Илья попов смешарики биография. «Создать игру с рогаткой и летающими птицами мало

В 1996 году 18–летний студент Университета технологии и дизайна собрал команду однокашников и основал фирму "Центр перспективных разработок". Начали они с того, чему учились в вузе, - с дизайна интерьеров и товаров. Но самыми перспективными тогда оказались детские образовательные игры, заказы на которые через пару лет стали приходить от крупнейших на тот момент российских издательств (" ", " ", " ", "Дрофа").

Этот проект вырос в компанию Fun Game, которая за 3 года разработала более 400 игр. А в 2000 году в компанию пришли художники–аниматоры из закрывшейся студии Animation Magic, и компания переключилась сначала на компьютерные игры, а в 2001 году начала работу над проектом "Сластены", который впоследствии, в 2003 году, превратился в мультпроект " ".

Круглые и смешные

В 2003 году Илья Попов основал студию компьютерной анимации "Петербург". Успех мультсериала "Смешарики" принес студии не только сотню российских и международных наград, но и расположение , выразившееся в том числе в размещении госзаказа на создание просветительских образовательных мультфильмов.

В 2004 году Илья Попов создал компанию " ", которая стала управлять интеллектуальными правами студии. Два года спустя все права были выведены в немецкую компанию Smeshariki Gmbh, которая наводнила арбитражные суды исками к торговцам контрафактными Нюшами, Лосяшами и Крошами.


Рано фиксить прибыль

Несмотря на регулярно поступающие предложения о продаже бизнеса, расставаться с ним Илья Попов не торопится. В 2013 году лицензию на прокат "Смешариков" купили французы, а в 2016 году - американцы. В 2010 году Илья Попов объединил все свои компании в ГК "Рики", которая стала создавать, лицензировать, продвигать медиабренды и управлять ими. Помимо "Смешариков" в ее портфель вошли еще девять проектов, среди которых "Фиксики", "Пинкод", "Малышарики" и другие.

Кроме мультфильмов "Рики" выпускает компьютерные игры, печатную продукцию, а также управляет сетью детских игровых площадок "Клуб друзей Смешарики". В 2015 году совокупный оборот группы превысил 7,2 млрд рублей.

Бизнес для меня - в первую очередь любимое дело, а заработанные деньги - ресурс для развития бизнеса и в определенной мере оценка успеха. В жизни я стремлюсь попробовать и испытать как можно больше всего интересного. Я не работаю с подчиненными. У меня есть коллеги, партнеры по бизнесу, но не подчиненные. И от них я жду прежде всего умения самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. А еще я стараюсь находить тех людей и работать с теми, кто может научить меня чему–то новому. Семья помогает мне в бизнесе. Это две части моей жизни, которые неразрывно связаны друг с другом. Без моей семьи я был бы совсем другим человеком. В нашей стране бизнес в креативной индустрии еще пока в принципе сложно кому–либо оценивать (нет принятых норм и правил оценки брендов, товарных знаков и уж тем более анимационных персонажей). Единственное, что поддается оценке, - это публичные сделки с инвесторами.

Илья Попов

Совладелец ООО "Продюсерский центр "Рики"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Возглавляет группу компаний «Рики», абсолютного лидера российского рынка анимации. В 2016 году права на показ двух частей кино­франшизы «Смешарики. Начало» и «Смешарики. Легенда о золотом драконе» приобрели 25 стран.

Многие думают, что «Смешарики» - московский проект. Но мы-то с вами в курсе, что именно Петербург - столица современной российской анимации.

Самые крупные и известные студии находятся в Петербурге, это факт. Но об этом знают только в индустрии. А зрители первое время не воспринимали нас даже как российскую компанию. И сейчас, хотя русская анимация и переживает период роста, она все-таки находится еще пока не на пике своего развития. Уже не в младенчестве, но еще и не зрелая.

У вас крепкая команда?

Да, костяк сложился с самого начала, пятнадцать лет назад. Новые люди появляются, но в основном они приходят на такие же новые позиции. Мы ведь развиваемся. Приятно, что меня ассоциируют со «Смешариками», а нашу компанию - с анимационной студией «Петербург». Но у нас есть целые подразделения, которые заняты издательским направлением, лицензированием, мероприятиями. В общей сложности трудятся около пятисот человек, анимационная студия из их числа - не больше половины.

Обычно тяга к детским образовательным темам появляется в стадии родительства. Как вышло, что вы начали работать над анимацией в восемнадцать лет?

Да я просто из детства не выходил. Вначале мы делали настольные и компьютерные игры и сами же в них играли. Мультфильмы, конечно, тоже были в зоне внимания.

Вы полагались на свои ощущения при работе над первыми «Смешариками» или привлекали для консультации детских психологов?

С первого дня это был не проект одного автора, а коллективный поиск. Наш худ­рук Анатолий Прохоров - культуролог; в издательской сфере педагогический бэкграунд есть у Марии Корниловой и Марии Большаковой. На стадии разработки «Смешариков» мы приглашали заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова. Через три года после старта проекта у нас появился образовательный центр, который функционировал как детсад, но также стал и площадкой для фокус-групп. А сейчас все еще проще: не нужно даже собирать детей и родителей, чтобы узнать их мнение о новой серии, - можно просто выложить ее в социальную сеть и сразу увидеть реакцию. Но опросы мы все равно проводим. Например, «Малышариков», наш сериал для раннего детского развития, тестировали на пятистах миллионах просмотров.

Не думаю, что все «зеленое» движение - абсолютное благо

А сами вы до сих пор фанат анимации? Или уже смотрите ее только на предмет «как это сделано»?

Удовольствие от качественной картинки я все еще получаю, но оно, наверное, уже не такое, как у обычного зрителя. Кино воспринимаю так же. Собственно, визуальные искусства сейчас срастаются, поэтому интересны они все. Постоянная прокачка контентом мне жизненно необходима.

То есть вы визуал?

Люблю то, что находится на стыке новых технологий и классного дизайна. Так что и в контенте, который я создаю, зрительная часть мне понятнее. В драматургии я не силен, но это не проблема - никто не может быть экспертом во всех областях.

Значит между книжным бестселлером и инструкцией к новому гаджету вы выберете последнюю?

Конечно. Я вообще гаджетоман. В юности друзья подарили мне сегвей: я помню, какое счастье было рассекать на нем по городу. Потом хотелось купить, покопаться и освоить абсолютно все новые айфоны и андроиды. Одно время я увлекался Tesla, хотел ввезти ее в Россию, но отказался в последний момент.

Почему? Вы не разделяете идею об этичном потреблении энергии?

Я считаю тезис о том, что Tesla улучшает экологическую обстановку в мире, полным враньем. Потому что для производства автомобильных батарей нужно потратить не меньше, а то и больше драгоценной энергии. Вообще, не думаю, что все «зеленое» движение - абсолютное благо. Хотя темы с ношением меха, как и гринписовцам, мне кажутся дикими.

В анимации часто поднимаются этические проблемы - не только про экологию. Есть ли в вашей компании какие-то скрижали для сценаристов о том, что такое хорошо?

В этом смысле у нас все достаточно свободно. Отвечать при приеме на работу на десять вопросов о ключевых гуманистических ценностях не нужно. «Смешарики» ведь еще и про то, что все мы разные и как важно уметь принимать разные точки зрения. Мир интереснее познавать со всех сторон. Сейчас мы углубляем образовательную часть, разделяя аудиторию: есть уже всем знакомые «Смешарики» и «Фиксики», есть «Пин-Код» для старших детей про науку и технику, и «Малышарики» - для совсем маленьких.

А в творческой части бывают споры?

У нас есть золотое правило: каждый отвечает за свой блок. Любой вправе высказать свое мнение, но принимать решение будет тот, кто несет за него ответственность. За возражения по сценарию режиссера никто не меняет. Это корпоративная культура нашей компании: мы ведь не только делаем проекты, но и вместе проживаем жизнь. Будь у нас военная дисциплина, и мультфильмы бы получались другие. А у нас вместо нее - постоянная движуха.

МЕСТО СЪЕМКИ

Адмиралтейство
Адмиралтейский проезд, 1

Адмиралтейский проезд, 1 Третье по счету здание Адмиралтейства на этом месте по проекту Андреяна Захарова было закончено в 1823 году. К грандиозному зданию (протяженность главного фасада составляет 407 метров), состоящему из двух П-образных корпусов, внешнего и внутреннего, сходятся три главные магистрали города. Центральную арку у башни, внутри которой, как в футляре, сохраняется башня прежней постройки 1738 года, фланкируют две статуи нимф, несущих огромные глобусы (скульптор Феодосий Щедрин). Адмиралтейский сад на месте бывших фортификационных сооружений был открыт в 1874 году (посаженный по такому случаю Александром II дуб можно видеть и сегодня).

Текст: Алла Шарандина

Пост-продакшн: студия Paragon Retouch

Стиль: Полина Апреликова, Р оман Кянджалиев

Прическа: Иван Иванов (PARK by OSIPCHUK)

Офис Riki Group расположился на Петроградской набережной. «Смешарики» занимают три этажа, офис увешан изображениями героев одноимённого мультфильма, в холле посетителей встречает коллекция игрушек. Кабинет основателя бренда Ильи Попова обставлен по-домашнему: на полу - уютный ковер, в середине комнаты - огромный диван, всюду игрушки. Подкачал только вид из окон: они выходят на территорию брошенного завода.

Игровой пульт и часы

Часы и игровой пульт - это иллюстрация того, что наша деятельность связана одновременно с кино, телевидением, с игровой индустрией.

Спанч Боб, Фиксик, Смешарики

Мы работаем в партнёрстве с компанией Nickelodeon , которая является правообладателем черепашек Ниндзя и Спанч Боба. Мы занимаемся лицензированием прав на этих персонажей на территории России и стран СНГ. Смешарики и персонаж проекта «Фиксики» - это уже герои наших собственных проектов.

Мишки Bearbrick

Очень люблю дизайнерские игрушки, такие, например, как мишки Bearbrick . Вариация форм и стилей подобных дизайнерских вещей - достаточно интересное явление с точки зрения предмета современного искусства. Оно появилось чуть больше 10-15 лет назад как уличный арт, когда скульпторы создавали фигурки героев, а дизайнеры раскрашивали их в собственной стилистике. Бывает, конечно, наоборот, когда один художник, дизайнер работает со множеством различных форм. Так как я много путешествую, привожу отовсюду эти фигурки и выставляю их у нас здесь в офисе. Возможно, у нас крупнейшая коллекция таких игрушек в России.

Книга «Сверх/кино»

Вообще, сейчас наша компания переходит в режим управления разными проектами для разных целевых групп, поэтому мы активно привлекаем в работу новые молодые команды с новыми проектами. Отдельная тема - это развитие наших проектов в новых медиа, в первую очередь в интернете и на мобильных платформах. Смешарики уже сейчас есть в телефонах. Так, за несколько лет проект «Шарарам » стал крупнейшей детской многопользовательской игрой. Сейчас в нём зарегистрировано уже более 6 млн пользователей в возрасте 8-12 лет. Продолжая заниматься анимационными сериалами, будем уделять большое внимание развитию именно новых медиа.

Текст: Ника Матецкая

По сюжету сокровища, которые ищут заяц Крош и Ежик, не имеют никакого отношения к кладу, который спрятал легендарный Колчак в нашем городе. Хотя большинству омичей на ум сразу приходят именно такие ассоциации. Персонажи обнаруживают карту со стертыми символами - знаками и буквами.

Авантюрист Крош незамедлительно решает, что это ключ к несметным сокровищам, и вместе с умным Ежиком пытается разгадать загадку. Оказывается это непросто…
Вообще-то круглые зверушки нечасто покидают свою страну, которая, видимо, находится очень далеко от Омска: персонажи преодолевают степи, пустыни, чуть не падают с высоких водопадов, пока уставшие не добираются до города, где другие герои - Кар-Карыч и Лосяш - встречают их у порога… радиозавода.

Идея связать историю поиска клада с омским предприятием возникла в прошлом году после знакомства генерального директора ОмПО «Радиозавод им. Попова» Ивана Полякова с генеральным продюсером компании «Мармелад Медиа» Ильей Поповым.

Создатель бренда «Смешарики» тут же решил рассказать детям о своем фамильном тезке, и за несколько месяцев в Петербурге был не только написан сценарий, но и готов видеоряд.

Основная цель сотрудничества омского предприятия с питерской студией анимации - формирование в сознании детей устойчивого положительного образа профессий, связанных с технической деятельностью.

К сожалению, сегодня учиться на инженеров и фрезеровщиков стало немодно, - заключает заместитель генерального директора по связям с общественностью ОмПО «Радиозавод им. Попова» Сергей Деменский . - И в технические вузы и техникумы идут только самоотверженные. Это неправильно. И самое печальное - у ребят сегодня нет стимула получать техническое образование - зачем это делать, если это не престижно?

Таким стимулом и должен стать масштабный проект, начало которому положил двухсерийный мультфильм «Тайна древних сокровищ». Двенадцать минут наполнены полезной информацией по максимуму: детям рассказывают, кто на самом деле изобрел радио, какими возможностями обладают радиоволны и даже показывают схемы сбора радиоприемника. Детям такие факты интересны: создатели сериала выяснили, что больше всего они доверяют самому технически подкованному персонажу – пингвину Пину.

Подарком к 55-летию завода стала немного переработанная версия мультфильма, которая сейчас размещена на официальном сайте предприятия. Но неизменной в обоих вариантах осталась песня об Омске, которая, по мнению Сергея Деменского, может стать новым омским хитом:

– Очень позитивная и оптимистичная песня. В ней не так много слов, но в них заложена очень глубокая мысль: да, Омск находится далеко, и «дойти», «доползти» до него очень трудно, но это вовсе не означает отсутствие в нем высоких технологий и тех самых бесценных сокровищ, которые нашли герои мультфильма.

Омск, правда, не первый город, который упоминается в «Смешариках». В одном из сезонов герои воспевают «славный город» Кострому, а Кар-Карыч признается, что бывал в Константинополе!

Стоит отметить и то, что «Смешарики» - один из самых успешных и продаваемых мультипликационных проектов на российском рынке. «Тайну сокровищ» уже транслируют на двух российских каналах, и права на показ мультфильма еще несколько лет назад купили и такие страны, как Германия, США и Иран. В англоязычных странах их называют GoGoRiki и KiKoRiki.Серию об Омске, скорее всего тоже скоро покажут за рубежом, и песенку о нашем городе споют даже иранские и американские дети.

Споем!

Песенка про Омск

Смотрят сосны сверху строго.
Под ногами даль и ширь.
А у нас лежит дорога…
Прямиком в Сибирь.

Если ноги не сотрутся,
И не заржавеет мозг,
Мы дойдём, доплывём, доползём,
До тебя город Омск, город Омск, город Омск!!

Кто-то пьёт компот из рога,
Кто-то в чай кладёт имбирь,
Ну, а нам легла дорога,
Прямиком в Сибирь…

Пусть осталось сил не много,
Это братцы не беда.
Лишь бы вывела дорога,
Сами знаете куда…

Рассказывает Илья Попов,

генеральный продюсер ГК "Рики", президент Ассоциации анимационного кино

Об истории студии

Наша компания появилась 18 лет назад. Поначалу мы не создавали анимацию, а работали в направлении промышленного дизайна детских товаров, занимаясь созданием настольных и компьютерных игр, книжных проектов и дизайном детских игрушек.

В 2003 году мы вели уже достаточно большое количество проектов и решили выбрать один, базовый, и сосредоточиться на нем. Таким проектом впоследствии и оказались "Смешарики". Прообразом персонажей стала игра "Сластены", которую мы разрабатывали в начале 2000-х. Ее героями были зверушки, живущие на конфетной фабрике и обожающие все сладкое, из-за чего они стали все круглыми.

Под запуск производства сериала была создана небольшая студия. В ней работало около 20 человек. Затем студия начала разрастаться. Сейчас в группе компаний "Рики" работает около 500 человек, и в состав группы входит уже не одна, а несколько анимационных студий.

О "Смешариках"

В проекте "Смешарики" есть оригинальность и честность, он не похож на другие и не заигрывает с детьми. Создавая проект, мы ориентировались в равной степени и на детей, и на взрослых, понимая, что они будут смотреть "Смешариков" вместе. В каждой серии проекта поднимаются очень важные темы, в том числе и философские. Здесь мы можем говорить, по сути, о развивающей драматургии как о важном элементе содержательной основы проекта.

Можно сказать, что "Смешарики" в каком-то смысле - современное перевоплощение "Винни-Пуха". Художественный руководитель проекта Анатолий Прохоров некоторое время назад даже ввел такой термин - "винни-пуховская философия". Все мы знаем, насколько любимым стал советский "Винни-Пух" Бориса Заходера и Федора Хитрука. В то же время популярен и "Винни-Пух" американский. Популярность персонажа и мультфильма объясняется отсутствием в сюжете героя-антагониста и историей, исключающей тему борьбы добра со злом.

В этом смысле "Смешарики" продолжают эту добрую традицию. "Смешарики" - не про войну и сражение, а про умение находить и видеть в каждом свою оригинальность. На стыке этой оригинальности из-за разницы во взглядах и темпераментах рождаются конфликты и здесь же находят свое решение. По этому принципу построен весь сериал. При этом советская классика, бесспорно, оказала и продолжает оказывать влияние на проект.

Раскадровка серии "Приятные новости"

О первенстве в анимационных сериалах

Почти десять лет мы очень активно занимались развитием "Смешариков", поскольку на момент запуска это был проект-пионер. С одной стороны, мы были первопроходцами, создавшими рынок с нуля. С другой стороны, как и любая компания, прошедшая столь тернистый путь, мы смогли получить максимум от рынка, поскольку подобного масштаба сериальных анимационных проектов до нас не делал никто.

Существовал на тот момент, конечно, всем известный и уважаемый "Союзмультфильм", некоторые проекты которого можно отнести к сериалам (тот же "Винни-Пух" или "Ну, погоди!"), но серии выпускались в лучшем случае по одной в год. Фактически то, что делалось 17 лет, дало нам 17 серий.

Мы же запустили в производство первый анимационный сериал и первыми представили и реализовали широкую лицензионную программу. Успех к проекту пришел где-то через три года: на горизонте 2005/2006 годов "Смешарики" набрали популярность.

О проектах и планах

С 2011 года мы начали развитие в форме группы компаний, параллельно начав инвестировать в один из ключевых проектов, которым мы сейчас занимаемся, - "Фиксики". Мы сотрудничали со студией Тимура Бекмамбетова, затем инвестировали в анимационную студию Toonbox.

На сегодняшний день нами создана такая структура, в которую входят и анимационная студия, и крупное лицензионное агентство. Шесть лет назад мы заключили эксклюзивное соглашение с американским холдингом Viacom и долгое время являлись мастер-лицензиатом всех брендов телеканалов Nickelodeon и MTV. В настоящий момент мы сосредоточились на своих проектах, так как их число стало слишком большим, чтобы рассеивать внимание.

В 2011 году вышел первый полнометражный фильм "Смешарики. Начало", и это дало старт отдельному направлению деятельности - работе с большим анимационным кино.

В конце 2017 года мы выпускаем в прокат сразу два фильма наших студий: третью часть полнометражной франшизы "Смешарики" студии "Петербург" и первый полнометражный фильм о фиксиках студии "Аэроплан". Кроме того, в 2016 году совместно с ВГТРК мы запустили сериал "Тима и Тома", получивший в этом году приз как лучший анимационный сериал на Фестивале анимационного кино в Суздале. Этот проект я смело могу сравнить с "Чебурашкой и крокодилом Геной", потому что по атмосфере это мир добрых персонажей, на который мы всегда и ориентировались.

О работе с зарубежными студиями и локализации персонажей

Партнером "Рики" стала известная американская компания Shout! Factory, достаточно долго присматривавшаяся к нашему проекту еще во время выхода первого полнометражного фильма.

Я задался вопросом, почему выбор пал именно на наш проект… Один из убедительных, на мой взгляд, аргументов заключается в том, что, несмотря на дублированную версию, нам удалось осуществить качественную локализацию с участием известных американских актеров и создать конечный продукт, который и в США смотрится как свой. Адаптация проекта коснулась имен персонажей, шуток, сюжетов и диалогов.

Многие американские компании, в том числе Disney, при адаптации для России и других рынков нередко заменяют шутки, иногда даже дорисовывают фрагменты и меняют героев. В этом смысле мы сделали то же самое, только в отношении американского рынка. Например, Копатыч - крестьянин в русской версии - превратился в фермера, а Пин - носитель образа немца-технаря - говорит по-английски, но с отчетливым немецким акцентом. Кстати, этот образ как раз таки попал в американскую аудиторию. Совунья в версии для США стала русской бабушкой Ольгой.

О российской анимации

Прежде всего нам не хватает кадров. В нашей стране, к сожалению, пока еще слабо развита школа специалистов среднего звена и аниматоров, и подготовка кадров является существенной проблемой для всей отрасли. Кроме того, в России анимационная индустрия находится лишь на стадии зарождения, когда многие компании продолжают искать свою нишу и совершать эксперименты, далеко не все из которых оказываются успешными.

Большой бизнес и крупные инвесторы еще пока только внимательно присматриваются к анимационной отрасли. Больших денег на нашем рынке сейчас еще нет. Мы находимся в ранней индустриальной стадии, которую уже давно прошли наши заокеанские коллеги.

Я могу сказать, что в России за последние годы, в том числе при участии Ассоциации анимационного кино, было сделано очень много шагов в направлении международного развития и продвижения российской анимации на зарубежных рынках. Пока российские компании показывают только первые успехи в этом направлении, но главное - участники рынка в целом получили понимание о работе на зарубежных анимационных рынках как таковых.

Если взять любой удачный кейс известной анимационной компании, это на 100% будет компания, успешная не только на локальном рынке, но и за его пределами. Нам предстоит (и это одна из задач Ассоциации анимационного кино и государства, которое продолжает оказывать поддержку) сделать российскую анимацию одним из успешных экспортных продуктов наравне с другими продуктами, которыми известна наша страна. На мой взгляд, это вполне осуществимая задача.

За последнее десятилетие мы видели, как с нуля рванула корейская и китайская анимация. Россия в этом смысле имеет гораздо более глубокие корни, чем те же Корея и Китай, поэтому у нас есть все шансы решить эту задачу. Чем больше в индустрии будет компаний, создающих проекты для локального рынка и при этом успешно развивающихся на других территориях, тем крепче будет наша анимационная отрасль.