Игра как средство социализации детей дошкольного возраста в условиях доу. Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе Игры по социализации в детсаду


«Использование игры в целях социализации детей дошкольного возраста»

Собственный педагогический опыт. Доклад на РМО для воспитателей ДОУ по образовательной области " Социально - коммуникативное развитие" на тему "Использование игры в целях социализации детей дошкольного возраста "

Игра выступает средством социализации дошкольников , она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста .

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В раннем возрасте дети получают первоначальные представления социального характера и включаются в систему социальных отношений через решения следующих задач : развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности. Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребенком и взрослым.

Таким образом, игра в раннем возрасте является средством социально -личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков , развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации .

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Игра – важнейшее средство социализации дошкольников .

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции .

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности , способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений » , как охарактеризовал её Л. С. Выготский.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения : у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные, находить партнёров, ставить цель и выбирать средства реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях дошкольного воспитания , требует от ребёнка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умения самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.

Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт .

В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка , его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний , для расширения их кругозора.

Игры , направляемые взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определённое отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игра даёт возможность ребёнку активно включаться в дела взрослых.

Игра имеет социальную основу . И детские игры прежних лет , и современные игры убеждают нас в том , что они связаны с миром взрослых.

Окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно : сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной , воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребёнка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие . Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике) . А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом» .

В развёрнутой форме ролевой игры , которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет , на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно начинает служить усвоению социального опыта .

Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку , предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.). В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те моменты в жизни детей , когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Наблюдая за игрой детей , можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является неправильное воспитание в раннем возрасте . Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны» , отрывочны.

Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может попытаться индивидуальным подходом постепенно включать ребёнка в общие игры . Главным образом тогда, когда такие дети составляют в коллективе меньшинство, очень хорошо, если воспитатель в группу играющих детей включит такого нелюдимого ребёнка, чтобы он слился с этой группой и принимал активное участие в игре. Таким путём можно устранить асоциальные проявления в поведении ребёнка.

Агентами социализации для дошкольника являются родители , сверстники, взрослые – те люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

В нашем детском саду используют следующие детские игры .

Сюжетно-ролевые игры («больница» , парикмахерская, магазин и т. д., которые в свою очередь развивают потенциальные возможности детей ; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений ; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Театрализованные игры -одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. («репка» , «КР. Шапочка)

Подвижные игры выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества . (лошадки, угадай, кто позвал)

Дидактические игры способствуют социально -нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. (Волшебники, позови ласково)

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

    развитие игровой деятельности детей;

    приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

    формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности – только в случае конфликта, который перерастает в насилие

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.

При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение

Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в “дочки-матери”…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к различным видам игр. Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения. По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Научить детей играть – значит научить жить. Надо всегда помнить, что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально развитой личности. Всё зависит от того, что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”, который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимают социально – ориентированные игры. Данные игры является мощным средством социализации, “взросления ” подрастающего поколения.

Сегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении внутреннего содержания.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре происходят освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение социального опыта. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. Таким образом, и ребенок и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называют «взрослыми играми для детей» или социально-ориентированными.

Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:

  • коллективный характер деятельности (включение в игру как непосредственных исполнителей, так и зрителей) , что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей
  • актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер) , что позволяет создать мотивационную основу для обще-интеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста
  • педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии» , когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу)
  • уникальность (такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая» , поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля (стиля обучения) решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника)

Направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и, что немаловажно, единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.

В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной и творческой.

Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В. М. Букатов, А.П. Ершова, Е.Е. Шулешко) :

  1. Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
  2. Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т.д.) ;
  3. Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
  4. Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;
  5. Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.

Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.

Список игр:

  • соберемся вместе или деление на команды;
  • волшебная палочка;
  • кузовок;
  • туристы и магазин;
  • гусеница;
  • прогулка с компасом;
  • вот какая мама;
  • Магазин вежливых слов и т.д.

Благодаря использованию таких социально-ориентированных игр отношения детей и воспитателей выходят на иной уровень – доверительный, учитывающий желания и возможности детей – по отношению к взрослым, проявляющий позитивное сотрудничество и доброжелательность – по отношению к сверстникам. Их применение в педагогическом процессе качественно повышает эффективность взаимодействия воспитателей с детьми.

Список литературных источников

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. -Красноярск, 1999.
  3. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. Методическое пособие для педагогов. -Калуга: издательство «Адель» , 1997.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.
  6. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  7. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В.М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
  8. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2012.
  9. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Взрослые» игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000.
  10. Усова А. Б. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Полученные данные в ходе констатирующего этапа эксперимента позволили разработать методику формирующего этапа эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента мы реализовали следующие педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами:

Первым педагогическим условием социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами выступает включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно-печатные, словесные игры, игры с предметами).

Охарактеризуем игровую среду в группе: наличие в группе игрового материала для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками); наличие игрового материала для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и т.д.); игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты, аудиовизуальные средства: магнитофон, другая аппаратура); материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти и краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и т.д.).

Оценка игровой среды показала ее высокую организацию, соблюдение таких основных принципов, как универсальность, системность, функциональный комфорт, эмоциональность. Среда мобильна и подвижна, что позволяет изменять ее, трансформировать в соответствии с содержанием замыслов детей. Предметно-игровая среда помогает ребенку моделировать развитие игры, а игра, в свою очередь, способствует развитию ребенка. Несмотря на то, что предметно-игровая среда получила высокую оценку, были выявлены и ее слабые стороны: однообразие и несовременность.

Игровая среда, организованная в старшей группе, положительно влияет на весь педагогический процесс, и, в частности, на развитие игровой деятельности детей старшего возраста.

При руководстве детскими играми детей, мы решили внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению игровых умений по выбранным нами на констатирующем этапе критериям.

Мы использовали следующие подходы:

  • 1. Участвовать в играх детей в качестве партнера. В игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с ней. Например: «Я - бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…».
  • 2. Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: «А можно я буду играть с вами в «больницу». Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…».
  • 3. В ходе формирующего эксперимента мы вовлекали в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения. В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором голышей, с игрушками из "киндер-сюрприза". Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития игровых умений у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.
  • 4. Для развития умения предложить новый замысел для игры провести с детьми старшего дошкольного возраста игру - придумывания. При этом поставить следующий вопрос: «Что и как придумывать?».

В игровую зону мы включили словесные и настольно-печатные игры.

При отборе словесных и настольно-печатных игр мы руководствовались книгой для воспитателей (А.К. Бондаренко). Так же игры были отобраны с учетом возраста детей.

В игровую зону мы включили следующие настольно-печатные игры: «Кто построил этот дом?», «Собери картинку», «Зоологическое домино», «Путешествие по городу», Что где растет?», «Умные машины», «Времена года?» и др. И словесные игры «Радио», «Кому что нужно?», «Да - нет», «Отвечай быстро», «Кто больше назовет действий?», «Подбери слово», «Не ошибись» и др. (см. Приложение 5).

В ходе поведения настольно-печатных игр мы заметили, что они вызвали у детей интерес. Например, в игре «Умные машины» дети старались объяснить друг другу как правильно нужно играть в эту игру, принимали эти правила. А в игре «Времена года» дети перекрикивали друг друга, стараясь быстрей других ответить на загадку о времени года. Тексты загадок давались вперемешку (лето, зима, осень, весна).

В словесных играх дети также приняли активное участие. Например, в игре «Что кому нужно?» на вопрос взрослого: «Что нужно повару?», дети отвечали: «Кастрюля, поварешка, ножик, продукты, вода и др.». В игре «Да-нет» дети совместно со взрослым загадывали несколько предметов (картина, часы, стол). После ответов на вопросы были заданы наводящие вопросы: «Этот предмет находится на стене, что находится на стене?», «Этот предмет в рамочке, что на стене и в рамочке?». Ответ: «Картина».

В игре «Отвечай быстро» дети активно взаимодействовали друг с другом, быстро и уверенно отвечали на вопросы друг друга. Например, Ксюша Б. назвала «зеленый» цвет и бросила мяч Егору Ш., он ответил, что зеленым может быть лист, назвал «голубой» цвет и передал мяч Максиму С. и т.д.

В играх «Подбери слово» и «Не ошибись» были похожие правила, на вопрос взрослого дети отвечали по очереди, передавая кубик друг другу. На вопрос: «Что можно шить?» дети отвечали: «Платье, шубу, куртку, рубашку и т.д.». На вопрос: «Что можно завязывать?» - «Шнурки, веревочку, шарф, завязки и т.д.». На вопросы: «Когда мы смотрим телевизор, спим, завтракаем?» дети отвечали соответственно: «Днем, ночью, утром».

Мы заметили, что дидактические игры способствовали закреплению навыков взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в совместной деятельности.

Дети отметили изменение в группе, проявляли заинтересованность, желание участвовать в реорганизации группы. В своих играх дети стали использовать полифункциональные предметы (пустые коробки от конфет и т.д.). Мы подключали к играм детей, внося тем самым предложения использовать какой-то материал для создания игровой обстановки. Дети сооружали из спичечных коробок столы, диваны, кровати.

Экспериментатор при этом задавал детям вопросы («А что это такое?», Это будет диван…), тем самым мы побуждали малоразговорчивых детей проговаривать действия. Полифункциональные предметы, которые в прежних играх обозначали одни действия, теперь имеют совершенно другое, обозначение.

Мы попытались создать в группе атмосферу раскрепощенности, что открывало возможность для налаживания дружеских «равноправных» отношений. Не сдерживали творческие проявления ребенка своей оценкой, запретами, ограничением представления материалов для игровой деятельности, тем более что мы находились в соавторстве с ребенком.

К концу эксперимента мы обратили внимание, что расшатывались стереотипы игр детей: они придумывали, фантазировали, давали одним и тем же предметам разные названия. Дети стали более доброжелательными, как в общении друг с другом, там и с экспериментатором.

Таким образом, после включения в игровую зону дидактических игр, дети стали больше совместно играть в предложенные игры, устанавливать правила и налаживать дружеские отношения друг с другом. Некоторые дети проявляли качества лидера и звали других детей принять участие в подвижных и дидактических играх. Таким образом, созданная нами игровая зона, включающая дидактические игры, способствовала наиболее частому взаимодействию детей друг с другом, то есть дети устанавливали дружеские отношения со сверстниками, успешно участвовали в коллективных играх и играх, предложенных другими детьми и т.д.

Вторым педагогическим условием социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами выступает включение детей в подвижные игры.

В ходе реализации данного педагогического условия, мы решали следующие задачи:

  • - развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
  • - развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • - развить самоконтроль эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;

Подвижные игры мы подбирали в соответствии с возрастом детей, опирались на примерные общеобразовательные программы, составленные с учетом ФГТ. Игры были подобраны следующие: «На кого я похож», «Кулачки и ладошки», «Хитрая лиса», «Улиточка», «Колдун»; игры средней подвижности: «Веселый мячик», «Угадай, кого поймали», «Лохматый пес», «Передай-встань», «Перейди через болото», «Цветы и пчелки», «Найди мяч», «Два мороза», «Мышеловка», «Стадо и волк», «Мы веселые ребята» «Поезд», «Карусель», «Смелые мышки», «Догони свою пару», «Кошки и мышки» и др. (приложение 4).

Целью проведения подвижных игр является активное взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми.

Так, например, в подвижной игре «Перейди через болото» детям нужно было перебраться через болото, прыгая на воображаемые кочки. Двое детей в экспериментальной группе и три ребенка в контрольной группе не могли перебраться. Один ребенок из контрольной группы хотел помочь, но не знал как, в экспериментальной группе два ребенка оказались в такой же ситуации. Лишь два ребенка из экспериментальной и контрольной групп нашли способ, как помочь, остальные даже не пытались.

Это говорит о том, что большинство детей не умеют оценивать свое поведение и поведение сверстников, не хотят оказывать помощь в трудную минуту.

В подвижной игре «Цветы и пчелки» мы предложили детям распределиться на две команды. Одна команда - пчелки, другая - цветы. Команда «Пчелки» изображает пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, качают головой, подражают жужжанию пчелы. Команда «Цветы» изображают цветы встают на одно колено, расправляя руки, как лепестки. Суть игры заключается в том, что участники должны сотрудничать друг с другом. Так в игровой форме, у детей воспитывали доброжелательное отношение друг к другу.

Игру дети воспринимали с восторгом, сюжет заинтересовал их, с большим удовольствием играли в нее.

Многие дети не умеют сотрудничать с партнерами по игре. Многие дети не могли договориться между собой, отказывали меняться ролями. Это говорит о том, что дети не умеют договариваться между собой, не умеют сотрудничать друг с другом.

Мы помогали детям выбрать общую тему игры, спланировать основные сюжетные коллизии и распределить роли.

Мы принимали непосредственное участие в самой игре, беря на себя какую-нибудь эпизодическую роль. В игре с детьми мы выполняли основную роль, а дети остальные роли, последовательно их меняя.

С тремя дошкольниками, которые испытывали затруднения в проигрывании роли, мы развертывали игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. При этом ребенок играл главную роль, а мы последовательно меняли ее: «Давай, Вероника, ты будешь Дюймовочкой, а я Лягушкой… А теперь я Жук …», Игра носила характер импровизации, без точного повторения текста сказки. Важно, лишь воспроизвести общий смысл ролевых диалогов. Затем мы брали на себя роль главного героя, а ребенку предлагали быть всеми остальными, по очереди. (Давай играть в «Приключения Буратино». Я буду Буратино, а ты папа-Карло. Согласен? А потом ты будешь Карабасом-Барабасом…»)

В ходе работы мы обратили внимание, что 3 ребенка испытывали затруднения при речевом общении с детьми. Для стимулирования ролевых диалогов мы использовали метод вопросов. Вскоре нами был отмечен сдвиг в речевом общении детей: появились развернутые высказывания. Дети научились использовать содержащуюся в вопросе взрослого подсказку, например, играя с ребенком в ситуации диалога двух мам, мы спрашивали его: «А вы идете кататься на качелях в парк с дочкой или в кафе есть мороженое?», «Ваша дочка ходит в детский сад или школу?»

В игре «Телефон», мы использовали телефон-игрушку. Мы предлагали детям игровые роли, вводили смысловую ситуацию, требующую разговора персонажей по телефону. Каждый из детей, участвующих в игре, при таком построении сюжета, сначала вступал во взаимодействие со взрослым, а затем со сверстником. Во время игры детям предоставлялся игровой материал, имеющий условный характер, для формирования у детей умения использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы (кирпичики, бумажки, палочки, карандаши и т.д.)

В подвижных играх «На кого я похож», «Кулачки и ладошки», «Улиточка» использовались нами с целью закрепить навыки взаимодействия детей в совместной деятельности.

Так, в игре «На кого я похож?» каждый из детей выходил в центр круга, а остальные дети отвечали на вопросы взрослого: «На какое животное похож?», «На какую птицу?», «На какое дерево?», «Почему вы так считаете?». Например, Ксюша Б. похожа на лисичку, потому что такая же хитрая; Миша М. похож на воробья, потому что такой же маленький; Лиана К. похожа на березу, потому что такая же красивая и т.д.

В игре «Улиточка» также все дети выходили в центр круга и были «улиточкой», которая угадывала, кто измененным голосом произносил следующие слова:

«Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога.

Угадай, кто я?»

Дети с удовольствием участвовали в игре и изменяли свой голос, некоторые подсказывали «улиточке», кто произносил слова. Таким образом, дети в данных играх взаимодействовали друг с другом и налаживали дружеские отношения.

В играх «Веселый мячик», «Поезд», «Карусель» использовались с целью закрепить навыки совместной деятельности.

Так, в игре «Карусель» необходимо было образовать круг, держась за руки, идти по кругу сначала медленно, а потом быстрее. Детям было интересно выполнять движения и разучивать слова:

«Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом!»

Затем дети изменили движение в противоположную сторону и продолжили со словами:

«Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!»

Дети настолько увлеклись этой игрой, что просили повторить ее несколько раз. Таким образом, они снова взаимодействовали друг с другом и со взрослым.

Подвижные игры «Смелые мышки», «Догони свою пару», «Кошки и мышки» использовались нами с целью закрепления навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Например, правила игры «Смелые мышки» заключались в том, что выбирается один ребенок, который находится в домике «кота», а все остальные дети - «мыши». Пока произносятся слова:

«Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз-два-три-четыре.

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мыши вон!»

Во время проведения игры «Кошки и мышки» между детьми возникал спор о том, кто будет «кошкой» и «мышками». При вмешательстве взрослого споры были разрешены, дети разделились с помощью короткой считалочки, и затем снова взаимодействовали друг с другом и налаживали дружеские отношения.

Таким образом, с помощью подвижных игр были закреплены навыки общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослым. Можно сказать, что по сравнению с предварительными наблюдениями (констатирующий этап) в самостоятельной игре изменилось ролевое взаимодействие детей, повысился уровень нравственного развития, дети научились вставать на позицию другого. В играх детей чаще стали встречаться интересные замыслы, где они стали комбинировать разнообразные знания об окружающем, коллектив детей стал сплоченней, они стали более свободно общаться между собой, сократилось количество споров при выборе темы игры и при распределении ролей. Практически исчезло предметное атрибутивное маркирование роли, дети изменяли роли партнеров по взаимодействию в соответствии с целями развертываемых сюжетных событий, тематика игры значительно расширилась, сюжеты стали включать до 6-7 последовательно развертывающихся событий.

Для наглядного представления об изменениях, произошедших в ходе нашего эксперимента, мы обобщили данные и представили их в таблице 4.

Таблица 4

Результаты сравнения диагностических данных констатирующей и контрольной диагностики

Показатели социализации

Этапы диагностики

Уровни показателей в группах

Высокий (в %)

Средний (в %)

Низкий (в %)

Контрольная (n=20)

Экспериментальная(n=20)

Контрольная (n=20)

Экспериментальная (n=20)

Контрольная (n=20)

Экспериментальная(n=20)

Нравственное развитие

констатирующий

контрольный

Показатели социализации

Идет на контакт

констатирующий

контрольный

Откликается на просьбы и замечания

констатирующий

контрольный

Действует сообща

констатирующий

контрольный

Принимает помощь

констатирующий

контрольный

Устанавливает дружеские отношения

констатирующий

контрольный

Действует под руководством

констатирующий

контрольный

Действует самостоятельно

констатирующий

контрольный

Контролирует свое поведение

констатирующий

контрольный

Конфликтует

констатирующий

контрольный

Улаживает разногласия

констатирующий

контрольный

Признает правила

констатирующий

контрольный

Сочувствует

констатирующий

контрольный

Подчиняет свои интересы интересам другого

констатирующий

контрольный

Соблюдает очередь

констатирующий

контрольный

Анализируя данные таблицы 4, можно отметить, что в экспериментальной группе показатели социализации выражены на более высоком уровне и наблюдается развитие данных показателей, чем у дошкольников контрольной группы, где не проводилась опытно-экспериментальная работа.

Опираясь на данные таблицы 4, можно отметить, что и в контрольной и в экспериментальной группе произошли изменения. Например, в экспериментальной группе процент дошкольников, показавших второй уровень нравственного развития, повысился с 55% до 65%. В контрольной группе такое повышение произошло с 45% до 80%. Но, следует отметить, что после эксперимента в экспериментальной группе появились дети, показавшие высокий уровень нравственного развития. Таковых? 25%. В то время, как в контрольной группе дошкольников, показавших высокий уровень нравственного развития нет совсем.

Важно отметить, что за время реализации игр с правилами, дети продолжали развиваться естественным образом. Это помогает нам объяснять общее повышение уровня социального развития как в контрольной, так и в экспериментальной группах. По данным таблицы 4, невозможно заключить о достоверности различий по признаку «нравственное развитие». Ниже мы приводим статистические данные, согласно которым такие различия действительно имеют место быть.

Полученные данные, приведенные нами в Таблице 4, позволили нам сделать предположение, что для перехода на высокий уровень социального развития дошкольнику необходимы специально организованные условия и сопровождение взрослого, а также специально разработанная программа развития, которая включала игровые ситуации, способствующие нравственному совершенствованию ребенка.

При повторном проведении методики «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (Степанова Г.Б.),мы получили следующие данные. По показателям «действует сообща», дошкольники экспериментальной группы 50% получили по 2 балла, что соответствует среднему уровню проявления показателей социального развития и 50% детей получили по 3 балла, что соответствует высокому уровню проявления показателей социального развития, полученные данные свидетельствуют от значительной динамике развития детей по данному показателю.

Динамика социального развития дошкольников в экспериментальной группе наблюдался так же по таким показателям, как «устанавливает дружеские отношения» (55% детей соответствуют среднему уровню, 45% детей высокому уровню проявления показателей социального развития), по показателю «контролирует свое поведение» (60% детей соответствуют среднему уровню, 40% детей высокому уровню проявления показателей социального развития), по показателю «подчиняет свои интересы интересам других» (15% детей соответствуют среднему уровню, 85% детей высокому уровню проявления показателей социального развития). По обозначенным показателям дети экспериментальной группы показывают значительно более высокие результаты, чем дети в контрольной группе, где опытно-экспериментальная работа не проводилась.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей, в экспериментальной группе, в результате организованной с ними работы по социальному развитию через игры с правилами, стали проявлять в своем поведении важные особенности, формируемые в процессе социализации, устойчивым образом (рис. 2).

Рис. 2.

Рис. 3. ? Сопоставление данных об уровнях развития дошкольников контрольной и экспериментальной групп по показателю социализации «устанавливает дружеские отношения»

Рис. 4. ?Сопоставление данных об уровнях развития дошкольников контрольной и экспериментальной групп по показателю социализации «контролирует свое поведение»




Таблица 5

Распределение детей по типам социальной активности в разных видах игровой деятельности (%)

Тип активности

На процесс социализации детей старшего дошкольного возраста влияют несколько факторов: микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум; мезофакторы - этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типа поселения (мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село - большое, среднее, малое); макрофакторы - страна, этнос, общество, государство (как определённая социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности); мегафакторы - космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека.

Педагогическими условиями социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами являются:

  • - включение в игровую среду зоны, включающей дидактические игры (настольно-печатные, словесные игры);
  • - включение детей в подвижные игры.

Был проведен педагогический эксперимент. Он был разделен на несколько этапов (констатирующий, формирующий и контрольный.).

Задачей констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилось - определение уровня развития социализации детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, на начальном этапе данной работы был определен исходный уровень, который выявил состояние проблемы социализации старших дошкольников. Мы провели отбор методик, позволяющих наиболее эффективно проверить заданные критерии.

Задачей формирующего этапа нашего исследования была реализация игр с правилами и определение эффективности процесса социализации в играх с правилами.

Задачей контрольного этапа являлось выявления эффективности процесса социализации старших дошкольников в играх с правилами. Сопоставление данных диагностики, полученных до и после реализации игр с правилами.


Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что различий между детьми в контрольной и экспериментальной группах по показателям развития социализации детей старшего дошкольного возраста и подготовительной групп, нет. Дети как контрольной, так и экспериментальной групп в целом соответствуют среднему уровню социализации. Высокий уровень социализации не показал никто из старших дошкольников и детей подготовительной группы, что свидетельствует о необходимости осуществления работы по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

По итогам повторного обследования у детей старшего дошкольного возраста проявилась тенденция к увеличению уровня социализации. Это значит, что наша формирующая работа была эффективной.

Игра - эффективная форма социализации ребёнка

Описание: в данной методической разработке собраны дидактические игры для педагогов, которые организовывают процесс вхождения личности (обучающегося) в группу, детский коллектив. Представлены игры способствующие социализации личности.
Цель: социализация личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста через игру
Задачи:
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
Актуальность. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без включения в систему социальных отношений. Социализация личности идёт на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. Дошкольное и школьное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место. В образовательном пространстве наладить процесс социализации ребенка помогут игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные…) для детей дошкольного и школьного возраста.
Регулярное проведение таких совместных игр обогатит обучающихся новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

1.Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
-Понравилась ли вам игра?
-Почему хорошо обнимать других детей?
-Приятно вам, когда вас обнимают?
- Часто ли вас обнимают?
2.«Телеграф»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; педагог – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Педагог приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
3.«Радио»
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам
4.«Чемодан».
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.
Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
5.«Буквы-загадки»
1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.
2. «Буква-хоровод» . Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.
3. «Строим буквы» . Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)
6.«Неиспорченный телефон»
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

Варианты:
-слово, трудное слово, словосочетание, скороговорка (считалка),
-две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.
7.«Пишущая машинка»
Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
-хлопают перед собой в ладоши
-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)
-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами
- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами
8. «Взрослое имя»
Дети сидят в кругу. Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству.
Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Затем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: «Я - Мария Игоревна», «Я -Михаил Николаевич».