Игры и упражнения для развития координации движений" консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа) на тему. «Игры на координацию речи с движением Координация игра все выше и выше

Координация движений, в том числе мелкая моторика руки ребенка напрямую связана с мышлением, которое у дошкольника и даже младшего школьника является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить, как делается или действует что-либо, малышу нужно выполнить действие самому. Отсюда вытекает и обратный процесс: чем более тонкие операции ребенок может выполнять, тем лучше он способен представить действие. Неудивительно, что подвижность пальцев и кисти малыша рекомендуют развивать с самого раннего возраста.

Тем самым мы стимулируем его способность к логическому мышлению. Кроме того, в дальнейшем это поможет при обучении письму и музыке. Выявлена также связь между подвижностью кисти человека и творческими способностями.

Не меньшее значение имеет и координация движений в целом, связанная не только с умственным, но и с физическим развитием, и с моторной памятью. Она же определяет усвоение двигательных навыков.

В этом разделе представлены в основном игры - соревнования и эстафеты ограниченной подвижности, которые можно проводить в сравнительно небольшом помещении.

Играют два человека.

Инвентарь. 3-5 теннисных мячей (любых шариков); большая коробка с прорезями разной величины, но не меньше диаметра мяча, и цифрами, обозначающими количество очков (рис. 1).

Ход игры. Коробка устанавливается на гладком полу, на расстоянии 3-4 метров проводится черта. Игроки по очереди катят мячи от черты, стараясь попасть в прорези. Каждый имеет право на одинаковое количество попыток. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

АВТОГОНКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Игрушечные автомобили, одинаковые отрезки шнура, деревянные палочки равной толщины.

Ход игры. Автомобили привязывают к шнуркам. Другой конец закрепляется на палочках посередине.

Играющие берут палочки и по сигналу начинают наматывать на них шнур, подтягивая автомобили к себе. Побеждает тот, кто быстрее подтянет свою машину.

КЛАССИКИ-КЛЕТКИ

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Бита; квадрат 2x2 м, разделенный на 36 клеток, которые нумеруются вразнобой.

Ход игры. Первый игрок бросает биту в клетку № 1 и прыгает в нее на одной ноге". Из этой клетки он бросает биту в следующую по номеру и прыгает в нее и т. д. Побеждает тот, кто без ошибок пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то бита переходит к следующему.

Условия. Не разрешается: 1) попадать битой на черту; 2) наступать на черту; 3) нарушать очередность прохождения клеток; 4) менять ногу, прыгая. Стоя в клетке, можно менять ногу не более определенного количества раз (по договоренности).

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО

Играет один или несколько человек (командами).

Инвентарь. Два зеркальца, два карандаша, листы бумаги с намеченными точками контурами геометрических фигур.

Ход игры. Дети делятся на команды. Каждый из них получает листок с намеченной точками фигурой. Пара игроков с одинаковыми листками садится, и каждый старается соединить точки, глядя на свою руку только в зеркало.

Побеждает команда, игроки которой аккуратнее и правильнее обвели фигуры.

Примечание. Чтобы дети обводили фигуру, глядя только в зеркало, можно установить преграду (дощечку или книгу), закрывающую листок от прямого взгляда.

ЭСТАФЕТА «ФЛАМИНГО»

Инвентарь. 10 воздушных шариков, повязки для глаз.

Ход игры. Дети делятся на две команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Перед каждой командой один за другим кладутся по пять шариков. В каждый из них вложен листок с заданием, как для игры в фанты. В конце дистанции стоит по одному игроку с повязками. По сигналу первые игроки обеих команд как можно быстрее перешагивают через шарики, стараясь не сдвинуть их с места движением воздуха. Если шарик все же улетел, игрок должен вернуть его на место. Если шарик лопнул, виновный подбирает листок с заданием. Когда они доходят до конца дистанции, игроки, ждущие там, завязывают им глаза. Они идут обратно, снова перешагивая через шарики. Укатившиеся шарики кладет на место игрок с конца дистанции. Добравшись до исходной линии, игроки передают повязку следующим.

Побеждает команда, игроки которой первыми закончат игру и сдвинут с места меньше шариков. После игры те, кому достались фанты, выполняют задания.

Воздушный футбол

Играют 4-6 человек.

Инвентарь. Двое ворот шириной 8^-10 см (можно обозначить карандашами), трубочки для коктейля, мячик или шайба из пенопласта.

Ход игры. Ворота устанавливаются на столе. С двух сторон располагаются команды из 2-3. игроков, вооруженных трубочками. Мяч кладется в центр игрового поля. Задача игроков -- забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Правило. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, команда соперников получает одно дополнительное очко.

Примечание. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Старые журналы.

Ход игры. Участники выстраиваются в ряд на исходной линии на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из них получает по два журнала. На расстоянии 12-15 м обозначается финишная черта. По сигналу игроки бросают один журнал на пол, наступают на него, впереди кладут второй, перебираются и перемещают первый журнал вперед. Таким образом дети должны добраться до финиша, не наступая на пол, а прыгая, как лягушки, с кочки на кочку. Побеждает игрок, который прошел дистанцию первым.

Правила. 1. Игроки могут наступать на чужой журнал, если на нем никто не стоит. 2. Никто не имеет права сталкивать другого с «кочки». 3. Игрок не может забрать чужой журнал. 4. Если кто-нибудь наступит на пол, он выбывает из игры.

ЭСТАФЕТА С ПОГОНАМИ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Спичечные коробки.

Ход игры. Дети делятся на команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Первому игроку каждой из команд кладут на плечи спичечные коробки - по одному на каждое. Задача игроков - пройти заранее установленную дистанцию и вернуться обратно, не придерживая «погоны» руками. Коробки переходят к следующим игрокам.

Побеждает команда, все игроки которой раньше пройдут дистанцию

Правила. 1. Игрок не может двигаться до того, как получит от предыдущего коробки. 2. Если игрок уронил один коробок, он должен попытаться поднять его, не уронив второй.

РУКАМИ НЕ ХВАТАЙ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Два теннисных мяча.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и становятся в две шеренги. Первый игрок каждой из команд получает мяч. Он зажимает его на сгибе локтя и передает следующему. Тот берет мяч таким же образом, не придерживая другой рукой, и передает дальше. Если мяч падает, уронившая его пара повторяет передачу. Последний игрок бежит в начало шеренги и передает мяч первому. Побеждает команда, в которой мяч окажется у первого игрока раньше.

УДЕРЖИ МЯЧ

Играют две команды по 3-5 человек.

Инвентарь. Мячи и дощечки (или книги в твердом переплете).

Ход игры. Игроки обеих команд становятся на исходной линии в затылок друг другу у исходной линии. У каждого из них дощечка или книга. На исходной линии напротив каждой команды лежит мяч. На расстоянии 8-10 м обозначается финишная прямая. По сигналу водящего первый игрок каждой команды кладет мяч на дощечку и несет к финишу. Дойдя до конца дистанции, он катит мяч следующему игроку.

Побеждает команда, все игроки которой пройдут дистанцию раньше.

Правило. Если игрок уронил мяч, он останавливается, возвращает его на дощечку и продолжает движение с того же места.

СЕЙ-СЕЙ ГОРОХ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Горох, бутылки.

Ход игры. Участники делятся на две команды. Каждый получает определенное количество горошин (5-10 штук). Перед каждой командой стоит бутылка. По очереди игроки, не нагибаясь и держа руки на уровне груди, опускают горошины в бутылку. Побеждает команда, в бутылке у которой оказалось больше горошин.

КАТУШКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Две деревянные катушки, 10 м тонкой веревки, прищепка.

Ход игры. К двум катушкам привязываются концы веревки, а середина ее отмечается прищепкой. Двое игроков берут катушки и по сигналу начинают сматывать веревку. Побеждает тот, кто первый домотает до прищепки.

ФОНТАН

Играют 15 и больше человек.

Инвентарь. Воздушные шары.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, водящий в центре. У каждого - шар. Один из игроков дает ему шар, который он подбивает вверх, не давая упасть. Потом другие игроки добавляют по одному шару. Водящий должен удержать их в воздухе. Если хоть один упадет, тот, кто подал последний шар, становится водящим.

Побеждает тот, кто удержал в воздухе больше шаров.

ДРЕССИРОВАННЫЙ ШАР

Играют два человека и более.

Инвентарь. Воздушный шарик, три обруча разного диаметра.

Ход игры. Обручи подвешиваются или держатся игроками на высоте около полутора метров. Располагать их следует не на одной прямой, в порядке убывания диаметра (рис. 2). Участники находятся на исходной позиции. По очереди они получают шар и, дуя на него и не помогая себе руками, заставляют пролететь сквозь все три обруча. Побеждает игрок, который справился с заданием быстрее.

Правило. Если игрок уронил шар или коснулся его рукой, он выходит из игры.

ВОДОВОЗ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Теннисные ракетки, пластиковые стаканы с водой.

Ход игры. Участники выстраиваются вдоль стартовой линии, держа ракетки для настольного тенниса. На ракетках стоят стаканы с водой. Финишная черта находится на расстоянии 10 м. По сигналу игроки начинают двигаться к финишу, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто пройдет дистанцию первым и донесет наибольшее количество воды.

ИГРЫ С УЗЕЛКАМИ

1. КТО БОЛЬШЕ

Играют два и более человек.

Инвентарь. Отрезки эластичного шнура длиной около I м.

Ход игры. Каждый участник получает шнур. По сигналу водящего все начинают завязывать узелки. Побеждает игрок, завязавший за одну минуту больше узлов.

2. УЗЕЛКОВАЯ ЭСТАФЕТА

Играют две команды по 5-7 человек.

Инвентарь. Два отрезка шнура.

Ход игры. Команды становятся на исходной линии. На одинаковом расстоянии перед каждой из них лежит шнур. По сигналу водящего первый игрок каждой из команд бежит к шнуру и завязывает на нем три узла, потом возвращается и хлопает следующего по ладони. Тот бежит и развязывает узлы. Следующие игроки продолжают по очереди завязывать и развязывать узлы.

Побеждает команда, последний игрок которой вернется на исходную линию раньше.

3. ЭСТАФЕТА ПАРИКМАХЕРОВ

Играют две команды по 5-7 человек. Инвентарь. Две куклы с длинными волосами, две ленты.

Ход игры. Команды становятся на исходной линии, напротив каждой из них на одинаковом расстоянии - кукла и лента. По сигналу водящего первый игрок бежит и завязывает кукле бант. Потом бежит второй, развязывает и снова завязывает и т. д. Побеждает команда, последний игрок которой справится и вернется на исходную линию первым.

Примечание. Водящий должен учитывать аккуратность завязанных бантов. Если игрок плохо справился с заданием, команда получает штрафное очко.

ШЕЙ СКОРЕЙ

Играют две команды по 6-7 человек.

Инвентарь. Две ложки и два мотка тонкой бечевки по 15-20 м.

Ход игры. Команды становятся параллельно друг другу. Первый игрок каждой из них берет «иголку» - ложку с привязанной к ней бечевкой. По команде водящего дети начинают «сшивать» команду: игрок просовывает ложку в один свой рукав, продвигая под одеждой и вынимая из другого. Потом передает ее следующему, и так до тех пор, пока вся команда не оказывается соединена. Потом то же самое делается в обратном порядке. Побеждает команда, которая выполнит задание первой.

Правила. 1. Просовывая ложку, нельзя расстегивать и поднимать одежду, а нужно продвигать ее через ткань. 2. Игрок, который «пришивается», может попросить помощи у соседа, но тот может помогать только одной рукой.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мячик-чижик

Описание : на нижний конец верхней доски кладется мяч. Игроки располагаются вокруг дощечек. Один из игроков с силой ударяет по верхнему свободному концу дощечки. Взлетевший вверх мяч стараются поймать другие игроки. Кому это удается, становится водящим.

Две доски длиной 50 см и шириной 10 см, мяч.

Краски

Развиваем координацию движений, быстроту реакции

Описание: игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: «Тук, тук». Продавец спрашивает: «Кто там?». Продавец называет свое имя.

Продавец. «За чем пришел?»

Покупатель. «За краской».

Продавец. «За какой?»

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком «краска» убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав «краску», он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

Стулья или скамейки.

Собачки

Описание : из числа игроков выбирается водящий — «собачка». Остальные участники располагаются в круге. Они перебрасывают мяч друг другу. «Собачка» при этом должен стараться поймать мяч. Тот, у кого водящий отбирает мяч, становится «собачкой».

Материалы и наглядные пособия для игры

Хвосты

Развиваем координацию движений, ловкость и быстроту реакции

Описание : игра осуществляется в парах. Игроки прикрепляют сзади к поясу ленты. Задача каждого участника пары — сорвать ленту партнера и при этом сохранить свою.

Материалы и наглядные пособия для игры

Ленточки или веревки длиной до 50 см.

Шапку долой!

Развиваем координацию движений, быстроту реакции и ловкость

Описание : игра осуществляется в парах. Игроки занимают позиции напротив друг друга, на головах у них надеты шапки. Игроки должны стараться сорвать шапку с головы противника, при этом сохранив свою.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шапки или колпаки.

Кто первый?

Развиваем координацию движений, физическую силу

Описание : в игре принимают участие 2 человека. На игровой площадке ставят один напротив другого 2 стула. На полу от одного стула до другого кладут веревку. По сигналу ведущего игроки начинают двигаться вокруг стульев. Как только ведущий скажет «Тащи!» — игроки садятся на стул и тянут веревку. Тот, кому первому удастся выдернуть веревку, и есть победитель.

Материалы и наглядные пособия для игры

Два стула, веревка.

Разведчик и часовой

Развиваем координацию движений, наблюдательность, быстроту реакции

Описание: в игре участвуют 2 команды — разведчики и часовые. В центре игровой площадки кладут обруч, внутри которого помещают мяч. По одному от каждой команды в центр выходят игроки. Разведчик проделывает движения, которые должен повторить часовой. При этом разведчик должен усыпить бдительность часового, изловчиться и забрать мяч. Если ему это удается, то часовой выбывает из игры, а если не удается, то из игры выбывает разведчик. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли часового и разведчика. По окончании игры подсчитывают, сколько раз выиграли часовые, а сколько — разведчики.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, обруч.

Канатоходец

Описание: мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого игрока — пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гонки мячей

Развиваем координацию движений, ловкость

Описание: игроки встают в круг. Два игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

По очереди

Развиваем координацию движений быстроту реакции

Описание: игроки делятся на 2 команды и строятся в колонны. Один из игроков располагается напротив своей команды и держит в руках мяч. По сигналу ведущего он бросает мяч партнеру. Тот, в свою очередь, бросает мяч обратно и присаживается на корточки. Далее мяч кидают второму игроку, третьему и всем последующим. Та команда, которая выполняет задание первой, выигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Учим концентрироваться, развиваем внимание, координацию

Описание: в этой игре необходимо четное количество игроков. После того как ребята разделились на пары, им раздают чистые листы бумаги и объясняют правила игры. Они заключаются в следующем: каждой паре необходимо преодолеть определенное расстояние, при этом нужно пронести лист бумаги, который зажимается лбами участников. Руки нужно держать за спиной и не поддерживать ими лист.

Победившей считается та пара, которая пройдет дистанцию первой и без ошибок. Эта игра идеально подходит доя различных праздников, так как она очень увлекательна и всем поднимает настроение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Несколько чистых листов бумаги, негромкая веселая музыка.

Лебедь и рак

Развиваем внимание, физическую выносливость, координацию движений, целеустремленность

Описание: в этой игре могут принимать участие 2 игрока или несколько пар. Участников привязываются друг к другу веревкой за пояс. При этом они располагаются спиной к спине. На расстоянии метра от них нужно положить игрушку или любой другой предмет.

По команде ведущего участники должны достать игрушку. Каждому из них необходимо перетянуть на свою сторону соперника.

Игра заканчивается в том случае, когда кто- то из участников достанет свою игрушку.

Материалы и наглядные пособия для игры

Длинная и крепкая веревка, 2 игрушки, веселая музыка.

Непокорный лист

Развиваем координацию движений, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Описание: перед началом игры необходимо вырезать из приготовленного куска фанеры березовый лист. Затем в этом листе нужно проделать несколько отверстий, диаметр которых должен превышать диаметр шеста, как минимум, на 5 мм.

Объясните ребенку, что его цель — поймать подброшенный непокорный лист шестом на одно из отверстий, каждому из которых можно назначить определенное количество очков. Набрав необходимое количество, участник может получить какое-нибудь поощрение.

Подкидывать лист может как сам ребенок, так и вы.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кусок фанеры размером 20 х 20 см, лобзик, длинный шест или прямая ветка.

Ловкие руки

Развиваем координацию, мелкую моторику рук, аналитические способности

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы завязать в узел (или несколько узлов) веревку одной рукой. Также можно попробовать завязать j веревку бантиком. Рекомендуется постоянно менять руки и по очереди завязывать то правой, то левой рукой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веревка длиной около 30 см.

Удержи палку

Развиваем координацию, умение сосредоточиться

Описание: по команде ведущего игроки ставят на палец (ладонь) гимнастическую палку, и, балансируя, стараются как можно дольше удержать ее в вертикальном положении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические палки по числу игроков, секундомер.

Непослушные бантики

Развиваем координацию движений, мелкую моторику рук, память, внимание

Описание : перед началом игры все ленты необходимо завязать узлом на перекладине. Концы ленточек должны свободно свисать. Затем первому участнику игры нужно завязать глаза, покрутить его несколько раз вокруг себя и дать следующее задание: он должен подойти к перекладине и завязать все ленточки бантиком. Вы можете ограничить его действия временем.

Эту игру можно проводить как эстафету. В этом случае вам не нужно самим привязывать ленты. Каждому участнику для его действий выделяется не больше 10 с. По их истечении игрок должен вернуться на старт. Первый игрок должен принести все ленточки и по возможности привязать их к перекладине. Если он не успел привязать все ленты, он должен оставить их у перекладины и вернуться на старт. Во время проведения эстафеты глаза ребятам можно не завязывать.

Победителем в этой игре будет та команда, которая за отведенный промежуток времени сможет завязать все бантики или наибольшее их количество.

Материалы и наглядные пособия для игры

Восемь ленточек по 50 см каждая, горизонтальная перекладина.

Длинный хвост

Развиваем внимание, координацию движений, наблюдательность, аналитические способности

Описание: в этой игре может участвовать неограниченное количество человек. Лучше всего ее проводить на свежем воздухе.

Каждому участнику к поясу привязывают нитку. На ее конце должен располагаться брусок. Он должен быть небольшого размера и не мешать передвижению. Цель игроков — оторвать «хвост» у противника, при этом важно сохранить свой.

Ведущий начинает игру словами:

Смысл затеи этой прост:

Оторви скорее хвост.

Свой же хвостик охраняй,

Очень ловко защищай.

Коль добудешь все хвосты,

Победитель будешь ты!

Те участники, которые потеряли свои «хвосты», выбывают из игры. Участник, который соберет наибольшее количество оторванных «хвостов», будет считаться победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Моток ниток, несколько небольших деревянных брусков с дырочкой посередине (по количеству участников).

Лягушки-попрыгунчики

Развиваем координацию движений, внимание, целеустремленность

Описание: на полу нужно нарисовать круг или обозначить его каким-то другим способом. Это будет дом для «лягушек». Все участники игры должны присесть на корточки и упереться руками в пол, изображая «лягушек». Выбирается 1 «лягушка», которая будет водящим. Все остальные должны от нее убегать, при этом не поднимаясь с корточек. Единственным спасением для остальных «лягушек» может быть их дом, так как в этом случае водящий не может их поймать. «Лягушка», которая будет поймана, станет новым водящим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка, мел.

Змейка

Развиваем координацию движений, командный дух, внимание, сообразительность

Описание: в этой игре должны участвовать, как минимум, 6 человек. В начале игры выбирается ведущий. Впоследствии его может сменить другой участник. Затем ребята выстраиваются друг за другом и кладут руки на талию стоящего г впереди. Ведущий становится самым первым, он будет направлять всю змейку. Остальные участники должны точно следовать за ним. При этом основная цель ведущего — поймать свой хвост», т. е. последнего участника змейки. Если он поймает «хвост», то становится последним в цепочке, а на его место встает участник, стоявший следом за ним.

Ведущий начинает движение и говорит:

Катя, Ваня, Петя, я —

Очень длинная змея.

Ах, змея давно не ела —

Хвост поймать свой захотела:

«Хвост, я очень есть хочу,

Убегай, а то схвачу!»

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая веселая музыка.

Топотунчики

Развиваем координацию движений, внимание, находчивость

Описание: в игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.

Пригласите первых игроков на импровизированную сцену, привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель — наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом сохранить свой.

По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.

Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. Можно приглашать сразу несколько участников.

Материалы и наглядные пособия для игры

Воздушные шарики, нитки, веселая музыка.

Эх, яблочко

Развиваем внимание, координацию движений, сосредоточенность

Описание : эта игра проводится у круглого стола. Все ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки — на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом или в быстром темпе — решать ведущему) и декламировать:

Во садочек мы пойдем,

С ветки яблочко сорвем.

Вот как яблочко упало —

Только в руки не попало.

Эй, дружочек, не зевай,

А скорей его хватай!

В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит «Стоп», каждый участник должен взять со стола 1 яблоко. Участник, который: не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново и продолжается до последнего участника.

Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить выполнить следующие задания:

Спеть песню;

Пройтись вприсядочку;

Прыгать на одной ноге;

Поднять руки вверх и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Яблоки или другие фрукты, веселая музыка.

Болото

Развиваем координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность

Описание : до начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5—10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложите их по комнате и предложите детям представить, что они попали на болото. Расскажите о том, что на болоте очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но это болото не настоящее, а сказочное, на нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть названия животных, цветов, имена людей и др.

Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет «болото», будет считаться победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.

Донеси мячик

Развиваем внимание, координацию, командный дух, сообразительность.

Игра способствует профилактике сколиоза

Описание : в игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними чуть выше уровня лопаток мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть заданное расстояние. Если участники уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте и начать движение снова.

Эту игру можно проводить как эстафету, в которой может участвовать несколько команд.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячик небольшого размера.

Метатели

Развиваем ловкость, координацию движений, внимание, находчивость

Описание : в этой игре должны участвовать, как минимум, 2 человека. Каждому из них на голову надевается шляпа, желательно, чтобы она была драповой или фетровой. (В другом случае задача игроков значительно усложнится или вообще станет невозможной.) Игроки встают у стартовой черты и по команде ведущего пытаются головой метнуть шляпу как можно дальше. Тот участник, чья шляпа улетит дальше, будет победителем.

Особенность этой игры в том, что она не только положительно влияет на физическое состояние детей, но и поднимает настроение всем ее участникам.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шляпы различных моделей.

Самый меткий

Развиваем координацию, внимание, меткость, сосредоточенность, стремление к победе

Описание : суть этой игры состоит в том, чтобы закинуть в банку как можно больше пуговиц. Перед началом игры всем участникам необходимо раздать набор из пуговиц одного цвета. Затем все участники игры должны встать на расстоянии 2—3 м от банки и по команде ведущего попытаться забросить в банку как можно больше пуговиц. Тот участник, который закинет все пуговицы, считается победителем.

Эту игру можно усложнить следующими способами. Во-первых, можно увеличивать число пуговиц для каждого участника. Во-вторых, с каждым разом можно увеличивать расстояние, с которого можно закинуть эти пуговицы. В-третьих, постепенно можно подбирать банки с более узкими горлышками.

Материалы и наглядные пособия для игры

Трехлитровая банка, большие пуговицы (по 5 штук разного цвета).

Нина Согумова
Игры на развитие координации движений и мелкой моторики руки

Эти игры можно проводить дома, на улице во время прогулки и даже во время ожидания, например, приема врача. Играя, будьте приветливы и терпеливы; не сердитесь, если у малыша не все сразу получиться; постарайтесь его заинтересовать и обязательно хвалите!

«Узелки»

Возьмите любую не жесткую и не очень толстою веревку (шпагат, ленту) длинной около одного метра и поучите ребенка завязывать узелки. Чем больше узелков получится, тем лучше (только туго затягивать не надо). Когда места для узелков уже не останется, малыш должен постараться развязать все узелки как можно быстрее. В начале спешить не следует. После пятой, шестой игры можно выполнять это упражнение на время. И каждый «рекорд» (уменьшение времени) должен быть отмечен наградой, которую вы придумаете сами. Очень хорошо, если завязывая и развязывая узелки, ребенок будет их вслух считать.

Собирание фигурок»

Прекрасно подойдут фигурки от «Киндр – сюрприза», мелкие детали конструктора «Лега», а еще проще, обыкновенно использованные спички (конечно, очищенные от обгоревших остатков) или старые соломинки от соков. Пусть малыш придумывает собственные конструкции или «строит» то, что изображено на любой картинке. Это может быть и дом, и машина, и дерево, и цветы, и даже облако. Пусть фантазирует и работает пальчиками.

«Вязание»

А это уже не требует подсказки! Научите малыша работать спицами, крючком. И из остатков пряжи пусть вяжет одежду для кукол, кошелечки для хранения мелких предметов (да мало ли для чего может пригодится вязанные вещи). Мальчики тоже пусть учатся вязать: ведь не случайно лучшими вязальщиками самой красивой одежды в Китае и Японии считаются мужчины.

«Рука направо, нога на лево»

Вытяните правую ногу на шаг вперед так, чтобы она носком чуть – чуть касалась пола. Правую руку вытяните чуть вперед. Теперь одновременно ногой описывайте круги слева на право, скользя носком по полу, а рукой делайте горизонтальные круги в воздухе с права на лево. Затем поменяйте руку и ногу и проделайте тоже самое.

«Камешки»

Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук, пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.

Несколько примерных упражнений:

Взять в руку пять камешков. Одни подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его. Предварительно взяв со стола два камешка.

Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Таких упражнений существует много,

разные варианты упражнений

ребенок может придумать сам.

Публикации по теме:

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Дидактическая игра «Цветные косички» Эта игра развивает мелкую моторику, усидчивость, воображение. Формирует понятия: длинный – короткий,.

Игры предназначены для детей 2–4 лет Давно известно, что развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи, мышления и памяти.

Конспект НОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук «В зоопарке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в продуктивных видах деятельности у детей с нарушением зрения Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области воспитанники испытывают.

Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики у детей и возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук Актуальность.

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника.

УДК 373.2

С 81 130 домашних игр для детей и родителей / авт.-сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест, 2007.- 96 с. ISBN 978-985-16-1649-3.

В книге собраны игры, способствующие развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Играть с малышами могут родители и воспитатели детского сада, некоторые игры рассчитаны на большое число участников, некоторые - на 2-3 человека. Книга включает несколько рубрик, в которых представлены игры, развивающие определенный познавательный процесс, подвижные и развлекательные игры.

УДК 373.2 ББК 74.1

Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 29.08.07.

Формат 84Х108"/ 32 . Бумага газетная. Печать высокая с ФПФ.

Усл. печ. л. 5,04. Доп. тираж 5000 экз. Заказ 2667.

© Подготовка и оформление. ISBN 978-985-16-1649-3 ООО «Харвест», 2007


ВВЕДЕНИЕ.. 6

СЧИТАЛКИ.. 7

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.. 10

ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ. 10

ХЛОПКИ.. 10

ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ЖЕЛТОЙ РЕКИ.. 10

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ.. 11

КТО СЕБЯ УЗНАЕТ. 11

СВИСТОК-ПОВОРОТ. 11

свисток-кругом... 11

ГДЕ СВИСТОК?. 12

ШЕРЛОК ХОЛМС.. 12

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ... 12

КТО ЛЕТАЕТ?. 13

БЕЛКИ, ЗАЙЦЫ, МЫШИ.. 13

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК.. 13

КОЛЕЧКО.. 13

ГОРЯЧИЕ РУКИ.. 13

ХИТРАЯ ЛИСА.. 14

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ.. 14

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.. 15

АВТОГОНКИ.. 15

КЛАССИКИ-КЛЕТКИ.. 16

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО.. 16

ЭСТАФЕТА «ФЛАМИНГО». 16

воздушный футбол.. 16

ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ... 17

ЭСТАФЕТА С ПОГОНАМИ.. 17

РУКАМИ НЕ ХВАТАЙ.. 17

УДЕРЖИ МЯЧ.. 17

СЕЙ-СЕЙ ГОРОХ.. 18

КАТУШКИ.. 18

ФОНТАН.. 18

ДРЕССИРОВАННЫЙ ШАР. 18

ВОДОВОЗ. 19

ИГРЫ С УЗЕЛКАМИ.. 19

ШЕЙ СКОРЕЙ.. 20

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.. 21

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК.. 21

ЧТО ЭТО?. 21

ВОРОБУШКИ ПО ЗЕРНЫШКУ.. 22

ЖИВАЯ ПАЛИТРА.. 22

ЗООПАРК.. 22

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН.. 23

НОЕВ КОВЧЕГ. 23

ТЕАТР ТЕНЕЙ.. 23

ГРИБНИКИ.. 24

НЕВИДИМЫЙ ОРКЕСТР. 24

СОЛНЦЕ И ДОЖДЬ. 24

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ.. 25

ЛЕС, ОЗЕРО, БОЛОТО.. 25

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ. 25



СКАЖИ ПОСЛЕДНИМ... 25

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТУРНИР. 26

ГОРЯЧИЙ МЯЧ.. 26

САМОЕ ДЛИННОЕ.. 26

СЛОВЕСНАЯ ЦЕПОЧКА.. 26

ОПИШИ-КА.. 27

БЕГЛЕЦЫ... 27

НИ «ДА»> НИ «НЕТ». 27

ОБЪЯСНЯЛКИ.. 27

КОТ В МЕШКЕ.. 27

ОДИН ИЗ НАС.. 28

МЕНЯЛКИ.. 28

КТО БОЛЬШЕ?. 28

ЛЕСНЫЕ ЖМУРКИ.. 28

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ?. 29

НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ.. 29

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 30

ТЕАТР ИМПРОВИЗАЦИИ.. 30

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ... 31

НЕБЫВАЛЫЙ ЗВЕРЬ. 31

КРОКОДИЛ.. 31

ЗОДЧИЕ.. 32

рисуем по кругу.. 32

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ.. 32

ЗООПАРК.. 32

КЕМ БЫТЬ?. 33

СКАЗКА БЕЗ КОНЦА.. 33

КТО ГОВОРИТ?. 33

ЧТО БЫ ТЫ СДЕЛАЛ.. 33

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.. 35

20 ИГРУШЕК.. 35

КТО - ГДЕ.. 35

СНЕЖНЫЙ КОМ... 36

КТО ЭТО?. 36

МЫШКА-ВОРИШКА.. 36

КИНОХРОНИКА.. 37

ПАРОВОЗИК - ПОВТОРИ.. 37

ПОВТОРИ-КА.. 37

ЧЬИ ЭТО НОГИ?. 37

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СВЕТОФОР. 37

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ... 39

РАЗБУДИ МЕДВЕДЯ.. 39

ПОЖАРНАЯ КОМАНДА.. 39

ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ.. 40

НИТОЧКА-ИГОЛОЧКА.. 40

РУЧЕЕК.. 40

МОЛОТИЛКА.. 40

СЛЕПОЙ ОРЕЛ.. 40

ПОЙМАЙ ЗА ХВОСТ ДРАКОНА.. 41

НАСЕДКА.. 41

ПАРОВОЗ. 41

ПО ДОМАМ... 42

ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?. 42

МАНЕЖ... 42

АИСТ И ЛЯГУШКИ.. 42

ПУТАНИЦА.. 42

МЕТКИЕ СТРЕЛКИ.. 43

ШИШКИ, ЖЕЛУДИ, ОРЕХИ.. 43

ДЕНЬ И НОЧЬ. 43

БЕГ СОРОКОНОЖЕК.. 43

УКУС ЗМЕИ.. 43

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА.. 44

ПОЙМАЙ СТУЛ.. 44

ЛАБИРИНТ. 44

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ.. 45

РАЗНЫЕ ЗАБАВЫ... 46

ОБМАНКИ.. 46

РИСУЕМ ВСЛЕПУЮ... 46

ГДЕ ПАЛОЧКА?. 46

РЫЦАРЬ СКОМКАННОЙ ГАЗЕТЫ... 47

КТО БОЛЬШЕ ПОЙМАЛ.. 47

АВИАШОУ.. 47

ВОЛЕЙБОЛ «РУКИ ЗА СПИНОЙ». 48

УЛИТКА.. 48

НОЧНОЙ ДОЗОР. 48

РУЧЕЕК С МЯЧОМ... 48

СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИ.. 49


ВВЕДЕНИЕ

Наверное, нет на земле человека, который не любил бы играть. Кто-то любит шахматы, кто-то футбол или преферанс. Мы все каждый день играем свои социальные роли. С помощью тонкой игры юноши и девушки привлекают внимание друг друга, игрой в домино развлекаются пенсионеры во дворе...

Чем же игра так привлекает нас?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните: когда вы впервые начали играть? Да в самом раннем детстве. Человек учится этому тогда же, когда начинает ходить и говорить. И умение и желание играть остается с ним на всю жизнь.

Но для взрослого игра далеко не так важна, как для ребенка. Для нас это всего лишь любимое развлечение, для него - тяжелая, утомительная работа, требующая огромного физического и умственного напряжения. Зачем же малыши с таким рвением берутся за нее?

А за тем, что именно таким образом они познают мир и учатся в нем жить, осваивают разные модели поведения, осмысливают любое новое знание, полученное от родителей и воспитателей. Игра для ребенка - это способ приспособления к нашему миру, репетиция перед взрослой жизнью. Приглядитесь, во что чаще всего играют дети, и вы увидите - они играют в нас. Крохотные малыши удивительно точно копируют поведение взрослых, интерпретируют доступным для них способом любую деятельность, любое событие. И часто их взгляд на мир и интуитивно составленное мнение гораздо ближе к истине, чем мы ожидаем, а иногда и взрослым есть чему поучиться у играющих детей.

Однако, играя в одиночестве или только со сверстниками, ребенок не получит всей пользы, которую может принести игра - основной вид его деятельности. Она выполняет множество разных функций. Наряду с познавательной и развлекательной, одна из самых важных среди них - развивающая. Игры, направленные на развитие умений, навыков, познавательных процессов помогают подготовить малыша к школе, к наиболее эффективному восприятию и усвоению новых знаний. Тренируя восприятие, внимание, память малыша, мы закладываем основу для обогащения эрудиции будущего школьника и студента; развивая речь, мышление, воображение, помогаем научиться обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы, эффективно использовать знания.

В этой книге собраны игры, способствующие развитию детей и подготовке их к обучению в школе. Играть с малышами могут родители и воспитатели детского сада, некоторые игры рассчитаны на большое число участников, некоторые - на 2-3 человека. Книга включает несколько рубрик, в которых представлены игры, развивающие определенный познавательный процесс. Но это разделение весьма условно: возможности многих из них гораздо шире. Например, игра «Левый берег Желтой реки» развивает не только внимание, но и речь, а мелкая моторика руки ребенка взаимосвязана с мышлением. И, разумеется, практически каждая игра развивает воображение.

Книга не содержит игр высокой подвижности, не подходящих для закрытого помещения; для проведения большинства из них не нужно большого пространства, а основная масса не требует также специальной подготовки и сложного оборудования. Инвентарь, который вам понадобится, можно сделать вместе с детьми.


СЧИТАЛКИ

В большинстве игр нужен кто-то, кто будет догонять, когда все убегают, отворачиваться, когда другие прячутся, - регулировать все происходящее. Иногда это интересно и почетно, и тогда каждый желает быть водящим, иногда - скучно, и водить не хочет никто. Так что взрослый не может просто так выделить одного из детей. Как же сделать выбор, чтобы не обидеть никого? Именно для этого придуманы считалки. Они давно уже стали обязательным атрибутом почти любой игры.

Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Но иногда рифмованные считалки сочиняют профессиональные детские поэты. Часто используются также народные потешки и дразнилки или стихи, утратившие авторство и ставшие народными.

Обычно, произнося считалку, указывают на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит. Есть и другой вариант: игроки выходят один за другим, а водящим становится последний оставшийся.

Итак, предлагаем веселые стишки-считалки, которые не только помогут организовать игру, но и позабавят малышей.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича - За Петра Петровича!

Он усат и полосат,

Ну не кот, а просто клад!

Раз, два, три, четыре.

Меня грамоте учили.

Только по полу скакать.

Я скакала, да играла,

Кукле ножку поломала,

Да за доктором послала.

Едет доктор на быках,

Да с гармошкою в руках .

Раз, два, три, четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я -

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять -

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы и цветы.

Выходи из круга ты.

Бегал зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи, тебе искать.

Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки пили, мышки ели,

Только сушками хрустели.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик - чистый стол.

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Раз, два, три, четыре, пять,

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет!

Я - зверек

И ты - зверек.

Я - мышонок,

Ты - хорек.

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько дали?

Аты-баты, сто грошей.

Аты-баты, выходи-ка, А

Аты-баты, поскорей.

Раз, два, три, четыре, пять.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но кто их возьмет,

Тот водить пойдет.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдет,

Тот из круга вон пойдет.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди в поле

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо -

Там краюха хлеба.

Раз, два, не воронь,

Беги как огонь.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и вон пойдет.

Иногда взрослый, проводящий игру, сталкивается с другой проблемой: как поделить детей на команды. Для этого тоже существует несколько способов. Вот некоторые из них.

Первый способ - деление с помощью игры «Ручеек», предложенной в разделе «Подвижные игры». Водящий участвует в «ручейке» вместе со всеми игроками. Когда он оказывается без пары, то дает команду остановиться. Правый берег «ручейка» становится одной командой, левый - другой.

Второй способ называется «сговорка». Выбирается один игрок, который набирает команду. Остальные становятся парами и сговариваются, кто из них как назовется. Потом подходят к набирающему и спрашивают, какое из двух прозвищ он выберет. Вот несколько вариантов сговорок: «Золотая чашечка или серебряное блюдечко?», «Ниточка или иголочка?», «Сахару кусочек или красненький платочек?». Игрок выбирает один из вариантов, и тот, кто так назвался, играет в его команде. Оставшиеся образуют вторую команду.

Третий способ позволяет быстро разделить игроков на любое количество команд. Для этого приглашается столько игроков, сколько команд вам нужно. Потом каждый из них приглашает одного из оставшихся, те еще по одному и т. д. Если осталось несколько ребят, которых никто не хочет выбирать, то им предоставляется возможность выбрать команду самим.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание - один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации.

Внимание детей дошкольного возраста неустойчиво: ребенок не может сохранять сосредоточенность более 7-10 минут, быстро переключается на новый, более яркий раздражитель. Поэтому игры, направленные на активизацию этого процесса, не следует делать долгими, а раздражители должны часто сменять друг друга. Водящий может нарочно усыплять внимание детей, чтобы потом резко включить их в игру, таким образом тренируя малышей быстро переключаться.

Хорошо развитое внимание подразумевает быструю и правильную реакцию на раздражитель. Игры, способствующие тренировке реакции, тоже включены в этот раздел.

ТРИ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИДЦАТЬ

Ход игры. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий стоит перед ними. Если он говорит «три», - все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать» - вверх, при слове «тридцать» - на пояс (можно придумать и другие движения).

Водящий называет любое из трех перечисленных чисел. Игроки должны быстро выполнять соответствующие движения. Тот, кто допустил ошибку, отходит на шаг назад и там продолжает игру. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на исходной позиции.

Условия. 1. Если игрок сделает хотя бы попытку к неправильному движению, он получает штрафное очко - отходит назад. 2. Водящий имеет право растягивать слова, например: «Три-и-и...» - играющим нужно внимательно следить за окончанием слова.

ХЛОПКИ

Играют 8-12 человек.

Ход игры. Игроки становятся в круг. Каждый получает порядковый номер. Все начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям. Первый игрок на хлопки в ладоши повторяет свой номер «один-один», а на хлопки по коленям называет номер любого другого игрока, например, «три-три». Третий игрок, услышав свой номер, на хлопки в ладоши повторяет свой номер, а на хлопки по коленям - номер любого другого игрока.

Условия. 1. Игрок, не успевший назвать свой номер, выходит из игры. 2. Игрок, назвавший номер того, кто уже вышел, тоже выходит.

Побеждают два последних оставшихся игрока.

ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ЖЕЛТОЙ РЕКИ

Играют 5-7 человек.

Ход игры. Игроки садятся в круг. Водящий говорит: «Завтра я поеду на левый берег Желтой реки. Там модно носить...» - и называет какую-нибудь деталь одежды своего соседа слева. Потом спрашивает у него: «А ты поедешь со мной на левый берег Желтой реки? Что там модно носить?» Тот быстро, не задумываясь, отвечает: «Поеду. Там сейчас модно...» - и называет деталь одежды своего соседа слева. Если он назвал одежду верно, водящий говорит: «Да, ты поедешь на левый берег Желтой реки». Если игрок ошибается, то ему говорят, что он не поедет. Потом водящий задает те же вопросы другим игрокам.

Условие. Игроки должны отвечать на вопросы быстро, не разглядывая соседа подолгу.

ЧАСЫ

Играют 10-15 человек.

Инвентарь. Скакалка.

Ход игры. Все игроки хором произносят: «Тик-так, тик-так». Двое из них в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз, второй - два, третий - три и т. д.

Если игрок ошибется в счете или собьется при прыжках, то он должен заменить одного из тех, кто держит скакалку. В этом случае счет начнется сначала. Задача игроков - прыгать как можно дольше, не сбиваясь.

КОРЗИНА С ФРУКТАМИ

Играют 10 и более человек.

Ход игры. Игроки садятся в круг. Водящий обходит всех и спрашивает, как они себя назвали или сам дает каждому названия фруктов.

Затем он садится в центре круга и начинает игру: «Когда я шел по саду, увидел деревья с прекрасными яблоками и грушами». Услышав названия своих фруктов, игроки меняются местами. В этот момент водящий пытается занять место одного из них. Если ему это удается, игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Когда в рассказе встречаются слова «корзина с фруктами», все игроки поворачиваются кругом.

КТО СЕБЯ УЗНАЕТ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Игроки становятся в ряд. Водящий подает команды, например: «Те, чье имя кончается на «-ша», хлопните в ладоши» или «У кого есть синий цвет в одежде, повернитесь кругом». Дети, узнавшие свои приметы, выполняют команду. Если игрок не выполнил команду вовремя или выполнил, когда не следовало, то он делает шаг назад. Побеждают те, кто остались на своем месте.

Правило. Если игрок начал выполнять неправильное движение, то он отходит назад.

СВИСТОК-ПОВОРОТ

Играют 5-10 человек.

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Дети становятся в затылок друг другу, взяв стоящего перед собой за талию, и быстро идут по прямой. Водящий подает свистком сигналы: один свисток - поворот направо, два свистка - налево. По сигналу передний игрок поворачивает в нужную сторону. Если он ошибется, то должен занять место в хвосте колонны, а «паровоз» ведет дальше следующий игрок.

Свисток-кругом

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Игроки становятся в круг и бегут друг за другом. Водящий подает сигналы свистком. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону. Если один из детей не успел развернуться, он выходит из игры.

ВОЛНА

Играют семь и более человек.

Ход игры. Игроки садятся в ряд. Крайний правый игрок правую, а левый - левую руку кладут на свое колено, остальные - на колени соседей. Один из крайних игроков хлопает рукой по колену. Вслед за ним все должны хлопать руками один за другим так, как они лежат, - волной. Если игрок хлопнет не вовремя или пропустит свою очередь, он убирает руку и во время следующей волны вместо хлопка должен назвать свое имя.

Победителями считаются те, кто ни разу не ошибся.

ГДЕ СВИСТОК?

Инвентарь. Свисток.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные игроки становятся вокруг него очень плотным кольцом. У одного из них свисток. Дети начинают передавать его друг другу за спинами. Время от времени, когда водящий отворачивается, кто-нибудь из игроков свистит. Задача водящего - указать игрока, в руках у которого свисток. Если он угадывает, этот игрок занимает его место.

Правило. Если водящий указал на игрока, у которого свисток, игрок не имеет права его передавать, а его соседи не должны принимать.

ШЕРЛОК ХОЛМС

Играют 15-20 человек.

Ход игры. Выбирается водящий - «Шерлок Холмс». Он на время выходит. Остальные участники выбирают главаря мафии. Его задача - показывать действия (хлопать в ладоши, смеяться, прыгать и т. п.), а остальные должны их повторять. Задача «Шерлока Холмса» - наблюдать за игроками и стараться угадать, кто из них главарь, которому подражают все остальные. Главарь же старается показывать новое движение так, чтобы водящий этого не видел.

Если «Шерлок Холмс» угадал, то главарь занимает его место.

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Участники становятся в круг, водящий в центре. Когда он говорит «карлики», все должны сесть на корточки, а когда скажет «великаны», детям нужно встать и поднять руки. Если игрок ошибается, он выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Правило. Водящий может растягивать слова.

И МЫ!

Играют пять и более человек.

Ход игры. Водящий рассказывает историю, делая паузы, во время которых игроки должны вставлять: «И мы!» - там, где это нужно, например: «Пошел я однажды в лес (пауза). Смотрю: в кустах медведь ест малину (пауза). Я как закричу (пауза)! Медведь как зарычит (пауза) да как побежит (пауза)! И я дальше пошел (пауза). Смотрю: дятел сидит на сосне и головой об нее стучит (пауза). Я как свистну (пауза)! Дятел испугался и улетел (пауза).

Поняв правила, дети сами смогут придумывать истории и играть друг с другом.

КТО ЛЕТАЕТ?

Играют пять и более человек.

Ход игры. Участники становятся в шеренгу. Водящий называет слова. Если они обозначают предметы или животных, которые могут летать, игроки хлопают в ладоши. Игрок, который хлопнет не вовремя или не хлопнет, когда нужно, делает шаг назад. Побеждает тот, кто остался на своем месте.

БЕЛКИ, ЗАЙЦЫ, МЫШИ

Играют три команды по 5-7 человек.

Ход игры. Игроки делятся на три команды - «белки», «зайцы» и «мыши». Один или два игрока, не вошедшие в команду, становятся «Охотничьими собаками». На расстоянии 5 м кладут три обруча - домики зверушек. Посередине между ними еще один - дом «собак». Водящий дает команду, например: «Белки - мыши!» Названные команды должны поменяться домиками. В это время «собаки» их ловят. Пойманных игроков они ведут в свой дом. Если кто-то хочет их выручить, то во время перемены домика он может подбежать и прикоснуться к ним, тогда они считаются свободными.

Водящий может подать и такой сигнал: «Мыши - белки - зайцы», тогда все три команды должны поменяться домиками, причем игроки должны следить, чтобы не оказаться в чужой команде.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Он и остальные участники становятся в круг. Каждый из них держит левую руку ладошкой вверх, а правую кладет на ладошку соседа. Водящий хлопает одной из ладошек по руке соседа и говорит: «Ток!» Игрок передает «электроимпульс» следующему, тот дальше и т. д. В это время водящий может «пустить ток» еще раз в ту же сторону или в противоположную. Задача игроков - не допустить ошибки и не прервать передачу тока. Если кто-нибудь ошибается, он выходит из игры.

КОЛЕЧКО

Играют десять и более человек. Инвентарь. Веревка, концы которой связаны, надетое на нее кольцо.

Ход игры. Выбирается водящий. Он становится в центре. Остальные участники образуют круг, взявшись обеими руками за веревку. Колечко находится в руке одного из них. Передвигая руки, игроки передают его друг другу, но так, чтобы не заметил водящий. Его задача - догадаться, у кого сейчас кольцо. Для того чтобы проверить догадку, он говорит одному из игроков: «Руки прочь!» Тот должен убрать руки с веревки. Если у него окажется кольцо, он сменяет водящего.

Правила. 1. Игроки имеют право отвлекать водящего, делая вид, что передают кольцо. 2. Новый водящий должен обернуться три раза вокруг своей оси, прежде чем начать искать колечко.

ГОРЯЧИЕ РУКИ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг и вытягивают руки ладонями вверх. Водящий, который находится в центре круга, неожиданно пытается хлопнуть кого-нибудь по руке, тот должен успеть убрать ее. Если водящему это удается, он остается на своем месте. Если же игрок не успевает отдернуть руку, он становится водящим.

ХИТРАЯ ЛИСА

Играют семь и более человек.

Инвентарь. Колечко или другой мелкий предмет.

Ход игры. Участники становятся в ряд. Водящий подходит к каждому из них, делая вид, что кладет ему в руку колечко. Одному из игроков он действительно передает его - этот игрок становится «хитрой лисой», которая до поры прячется. Когда водящий обойдет всех детей, они начинают ходить по комнате и трижды спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». «Лиса» делает то же самое, стараясь ничем не отличаться от остальных. Когда же вопрос прозвучит в третий раз, она выкрикивает: «Я здесь!» - и старается поймать кого-нибудь из игроков. «Лиса» выигрывает, если поймает хотя бы одного из детей. Когда игра возобновляется, водит тот игрок, который был «лисой».

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Играют пять и более человек.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запрещенное - его нельзя выполнять. Потом под музыку делает различные танцевальные или гимнастические движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте.

Правило. Если игрок хотя бы попытался выполнить запретное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Координация движений, в том числе мелкая моторика руки ребенка напрямую связана с мышлением, которое у дошкольника и даже младшего школьника является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить, как делается или действует что-либо, малышу нужно выполнить действие самому. Отсюда вытекает и обратный процесс: чем более тонкие операции ребенок может выполнять, тем лучше он способен представить действие. Неудивительно, что подвижность пальцев и кисти малыша рекомендуют развивать с самого раннего возраста.

Тем самым мы стимулируем его способность к логическому мышлению. Кроме того, в дальнейшем это поможет при обучении письму и музыке. Выявлена также связь между подвижностью кисти человека и творческими способностями.

Не меньшее значение имеет и координация движений в целом, связанная не только с умственным, но и с физическим развитием, и с моторной памятью. Она же определяет усвоение двигательных навыков.

В этом разделе представлены в основном игры - соревнования и эстафеты ограниченной подвижности, которые можно проводить в сравнительно небольшом помещении.

Играют два человека.

Инвентарь. 3-5 теннисных мячей (любых шариков); большая коробка с прорезями разной величины, но не меньше диаметра мяча, и цифрами, обозначающими количество очков (рис. 1).

Ход игры. Коробка устанавливается на гладком полу, на расстоянии 3-4 метров проводится черта. Игроки по очереди катят мячи от черты, стараясь попасть в прорези. Каждый имеет право на одинаковое количество попыток. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

АВТОГОНКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Игрушечные автомобили, одинаковые отрезки шнура, деревянные палочки равной толщины.

Ход игры. Автомобили привязывают к шнуркам. Другой конец закрепляется на палочках посередине.

Играющие берут палочки и по сигналу начинают наматывать на них шнур, подтягивая автомобили к себе. Побеждает тот, кто быстрее подтянет свою машину.

КЛАССИКИ-КЛЕТКИ

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Бита; квадрат 2x2 м, разделенный на 36 клеток, которые нумеруются вразнобой.

Ход игры. Первый игрок бросает биту в клетку № 1 и прыгает в нее на одной ноге". Из этой клетки он бросает биту в следующую по номеру и прыгает в нее и т. д. Побеждает тот, кто без ошибок пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то бита переходит к следующему.

Условия. Не разрешается: 1) попадать битой на черту; 2) наступать на черту; 3) нарушать очередность прохождения клеток; 4) менять ногу, прыгая. Стоя в клетке, можно менять ногу не более определенного количества раз (по договоренности).

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО

Играет один или несколько человек (командами).

Инвентарь. Два зеркальца, два карандаша, листы бумаги с намеченными точками контурами геометрических фигур.

Ход игры. Дети делятся на команды. Каждый из них получает листок с намеченной точками фигурой. Пара игроков с одинаковыми листками садится, и каждый старается соединить точки, глядя на свою руку только в зеркало.

Побеждает команда, игроки которой аккуратнее и правильнее обвели фигуры.

Примечание. Чтобы дети обводили фигуру, глядя только в зеркало, можно установить преграду (дощечку или книгу), закрывающую листок от прямого взгляда.

ЭСТАФЕТА «ФЛАМИНГО»

Играют десять и более человек.

Инвентарь. 10 воздушных шариков, повязки для глаз.

Ход игры. Дети делятся на две команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Перед каждой командой один за другим кладутся по пять шариков. В каждый из них вложен листок с заданием, как для игры в фанты. В конце дистанции стоит по одному игроку с повязками. По сигналу первые игроки обеих команд как можно быстрее перешагивают через шарики, стараясь не сдвинуть их с места движением воздуха. Если шарик все же улетел, игрок должен вернуть его на место. Если шарик лопнул, виновный подбирает листок с заданием. Когда они доходят до конца дистанции, игроки, ждущие там, завязывают им глаза. Они идут обратно, снова перешагивая через шарики. Укатившиеся шарики кладет на место игрок с конца дистанции. Добравшись до исходной линии, игроки передают повязку следующим.

Побеждает команда, игроки которой первыми закончат игру и сдвинут с места меньше шариков. После игры те, кому достались фанты, выполняют задания.

Воздушный футбол

Играют 4-6 человек.

Инвентарь. Двое ворот шириной 8^-10 см (можно обозначить карандашами), трубочки для коктейля, мячик или шайба из пенопласта.

Ход игры. Ворота устанавливаются на столе. С двух сторон располагаются команды из 2-3. игроков, вооруженных трубочками. Мяч кладется в центр игрового поля. Задача игроков -- забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Правило. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, команда соперников получает одно дополнительное очко.

Примечание. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Старые журналы.

Ход игры. Участники выстраиваются в ряд на исходной линии на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из них получает по два журнала. На расстоянии 12-15 м обозначается финишная черта. По сигналу игроки бросают один журнал на пол, наступают на него, впереди кладут второй, перебираются и перемещают первый журнал вперед. Таким образом дети должны добраться до финиша, не наступая на пол, а прыгая, как лягушки, с кочки на кочку. Побеждает игрок, который прошел дистанцию первым.

Правила. 1. Игроки могут наступать на чужой журнал, если на нем никто не стоит. 2. Никто не имеет права сталкивать другого с «кочки». 3. Игрок не может забрать чужой журнал. 4. Если кто-нибудь наступит на пол, он выбывает из игры.

ЭСТАФЕТА С ПОГОНАМИ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Спичечные коробки.

Ход игры. Дети делятся на команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Первому игроку каждой из команд кладут на плечи спичечные коробки - по одному на каждое. Задача игроков - пройти заранее установленную дистанцию и вернуться обратно, не придерживая «погоны» руками. Коробки переходят к следующим игрокам.

Побеждает команда, все игроки которой раньше пройдут дистанцию

Правила. 1. Игрок не может двигаться до того, как получит от предыдущего коробки. 2. Если игрок уронил один коробок, он должен попытаться поднять его, не уронив второй.

РУКАМИ НЕ ХВАТАЙ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Два теннисных мяча.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и становятся в две шеренги. Первый игрок каждой из команд получает мяч. Он зажимает его на сгибе локтя и передает следующему. Тот берет мяч таким же образом, не придерживая другой рукой, и передает дальше. Если мяч падает, уронившая его пара повторяет передачу. Последний игрок бежит в начало шеренги и передает мяч первому. Побеждает команда, в которой мяч окажется у первого игрока раньше.

УДЕРЖИ МЯЧ

Играют две команды по 3-5 человек.

Инвентарь. Мячи и дощечки (или книги в твердом переплете).

Ход игры. Игроки обеих команд становятся на исходной линии в затылок друг другу у исходной линии. У каждого из них дощечка или книга. На исходной линии напротив каждой команды лежит мяч. На расстоянии 8-10 м обозначается финишная прямая. По сигналу водящего первый игрок каждой команды кладет мяч на дощечку и несет к финишу. Дойдя до конца дистанции, он катит мяч следующему игроку.

Побеждает команда, все игроки которой пройдут дистанцию раньше.

Правило. Если игрок уронил мяч, он останавливается, возвращает его на дощечку и продолжает движение с того же места.

СЕЙ-СЕЙ ГОРОХ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Горох, бутылки.

Ход игры. Участники делятся на две команды. Каждый получает определенное количество горошин (5-10 штук). Перед каждой командой стоит бутылка. По очереди игроки, не нагибаясь и держа руки на уровне груди, опускают горошины в бутылку. Побеждает команда, в бутылке у которой оказалось больше горошин.

КАТУШКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Две деревянные катушки, 10 м тонкой веревки, прищепка.

Ход игры. К двум катушкам привязываются концы веревки, а середина ее отмечается прищепкой. Двое игроков берут катушки и по сигналу начинают сматывать веревку. Побеждает тот, кто первый домотает до прищепки.

ФОНТАН

Играют 15 и больше человек.

Инвентарь. Воздушные шары.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, водящий в центре. У каждого - шар. Один из игроков дает ему шар, который он подбивает вверх, не давая упасть. Потом другие игроки добавляют по одному шару. Водящий должен удержать их в воздухе. Если хоть один упадет, тот, кто подал последний шар, становится водящим.

Побеждает тот, кто удержал в воздухе больше шаров.

ДРЕССИРОВАННЫЙ ШАР

Играют два человека и более.

Инвентарь. Воздушный шарик, три обруча разного диаметра.

Ход игры. Обручи подвешиваются или держатся игроками на высоте около полутора метров. Располагать их следует не на одной прямой, в порядке убывания диаметра (рис. 2). Участники находятся на исходной позиции. По очереди они получают шар и, дуя на него и не помогая себе руками, заставляют пролететь сквозь все три обруча. Побеждает игрок, который справился с заданием быстрее.

Правило. Если игрок уронил шар или коснулся его рукой, он выходит из игры.

ВОДОВОЗ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Теннисные ракетки, пластиковые стаканы с водой.

Ход игры. Участники выстраиваются вдоль стартовой линии, держа ракетки для настольного тенниса. На ракетках стоят стаканы с водой. Финишная черта находится на расстоянии 10 м. По сигналу игроки начинают двигаться к финишу, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто пройдет дистанцию первым и донесет наибольшее количество воды.

ИГРЫ С УЗЕЛКАМИ

1. КТО БОЛЬШЕ

Играют два и более человек.

Предлагаем игры на развитие ловкости и координации движений ребенка 6 лет.

Ловкость является комплексным качеством, в котором сочетаются проявления сообразительности, быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также владение игровыми приемами. Если говорить коротко, то это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией.

Слово «координация» происходит от латинского со — с, вместе и ordinatio — расположение в порядке. Координация движений — это управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. Проще говоря, это согласованная работа различных частей тела при решении определенной задачи.

Все подвижные игры способствуют развитию у ребенка ловкости и координации. Плавание, катание на роликах, коньках, лыжах также играют не последнюю роль. Очень хорошо тренируют ловкость и координацию любые игры с мячом. Прыжки через скакалку не только развивают координацию движений и ловкость, но и укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы.

Кроме этого, помните, что и посильная работа дома, на дачном участке, например прополка, сбор ягод, подметание дорожек, приготовление пирожков, мытье посуды и прочее, не только воспитывает трудолюбие и определенные навыки самообслуживания (очень нужные каждому ребенку), но и в значительной степени влияет на развитие ловкости и координации движений.

Обратите внимание, что некоторые очень интересные игры этого же типа помещены в раздел «Игры для веселой компании», поскольку играть в них веселее всем вместе.

Следы

Разбивает ловкость, координацию движений

◈ По правилам игры, один шагает и оставляет следы на песке или снегу, а другой идет за ним след в след. Шагать можно по-разному: тонкой цепочкой или широким шагом.

◈ Потом по этим же правилам поиграйте в догонялки.

Птички-невелички

Игра способствует развитию координации движений, речи

◈ Предложите ребенку поиграть в птичек: попрыгать, как воробушек, и почирикать; «полетать», как ворона, размахивая руками и каркая.

◈ А может, показать самолет? В таком случае бегать нужно с разведенными в разные стороны неподвижными руками, изображая гудение мотора.

Допрыгни

Игра способствует развитию координации движений

Необходимый инвентарь: мел, обручи, ленты.

◈ На близком расстоянии друг от друга нарисуйте круги. Предложите ребенку перепрыгивать из одного круга в другой.

◈ В дальнейшем увеличивайте расстояние между кругами.

◈ В детских садах для этой игры часто используют обручи, но поскольку дома это не всегда возможно, то круги можно выкладывать из широких лент (мы, например, пользовались разноцветными бантами).

Зеркало

Развивает внимание и координацию движений

◈ По правилам игры ребенок становится «зеркалом» и повторяет все, что будете делать вы. Начинайте с простых движений. Например, присесть, помахать рукой.

◈ Сложность игры заключается в том, чтобы повторить все движения ведущего зеркально.

◈ Вам будет весело, если вы будете меняться ролями с ребенком. Кстати, эта игра подойдет и для детской компании.

Бирюльки

Развивает ловкость, терпение и выдержку

Необходимый инвентарь: мелкие предметы.

◈ Мелкие предметы высыпают горкой на стол. Задача игроков — по очереди вытаскивать по одному предмету (бирюльке), стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше всего предметов.

◈ Сейчас в магазинах продают специальные наборы для такой игры.

Классики

Необходимый инвентарь: мел.

◈ Вообще-то эта игра рассчитана на более старший возраст, поэтому я приведу самый простой ее вариант.

◈ На асфальте чертят мелом классы, клетки нумеруют.

◈ Прыгать можно на одной ноге, на двух, на любую ногу (об этом заранее договариваются). Каждый игрок начинает прыгать с цифры 1 на цифру 2 и т. д., а потом обратно.

◈ Нельзя оступаться или наступать на линии, разделяющие клетки. Если игрок нарушил какое-либо правило, он уступает место следующему игроку.

Веселая зарядка

Развивает координацию движении, укрепляет мышцы

◈ Покажите, как можно чертить пальцем в воздухе разные линии и фигуры.

◈ Позвольте ребенку рисовать обеими руками. Очень полезно проделывать то же самое носом, глазами и ногами (лежа на полу, или пальцами ног в положении стоя).

Подбрось мяч

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По правилам игры: вы по очереди подбрасываете мяч вверх. При этом нужно хлопнуть в ладоши и сосчитать до одного. Затем поймать мяч. Если мяч успешно пойман, его можно подбросить еще раз и сосчитать до двух, хлопнув в ладоши два раза. Снова поймать мяч. И так далее.

◈ Если мяч не пойман, то ход переходит к другому игроку.

Лови мяч

Развивает внимание, ловкость

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ По очереди бросайте мяч друг другу, называя животных, птиц, растения, но ловить надо только в том случае, если названа какая-либо птица.

◈ Если же названо что-то другое (не птица), то мяч нужно отбить.

Закинь в кольцо

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: мяч, обруч.

◈ Предложите ребенку закинуть мяч в обруч. Сначала держите обруч вертикально, поднимайте его выше, ниже.

◈ Измените положение обруча, пусть малыш кидает мяч в «кольцо». Если обруча нет — не беда: закидывать можно в коробку подходящего размера.

Я знаю

Развивает память, внимание, моторику.

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Поиграйте с ребенком в эту старинную игру. Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося каждое имя, ударяйте мячом об пол или о стену. Теперь очередь вашего ребенка назвать те имена, которые знает он.

◈ Повторять имена нельзя. Точно так же «знать» можно названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

Снежный бой

Развивает ловкость, координацию движений, укрепляет доверительные отношения

◈ Слепите с ребенком снежки и кидайтесь друг в друга. От снежков нужно уворачиваться.

◈ В эту игру можно играть и дома, причем в любое время года — просто сделайте снежки из бумаги.

Бумажный снег

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Скомкайте бумагу так, чтобы получились небольшие шарики — снежки, и приступайте к развлечениям! Устройте соревнование — кто дальше бросит свой снежок.

◈ Выберите какую-нибудь мишень и старайтесь попасть в неё снежками.

◈ А после закиньте снежки в заранее приготовленное ведерко. Это еще один вид игры — баскетбол.