Игры на рефлексию. Организационная структура рефлексивной игры

Для поиска решения биматричной игры может быть использована игровая модель в виде так называемой рефлексивной игры , т.е. игры, в которой игрок моделирует поведение соперника.

Рассмотрим рефлексивную игру на примере приведенной выше игры «конкурирующие фирмы» (см. табл. 4.3) в предположении, что игрок А моделирует поведение (выбор) игрокаВ . Соответствующая матрица игрыG (24) представлена табл. 4.5.

Таблица 4.22

B j

A i

В 4 –

У игрока В (в отличие от табл. 4.3) добавились еще две «предполагаемые» стратегии –В 3 + – отвечать той же по номеру стратегией, что выбрал игрокА , иВ 4 – отвечать противоположной стратегией.

Доказано, что в рефлексивной игре выигрывает тот игрок, у которого ранг рефлексии на единицу больше, чем у соперника. Если ранг рефлексии отличается больше, чем на единицу, то исход игры не ясен.

    1. Практический пример

Пусть имеется фирма, состоящая из двух отделов – производственного (П), в задачу которого входит производство некоторого товара, и транспортного (Т), который должен доставить произведенный товар потребителю. Известно, что доход отдела П от выпуска продукции в объеме одной машины равен a денежных единиц, затраты отдела Т на отправку потребителю одной машины с грузом равенc денежных единиц, а затраты на хранение на складе невывезенной продукции в объеме одной машины составляютb денежных единиц и делятся поровну между отделами П и Т.

Пусть также известно, что в интересующий период времени (например за рабочий день) отдел П может произвести продукции в объеме 5 или 10 машин, а отдел Т для ее перевозки выделить малую автоколонну (4 машины), большую автоколонну (7 машин), две малые автоколонны (8 машин) или одну большую и одну малую автоколонны (11 машин).

Моделью описанной ситуации может быть биматричная игра, представленная табл. 4.6.

Таблица 4.23

Т 1 (4)

Т 2 (7)

Т 3 (8)

Т 4 (11)

П 1 (5 машин)

(4a – b / 2; 4c – b / 2)

( 5a ; 7c )

(5a ; 8c )

(5a ; 11c )

П 2 (10 машин)

(4a – 3b ; 4c – 3b )

(7a – 1,5b ; 7c – 1,5b )

(8a – b ; 8c – b )

(10a ; 11c )

Необходимо дать рекомендации руководителю отдела П о наиболее выгодном для него объеме производимой продукции (т.е. о выборе стратегии П 1 или П 2), учитывая, что отдел П заинтересован в максимизации своего дохода, а отдел Т – в минимизации своих затрат.

Для получения численных результатов примем a = 10,b = 6,c = 2. Тогда табл. 4.6 примет вид табл.4.7.

Таблица 4.24

Т 1 (4)

Т 2 (7)

Т 3 (8)

Т 4 (11)

П 1 (5 машин)

П 2 (10 машин)

Воспользуемся сначала методом максимина, ориентирующим руководителя отдела П на наиболее осторожное поведение. В этом случае оптимальной является стратегия П 1 , гарантирующая отделу П доход в 37 денежных единиц (см. последний столбец табл. 4.7). Учитывая интересы отдела Т (как видно из табл. 4.7, минимальные затраты для Т будут при выборе стратегии Т 1), именно этот доход и будет получен отделом П.

Отметим, однако, что выбор стратегии П 1 вряд ли является наилучшим для отдела П. Так, если он выберет стратегию П 2 и сообщит о своем выборе руководителю отдела Т, то тот, руководствуясь интересами своего отдела, должен будет выбрать стратегии Т 3 или Т 4 , что гарантирует доход отдела П в 74 или 100 денежных единиц. Более того, можно «стимулировать» отдел Т на выбор стратегии Т 4 , поделившись с ним в этом случае частью дохода, например в 10 денежных единиц (при этом доход отдела П составит 90 денежных единиц, а затраты отдела Т – всего 12 единиц). Именно так скооперировано и рекомендуется действовать руководителю отдела П.

Изменим несколько исходную ситуацию, повысив стоимость хранения не вывезенной продукции: a = 10,b = 10,c = 2. Получим соответствующую таблицу табл. 4.8.

Таблица 4.25

Т 1 (4)

Т 2 (7)

Т 3 (8)

Т 4 (11)

П 1 (5 машин)

П 2 (10 машин)

Хотя в этом случае минимально возможный доход для отдела П при выборе стратегии П 1 в 3,5 раза больше, чем при выборе стратегии П 2 (35 и 10 соответственно),однако и в этом случае лучше выбрать стратегию П 2 , проинформировав о своем решении руководителя отдела Т. Тот, руководствуясь интересами своего отдела, должен будет выбрать стратегию Т 4 (соответствующую минимальным затратам отдела Т), что гарантирует доход отдела П в 100 денежных единиц. Заметим, что в этой ситуации в «стимулировании» отдела Т нет необходимости.

Российская Академия Наук Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Д.А. НОВИКОВ, А.Г. ЧХАРТИШВИЛИ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ИГРЫ СИНТЕГ Москва – 2003 УДК 519 ББК 22.18 Н 73 Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные Н 73 игры. М.: СИНТЕГ, 2003. – 149 с. ISBN 5-89638-63-1 Монография посвящена обсуждению современных подходов к матема- тическому моделированию рефлексии. Авторы вводят в рассмотрение новый класс теоретико-игровых моделей – рефлексивные игры, описываю- щие взаимодействие субъектов (агентов), принимающих решения на осно- вании иерархии представлений о существенных параметрах, представлений о представлениях и т.д. Анализ поведения фантомных агентов, существующих в представле- ниях других реальных или фантомных агентов, и свойств информационной структуры, отражающей взаимную информированность реальных и фан- томных агентов, позволяет предложить в качестве решения рефлексивной игры информационное равновесие, которое является обобщением ряда известных концепций равновесия в некооперативных играх. Рефлексивные игры дают возможность: - моделировать поведение рефлексирующих субъектов; - исследовать зависимость выигрышей агентов от рангов их рефлексии; - ставить и решать задачи рефлексивного управления; - единообразно описывать многие явления, связанные с рефлексией: скрытое управление, информационное управление через СМИ, рефлексию в психологии, художественных произведениях и др. Книга адресована специалистам в области математического моделиро- вания и управления социально-экономическими системами, а также студен- там вузов и аспирантам. Рецензенты: д.т.н., проф. В.Н. Бурков, д.т.н., проф. А.В. Щепкин УДК 519 ББК 22.18 Н 73 ISBN 5-89638-63-1 У Д.А.Новиков, А.Г. Чхартишвили, 2003 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 4 ГЛАВА 1. Информация в принятии решений........................................... 21 1.1. Индивидуальное принятие решений: модель рационального поведения............................................................................................................................ 21 1.2. Интерактивное принятие решений: игры и равновесия......................... 24 1.3. Общие подходы к описанию информированности................................. 31 ГЛАВА 2. Стратегическая рефлексия........................................................ 34 2.1. Стратегическая рефлексия в играх двух лиц........................................... 34 2.2. Рефлексия в биматричных играх.............................................................. 41 2.3. Ограниченность ранга рефлексии............................................................ 57 ГЛАВА 3. Информационная рефлексия..................................................... 60 3.1. Информационная рефлексия в играх двух лиц....................................... 60 3.2. Информационная структура игры............................................................ 64 3.3. Информационное равновесие................................................................... 71 3.4. Граф рефлексивной игры.......................................................................... 76 3.5. Регулярные структуры информированности........................................... 82 3.6. Ранг рефлексии и информационное равновесие..................................... 91 3.7. Рефлексивное управление....................................................................... 102 ГЛАВА 4. Прикладные модели рефлексивных игр............................... 106 4.1. Скрытое управление................................................................................ 106 4.2. СМИ и информационное управление.................................................... 117 4.3. Рефлексия в психологии.......................................................................... 121 4.3.1. Психология шахматного творчества............................................. 121 4.3.2. Трансакционный анализ................................................................. 124 4.3.3. Окно Джохари.................................................................................. 126 4.3.4. Модель этического выбора............................................................. 128 4.4. Рефлексия в художественных произведениях....................................... 129 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 137 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 142 3 – Пескари привольно резвятся, в этом их радость! – Ты же не рыба, откуда тебе знать, в чем ее ра- дость? – Ты же не я, откуда тебе знать, что я знаю, а чего не знаю? Из даосской притчи – Дело, разумеется, в том, достопочтенный архи- епископ, что Вы верите в то, во что Вы верите, по- тому что Вы были так воспитаны. – Может быть, и так. Но остается фактом, что и Вы верите в то, что я верю в то, во что я верю, потому что я был так воспитан, по той причине, что Вы бы- ли так воспитаны. Из книги Д. Майерса «Социальная психология» ВВЕДЕНИЕ Настоящая работа посвящена обсуждению современных подхо- дов к математическому моделированию рефлексии и, в первую очередь, введению в рассмотрение нового класса теоретико-игровых моделей – рефлексивных игр, описывающих взаимодействие субъек- тов, принимающих решения на основании иерархии представлений о существенных параметрах, представлений о представлениях и т.д. Рефлексия. Одним из фундаментальных свойств бытия челове- ка является то, что наряду с природной («объективной») реально- стью существует ее отражение в сознании. При этом между природ- ной реальностью и ее образом в сознании (будем считать этот образ частью особой – рефлексивной реальности) существует неизбежный зазор, несовпадение. Целенаправленное изучение этого феномена традиционно свя- зано с термином «рефлексия», которому «Философский словарь» дает следующее определение: «РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio – обращение назад). Термин, означающий отражение, а также иссле- дование познавательного акта». Термин «рефлексия» введен Дж. Локком; в различных философ- ских системах (у Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма, Г. Гегеля и др.) он имел различное содержание. Систематическое описание рефлек- сии с точки зрения психологии началось в 60-е годы XX века (школа 4 В.А. Лефевра). Кроме того, следует отметить, что существует пони- мание рефлексии в другом значении, имеющем отношение к рефлек- су – «реакции организма на возбуждение рецепторов» . В настоящей работе используется первое (философское) определе- ние рефлексии. Для прояснения понимания сути рефлексии рассмотрим сначала ситуацию с одним субъектом. У него есть представления о природ- ной реальности, но он может и осознавать (отражать, рефлексиро- вать) эти представления, а также осознавать осознание этих пред- ставлений и т.д. Так формируется рефлексивная реальность. Рефлексия субъекта относительно своих собственных представле- ний о реальности, принципах своей деятельности и т.д. называется авторефлексией или рефлексией первого рода. Отметим, что в большинстве гуманитарных исследований речь идет, в первую оче- редь, об авторефлексии, под которой в философии понимается про- цесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия второго рода имеет место относительно представле- ний о реальности, принципах принятия решений, авторефлексии и т.д. других субъектов. Приведем примеры рефлексии второго рода, иллюстрирующие, что во многих случаях правильные собственные умозаключения можно сделать, лишь если занять позицию других субъектов и про- анализировать их возможные рассуждения. Первым примером является классическая «задача о грязных ли- цах» (Dirty Face Game) , иногда ее называют «задачей о мудре- цах и колпаках» или «о мужьях и неверных женах» . Опи- шем ее, следуя . «Представим себе, что в купе вагона Викторианской эпохи на- ходятся Боб и его племянница Алиса. У каждого испачкано лицо. Однако никто не краснеет от стыда, хотя любой Викторианский пассажир покраснел бы, зная, что другой человек видит его грязным. Отсюда мы делаем вывод, что никто из пассажиров не знает, что его лицо грязное, хотя каждый видит грязное лицо своего компаньона. В это время в купе заглядывает Проводник и объявляет, что в купе находится человек с грязным лицом. После этого Алиса по- краснела. Она поняла, что лицо у нее испачкано. Но почему она поняла это? Разве Проводник не сообщил то, что она уже знала? 5 Проследим цепочку рассуждений Алисы. Алиса: Предположим, мое лицо чистое. Тогда Боб, зная, что кто-то из нас грязный, должен сделать вывод, что грязный он, и покраснеть. Раз он не краснеет, значит, моя посылка про мое чистое лицо ложная, мое лицо грязное и я должна покраснеть. Проводник добавил к информации, известной Алисе, информа- цию о знаниях Боба. До этого она не знала, что Боб знает, что кто-то из них испачкан. Короче, сообщение проводника превратило знание о том, что в купе есть человек с грязным лицом, в общее знание». Второй хрестоматийный пример – «задача о скоординированной атаке» (Coordinated Attack Problem) ; существуют близкие к ней задачи об оптимальном протоколе обмена информацией – Elec- tronic Mail Game и др. (см. обзоры в ). Ситуация выглядит следующим образом. На вершинах двух холмов расположены две дивизии, а в долине расположился против- ник. Одержать победу можно, только если обе дивизии нападут на противника одновременно. Генерал – командир первой дивизии – посылает генералу – командиру второй дивизии – гонца с сообщени- ем: «Атакуем на рассвете». Так как гонец может быть перехвачен противником, то первому генералу необходимо дождаться от второ- го генерала сообщения о том, что первое сообщение получено. Но так как второе сообщение также может быть перехвачено противни- ком, то второму генералу необходимо получить от первого подтвер- ждение, что тот получил подтверждение. И так далее до бесконечно- сти. Задача заключается в том, чтобы определить, после какого числа сообщений (подтверждений) генералам имеет смысл атаковать противника. Вывод следующий – в описанных условиях скоордини- рованная атака невозможна, а выходом является использование вероятностных моделей . Третья классическая задача – «задача о двух брокерах» (см. также модели спекуляций в ). Предположим, что у двух броке- ров, играющих на фондовой бирже, имеются собственные эксперт- ные системы, которые используются для поддержки принятия реше- ний. Случается так, что сетевой администратор нелегально копирует обе экспертные системы и продает каждому брокеру экспертную систему своего оппонента. После этого администратор пытается продать каждому из них следующую информацию – «Ваш оппонент имеет Вашу экспертную систему». Потом администратор пытается 6 продать информацию – «Ваш оппонент знает, что Вы имеете его экспертную систему», и т.д. Вопрос заключается в том, как брокерам следует использовать информацию, получаемую от администратора, а также какая информация на какой итерации является существен- ной? Завершив рассмотрение примеров рефлексии второго рода, об- судим в каких ситуациях рефлексия является существенной. Если единственный рефлексирующий субъект является экономическим агентом, который стремится максимизировать свою целевую функ- цию, выбирая одно из этически допустимых действий, то природная реальность входит в целевую функцию как некий параметр, а ре- зультаты рефлексии (представления о представлениях и пр.) аргу- ментами целевой функции не являются. Тогда можно сказать, что авторефлексия «не нужна», так как она не изменяет действия, выби- раемого агентом. Заметим, что зависимость действий субъекта от рефлексии мо- жет иметь место в ситуации, когда действия этически неравноценны, то есть наряду с утилитарным аспектом существует деонтологиче- ский (этический) – см. . Однако экономические реше- ния, как правило, этически нейтральны, поэтому рассмотрим взаи- модействие нескольких субъектов. Если субъектов несколько (ситуация принятия решения являет- ся интерактивной), то в целевую функцию каждого субъекта входят действия других субъектов, то есть эти действия являются частью природной реальности (хотя сами они, разумеется, обусловлены рефлексивной реальностью). При этом рефлексия (и, следовательно, исследование рефлексивной реальности) становится необходимой. Рассмотрим основные подходы к математическому моделированию эффектов рефлексии. Теория игр. Формальные (математические) модели поведения человека создаются и изучаются уже более полутора веков (см. обзор в ) и находят все большее применение как в теории управ- ления, экономике, психологии, социологии и т.д., так и при решении конкретных прикладных задач. Наиболее интенсивное развитие наблюдается начиная с 40-х годов XX века – момента появления теории игр, который обычно датируют 1944 годом (выход первого издания книги Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Тео- рия игр и экономическое поведение» ). 7 Под игрой в данной работе будем понимать взаимодействие сторон, интересы которых не совпадают (отметим, что возможно и другое понимание игры – как «вида непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» – см. также , где понятие игры трактуется гораздо более широко). Теория игр – раздел прикладной математики, исследующий мо- дели принятия решений в условиях несовпадения интересов сторон (игроков), когда каждая сторона стремится воздействовать на разви- тие ситуации в собственных интересах . Далее для обозначения субъекта, принимающего решения (игрока), используется термин «агент». В настоящей работе рассматриваются некооперативные статические игры в нормальной форме, то есть игры, в которых агенты однократно, одновременно и независимо выбирают свои действия. Таким образом, основная задача теории игр заключается в опи- сании взаимодействия нескольких агентов, интересы которых не совпадают, а результаты деятельности (выигрыш, полезность и т.д.) каждого зависят в общем случае от действий всех . Итогом подобного описания является прогноз разумного исхода игры – так называемого решения игры (равновесия). Описание игры заключается в задании следующих параметров: - множества агентов; - предпочтений агентов (зависимостей выигрышей от дейст- вий): при этом предполагается (и этим отражается целенаправлен- ность поведения), что каждый агент заинтересован в максимизации своего выигрыша; - множеств допустимых действий агентов; - информированности агентов (той информации, которой они обладают на момент принятия решений о выбираемых действиях); - порядка функционирования (порядок ходов – последователь- ность выбора действий). Условно говоря, множество агентов определяет, кто участвует в игре. Предпочтения отражают, что хотят агенты, множества допус- тимых действий – что они могут, информированность – что они знают, а порядок функционирования – когда они выбирают дейст- вия. 8 Перечисленные параметры задают игру, но они недостаточны для того, чтобы предсказать ее исход – решение игры (или равнове- сие игры), то есть множество рациональных и устойчивых с той или иной точки зрения действий агентов . На сегодняшний день в теории игр не существует универсальной концепции равнове- сия – принимая те или иные предположения о принципах принятия агентами решений, можно получать различные решения. Поэтому основной задачей любого теоретико-игрового исследования (вклю- чая настоящую работу) является построение равновесия. Так как рефлексивные игры определяются как такое интерактивное взаимо- действие агентов, в котором они принимают решения на основе иерархии своих представлений, то существенной является информи- рованность агентов. Поэтому остановимся на ее качественном обсу- ждении более подробно. Роль информированности. Общее знание. В теории игр, фи- лософии, психологии, распределенных системах и других областях науки (см. обзор в ) существенны не только представления (beliefs) агентов о существенных параметрах, но и их представления о представлениях других агентов и т.д. Совокупность этих представ- лений называется иерархией представлений (hierarchy of beliefs) и в настоящей работе моделируется деревом информационной структу- ры рефлексивной игры (см. раздел 3.2). Другими словами, в ситуа- циях интерактивного принятия решений (моделируемых в теории игр) каждый агент перед выбором своего действия должен предска- зать поведение оппонентов. Для этого у него должны быть опреде- ленные представления о видении игры оппонентами. Но оппоненты должны проделать то же самое, поэтому неопределенность относи- тельно той игры, которая будет разыграна, порождает бесконечную иерархию представлений участников игры. Приведем пример иерархии представлений. Предположим, что имеются два агента – А и Б. Каждый из них может иметь собствен- ные нерефлексивные представления о неопределенном параметре q, который мы будем в дальнейшем называть состоянием природы (state of nature, state of the world). Обозначим эти представления qА и qБ соответственно. Но каждый из агентов в рамках процесса рефлек- сии первого ранга может задуматься о представлениях оппонента. Эти представления (представления второго порядка) обозначим qАБ и qБА, где qАБ – представления агента А о представлениях агента Б, 9 qБА – представления агента Б о представлениях агента А. Но этим дело не ограничивается – каждый из агентов в рамках процесса дальнейшей рефлексии (рефлексии второго ранга) может задуматься над тем, каковы представления оппонента о его представлениях. Так порождаются представления третьего порядка – qАБА и qБАБ. Про- цесс порождения представлений более высоких порядков может продолжаться до бесконечности (никаких логических ограничений увеличению ранга рефлексии не существует). Совокупность всех представлений – qА, qБ, qАБ, qБА, qАБА, qБАБ и т.д. – образует иерархию представлений. Частным случаем информированности – когда все представле- ния, представления о представлениях и т.д. до бесконечности совпа- дают – является общее знание. Более корректно, термин «общее знание» (common knowledge), введен в для обозначения факта, удовлетворяющего следующим требованиям: 1) о нем известно всем агентам; 2) всем агентам известно 1; 3) всем агентам известно 2 и т.д. до бесконечности Формальная модель общего знания предложена в и получи- ла развитие во множестве работ – см. . Моделям информированности агентов – иерархии представле- ний и общему знанию – в теории игр посвящена, фактически цели- ком, настоящая работа, поэтому приведем примеры, иллюстрирую- щие роль общего знания в других областях науки – философии, психологии и др. (см. также обзор ). С точки зрения философии общее знание анализировалось при изучении соглашений . Рассмотрим следующий пример. В Правилах Дорожного Движения записано, что каждый участник дорожного движения должен соблюдать эти правила, а также вправе рассчитывать на то, что их соблюдают другие участники дорожного движения. Но другие участники дорожного движения также должны быть уверены в том, что остальные соблюдают правила, и т.д. до бесконечности. Следовательно, соглашение «соблюдать ПДД» должно быть общим знанием. В психологии существует понятие дискурса – «(от лат. discursus – рассуждение, довод) – опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека; выступает как процесс связанного логического 10

Рефлексивная игра

Рефлекси́вная игра́ - процесс социального взаимодействия, в ходе которого каждый из участников игры осуществляет рефлексивное управление (автор термина - В. А. Лефевр) другими участниками, пытаясь реализовать имеющуюся у него управленческую стратегию для формирования собственного варианта социальной действительности (реализации социального инновационного проекта). В пространстве рефлексивной игры опробуются на эффективность социальные технологии управления, поэтому выигрышем в такой игре является повышение уровня мастерства.

Рефлексивная игра как тип социального взаимодействия

Рефлексивная игра относится к играм открытого типа . В отличие от игр, протекающих по сценарию и по заранее описанным правилам (таких как деловые игры или ролевые игры), рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. В то же время ходом рефлексивной игры можно управлять, используя индивидуальные личностные характеристики участников, конфигурацию их деловых и личных интересов, предпочтений, ожиданий, целей, опасений и соблазнов.

В рефлексивной игре преимущества получает тот, кто более осредствлен инструментами управления людьми и социальными процессами, тот, кто более искушен в анализе и просчете ситуаций социального взаимодействия. Из всех существующих вариантов рефлексивных игр наиболее известны ОДИ (организационно-деятельностные игры), впервые использованные для решения социальных задач Г. П. Щедровицким . Однако, существуют и другие разновидности рефлексивных игр, разработанных учениками, последователями и даже ярыми оппонентами Г. П. Щедровицкого.

Типология рефлексивных игр

У каждой рефлексивной игры есть задача или комплекс задач , которые она должна решить силами участников. По задачам, решаемым в ходе рефлексивных игр, их можно разделить на два типа.

К первому типу относятся рефлексивные игры, главная задача которых - создать условия для индивидуального развития участников. Рефлексивные игры первого типа могут использоваться для профессиональной подготовки или переподготовки участников, которые не являются элементами какой-то одной социальной системы. Рефлексивные игры первого типа могут использоваться для выявления и развития культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для субъектов-участников. Также они могут использоваться для формирования мегамашин (социальных систем, составленных из элементов и частей других социальных систем) - например в ходе политических кампаний или общенациональных (или межгосударственных) проектов, в реализации которых задействованы возможности большого количества различных социальных систем.

Ко второму типу относятся рефлексивные игры, главная задача которых - генерировать социальную инновацию, которая изменит социальную систему, элементами которой являются субъекты-участники. Такие игры могут быть использованы для реализации такой специфической деятельности по развитию социальных систем как управленческий консалтинг .

Проект рефлексивной игры

Рефлексивные игры первого и второго типа проводятся под управлением команды игротехников, которые обеспечивают такое протекание игрового процесса, в ходе которого решаются поставленные перед игрой задачи. Для проведения рефлексивной игры (первого или второго типа) команде игротехников необходим проект игры . Проект создается командой игротехников под управлением методологов. (Методолог - это мыслитель, способный разрабатывать новые подходы к проектированию рефлексивных игр, используя для этого аппарат методологического мышления (см. СМД-методология)). Процесс генерирования проекта игры можно назвать метаигрой, которая проводится методологами с командой игротехников накануне рефлексивной игры. В ходе проектирования игры команда игротехников тщательно прорабатывает диагностическую информацию (сведения об участниках и о социальной системе (системах), элементами которых являются субъекты-участники), детализируют темы и смыслы, вокруг которых будет строиться обсуждение внутри групп и в ходе игры, определяют наилучший для решения данной задачи способ разделения игроков на группы и просчитывают динамику внутригруппового и межгруппового игрового взаимодействия.

Организационная структура рефлексивной игры

Рефлексивные игры первого и второго типов могут протекать только при условии задания жесткой организационной структуры игры (разделения участников на группы, к каждой из которых прикреплен минимум один игротехник, определение временного регламента игровых событий, определения форм внутригрупповой и общеигровой коммуникации и жесткое нормирование общения). Структура игры является метанормой, которая удерживается командой игротехников по отношению к игрокам. Игроки обладают большой свободой, однако, эта свобода ограничена четко заданными рамками, например: игрокам нельзя переходить из группы в группу, группа не может превышать время, отведенное на доклад в ходе общеигрового заседания, группа должна точно заявить тему доклада и не отклоняться от нее, к докладу можно задавать вопросы на понимание, но нельзя смешивать их с суждениями по поводу услышанного в докладе, нельзя задавать вопросы к тому, чего не было в прозвучавшем докладе и т. д. Нормы, правила и элементы организационной структуры рефлексивной игры могут варьироваться в зависимости от предпочтений и методов, используемых игротехнической командой и методологами, проводящими игру.

Нормирование действий игроков, ауторефлексия и рефлексивное состояние

Норм, удерживающих структуру игры, достаточно много, и команда игротехников может изобретать их по ходу игрового действия. Основные нормирующие вопросы: «Что вы сейчас делаете?» или «В чем смысл Вашего действия здесь и сейчас?» являются достаточно неудобными, чтобы обратить внимание докладчика или группы на процесс их собственного мышления, тем самым выведя их в ауторефлексивную позицию. Когда игрок обучается, удерживая ауторефлексивную позицию, ставить цели, проектировать и осуществлять действия и анализировать результат осуществленных действий, он переходит в рефлексивное состояние и обретает новую степень интеллектуальной и творческой свободы, поскольку из рефлексивного состояния он оказывается способен работать со смыслами собственных и чужих действий и осуществлять рефлексивно-управленческие действия, эффективность которых существенно выше, чем у действий, осуществленных не из рефлексивного состояния.

Выделяют несколько уровней рефлексивного состояния («рефлексивных уровней» или «рефлексивных пластов»). Чем большее количество рефлексивных уровней оказывается в состоянии надстроить игрок (чем выше его рефлексивный потенциал), тем больше возможностей он обретает в проектировании социальных инноваций, в управлении людьми и социальными процессами, в просчете социальных ситуаций. Субъект, обладающий более высоким рефлексивным потенциалом имеет существенное преимущество перед субъектом, чей рефлексивный потенциал ниже.

Таким образом, рефлексивная игра ни в коей мере не навязывает игрокам темы или варианты самоопределения, однако она создает для каждого игрока уникальный шанс расширить возможности своего мышления и нарастить свой рефлексивный потенциал.

Литература

  • C.А.Кутолин «Рефлексивная литература»
  • C.А.Кутолин «Литература как озарение рефлексией»
  • Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М.:Советское радио, 1973;
  • Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Рефлексивные игры . - М.: Синтег, 2003.
  • Макаревич В. Н. Игропрактики, методологи: незримое сообщество" выходит из подполья.//Социс,1992, N 7;
  • Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природа игры. М.,Прогресс, 1992. - 104 с.;
  • Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., Шк. Культ. Полит., 1995.

См. также

Ссылки

  • Шохов А. С. Метод живого моделирования в изучении и консалтинге организаций

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рефлексивная игра" в других словарях:

    Игра - получить на Академике действующий промокод МИФ издательство или выгодно игра купить со скидкой на распродаже в МИФ издательство

    Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных… … Википедия

    Игровое, (игротехническое) сообщество возникшая первоначально в СССР и существующая ныне в России и Беларуси большая группа специалистов, практикующих использование игр, игровых методов в различных областях общественной жизни: в экономике,… … Википедия

    Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных… … Википедия

    - (англ. practice firm, fictitious firm) активная форма обучения школьников, студентов и слушателей практической деятельности на предприятии. Учебная фирма создается на базе школы, начального профессионального, среднего специального или высшего… … Википедия

    Деятельность, направленная на повышение эффективности фирм, компаний, организаций. Содержание 1 Виды управленческого консалтинга 1.1 Стратегический консалтинг … Википедия

    - «Рефлексивные процессы и управление» международный научно практический междисциплинарный журнал. Учредители: Институт психологии РАН и Лепский Владимир Евгеньевич, при участии Института рефлексивных процессов и управления С 2001 года выходит 2… … Википедия

«Я глазами других»

Цель : Создать условия для представления об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами :

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

«Тайна моего “я” » .

Цель : Создать условия в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на подсвечник. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Создать условия для детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим,

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример Затем взрослый передает клубок ребёнку и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Содержание : дети сидят в кругу . Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают) Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я»

Цель : Создание условий для положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : Создание условий для развития детей в процессе игры запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : Создание условий для развития воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

«Я в будущем »

Цель : Создание условий для развития групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для рефлексивного круга.

«Я глазами других»

Цель : Создать условия для представления об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами : «Я дарю тебе камешек, потому что ты…»

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

« Тайна моего “я” » .

Цель : Создать условия в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на подсвечник. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Создать условия для детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример : чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. «Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели» .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают) Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . (Дети заканчивают предложения) . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я»

Цель : Создание условий для положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые) ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : Создание условий для развития детей в процессе игры запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : Создание условий для развития воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

Содержание : каждому ребенку дается задание с помощью выразительных движений показать то или иное действие, состояние, а остальные должны догадаться, о чем идет речь. Даются следующие задания : «Отгадай!» ; «Не покажу» , «Я не знаю» , «Это мое!» .

«Я в будущем »

Цель : Создание условий для развития групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!


Полина Астанакулова
Игры для детей 5–7 лет. Рефлексивные круги «Тайна моего Я»

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет

РЕФЛЕКСИВНЫЕ КРУГИ

«ТАЙНА МОЕГО Я »

«Я и другие» .

Цель :

1. Развивать уверенность в себе, умение высказывать своё мнение, способность внимательно выслушивать своих товарищей.

2. Развивать воображение.

3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Материал : Клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание : Дети в кругу . В руках у воспитателя клубок ниток. Воспитатель : Давайте узнаем, что вы больше всего любите. Звучит музыка и воспитатель говорит, что я люблю гулять в лесу. Затем передает клубок ребёнку и каждый высказывает своё мнение, потом клубок возвращается к воспитателю. Получилась вот такая паутинка. Паутинка сплела нас в единое целое. Теперь мы с вами едины. Она очень тонкая и в любой момент может разорваться. Так давайте сделаем так, чтобы никто и никогда не мог поссорить нас друг с другом и разорвать нашу дружбу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины (паутинку сматывают в клубок) .

«Я глазами других» .

Цель : Дать детям представления об индивидуальности. Неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал : камешек, коврики.

Со словами : «Я дарю тебе камешек, потому что ты…»

Итог : при помощи камешка вы много сказали доброго и хорошего.

«Тайна моего “я” » .

Цель : Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.

Материал : подсвечник со свечей, спички, зеркальце, классическая музыка.

Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему : «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит : У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос : «Кто я?» . Давай посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам вспомнить о чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки и задувают свечу.

«Я и мои эмоции» .

Цель : Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей .

Материал : пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание : Дети сидят в кругу на ковриках . В центре карточки с изображением различных оттенков настроений. Педагог предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению. После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное , веселое, задумчивое. А что надо для того, чтобы настроение улучшилось? Давайте рассмеёмся и забудем о плохом настроении.

«Я и другие» .

Цель : Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)

Материал : клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание : Дети в кругу . В руках у педагога клубок ниток. Воспитатель : Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга. Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит пожелание рядом сидящему ребёнку (пример : чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т. д., потом клубок возвращается к педагогу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины.

«Мир моих фантазий» .

Цель : Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал : стульчик на каждого ребёнка, цветик - семицветик.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг ,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель : Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания. Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. «Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели» .

Воспитатель : Дети, какое желание вам больше всего понравилось?

У каждого были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями. Но все ваши желания обязательно сбудутся.

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель : Развивать у детей воображение , умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал : «Волшебные» очки.

Содержание : дети сидят в кругу . Педагог показывает «Волшебные» очки : «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга. Воспитатель : «А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (Дети отвечают)

Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель : Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал : Фото радостных лиц детей , пиктограмма «радость» , солнышко, красный фломастер.

Воспитатель :

Какое чувство изображено на них? (Улыбка)

Что для этого надо сделать? (Улыбнуться)

Поздоровайтесь друг с другом. Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель : Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение : «Я радуюсь, когда…» . (Дети заканчивают предложения) . Педагог записывает пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

Какой «Я» »

Цель : создание положительного эмоционального настроя, формирует группу и повышает личную самооценку.

Материал : зеркало.

Какого цвета глаза?

Какие они (большие, небольшие) ;

Какого цвета волосы?

Какие они (длинные, короткие, прямые, волнистые) ;

Какой формы лицо (круглое , овальное) .

«Мое имя»

Цель : игра помогает запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.

Содержание : дети сидят в кругу . Ведущий выбирает одного ребенка, остальные придумывают ласкательные производные от его имени. Затем ребенок говорит, какое имя ему было приятнее всего слышать. Так придумывают имена каждому ребенку. Далее ведущий рассказывает о том, что имена растут вместе с детьми. «Когда вы подрастете, ваше имя тоже вырастит и станет полным, вас будут называть по имени и отчеству. Слово «отчество» произошло от слова «отец» , оно дается по имени отца. Дети называют свое имя и отчество.

«Сделай, как я»

Цель

«Пойми меня»

Цель : развитие воображения, выразительных движений, групповой сплоченности.

«Я в будущем»

Цель : развитие групповой сплоченности, воображения.

«Мы разные»

Цель : игра дает почувствовать свою значимость, вызывает положительные эмоции, повышает самооценку.

Кто из нас самый высокий?

Кто из нас самый низкий?

У кого из нас самые темные (светлые) волосы?

У кого есть бант и т. д.

Ведущий подводит итог, что мы все разные, но все очень хорошие, интересные и главное - мы вместе!