт-Петербург, но он является столицей области Ингерманландия и контролируется Швецией.
  11. Еще 14 видов войск были выпущены в платном дополнении Elite Units of the West, в это дополнение входят российская конная гвардия и Семёновский лейб-гвардии полк.
  12. В патче 1.3 к игре добавили 14 новых видов войск.
  13. Для разных американских интернет-магазинов были созданы специальные обложки и уникальные дополнительные войска.
  14. В Российской коллекционной версии не хватает только книжки с иллюстрациями из игры, все остальное на месте.
  15. В коллекционной версии игры, кроме карты кампании и книги об игре, есть еще и внутриигровые подарки - шесть дополнительных видов войск. Это HMS Victory - флагман адмирала Нельсона, элитная пехота Рейнджеры Роджерса, Османское органное орудие, непальские Гуркхи, партизаны Corso Terreste и отряд ирланских наемников Полк Бакелли.
  16. Впервые в серии Total War разработчики отказались от сервиса GameSpy для многопользовательского режима игры.
  17. Благородные джентльмены, вызывающие друг друга на дуэль, есть только в европейских странах. В государствах Востока их роль играют жрецы и сражаться меж собой не могут.
  18. Карта в Empire: Total War не едина, а разделена на четыре района - Европу, Индию, Северная и Центральная Америки.
  19. В Empire: Total War нельзя выбирать между днем и ночью, невозможно просмотреть семейное древо правящей династии и нельзя стать Папой Римским
  20. Наземные баталии сопровождают музыканты. Можно услышать звуки волынок, барабанов, флейт и труб.
  21. Только после версии 1.5 разработчики полностью исправили искусственный интеллект игры от ошибок.
  22. Игра очень тепло была принята критиками - в среднем ей поставили 9 из 10.
  23. Игра продалась тиражом 810 тысяч экземпляров.
  24. После выхода игры впервые за полтора года первую строчку чартов заняла игра, издающаяся исключительно на ПК.
  25. Игре принадлежит рекорд раскупаемости в серии.
  26. Игра имеет девять различных версий обложки. Подарок для игровых журналов.
  27. Для увеличения аутентичности происходящего разработчики ввели в игру дуэли.
  28. Полноценная демонстрационная версия игры вышла в Steam 20 февраля 2009 года. В нее вошли два сражения - при Брендивайне и при Лагосе. В демоверсии сражались Британия, Франция и США времен войны за Независимость.
  29. Первый трейлер игры появился в июле 2008 года, а позже, на Е3 в Лос Анджелесе была показана демоверсия морских боев.
  30. Анонс игры в 2007 году в Лейпциге был "бумажным". Никакого визуального ряда Empire: Total War в принципе не существовало.
  31. В игре используется новый движок - Warscape.
  32. Изначально Empire: Total War должна была выйти на месяц раньше, но Creative Assembly перенесли релиз, чтобы дописать код для полноценных игр по сети. Фактически до того в Total War можно было сражаться только в реальном времени.
  33. В игре впервые в серии появилась полноценная сетевая кампания.
  34. В битвах на воде игрок может управлять единовременно до 20 кораблями разных классов и размеров.
  35. Историческая сюжетная кампания называется "Дорога к Независимости".
  36. В игре представлено более 50 фракций, играть, однако, можно только за 11 из них.
  37. Кроме традиционного варианта продажи - на дисках, игра продается и в цифровом виде - через Steam.
  38. В дополнение к обычной кампании в игре предусмотрена специальная кампания, отражающая становление США и битву за Независимость.
  39. Впервые в серии появились сражения на воде в реальном времени.
  40. Действие игры проходит в начале 18 века.
  41. Игра стала пятой частью в серии, хотя название это ничем не выдает.
  42. Игра получила отличные оценки - в среднем 90 из 100.
  43. Музыка к игре была написана Ричардом Беддоу.
  44. Главный дизайнер игры - Джеймс Рассел.
  45. В провинции «Земли войска донского» (это территория соответствует южному федеральному округу РФ) есть поселение Майкоп, этот город был основан в 1857 году и притом первоначально был не мирным поселением, а крепостью.
  46. В июне 2009 года был выпущен патч 1.3, который добавил к игре дополнительных 14 видов войск с целью разнообразить вид и качества войск между фракциями. Также был выпущен ещё один набор из 14 новых видов войск, на этот раз не бесплатно.
  47. 20 февраля 2009 года на сервисе цифровой дистрибуции Steam вышла демоверсия Empire: Total War.
  48. Игра была анонсирована 22 августа 2007 года на лейпцигской Games Convention.
  49. В России коллекционное издание называется Special Forces Edition и не содержит артбука.
  50. Кроме стандартной версии игры, Sega также выпускает «Collector’s Edition», в коробке которой находится карта кампании и книга о графике игры. Кроме того, в это издание входит шесть видов войск.
  51. Впервые в серии Total War разработчики отказались от сервиса GameSpy для многопользовательского режима игры. В Empire: Total War онлайн-соединение происходит через программу Steam. Как и в кампании, в многопользовательском режиме представлены морские и сухопутные битвы.
  52. Кроме общей карты мира, игра также включает в себя сюжетную кампанию под названием «Путь к независимости», где игрок управляет британской колонизацией Америки. В первой части кампании, игрок создаёт и развивает колонию Джеймстаун. Вторая часть сосредоточена на Франко-индейской войне.
  53. Найм войск отличается от системы предыдущих игр серии, где войска нанимались в поселениях и затем переводились в армию генерала. В «Empire», генерал может лично нанимать войска из поселений.
  54. В отличие от предыдущих игр серии, провинции больше не являются полностью централизованными в городах. Хотя город всё ещё является центром провинции, существуют и другие строения, которые занимаются торговлей и набором войск.
  55. Карта кампании теперь не ограничена одной Европой и Ближним Востоком. Она будет охватывать также территории Америки, Африки и Индии.
  56. В наземных битвах играет боевая музыка из волынок, барабанов, флейт и труб.
  57. В каждой провинции существует три типа населения: дворяне, буржуазия и беднота, но в каждом правительственном строе имеют значение лишь два. Буржуазия не присутствует в абсолютной монархии, беднота - в конституционной монархии, а дворяне - в республике.
  58. Кроме основных трёх частей света (Европа, Северная Америка и Индия), в игре также присутствует четыре так-называемых торговых региона: Ост-Индия, Берег Слоновой Кости, Мадагаскарские проливы и Бразильское побережье. Эти регионы не могут быть заселены или захвачены.
  59. Хотя более 50 фракций принимают участие в игре, лишь некоторые из них будут доступными для игрока.
  60. Впервые в серии игрок может лично принять участие в морских боях.
  61. Игра описывает период ожесточённого империализма, колонизации, исследования мира и далёких войн.
  62. Игра начинается в 1700 году и заканчивается в 1799 году, один ход равен половине года.
  63. Игровой движок называется Warscape.
  64. Empire: Total War - пятая игра в серии Total War, посвящена периоду нового времени в XVIII веке.

Данное руководство является обобщением всех полезных данных, полученных игроками при прохождении кампаний в игре Empire Total War . Многие пункты из данного материала более подробно рассматриваются в отдельных статьях, которые опубликованы на нашем сайте в разделе по Empire. В нашем руководстве по прохождению игры мы указываем тот необходимый минимум информации, без которого вам не обойтись. Разделим наше руководство на следующие пункты:
I: Города, порты и деревни
II: Столицы регионов
III: Агенты
IV: Правительство, государственные строи и революции
V: Дипломатия
VI: Торговля
VII: Изучение технологий
VIII: Армии и флоты на стратегической карте
IX: Морские сражения

Города, порты и деревни в Empire Total War

Думаю, что многие заметили, что помимо основного города на карте появились новые области для постройки зданий. Все эти слоты для построек делятся на следующие категории: Города, Рудники, Порты, Фермы, Плантации, Лесозаготовки и Фабрики. Вы можете узнать, к какому именно типу относится поселение, наведя на него курсор мыши. Пожалуйста, учтите на будущее, что некоторые здания имеют различные названия у разных государств, это зависит от религии и местоположения державы. Но все эти постройки, несмотря на изменение названия, выполняют одни и те же функции.

Города

Города являются центрами регионов. В них вы можете возвести от одной до четырёх построек, например: колледж, церковь, ремесленную мастерскую или постоялый двор. Решив построить одну из этих построек, вы не сможете построить ещё одну такую же в этом же городе. Но вы всегда можете снести здание, и возвести на его место что-то другое. Каждый вид постройки может быть модернизирован до третьего уровня. Исключением является церковь, которая может быть улучшена лишь до второго уровня. Если постройка может быть улучшена, то над городом появится вращающийся золотой молоток. Эта пиктограмма отображается только в том случае, если у вас достаточно денег на модернизацию здания.
Колледжи позволяют вам изучать новые технологии. Это их главная функция. Образовательные учреждения также снижают уровень довольства населения, т.к. у поселенцев появляется тяга к реформам и преобразованиям. С каждым усовершенствованием образовательного учреждения скорость изучения технологий будет увеличивать, но вместе с этим будут возрастать и общественное недовольство. Некоторые технологии могут изучать только в специальных колледжах, улучшенных до определённого уровня. Другие же технологии могут открыть доступ к более высоким уровням этих построек, например, современным университетам.
Также в колледжах обучаются дворяне. У них есть три функции. Во-первых, их можно отправить в близлежащий вуз, что поспособствует увеличению скорости изучения технологий. Также, дворян можно послать драться на дуэли с вражеским агентом или использовать их для кражи вражеских достижений.

Главная цель церквей – обращение нации к вашей религии. Также церкви поднимают уровень счастья людям, которые принадлежат к исповедуемой религии. Иными словами, чем больше людей обратиться к вашей вере, тем больший бонус счастья они получат. В церквях также обучаются церковные служители, миссионеры. Священники сходны с таковыми в Medieval 2: Total War. Вам нужно лишь послать одного из них в нужный регион, чтобы он стал проповедовать там свою религию. Если ваша страна, например, исповедует католичество, а вы захватили мусульманскую мечеть, то взятая церковь не будет давать бонусов для вашего населения.

Постоялые дворы лишь повышают довольство населения в регионе. Вначале эти постройки дают бонус только низшему сословию. Но с их улучшением бонус распространится на средний и высший классы. В трактирах также можно нанимать шпионов. Шпионы – это лазутчик и убийца в одном лице. Они могут проникать в города и армии противника, снабжая вас необходимой информацией, или убивать генералов и агентов врага на стратегической карте.

Мастерские делятся на три разновидности: ткацкая, гончарная и оружейная. Оружейная лавка может быть построена лишь в том регионе, где есть железный рудник. Ткацкие мастерские могут быть построены в любом городе. Гончарные мастерские чаще всего встречаются на Востоке, например, в Афганистане и северной Индии. У всех мастерских одна единственная цель – повышать уровень благосостояния в регионе. С модернизацией этих построек вам откроются новые технологии для исследования. Различия заключаются лишь в том, что разные мастерские дают доступ к разным технологиям. Также, оружейные лавки приносят немного больше дохода.
Гончарные и ткацкие лавки примерно одинаковы, но они не дают доступа к новым технологиям и не имеют специально предназначенных для них технологий.

Порты

Порты делятся на три вида: торговые, верфи и рыболовецкие хозяйства. Торговые порты повышают богатство региона, позволяют перевозить ресурсы, увеличивают максимально возможное количество торговых путей и позволяют строить торговые суда.

Рыболовецкие хозяйства немного повышают уровень довольства населения с помощью поставок еды, а также увеличивают рост населения. Индейские государства не могут строить верфи и торговые порты, для них доступны лишь рыболовецкие хозяйства. После захвата территорий в Америке, я рекомендую вам разрушить индейские рыболовные хозяйства и возвести на их месте торговые порты для экспорта редких ресурсов, которых так много на Американском континенте.

На верфях вы можете строить новые корабли для вашего флота. Это единственное место, где можно построить продвинутые боевые суда. При улучшении порта до четвёртого уровня, вы сможете выбрать, преобразовать ли его в военный госпиталь или в сухой док. В сухом доке можно строить такие невероятно мощные корабли, как Линейный Корабль Первого Ранга, а также корабли Второго ранга. Корабли Второго Ранга будут автоматически получать небольшой бонус в виде дополнительного опыта. Военные госпитали не требуют высоких технологических достижений и могут быть построены задолго до сухих доков, которые нуждаются в паровой инженерии. Но военные госпитали далеко не бесполезны, хотя и не могут строить кораблей, идентичных тем, что можно нанять в сухих доках.

Фермы, рудники, плантации, лесозаготовки и заготовки меха
Эти здания строятся лишь в тех местах, где есть нужный вид ресурсов. Количество доступных ресурсов напрямую скажется на доходности этих построек. Если вы подведёт курсор мыши к иконке ресурса, то увидите следующие показатели: минимальный/низкий/средний/высокий/ обильный.

Фермы увеличивают богатство региона и ускоряют рост населения, обеспечивая людей едой.
Заметьте, что есть три разновидности ферм: земледельческие хозяйства, овцеводческие хозяйства и рисовые плантации. Земледельческие хозяйства позволят вам изучать новые аграрные технологии.

Рудники просто увеличивают благосостояние региона.

Плантации можно возводить лишь в Америке и Индии. Есть несколько вариаций этих плантаций: хлопковая, чайная, кофейная, сахарная, табачная и плантация по производству специй. Плантации поставляют свои уникальные ресурсы для дальнейшей торговли. Иногда модно выбрать какую именно плантацию строить на определённом участке, т.к. порой на одном и том же месте могут располагаться два или три вида ресурсов. В таком случае посмотрите, какие товары больше всего ценятся на рынке и, исходя из этого, принимайте решение. Чем больший уровень у вашей плантации, тем больше ресурсов она будет поставлять.

Лесозаготовки обеспечивают богатство региону. Они не играю никакой другой роли, а древесина не является ресурсом для торговли.

Фабрика по производству меха обеспечивает вас этим ресурсом, который необходим для торговли. Также как и в случае с плантациями, чем выше уровень вашей фабрики, тем больше меха вы получите.

Столицы областей в Empire Total War

Столицы – главные города в регионах. Вы должны захватить её, чтобы взять под контроль всю соответствующую область.

Обычно, столицы бывают двух размеров. В большинстве есть лишь два слота для построек, на одном из которых возводится правительственное здание, а на другом – бастионное укрепление. После того, как вы построили правительственный объект первого уровня, вам придётся выбрать, преобразовать ли его в заведение военной направленности или продолжить возводить обычное правительственное здание. Военное здание позволит нанимать более совершенные войска. Правительственная постройка увеличит налоговые сборы, а также улучшит общественный порядок.

Более большие города обычно являются столицами государств (но не всегда). В таких поселениях есть пять слотов для постройки и ещё один для возведения стен. Здания, которые вы можете построить на этих слотах, дадут вам доступ к новым технологиям (например, пушечная мастерская даст вам доступ к более совершенным боеприпасам для артиллерии). Также эти здания позволят вам нанимать новые отряды. Для каждой военной и правительственной постройки отведён отдельный слот. Единственный выбор, который вам нужно сделать, - это выбрать, что вы будете строить в первую очередь. Также в городе есть слот для возведения культурной или научной постройки. Культурная постройка увеличит уровень довольства населения, а научная постройка придаст ускорение изучению технологий. После возведения этой постройки, вы должны будете выбрать узкую направленность, в которой будет в дальнейшем развиваться это здание.

Фортификационные сооружения, которые вы будете возводить, на самом деле не являются стенами в классическом понимании этого слова. Это лишь кольцо бастионных укреплений вокруг города. Так, при первом уровне этих построек, сражение будет выглядеть, как штурм обычного форта. При втором уровне этих укреплений, на поле боя появится более совершенный форт в виде звезды. {gallery}EmpireTW/rukov/1{/gallery} При двойном щелчке мышью на столице области, вы получите важную информацию по этому региону. Вам будет показано довольство населения, благосостояние региона, прибыль, рост популяции и статистика по религии.

Общественный порядок

Если довольство населения доходит до показателя в -1 пункт, то вам будет направлено письмо с жалобами от соответствующего сословия. После второго хода люди начнут громить город. Если же после третьего хода никаких изменений не произойдёт, то народ поднимет восстание. Обычно, восстания поднимаются в только что захваченных регионах. Бунтует народ, который предан другому государству. Если же вы при захвате города уничтожили целую державу, то в случае удачного восстания образуется новое независимое государство. Таким способом зародились США (также я увидел появление Норвегии, Мексики, Квебека, Шотландии и Финляндии).

Благосостояние региона

Обычно, богатство региона составляет совокупность благосостояния всех построек в данной области. Эти показатели тесно связаны с налогами. Например, если рудник имеет доход в 1000 золотых и при этом отдаёт 400 монет налогов каждый ход, то это предприятие будет считаться богатым. Благосостояние региона будет меняться со временем. Постройки и социальные технологии будут увеличивать рост благосостояния региона, в то время, как высокие налоговые сборы с низшего и среднего сословий будут ухудшать обстановку в области.
Если вы подведёте курсор мыши к общему проценту налогов, то увидите подробную сводку о том, как какие показатели влияют на сбор налогов.

Население

Рост населения зависит от производства еды и уровня налогов. Большое количество еды и низкие налоги ускорят рост населения. С ростом популяции вы сможете строить новые города.
Вы можете увидеть сроки появления нового поселения на экране информации о городе.
Статистика религий показывает, сколько людей в конкретном регионе исповедует какую религию.
Чтобы увеличить количество людей, которые будут принадлежать к вашему вероисповеданию, возводите церкви и отправляйте в нужные регионы священников.

Городское ополчение

Другая интересная функция столиц регионов заключается в том, что при атаке на её защиту встаёт несколько отрядов ополченцев. Они не искусные бойцы, но в большом количестве легко могут склонить чашу весов на сторону обороняющейся армии. Чем лучше общественный порядок, тем больше людей станет защищать ваш город. На защиту города может встать лишь 20 отрядов. Т.е. если вы будите иметь 17 отрядов в поселении, а отрядов ополчения прибудет 5, то на защиту города пойдут лишь 3 отряда из 5.

Агенты в Empire Total War

Дворяне

Дворяне могут использоваться в трёх направлениях. Их можно отправить в ваши колледж для ускорения изучения технологий, их можно послать во вражеский колледж для кражи технологий или послать их на дуэль с дворянином соперника. Эти агенты нанимаются автоматически, если в регионе есть образовательное учреждение или обсерватория. Каждая новая образовательная постройка увеличивает максимальное число агентов на одного. Проведя какое-то время, изучая определённые технологии, дворянин получит особенные способности, которые позволят ускорить изучение конкретного вида технологий. Вы можете распределить разные виды технологий на разные колледжи. В одном колледже могут изучаться, скажем, лишь военные технологии, а в другом – социальные.
Учёные (вид дворян в Оттоманской Империи, Персии, Империи Моголов и Маратхе) не могут сражаться на дуэлях. Помимо этого они могут осуществлять идентичные европейским «коллегам» функции.

Шпионы

Шпионы – это убийцы и лазутчики в одном лице. Они могут внедряться в армии и города, обеспечивая вас полезной информацией, а также убивать вражеских агентов и генералов на стратегической карте. Они могут подрывать вражеские здания и стены. Эти агенты нанимаются автоматически в трактирах и постоялых дворах. Совершая диверсии, вы будете ухудшать ваши дипломатические отношения с другими государствами. Ваши отношения с державой, которая непосредственно подверглась саботажу, наиболее ухудшатся. Ухудшение отношений с другими странами будет незначительным.

Миссионеры

Миссионеры идентичны священникам из Medieval 2:Total War. Просто пошлите вашего служителя церкви в нужный регион, для того, чтобы он стал обращать население к нужной религии. Не важно, в какое именно место вы его поместите. Миссионеры нанимаются автоматически в церквях и церковных школах. Религиозные постройки имеют различные названия в разных странах.

Правительства, государственные строи и революции в Empire Total War

Ваше государство управляется верховным собранием и кучкой министров, составляющих кабинет.
Министры могут иметь свои уникальные бонусы и особенные черты, которые могут поднять уровень общественного порядка, ускорить изучение технологий или увеличить рост экономики. Количество звёзд рядом с портретом министра показывает, насколько качественно они выполняют свою работу. Например, хороший министр обороны понизит стоимость обучения и содержания войск. Индивидуальные особенности вредят или помогают управлению государством. Поэтому время от времени проверяйте личные качества ваших министров, чтобы каждый из них сидел на своём месте. Вы можете переводить министров с одной позиции на другую или увольнять их. Вы можете посмотреть всю информацию о вашем кабинете министров, щёлкнув на вкладке «министры» в меню «правительство». Оппозицию составляют министры, которые могут придти на смену вашему кабинету на выборах. Вы можете увольнять министров. В этом случае на место разжалованного деятеля придёт другой, случайно выбранный политик.

При абсолютной монархии оппозиции нет, а вместо неё присутствуют кандидаты. Вы можете заменить любого министра на другого. Также вы можете увольнять более одного министра каждый ход. Каждый выгнанный министр будет замещён кем-либо из кандидатов. Если министр умирает, то на его место приходит его сын.

{gallery}EmpireTW/rukov/2{/gallery}

Окно «политика» показывает вам несчастливые регионы, области, страдающие от повышенных налогов, а также позволяет вам регулировать уровень налогообложения. Щёлкните на нужном регионе правой кнопкой мыши, чтобы увидеть подробную информацию о нём. Кликните на области левой кнопкой мыши, чтобы перенести камеру к этому субъекту. Помните, что уровень налогов выставляется для каждого региона отдельно. {gallery}EmpireTW/rukov/3{/gallery} Если в ваших колониях уровень налогов ниже, чем в родных землях, то люди начнут переселяться в ваши колонии.

Типы государственного строя

В игре представлено три типа государственного строя: абсолютная монархия, конституционная монархия и республика.

Абсолютная монархия увеличивает довольство дворянства, в то время, как нижнее и среднее сословие не испытывают большой радости. Могут начаться репрессии с применением силы. При абсолютной монархии снижается скорость изучения технологий и замедляется рост экономики. Во главе государства стоит король или королева, бонус от индивидуальных черт политиков увеличивается вдвое.

Конституционная монархия увеличивает довольство высшего и низшего сословия, уменьшает количество репрессий. Каждые 10 лет будут проводиться выборы нового кабинета министров. Также вы можете проводить досрочные выборы. Если у вашего правительства низкая популярность, то оно будет полностью отправлено в отставку. Оппозиция займёт место ушедшего правительства. Кабинет министров будет находиться у власти до тех пор, пока не проиграет выборы. Ваш король или королева находятся во главе государства до смерти. Требование реформ при этом государственном строе не так высоко, а общество не так сильно требует реформ.

Республика увеличивает довольство низшего класса, а также устраняет классовое деление общества.
При республике уровень репрессий минимален. Глава вашего государства переизбирается каждый 8 лет. Если ваше правительство не пользуется поддержкой народа, то оно проиграет выборы. Глава вашего государства и кабинет министров могут находиться у власти лишь 2 срока (16 лет). После этого они не могут быть переизбраны. Республиканский строй увеличивает рост экономики и скорость изучения технологий. Стремление к реформам практически отсутствует в республике. Вот объективные цифры:

Абсолютная монархия:
Репрессии: 5
Довольство дворян: +2
Довольство низшего сословия: -2
Скорость изучения технологий: -10%
Стоимость найма войск: -5%
Совершенствование министров: -6
Скорость роста благосостояния: -5

Конституционная монархия:
Репрессии: 3
Довольство дворян: +1
Довольство низшего сословия: +1
Стремление к реформам: -25%
Совершенствование министров: +3
Скорость роста благосостояния: +5

Республика:
Репрессии: 2
Довольство среднего сословия: +1
Довольство низшего сословия: +3
Скорость изучения технологий: +5%
Стремление к реформам: -80%
Совершенствование министров: +10
Рост благосостояния: +12

Революции
Чтобы сменить государственный строй, вы должны спровоцировать революцию (также это может произойти и не по вашей воле). Когда довольство одного или двух сословий в регионе опускается до показателя в -1 пункт, то они направят вам жалобное письмо. Если ничего не изменится ко второму ходу, то люди начнут разрушать постройки в городе. К третьему же ходу, при отсутствии изменений, начнётся восстание. Если поднимается восстание, то вскоре оно перерастёт в революцию. После начала революции вы сможете выбрать, принять ли сторону мятежников или остаться верным своему правительству.

Если революцию затеяло лишь низшее сословие, то в результате революции образуется республика. Если среднее сословие – конституционная монархия, а если высшее сословие – абсолютная монархия. Если вы хотите перейти от абсолютной монархии к конституционной, то вам сначала будет нужно разозлить низшее сословие, чтобы перейти к республиканскому строю, а после этого – среднее сословие, для перехода к конституционной монархии. Если при абсолютной монархии мятеж поднимет высшее сословие, то во галве вашего государства лишь сменится монарх.

Помните, что революция может начаться лишь в вашей столице. Народ в других городах сможет лишь взбунтоваться и поднять восстание. Поэтому подавляйте подобные локальные мятежи, пока они не распространились по всей стране.
Чтобы спровоцировать революцию выведите ваши войска из столицы. Если же вы хотите поддержать существующее правительство, то введите армию в город. Солдаты в городе останутся преданными вашему правительству. Также хорошим способом поддержать революционеров является снос стен в вашем городе. Ещё вы можете максимально повысить налогообложение того сословия, которое должно совершить переворот. Освободите другие регионы от налогов, чтобы восстание в вашей столице не распространилось на другие области.
Во время революции вы не сможете управлять другими регионами. Они будут недоступны до тех пор, пока переворот не завершится. Поэтому осуществляйте революции как можно быстрее.


Став республикой, вы ухудшите все дипломатические отношения с монархическими державами, одновременно улучшив и укрепив связи с другими республиками.

Дипломатия в Empire Total War

На дипломатическом экране вы найдёте несколько полезных функций. Наверное, самой полезной является возможность просмотра мнений других государств о вашей державе. Вы можете увидеть, какого мнения о вас остальные, и почему они думают о вас именно так, а не иначе. Выберите вашу страну из списка и наведите курсор мыши на регион того государства, в чьём мнении вы заинтересованы. Вы также можете посмотреть мнения разных стран друг о другие, выбрав нужную страну из списка. Помните, что дары другим государствам никогда не смогут повысить ваши отношения на +100 пунктов, какой бы вы подарок не преподносили. {gallery}EmpireTW/rukov/4{/gallery} Некоторые игроки испытывали трудности с заключением торговых соглашений с другими государствами. Для подписания такого соглашения предложите нужной державе какую-либо технологию или право прохода. Также вы можете просто дать деньги. Обычно, цель оправдывает средства. Державам редко нужно более 2000 золотых. Эту пару тысяч вы легко можете заработать за несколько ходов. Если же вы хотите заключить с державой мирный договор, то отдайте им регион, захваченный вам у них, или предложите деньги. Большинство небольших государств хотят лишь около 2000 тысяч золотых и немного больше, если вы просите их стать вашим протекторатом. Вы легко сможете получить обратно потраченную сумму за пару-тройку ходов. Протектораты могут быть очень полезными и служить буферными зонами между вашей и вражеской территорией. Обычно, такие маленькие государства очень трудно захватить, т.к. они любят держать один-два полных стека рядом со своими городами.

Торговля в Empire Total War

Торговая система – одна из самых сложных для понимания вещей. Давайте начнём с торговой таблицы.{gallery}EmpireTW/rukov/5{/gallery} Эта таблица показывает цены на различные ресурсы, какие именно ресурсы вы добываете, как они транспортируются к пункту назначения, что именно и куда идёт на экспорт. Вы можете увидеть, если торговые пути блокированы или подверглись нападению пиратов. Торговые пути, подвергшиеся нападению, будут гореть красным до тех пор, пока товары снова не смогут достигать места назначения. Если же при сообщении о пиратстве вы не можете найти флот разбойников, то знайте, что дело может быть в том, что порт торгующей с вами державы подвергся нападению, блокирован или разрушен. Помните, что вы производите ограниченное количество ресурсов, поэтому большое число торговых соглашений вовсе не означает, что у вас будет куча денег.

Цены на мировом рынке

Ценами на ресурсы правят спрос и предложения. Например, если на рынке много меха, то цена на него начнёт падать. Цены на ресурсы также зависят от уровня развития городов в государствах. Чем лучше развит город и чем больше благосостояние граждан, тем выше будут подниматься цены. Это значит, что оборот ресурсов будет приносить больше денег в конце игры, нежели чем в начале. Торговля с более развитыми государствами принесёт гораздо больше дохода.

Торговые порты

Торговые порты имеют некоторое влияние на торговлю. Чем больше торговых портов вы соедините в торговую сеть, тем с большим количеством наций вы сможете торговать. Также вам нужно строить такие порты для экспорта редких ресурсов из определённых регионов. Если вы играете за фракцию в Старом Свете и имеете колонию в Новом Свете, то вы не сможете торговать ресурсами Нового Света до тех пор, пока не построите в своей колонии торговый порт. Если в регионе нет пригодных для торговли ресурсов, то порт не торговый путь не будет создан, и не будет приносить прибыли.

Игроки интересовались тем, как будет осуществляться торговля в таких государствах, как Россия, которые не имеют изначального выхода к морю. Торговые порты будут работать также как и в других случаях, пока от порта до вашей столицы можно провести наземный торговый путь. Это означает, что если вы захватите Крым или ряд Балтийских регионов, то вы сможете строить порты, экспортировать и импортировать товары.
Помните, что лучше всего иметь короткий торговый путь. Если мы говорим о России, то лучшим вариантом для этой страны будет торговля по морю через Крым. Из Крыма товары смогут легко доходить до Средиземного моря, которое омывает большинство европейских государств.

Захватив регион в Америке, разрушайте порт, построенный индейцами, и постройте на его месте торговый порт. Тогда вы сможете торговать редкими ресурсами, которые доступны лишь в Америке. Индейцы могут строить лишь рыболовецкие хозяйства.

Вы можете совершать нападения на вражеские торговые пути, которые вы видите на карте. Таким способом вы будете забирать часть выручки врага себе. Чем больше кораблей вы пошлёте на захват торгового пути, тем больше денег вы получите. Каждый корабль забирает 5% от дохода, который приносит этот маршрут.
Если вы хотите подорвать экономику врага, то просто возьмите в блокаду его порт. Это не принесёт вам денег, однако полностью прекратит любые поставки товаров. Хотя, разумеется, ИИ может также блокировать и ваш порт.

Торговые области

В игре четыре специальных торговых области. Это побережье Бразилии, берег Слоновой Кости, пролив около острова Мадагаскар и Новозеландские острова. Вы можете посмотреть на эти области, переключившись на них с помощью кнопок около мини-карты. {gallery}EmpireTW/rukov/8{/gallery} В этих регионах есть жёлтые кружки с якорями, которые зовутся факториями. Чтобы использовать эти фактории наймите в порте торговый корабль и поместите его на факторию. Торговые суда в европейских странах называются «Индийцами», а в восточных странах они носят название «Дхоу». {gallery}EmpireTW/rukov/6{/gallery} Только одно государство может вести торговлю в фактории. Поэтому спешите, пока ИИ не занял все доступные торговые точки. Эти точки будут снабжать вас всевозможными ресурсами, которые вы сможете продавать своим партнёрам. Чем больше торговых кораблей будет торговать на этих точках, тем больше ресурсов вы получите. Защищайте ваши фактории от врагов. Пираты и другие государства непременно захотят захватить их.

Исследование технологий в Empire Total War

Древо технологий разделено на три части: военные технологии, промышленные технологии, общественные технологии. Военная часть разделена на следующие подразделы: пехота, кавалерия, артиллерия и флот. Эти технологии позволяют вам нанимать новые отряды, изучать новые порядки построения, ставить на вооружение новые виды боеприпасов, а также снижает стоимость найма войск. Промышленное древо разделено на следующие подразделы: сельскохозяйственный, текстильный и рудниковый. Эти технологии позволяют вам возводить более совершенные фермы и фабрики, которые будут приносить вам деньги, а также увеличат производительность этих предприятий. Социальные технологии повышают доход от торговли и повышают скорость изучения технологий.
Исследование технологий напрямую зависит от колледжей и агентов. Чем больше вы будите улучшать свои образовательные учреждения и отправлять туда дворян, тем быстрее будет идти процесс изучения технологий. Если у вас есть много школ, то вы можете изучать по нескольку технологий одновременно. Вы можете выбрать нужную школу для изучения необходимой технологии наверху экрана технологий.
Заметьте, что колледжи не могут объединяться для изучения одной технологии, они могут изучать лишь разные вещи.

Возведение обсерваторий обеспечит увеличение скорости изучения технологий. Чем больше таких зданий вы построите, тем быстрее будут изучаться новые технологии.

Каждую технологию необходимо изучать определённое количество ходов. У школ есть определённое количество исследовательских очков. Чем совершеннее образовательное заведение, тем больше у него таких баллов. Также, каждый дворянин имеет своё определённое количество очков. Иными словами, если технология «стоит» 100 баллов, а школа и дворянин имеют 20 очков в сумме, то технология будет исследоваться 5 лет.

Армия и флот на стратегической карте Empire Total War

У армий и флотов рядом с флагом есть небольшая вертикальная полоска. Эта полоска будет заполняться по мере того, как в армию будут вливаться новые отряды. Одна полоска равна одному отряду. Полоски имеют золотой цвет у армии и голубой и флота. Флаг показывает, в каком состоянии находится армия Если армия понесла потери, то флаг будет рваным. Чем больше потерь, тем больше будет дырок на флаге.
Одной из самых значимых вещей является зона перехвата. Эта зона окрашена в тёмно-зелёный цвет и показывает, насколько ваша армия может продвинуться вперёд. {gallery}EmpireTW/rukov/7{/gallery} Противник, вошедший в эту зону, может быть атакован вами. Если вы первыми нападёте на противника и проиграете, то вражеская армия не продвинется дальше, а вы не сдадите свои позиции. Если же вы одержите победу, то армия врага отступит в другом направлении.

Вражеские флоты могут заблокировать переход вашей армии. Например, Подветренные Острова связаны между собой мостами. Если флот поместить между этими островами, то армия не сможет перейти на другой берег.
Форты также имеют свою область перехвата, которая работает также как в случае с армиями и флотами.
Это делает форты идеальными приспособлениями для защиты направлений.

Помните, что всем, что пользуетесь вы, может воспользоваться и ИИ. Он также может перехватывать и атаковать ваши армии, если вы попадёте в его зону.

В игре непосредственно генералы могут нанимать солдат, если они находятся вблизи казарм или верфей.
Цифра на иконке юнита показывает, сколько ходов потребуется для обучения выбранного отряда.

Ваши армии могут быть окружены частоколом на стратегической карте. Это значит, что при битве эта армия может окопаться и возвести оборонительные сооружения. Для появления такой возможности армия должна простоять на одном месте полный ход. Если враг атаковал во время того, как армия окапывалась, то бойцы всё ещё смогут использовать окопы и острые колья. Также, ваша артиллерия сможет возвести вокруг своей позиции небольшое укрепление, которое поможет защитить ваши орудия от атак врага. Лёгкая пехота сможет заложить фугас. Все эти улучшения создаются в процесс развёртки армии. После начала битвы вы не сможете сносить, перетаскивать и изменять оборонительные сооружения.

Некоторые отряды передвигаются быстрее, чем другие. Артиллерия замедлит передвижение армии, а кавалерия наоборот сможет быстро добраться до места назначения. Некоторые юниты могут также получить бонус на передвижение. Также, партизаны и некоторые индейские отряды способны устраивать засады.

Вы можете переименовывать ваши отряды и корабли на стратегической карте. Просто щёлкните на иконке отряда правой кнопкой мыши, и вы увидите на самом верху информационной карточки имя выбранного вами юнита. Кликните на имени отряда, чтобы изменить его.

Наем многих юнитов лимитирован. Большинство уникальных и элитных отрядов могут присутствовать в армии лишь в единичном экземпляре (например, Рейнджеры Роджера или корабль «Виктория»). Также вы можете нанять лишь ограниченное число элитных юнитов одновременно (например, Гвардия или Гессенская Линейная Пехота).

Сражаясь, ваши отряды будут получать опыт. Опыт отображается в виде золотых лычек на красном фоне рядом с иконкой отряда. С каждой новой лычкой отряд получит:

2 К меткости
+2 К скорости перезарядки
+1 К рукопашной
+1 К обороне
+0.5 К боевому духу

Помните, что эти бонусы не будут отображаться на стратегической карте. Если вы кликните на отряде во время сражения правой кнопкой мыши, то только тогда увидите его реальные показатели. Это баг.

Каждая лычка даётся за определённое количество убитых вражеских солдат:

Первая лычка: 70 убийств
Вторая лычка: 300 убийств
Третья лычка: 600 убийств
Четвёртая лычка: 1000 убийств
Пятая лычка: 1500 убийств
Шестая лычка: 2100 убийств

Если вы высадите армию с корабля на берег, то она не сможет передвигаться до следующего хода. Если вы высадите армию в порту, то она сохранит возможность передвижения.

Морские сражения в Empire Total War

В морских сражениях правильное построение может сыграть на руку. Я часто строю свои корабли в линию. Дальше я использую лишь групповые команды, чтобы мои корабли следовали за флагманом. Иногда такой способ даёт сбои, но это простейший путь для выполнения вещей, описанных в моём руководстве.
Если вы заметили, что ваш корабль тонет без всяких видимых причин, то для этого есть логическое объяснение. Иногда враг делает пробоину в вашем корабле прямо под ватерлинией. Это значит, что при любых манёврах в ваш корабль будет заливаться вода. Единственный путь к спасению – это бросить якорь и оставить корабль неподвижным.

Если на ваше судно перекинулось пламя, то отключите функцию «огонь без приказа». Тогда часть команды будет тушить огонь.

Абордаж кораблей достаточно спорное занятие, особенно, если большой корабль берёт на абордаж маленький. Вы увидите, что многие моряки погибают. Это происходит от того, что матросы прыгают и промахиваются мимо мелкого вражеского судна. Они умирают от падения.


Использование обычного приказа «атаковать» заставит ваши корабли использовать стандартную тактику.
Если вы будите использовать сочетание клавиш «ALT + ПКМ», то корабли сами рассредоточат огонь на разных судах противника.

Разное

В начале новой кампании первый ход может быть использован для начала быстрого экономического и технологического роста. Например, вы можете разрушить сухие доки и рыболовецкие хозяйства, чтобы построить торговые порты, которые принесут вам больше денег. Также необходимо найти пару поселений с не самыми необходимыми постройками (например, церковная школа), снести такие ненужные постройки и возвести на их месте школы, что позволит вам начать изучение 2-3 технологий на первых же ходах.
Это даст вам огромное преимущество над соперниками.

Если вы захватите все территории какой-либо фракции в Европе, то все её колонии станут новым государствами, либо повстанцами. То же самое происходит и в Индии, скажем, при уничтожении Маратха.

Если во время кампании вы выполнили поставленную задачу до истечения отведённого времени, то вам всё равно придётся продержаться до конца (1750 года в коротких и 1799 года в длинных кампаниях), чтобы увидеть видеоролик и услышать хвалебную речь.

При заключении торговых договоров с минорными фракциями отдавайте приоритет наиболее крупным из них, таким как Персия, Савойя и Венеция.

При захвате индейских городов разрушайте их постройки (в самом городе и вне него). Это позволит вам возвести ваши собственные постройки, которые более эффективные. Индейские фермы, к примеру, могут быть улучшены лишь один раз, в то время, как ваши собственные фермерские угодья могут быть улучшены несколько раз. Также ваше собственное правительственное здание обеспечит более высокие налоги.

Пополнение отрядов занимает 2 хода.

Чтобы играть за США в кампании зайдите в четвёртую главу кампании «Дорога к независимости». В это главе представлена полная карта Америки со всеми фракциями и регионами. Она продолжается с 1783 по 1810 год, но вы можете всегда продолжить игру после истечения основного игрового времени.

Вы можете слить два отряда в один, просто перетаскивая иконку одного отряда поверх другого. Вы можете делать это на стратегической карте, когда выбрана определённая армия. Это может быть использовано, скажем, чтобы объединить отряд численностью 57 человек с отрядом в 54 человека, но эти отряды должны быть одного типа (вы не сможете объединить к примеру гренадёров с линейной пехотой). Вы также не можете превысить максимальный размер отряда. Например, стандартный размер отряда Линейной Пехоты – 120 человек (лишь у Австрии 150) и этот размер не может быть превышен. Эта опция может быть полезна, если у вас нет времени на пополнение своей армии. Если вы будите объединять 40 человек с одним лычком опыта с отряд в 80 человек без опыта, то в итоге вы получите отряд, не имеющий лычек.

Надеюсь, что я смог предоставить вам полезную информацию. Если вы считаете, что статье чего-то не хватает или я в чём-то ошибся, то не стесняйтесь писать об этом.

В этой статье, я хочу рассказать вам о дипломатии в Empire Total War. О том, какие возможности дает дипломатия, как ей пользоваться в игре, и от чего зависит ее успех.

Empire Total War стала первой игрой серии, в которой дипломатия вышла на новый уровень. Отличия, от предшествующих игр, в этом аспекте, просто колоссальное…

Во-первых, разработчики убрали специального юнита Дипломата, который был в ранних играх серии. Теперь дипломатия стала доступна из специального меню.

Самое главное изменение дипломатии в Empire Total War, это то, что она стала действительно важным аспектом игры.

Например, теперь с помощью умелого ведения дипломатических переговоров, можно… вообще не воевать! В теории, вы может выиграть игру с помощью мощной экономики, просто покупая территории и решая все вопросы дипломатическим путем. Правда для этого понадобится немало денег…

Конечно, такая возможность присутствовала и в ранних играх серии (Rome 1, Medieval) но, в Empire этот механизм стал еще более действенным.

Благодаря отдельному меню, теперь нет надобности, посылать через пол карты, на переговоры юнита Дипломата. Все переговоры можно вести, в любой момент, сделав лишь несколько кликов мышкой.

Меню дипломатии в Empire Total War.

В меню можно войти, кликнув по специальному значку.


Стрелкой указанна иконка входа в дипломатическое меню.
  • Основные государства.
  • Второстепенные государства.

Напротив названия той или иной страны, вы увидите дипломатический статус и краткую информацию в виде иконок. Таким образом, вы можете узнать:

  • Религию страны (католицизм, протестантство, иудаизм и т.д.).
  • Государственный строй (монархия, демократия и т.д.).
  • Отношения страны к вашей фракции (симпатия, антипатия, вражда и т.д.).
  • Информация о торговле (торговый партнер, торговля невозможна, торговля возможна).

С помощью этого меню, вы можете вести любые переговоры.

Вся эта информация отображается в виде значков, которые имеют всплывающее подсказки, так что разобраться в этом нетрудно.

С правой стороны меню дипломатии, можно увидеть географическое положение любой страны, а также ее отношения с другими фракциями. Это обозначено разными цветами:

  • Белый цвет — выбранная фракция.
  • Красный — враги выбранной фракции.
  • Зеленый – нейтральные к ней государства.

Как вести дипломатию с другой страной?

Для этого нужно выделить страну в левой колонке и нажать на «Начать переговоры». После чего вы попадете в следующее меню, в котором вам будут доступны такие функции как:

  • Предложить торговлю.
  • Разорвать торговое соглашение.
  • Отправить дар.
  • Запросить союз.
  • Объявить войну.
  • Потребовать право прохода.
  • Области.
  • Технологии.
  • Платежи.

Возможности этого меню, просто поражают!

Теперь я хочу пояснить, что означает тот или иной пункт.

«Запросить торговлю» и «Разорвать торговое отношение». С этим я думаю все понятно? Для того чтобы зарабатывать деньги на торговле, вам просто необходимо иметь много торговых партнеров. Но так как возможное число партнеров ограничено, иногда вам придется выбирать между ними, так что пункт « Разорвать торговое отношение» вы будет тоже использовать.

Отправить дар. Чрезвычайно интересная возможность. Отправляя дар, выбранной стране, вы можете изменить ее отношение к вам. С помощью таких подарков, вы можете изменить отношение другой фракции к вашей, с состояния «Вражда» до состояния «Симпатия».

Попробуйте задобрить противника подарком и ваши отношения станут лучше.

Чем выше стоимость дара, тем сильнее улучшится отношение к вашей стране.

Запросить союз. Если вы заключите союз с другой фракцией, вы сможете рассчитывать на ее помощь, если на вас кто-то нападет. Но при этом, нужно помнить, что в случае нападения на вашего союзника, вы также должны быть готовы вступиться за него, иначе союз будет расторгнут.

Объявить войну. С этим пунктом все понятно. Вы можете объявить войну через пункт меню, либо просто совершив нападение на другой город или армию.

В войне вас или вашего противника могут поддержать союзники…

Право прохода. Если ваши войска вступят на землю другой фракции – это война. Но если вы заранее попросите разрешение на право прохода, вам могут позволить ввести войска, на другую территорию. Это иногда требуется, если между вашим противником и вами, находится территория другого нейтрального государства. Право прохода можно попросить или разрешить минимум на пять ходов, и до бесконечности.

Укажите на сколько ходов вы хотите попросить или дать право прохода.

Области. С помощью этой возможности, в меню дипломатии, вы может приобрести область другой фракции, выбрав ее на карте. Взамен вы можете предложить деньги, технологии или свою область. Тогда между вами произойдет обмен.


Обмен областями, мирный способ изменить территорию страны.

Совет : Это очень интересная возможность. С помощью этой функции, можно получить область на интересующем вас континенте, совершенно без боя, дипломатическим путем. Таким образом, с помощью дипломатии, вы можете существенно расширять свои территории.

Технологии. Эта возможность позволяет вам обмениваться покупать и продавать технологии.

Обмен технологиями. Лучше предложить 2 к 1, тогда противник точно согласится.

Совет : Если вы предложите две свои технологии, за одну нужную вам, другая фракция как правило соглашается. А совершить обмен один к одному, чаще всего практически невозможно.

Платежи. Вы можете потребовать или предложить денежный платеж, за что-то. Например, вы предлагаете другой фракции мирный договор и взамен обязуетесь платить 1 000 монет на протяжении одного или пяти ходов. Или наоборот, вы можете потребовать эту сумму денег у другого государства.


Финансовые запросы.

Как видите, возможностей дипломатии в Empire Total War много, и разных комбинаций договоренностей может существовать огромное множество.

От чего зависит успех дипломатии.

Успешный результат дипломатических переговоров в Empire зависит от множества факторов, таких как:

Сложность игры. Чем выше уровень сложности, тем менее уступчивы и более агрессивны другие страны по отношению к вам.

Близость религии и государственный строй. Двум католическим странам, легче найти общий язык, чем например стране католиков с мусульманами. Также, страна с парламентским государственным строем, может испытывать неприязнь к фракции во главе которой стоит монарх.

История и территориальная экспансия. На дипломатические отношения влияет общая история. Например, Франция и Англия, исторически непримиримые соперники и этот факт, играет серьезную роль. К тому же у каждой страны есть свои цели в игре, своя территориальная экспансия. К примеру, Маратха, сложно найти общий язык с Англичанами, так как те, желают создать свои колонии на территории Индии.

Авторитет или рейтинг. У каждой страны есть этот параметр. Естественно, что когда более авторитетная фракция предлагает что-то менее авторитетной, та склонна скорее согласится. Этот рейтинг можно посмотреть на инфографике в игре:


Графика сил всех основных фракций в игре.

Также, в окне дипломатии, при наведении курсора на фракцию, появится всплывающее окно, в котором можно посмотреть подробно, какие факторы на данный момент влияют на ваши отношения.

Глава правительства. В вашем правительстве есть Глава, у которого могут быть бонусы, например: +3% к дипломатическим переговорам и т.д.


Глава правительства влияет на успех дипломатии.

Из своего опыта скажу, что хоть дипломатию в Empire Total War часто критикуют, на самом деле она сделала на очень хорошем уровне и открывает перед игроком новые возможности и стратегии. Так что обязательно обратите внимание на этот аспект игры, станьте умелым дипломатом и это обязательно приведет вас к победе!