Игры с палочками и спичками. Пальчиковые игры для малышей Пальчиковые игры с предметами

Малыш всегда рад новым знаниям. Он по своей натуре готов их получать и развивать свои способности. Никакая мотивация не требуется, чтобы кроха пожелал встать и идти или быстро ползти к интересующему его предмету. При этом и удержать его вряд ли что-то может, в любом случае разразится грозный крик, в котором будет заложено все негодование малыша о сложившейся ситуации. Для того, чтобы гармонично и правильно применяют различные методики. Но все они имеют одну основу – идет постепенное развитие мелкой моторики , которая и оказывает существенное влияние на общее развитие. Развивают ее по-разному, чаще всего применяют пальчиковые игры . Они, кстати, знакомы вам с детства. Ведь еще наши бабушки и прабабушки любили играть в «ладушки», «сороку-ворону», которая деток кормила и так далее. То есть создаются постоянно, а были всегда.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребенка очень важно, так как она влияет на многие другие функции мозга. Дело в том, что за мелкую моторику отвечает часть коры головного мозга , которая расположена близко к зоне, отвевающей за речь. Таким образом, разрабатывая и давая адекватную нагрузку ребенку малышу в детстве, вы способствуете развитию речи. Тут главное не переборщить. Не нужно заставлять годовалого ребенка собирать браслеты из бисера, но крупные бусы на шнурок он вполне может научиться нанизывать. Вроде простая идея, но какой хороший результат вас может ждать. Кажется мамы раньше и не думали об этом, доставая своим деткам банки с разными пуговками и бусиками. Но совершенно точно основоположниками данного развивающего упражнения можно смело назвать их. Занимаясь развитием мелкой моторики вы охватываете множество способностей малыша.

Развитие мелкой моторики так же способствуют развитию таких функций как:

  • Внимание;
  • Мышление;
  • Координация;
  • Наблюдательность;
  • Воображение;
  • Зрительная и двигательная память;
  • Речь.

ВАЖНО! Занимаясь развитием крохи важно давать адекватную нагрузку и проводить занятия регулярно. Если малыш болен или его что-то беспокоит – лучше отложить занятие.

Начало развития моторики: массаж

Начинать развивать мелкую моторику малыша стоит в возрасте примерно 6 месяцев. В этот период времени стоит заняться массажем детских ручек. Массаж подразумевает несколько техник, который в свою очередь включают в себя определенный набор движений. Делать массаж лучше в спокойной обстановке. Совершенно не обязательно проводить его сразу на двух ручках. Если кроха устал и не дается, то можно прерваться или перенести процедуру на более удобное для вас обоих время. Ведь здесь главное качество и постоянство.

При массаже необходимо уделять внимание нескольким зона м:

  • Ладошкам;
  • Пальчикам;
  • Предплечьям;
  • Кистям рук.

Посмотрите видео-ролик практикующего массажиста, в котором вы поймете что и как делать правильно:

https://youtu.be/4bV6ahaMvSQ

Так развитая мелкая моторика хорошо влияет на навыки повседневной жизни такие как умение обращаться с разными застежками:

  • Липучками;
  • Молниями;
  • Пуговицами;
  • Кнопками.

А так как вы не всегда будете рядом, да и самостоятельность никто не отменял, то важно малышу научится со всеми этими застежками обращаться самому. В садике ему будет легче всего одеться, когда с ними он будет знать что делать. Шнурки он вряд ли научится завязывать в яслях, но обучать принципу тоже можно. Ведь постоянно задействованные пальчики рук помогут в итоге справляться даже с самыми мелкими деталями.

Кстати, вы можете включить эти предметы в игру. Нашейте на ткань различные пуговицы и кнопки, таким образом, чтобы малыш мог учиться ими пользоваться, но не мог оторвать или съесть их. Деткам постарше для развития мелкой моторики подойдут упражнения со шнуровкой . Их можете придумать самим или в детских магазинах найти пару подходящих для вас вариантов:

  • Для мальчиков хорошо идут шнуровки с животными и машинками.
  • Для девочек – с одеждой и куклами.

Во всех играх, ориентированных на развитие мелкой моторики присутствуют определенные общие характеристики:

  • Обучение хватанию. Малыш учиться держать предметы разной формы и разных размеров.
  • Соотносящиеся действия. То есть он должен понять, что вначале надо состыковать предметы, если он хочет их с помощью шнуровки сцепить, а потом уже продевать в них шнур. То есть вырабатывается логика действий.
  • Подражание движениям взрослых. Поскольку все игры начинаются с демонстрации родителями действий, ребенок учиться их повторять за ними. При необходимости помогайте крохе. Ведь терпение у него тоже имеет рамки и границы.
  • Движение кистей и пальцев. В пальчиковых играх и игрушках для развития мелкой моторики часто присутствуют вращательные движения, что способствует развитию кистей малыша.

Игры с предметами и различными материалами

Такого рода игры легко организовать дома, без специальных принадлежностей. По сути, этот вид игр есть подготовка к выполнению бытовых задач, связанных с мелкой моторикой. Например, те же застежки относятся к этому виду игр.

Они направлены на развитие:

  • Хватательных движений;
  • Согласованных движений;
  • Точных и дифференцированных действий;
  • Ручных умений и навыков;
  • Ощущений (развивается тактильное восприятие);
  • Мышления и воображения.

Игры с предметами, как и все действия, направленные на развитие ребенка , должны проходить определенным образом.

  • Во-первых, убедитесь, что все действия, предполагаемые игрой под силу вашему ребенку. Ни в коем случае не требуйте от малыша невозможного, если ребенок не сможет участвовать в игре, он может разочароваться в ней и закрыться в себе. Таким образом, развитие мелкой моторики через пальчиковые игры никакого не будет.
  • Во-вторых, стоит быть уверенным, что все предметы, выбранные вами для игры абсолютно безопасны для ребенка . Конечно, например, застегивание булавки тоже отличный пример применения мелкой моторики, однако, понятно, что для малыша это не может быть приемлемо из-за опасности уколоться. Здравый смысл здесь в помощь будет вам и вашим бабушкам. Пуговки тоже, кстати, нужно давать под жестким надзором, ведь кроха может яркую пуговку-клубничку попробовать на зубок.
  • В-третьих, предметы и материалы, которые подойдут для развития моторики ручек ребенка могут быть разной формы, размера и текстуры. Хорошо, если это яркие игрушки из качественных материалов. Сейчас множество игрушек для детей, которые напоминают обычные предметы быта взрослых. С ними проще всего вместе с малышом готовить на кухне. Только у него будет свой супчик, а у вас свой.

Например, пластмассовые яркие ключики с замочками, наборы фруктов и овощей, которые скреплены липучками. В таких наборах есть так же и пластмассовый ножик, которым нужно как бы разрезать продукт, в месте скрепления. Такие игрушки смогут научить ребенка точности движений и, конечно, он сможет почувствовать себя взрослым человеком - ведь он готовит совсем как мама или ремонтирует и собирает конструктор, как папа!

Так же не бойтесь показывать ребенку разные текстуры . Малышу будет полезно узнать, как разнообразен мир тактильных ощущений . Фланелевые пеленки, вафельные или махровые полотенца, жесткий пластик или мягкая вата - это все такое разное и такое интересное для восприятия ребенка. Даже когда малыш гладит кошку или собаку он испытывает новые тактильные ощущения, на которые взрослые не обращают особо внимания из-за их привычности. Однако ребенок, общаясь с питомцами чувствует мягкую и теплую шерстку. Это остается в его памяти, как приятный момент жизни.

Порядок действий родителей в пальчиковых играх для развития мелкой моторики очень прост:

  • Покажите. Медленно и четко покажите ребенку действия, предусмотренные игрой на своем примере. Делайте это столько раз, сколько понадобиться малышу. Пока он не попросит вас отдать ему эти предметы, чтобы начать взаимодействовать с ними самостоятельно. Но тут не стоит отлучаться и оставлять все на самотек. Внимательно следите за малышом, при необходимости внесите корректировки в игровой процесс.
  • Выполняйте действия ручками ребенка. Как бы манипулируйте пальчиками и кистями карапуза - так ему будет комфортнее начать двигаться самому, он почувствует себя уверенней. А в дальнейшем будет совершенствовать свои действия добиваясь идеального результата.
  • Проговаривайте словами все ваши действия. На первом этапе обязательно говорите, что делайте вы. На последующих говорите малышу, как вы двигайте его ручками, где ручка поворачивается, где поднимается, где опускается. В итоге, при необходимости вы сможете устно напомнить крохе последовательность действий, чтобы он вспомнив игру, продолжил ее сам.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры подразумевают развитие именно мелкой моторики и могут включать в себя многие другие игры с элементами рисования, лепки, заучивания стишков и песенок, движений ручек и пальчиков и массажа.

Пальчиковые игры нацелены на развитие:

  • Согласованных действий ручек;
  • Точных и дифференцированных движений;
  • Внимания.

В проведении пальчиковых игр, как и в других играх для мелкой моторики , стоит соблюдать те же правила. Всегда показывайте ребенку, что вы от него хотите, проговаривая действия и помогайте малышу, ведь с первого раза он, конечно, не сможет сделать все правильно.

Театр теней

Этот вариант развития мелкой моторики один из самых увлекательных, так как включает в себя много вариаций развития событий. Вы можете сами, вместе с ребенком придумать целую сказку и обыграть ее с малышом. Для воплощения ваших идей в жизнь вам понадобятся только ваши руки и настольная лампа , направленная на ровную поверхность, желательно светлого цвета.

Поначалу, вы можете начать показывать и рассказывать малышу, что вы делаете, а затем помочь ему войти в игру. В скором времени, ребенок сам научится складывать из пальчиков разных животных и сам придумает историю для них.

Таким образом, в данной пальчиковой игре вы сможете не только развить моторику, но и речь с помощью расширения его словарного запаса.

Посмотрите видео, чтобы убедится в простоте такой пальчиковой игры

Лепка

Лепить детям очень полезно, и многие детишки обожают это занятие. Лепка помогает ребенку не только отработать свои навыки мелкой моторики , но и учит его свободному творчеству.

Для маленьких деток можно начать с лепки простых фигур. Например, научите малыша катать колбаски и шарики, затем можете показать ему, как одни фигурки превращаются в другие.

Выберете материал для лепки наиболее удобный для вас: соленое тесто, массу для лепки многократного использования. Пластилин в год, например, будет очень тяжел для работы. Возможно терпение вашего крохи закончится раньше, чем вы его разогреете для работы. Поэтому не поленитесь, сделайте сами соленое тесто или приобретите в магазине данный материал.

Несомненным плюсом лепки является множество материалов. Это может быть пластилин, глина, соленое тесто, специальная масса для лепки. Деткам постарше можно давать полимерную глину, однако тут может потребоваться помощь родителей, потому что полимерная глина требует интенсивного разминания и запекания. Зато потом можно сохранить творения вашего малыша. Некоторая полимерная глина подразумевает запекание готовых изделий (это конечно должны делать родители), некоторая застывает на воздухе. Перед покупкой обязательно уточните какой именно у вас материал.

Лепить можно не только фигурки, но и выкладывать из пластилина рисунки на бумаге или картоне. Размазывая, как раскраску пластилин, вы можете создавать интересные картины и при этом заниматься развитием мелкой моторики. Так же, можно смешивать тесто или глину с мелкими бусинками или крупами, чтобы предать интересную текстуру материалу и поделке в целом. Учите малыша не только участвовать в процессе, но и достигать результата.

Рисование

Рисование и раскрашивание картинок тоже относится к развивающим мелкую моторику занятиям . Требуется не только научить ребенка правильно держать карандаши, ручки или фломастеры, но и объяснить ему, как разукрасить картинку аккуратно и ровно, не заходя за линии. Таким образом, вы научите малыша аккуратности, точности действий и терпению. Разовьется внимательность и, конечно же, воображение.

В дальнейшей, когда он пойдет на подготовительные занятия перед школой все они будут направлены на укрепление мышц руки, то есть на разукрашивание. Желательно приучить малыша к этому времени не заходить за границы рисунка и доводить работу над картинкой до конца.

Пазлы

Собирать пазлы деткам очень полезно. Для малышей ест книжки с пазлами, которые состоят из небольшого количества крупных деталей. Такие пазлы собираются прямо на готовой картинке, что помогает малышу соотнести его действия с результатом - сложил пазлы и получил картинку. Здесь вы можете подобрать картинку и сложность пазла согласно возрасту и пристрастиям малыша. Не забывайте про кубики. Их тоже достаточно сложно ставить один к другому, чтобы картинка не разъезжалась!

Вырезание и пано

Вырезание картонок или составление картинок из мелких кусочков бумаги, тканей или даже крупы тоже положительно влияет на развитие мелкой моторики ребенка . Это занятие для более взрослых деток, которые уже могут воплощать в жизнь свои идеи и смогут полноценно участвовать в процессе игры.

Для маленьких малышей вы наверняка видели наборы картинок на которых нужно на клеевую основу закреплять мелкие скрученные бумажки. В итоге получается отличная картина, работа для укрепления рук и развития мелкой моторики малыша .

Итоги

Кроме традиционных пальчиковые игры для развития моторики , есть и те, которые мы делали сами и учим этим играм наших детей. Кроме пальчиковой гимнастики , хорошо зарекомендовали себя именно игры , благодаря которым ручки малыша развиваются гармонично и правильно, оказывая благоприятное действие на в целом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Спасибо за интересные игры, развитие мелкой моторики это очень важно! интересно! Спасибо Пошел Антошка за водой
И встретил деда с бородой
Тот показал ему колодцы
Здесь вода холодненькая (ладошка)
Здесь вода тепленькая (внутренняя сторона локтя)
Здесь вода горяченькая (плечо)
А здесь кипяток-кипяток-кипяток (щекочем подмышкой) Переиграли уже во все пальчиковые игры? А вот про эти вы не забыли?

Как много интересного! всем спасибо! я тоже за развитие мелкой моторики)

И мне можно в личку,в какой аптеке вы купили такие шарики.
насмешили.
Мне и логопед и невролог говорят, что мелкой моторикой нужно заниматься с пеленок, сначала просто разминать пальчики, потом уже когда подрастет, добавить игры в песочек, и упражнения на пальчики (которые в данной теме уже не раз были описаны). Надо же, какую полезную тему я когда-то завела! Читаю и узнаю вспоминаю много нового хорошо забытого старого! Напоминаем о полезной подборке на нашем сайте:


А вы просто сами показывайте. не его пальчиками, он все равно так запоминает. а потом сам повторит. немноожко другое. но все же полезное действие)

Добавлено спустя 3 минуты 44 секунды:

Вот что нашла, по идее это все в комплексе и дает хороший результат

1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки и др пальчиковые игры.

3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление. у меня тож проблема, не интересны сынуле пока все эти игры
только начинаю играть, он мои руки себе в рот пытается затащить Уж сколько я облазила интернет в поисках каких-нибудь новеньких пальчиковых гимнастиках, думала, что все уже знаю. Ан, нет, здесь нашла несколько новеньких. Поделюсь своими, но только они для более старших, не для малюсек.

«Ручки»

Наши ручки две лежат
И пока что крепко спят.
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
Улеглась она опять –
Видно, будет отдыхать.
Теперь другая проснулась.
Тоже сладко потянулась.
Теперь обе проснулись,
Сильно-сильно потянулись.
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Слышишь, раздается стук?
А теперь мы будем киски,
Эй, не подходите близко!
Поцарапаем немножко,
Не ребята мы, а кошки.
Тут пришел к нам в гости слон.
Начал громко топать он.
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
Осторожны и легки
Приползали пауки.
И лягушки прискакали –
И в болотце ускакали.
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать
И, конечно, отдыхать.

«Ёлочка»

Перед нами елочка-
(пальцы сплетены в замок, поднять пальцы вверх)
Шишечки (два кулачка), иголочки (указательные пальцы вверх),
Шарики, фонарики, (крутим ладошками, делая фонарики)
Зайчики (указательные и средние пальцы вверх) и свечки (две ладони вместе),
Звезды (пальцы широко развести), человечки (шагают пальчики).

«Зимняя прогулка»

1,2,3,4,5.
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.

А вот можно для малышей:
«Ладушки»

Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

Кулачки сложили,
Кулачками били –
Тук-тук, тук-тук-тук,
Тук-тук, тук-тук-тук.

Ладушки устали,
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Баю-баю, ладушки. Пупсятинка
супер игра про ежика. сегодня обязательно попробую с дочей сыграть. Жил-был зайчик –Длинные ушки. Отморозил зайчик Носик на опушке. Отморозил носик, Отморозил хвостик И поехал греться К ребятишкам в гости.
(Хлопают в ладоши.3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Трут нос. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Гладят кобчик. Крутят руль)

Добавлено спустя 58 секунд:

Коленька хороший,Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой.
(Поглаживают кисть левой руки. Поглаживают кисть правой руки. Указательный и средний пальцы рук шагают. Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь)

Добавлено спустя 46 секунд:

Вышла курочка гулять,Свежей травки пощипать, А за ней ребятки – Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите».(Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки.Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.) Я считаю, что методика не могут устареть, они могу только усовершенствоваться, при том что главный принцип всех книг-это развитие мелкой моторики, меняются стихи и все

Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика очень полезна для детей любого возраста. Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему в обучении составляют не неумение читать или незнание азов арифметики, а именно неподготовленность руки к письму. В чем причины графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки и нервной регуляции мелкой моторики («физиологическая неготовность» к обучению письму).
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность» к обучению письму).

Обе эти трудности можно предупредить, если заниматься с детьми уже с 3 лет пальчиковой гимнастикой и делать специальные упражнения, а также как можно активнее привлекать малыша к изготовлению поделок (рисование, аппликация, художественный труд, лепка), к бытовому труду (вышивание толстой иглой, вязание и плетение для девочек, изготовление поделок из дерева и природных материалов, брусков, упаковок для мальчиков).

Как определить уровень развития мелкой моторики рук у детей: диагностика. Три простых теста.

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет — 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику 🙂 и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Пальчиковая гимнастика — описание упражнений.

Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.

Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
  • Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков:

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
  • Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.

Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.

Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.

Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно. Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби — центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.

Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

Игры с прищепками и обучение грамоте.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.

С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом. Например, первая прищепка белого цвета – это слог «по». Если малыш придумал слово, начинающееся со слога «по», то он составляет с помощью прищепок слоговую схему такого слова. Например, если к белой прищепке «по» прикрепить за ее конец следующую прищепку – слог «шел», то получится цепочка из двух прищепок и слово «пошел». Если к белой прищепке «по» прикрепить еще две прищепки, то получится слово из трех слогов «посуда» (по+су+да). Задача – составить как можно больше таких цепочек

Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком в.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a) большие пуговицы,
b) маленькие пуговки,
c) кнопки,
d) банты,
e) шнурок, который вдевается в дырочки,
f) шнурок, который наматывается на крючок,
g) крючки и петли,
h) застежки из ремешков,
i) застежки – липучки.

2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3) Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4) Вышивание на картоне . Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6) Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:

Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.

Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.

Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:

  • Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх (это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
  • Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем (это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
  • Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
  • Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
  • Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
  • Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
  • Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
  • Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.

Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.

Пальчиковая гимнастика — пальчиковые загадки.

Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.

Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.

Пальчиковая гимнастика — теневой пальчиковый театр.

Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке в начале статьи и ниже даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).

Если эта статья оказалась Вам нужна, интересна и полезна, буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях. А также приглашаю в комментариях рассказать о своем опыте А как Вы развиваете мелкую моторику детей? Занимались ли этим специально? Что за игры и упражнения вам больше всего нравятся и полюбились Вашему малышу?

Зайна Бекбауова
Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»

Цель мастер-класса :

Познакомить с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимнастики ;

Раскрыть актуальность пальчиковой гимнастики в логопедической работе;

Расширять взаимосвязь логопеда и воспитателей с родителями воспитанников;

Внедрять инновационные формы в работу с детьми и их родителями.

Задачи :

1. Познакомить участников мастер -класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник , способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Закрепить умения участников мастер -класса применять полученные знания в практике.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками , широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование : карандаши, мячи, прищепки,чистые носовые платочки, фасоль,горох,дорожка с пуговицами.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня я представлю мастер – класс , где познакомлю всех присутствующих с нетрадиционными пальчиковыми гимнастики .

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой » гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делает более выразительной.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Традиционные «Пальчиковые игры » - это инсценировка каких-либо рифмированных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук,что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры » - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Предлагаю поиграть следующие игры.

Давайте возьмем в руки карандаш.

Для этой игры используем карандаш с гранями.

Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик ,

Быть послушным научу.

Игра «Мячик» с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк :

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

А теперь поиграем в следующую игру, где используем мяч-ежик.

Игра «Бабочка»

Не ползет и не бежит-

Над цветком она кружит.

За витком идет виток-

Вот и села на цветок.

Игра «Котенок кусака» с использованием бельевой прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно,на ударные слоги стиха.

После первого двустишия-смена рук

Кусается больно котенок-малыш

Он думает : это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться,- скажу тебе «Кыш!»

Игра «Заяц и ежик» с использованием бус.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру.

На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились - и разбежались они.

Быстро бежали - поди догони!

Не догонишь!

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки . Другая рука не поиогает! Предлагаем тоже самое сделать ребенку поочередно.

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

Для этой игры используем коврик с пуговицами.

Игра «Пальцеход » с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук ,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили ,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили .

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне-игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игра «Горошки» с использованием гороха

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке,и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать,искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика» "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. "Пальчиковые игры" являются очень важной.

Мастер-класс для начинающих воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Цель: 1. совершенствование навыков педагогов в проведении пальчиковой гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста. 2.

Осенняя пальчиковая гимнастика Данная картотека пальчиковой гимнастики станет важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. ОСЕННЯЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ.

Пальчики и мячики (пальчиковая гимнастика) Любое дошкольное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, образовательная).

В раннем детском возрасте, когда только формируется способность говорить, существует некоторая взаимозависимость развития речи и моторики рук. Есть специальный комплекс упражнений для тренировки моторики. Называется он – пальчиковая гимнастика с карандашом. Каждое упражнение сопровождается своим стихотворением. Малыши, с которыми проводят подобные занятия, как правило, начинают раньше говорить. Доказано, что все полезные привычки проще формировать в самом раннем возрасте. Это так же касается и различных видов гимнастики.

Простые упражнения

Развивать моторику пальцев лучше, делая упражнения от самых простых до более сложных. Вместо карандаша можно использовать ручку. Желательно, чтобы предмет не был гладкий, а имел грани и выпуклости. Нужно быть осторожным, ведь острым карандашом или ручкой можно пораниться.

«Утюжок»

Ручку кладут на стол. Ее нужно «погладить» по очереди обеими руками. После – покатать по поверхности стола. В процессе проговаривают стихотворение, например:

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу.

«Мотор»

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

«Скалка»

Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.

Пироги печем исправно.

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатает,

Мама в печь его поставит.

Более сложные упражнения

«Дудочка»

Суть в том, что нужно поиграть на карандаше как на дудке. Упражнение усложняют разными комбинациями нажатий и вариациями темпа. При этом проговаривают стихотворение, либо поют. Вот пример стихов:

Запоем мы песню звонко

Дудочка играет громко,

Пальчики у нас быстры!

А ребята все бодры.

«Подъемный кран»

Ручку, которая лежит на столе, нужно по очереди поднимать с помощью разных комбинаций пальцев. Вначале большим и указательным, затем большим и средним, а после – большим и безымянным. Важно проработать обе руки.

Вот какой у Оли кран!

Настоящий великан!

Кран подъемный царь на стройке!

Самый сильный и самый стойкий!

«Качалочка»

Карандаш прокатывают между пальцев. Нужно стараться его не уронить.

Качалочка качает

А пальчики гуляют

«Ладошка»

Нужно обрисовать контуры ладошки, которую предварительно кладут на стол. Особое внимание стоит уделить межпальцевой зоне, слегка ее промассировав.

Вот устали все ладошки

Ну а я их нарисую

И рисунком полюбуюсь

А руки отдохнут немножко

«Догонялочки»

Ручку вращают вокруг своей оси с помощью пальцев обеих рук. Пальчики должны «догонять» друг друга.

Карандаш я догоню,

И мизинчик подгоню,

Все пальчики бегут вперед,

Ни один не отстает!

Польза

Традиционные занятия с карандашом – не только развивают способность двигаться. Проговаривание стихов, постановка разных рифмованных историй прекрасно развивают логику, внимание, воображение. Так же, подобные игры сызмалу прививают правильную культуру речи. Ребенку проще понять и запомнить, что такое «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Такие игры — прекрасный досуг. Они развивают способности к творчеству, тренируют память, готовят руку к письму. Немаловажно, что занятия поднимают настроение, стабилизируют психологический фон и закрепляют положительный настрой на последующие школьные занятия.

Стоит заметить, что подобные тренировки полезны не только для детей. Взрослым полезно делать гимнастику рук. Особенно тем, кто с 9-ти до 6-ти закрыт в офисе. Ведь упражнения стимулируют нервные окончания, дарят бодрость, помогают отвлечься от рутины.

Естественно, их специфика для взрослых отличается. Вот некоторые примеры:

  1. Самомассаж ладоней. Раскатываем ребристый карандаш между ладоням.
  2. Самомассаж подушечек пальцев. На подушечки пальцев нужно положить ручку так, что бы большой палец придерживал ее и был противопоставлен остальным четырем. С помощью большого пальца нужно перемещать ручку, слегка нажимая.

Тело человека – это хрупкий и одновременно сложный механизм, который потрясает способность обучаться и делать сложную работу. Пальчиковая гимнастика может дать навыки, которые пригодятся в учебе и будущей работе. Кроме занятий со стишками можно обучать ребенка рукоделию, компьютерному набору, занимать его играми и работой, которая требует точных движений руками и пальцами в частности.