Дидактическая игра да нет для дошкольников. Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста на прогулке

Если вам надоело играть в «Крокодила», наскучили «Фанты» и «Мафия», попробуйте поиграть в не менее интересную игру, поглощающую своим процессом – загадки на логику «Данетки». Играть в «Данетки» можно везде: в шумной компании гостей, сидя с друзьями в кафе, на пикнике, даже по пути на работу. Эта игра очень помогает «скоротать время» в длительных поездках. В игру может играть неограниченное количество людей одновременно, никакого дополнительного реквизита не требуется. «Данетки» – отличное развлечение для тех, кто любит детективы и логические игры, так как обычно это загадочные детективные истории с подвохом — на первый взгляд загадка может казаться довольно странной, но объяснение её вполне логично.

Готовые сценарии квестов для детей и взрослых. Для получения подробной информации нажмите на интересующую картинку.

Правила игры «Данетки»

Ведущий озвучивает остальным игрокам небольшой текст, обычно это финал какой-то истории, и чаще всего – странная загадочная ситуация. Задача игроков – разгадать, что привело к такому финалу, то есть выяснить подоплёку ситуации и найти ответ.

Согласно правилам игры, ведущему можно задавать любые вопросы, однако их нужно формулировать таким образом, чтобы ответы на них были только «да» или «нет». Если участники идут по ложному пути, допускается ответ ведущего «не существенно» («не имеет значения»).

Для того, чтобы лучше понять суть игры, приведу пример разгадывания несложной «данетки» .

Ведущий озвучивает игрокам: «Пилот выпрыгнул из самолета, но остался жив. Как такое может быть?»

Игроки задают вопросы, а ведущий на них отвечает, вот примерный диалог:

— Он выпрыгнул с парашютом?

— Он разбился обо что-то, когда летел?

— Это происходило ночью?

— Не имеет значения.

— Его удалось спасти?

— Не имеет значения (суть не в этом).

— Он достигнул земли?

— Самолет летел?

— Пилот выпрыгнул из самолета, стоящего на взлетной полосе?

Всё, ситуация разгадана).

Огромным плюсом игры является то, что игра заставляет думать, развивает логическое мышление и включает фантазию, учит грамотно формулировать вопросы. Ситуации могут быть совершенно нестандартными, а для их решения потребуется не только логика, но и воображение – в этом и заключается вся прелесть этого увлекательного интеллектуального развлечения.

В данной статье я предлагаю вам ознакомиться с наиболее интересными «данетками», многие из них с успехом были применены на практике. Попробуйте, и вам обязательно понравится!

Лучшие «Данетки» с ответами

Деревенский дурачок

В одной деревушке поселке жил дурачок. Он стал местной достопримечательностью, благодаря тому, что когда ему предлагали на выбор 10 центов или пятидолларовую купюру, он всегда брал 10 центов. Почему он никогда не выбирал купюру?

«Дурачок» на самом деле был вовсе не глуп, так как понимал, что, пока он будет выбирать 10-центовую монету, люди будут предлагать ему выбор, а если он выберет пятидолларовую купюру, то перестанет быть «достопримечательностью», предложения выбора прекратятся, и он не будет получать ничего.

Письмо от мужа

Получив письмо мужа, женщина поняла, что он умер. Как так?

Женщина непосредственно причастна к смерти мужа. Она отправила ему письмо, вложив в него отравленные марки для обратного ответа. Получив ответ с отравленной маркой на конверте, она поняла, что план сработал.

Внезапная смерть

Человек спускался вниз по лестнице и вдруг понял, что в эту минуту его жена умерла. Как это возможно?

Человек находился в больнице. Его жена была там же, подключенная к аппарату искусственного жизнеобеспечения. Когда он спускался по лестнице, в больнице пропало электричество и погас свет. Соответственно, аппарат тоже отключился.

День рождения

Джулия сегодня отметила свой День рождения. А послезавтра её сестра-близнец отметит своё. Как это возможно?

Джулия родилась 28 февраля, за несколько минут до полуночи. А её сестра — 1-го марта. Получается, что в високосный год день рождения младшей из близняшек на 2 дня позже.

Смертельное шампанское

Человек пошел на вечеринку и там выпил немного шампанского. Затем он покинул вечеринку самым первым. Все остальные люди, которые пили шампанское после него, умерли от отравления. Почему этот человек остался жив?

Яд был в кубиках для льда. Человек пил шампанское самым первым, и лёд ещё не успел растаять и смешаться с напитком.

Разборки в баре

Человек, сидя в баре, стал нелестно отзываться об одном прославленном на всю страну солдате и его поступках. За это его вышвырнули на улицу, но при этом он чувствовал себя абсолютно счастливым. Почему?

Писатель Ярослав Гашек, желая узнать, как в народе приняли его произведение «Похождения бравого солдата Швейка», решил поставить эксперимент. Он отправился в бар, где стал громко ругать собственное произведение, за что и был выставлен вон.

Пятёрка за экзамен

Экзамен в военно-морском училище. Курсант вытянул билет и сел готовиться. Вдруг, ни с того ни с сего, он встаёт с места и подходит к профессору с зачётной книжкой. Тот, не раздумывая, ставит ему «пять». Как такое возможно?

Преподаватель, используя азбуку морзе, простучал по столу карандашом сообщение: «Первый, кто расшифрует это послание, пусть подойдёт ко мне и сразу, без сдачи экзамена получит оценку отлично». Студент расшифровал сообщение и получил заслуженную пятёрку.

Попутчики

Два человека совершенно нормально относятся друг к другу, но они никогда не сядут в один самолёт. Почему?

Обе персоны – наследники британской короны. Чтобы авиакатастрофа не оставила страну без монарха, авиаперелёты они совершают в разных самолетах.

Нашествие котов

Один человек уехал в отпуск и попросил друга присмотреть за котом. Через неделю в квартире бегали уже 8 взрослых котов. Откуда они взялись?

На следующий день кот убежал, и человеку пришлось дать объявление о пропаже. Поскольку он сам ещё не очень хорошо знал кота, ему пришлось оставлять у себя всех похожих котов, которых ему приносили. И ждать приезда друга, который должен был опознать своего питомца.

Предсказатель

Задолго до изобретения УЗИ один предсказатель угадывал пол будущего ребенка. К нему выстраивались огромные очереди, поскольку никто не смог поймать его на ошибке. Как у него это получалось?

Предсказатель вёл «журнал», где записывал дату, фамилию женщины и предсказанный пол. Причём он всегда говорил вслух один пол ребёнка, а в журнал записывал другой. И если после рождения ребёнка клиент возвращался к нему, требуя вернуть деньги за неверный прогноз, он доставал журнал и демонстрировал посетителю запись, в которой пол был указан верно. И обвинял клиента в том, что тот сам не расслышал (или не так понял) предсказание.

Спасительный звонок

Женщина не знала, как избавиться от засидевшихся гостей, но её спас телефонный звонок. Каким образом?

Женщина сделала вид, что звонивший сообщил ей о пожаре в доме одного из гостей, но она не расслышала, о чьём доме шла речь.

Двое

Голый мужчина в недоумении стоял над еще тёплым трупом, дрожа от холода. Что произошло?

Мужчина очнулся от летаргического сна в морге. А работник морга, увидев «живого мертвеца», умер от инфаркта.

Соль

Из-за курсантов военного училища во всех магазинах города, за одни сутки, скупили всю соль. Почему?

Курсантам дали задание – убрать весь снег на плацу. Так как убирать снег вручную им было лень, они решили посыпать его солью. Для этого купили по 10 пачек соли каждый. Когда бабушки в магазине увидели, что люди в военной форме запасаются солью, они решили, что грядёт военное положение, стали сеять панику и скупать соль.

Непонятный язык

В инструкциях у американских полицейских встречаются слова на редких иностранных языках, которыми сами полицейские не владеют. Для чего эти слова?

Хитрый многоженец

Мужчина за сравнительно небольшой срок зарегистрировал брак 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее он не развелся ни с одной из них, но и не стал при этом многожёнцем.

Мужчина – регистратором браков в загсе.

Неверная жена

Муж возвращается из командировки, звонит в дверь, ему открывает жена. Он тут же набрасывается на неё с обвинениями в супружеской измене. Как он об этом узнал?

По дороге домой муж заехал к приятелю, а дверь приятельской квартиры ему открыла его собственная полуодетая жена.

Клад

Копая землю, женщина обнаружила сундук с золотом. 3 года она хранила его, не говоря никому ни слова. А через три года купила виллу, машину и множество других вещей. Что мешало ей сделать это раньше?

Женщина – жертва кораблекрушения. 3 года она провела на необитаемом острове, где и был найден клад. И когда её наконец спасли, она смогла использовать его.

Несчастливые деньги

Девушка нашла деньги и очень расстроилась. Почему?

Девушка – начинающий писатель, она издала несколько экземпляров своей книги и оставила их на полке в библиотеке. Между страниц книг девушка специально положила денежные купюры, чтобы проверить, были ли интересны её книги кому-нибудь. Спустя некоторое время она пришла в библиотеку и увидела, что во всех книгах купюры на месте – значит, их никто не открывал.

Пропавший интерес

Парень увидел за столиком в кафе симпатичную девушку, и уже было решил подойти познакомиться, но тут девушка зевнула. Сразу после этого молодой человек потерял к ней интерес. Почему?

Зевая, девушка прикрыла рот рукой, и молодой человек заметил обручальное кольцо у неё на пальце.

Экзаменационная работа

Студент закончил писать экзамен позже всех, и преподаватель не хотел принимать его работу. Однако ему удалось сдать работу и получить хорошую оценку. Как у него это получилось?

Студент спросил преподавателя: «Вы знаете мою фамилию?» и, убедившись, что тот её не знает, он положил свою работу в середину стопки и убежал. Преподавателю пришлось проверить его работу.

Родственные связи

Отец Эрика был старше его деда. Как это может быть?

Если у отца и матери Эрика большая разница в возрасте, дед по материнской линии может быть моложе отца Эрика.

Странные девушки

Рядом стоят три девушки, две из них расстроены, одна счастлива. Счастливая девушка плачет, а расстроенные – улыбаются. Что происходит?

Смертельное застолье

В помещении стол, на нём карты и пистолет. За столом все мертвы. У пятерых на лице страдальческие гримасы, у шестого – нормальное выражение лица. Что произошло?

Дело происходило на подводной лодке, которая начала тонуть. Запасы кислорода подходили к концу. Собравшиеся за столом на картах разыграли право застрелится, так как в пистолете была только одна пуля.

Погоня

Бежит человек, за ним бежит много других людей. Человек кричит преследователям «не видать вам золота!», и начинает стрелять. Наблюдающие за происходящим ликуют. Что происходит?

Соревнования по биатлону.

Театральный скандал

Женщина ушла из театра во время антракта, не дожидаясь конца спектакля, так как спектакль показался ей невыносимо скучным. Но из-за её ухода разразился ужасный скандал. Почему?

Женщина была актрисой и исполняла главную роль в спектакле.

Тишина

Одному старику очень мешали дети, которые постоянно играли и кричали у него под окнами. Но горстка мелочи помогла ему решить проблему и добиться тишины. Как?

Старик сказал детям, что ему очень нравится, когда они кричат у него под окнами и он готов платить им деньги, при условии, что они будут приходить во двор каждый день и кричать, как можно громче. Через пару дней, он сказал детям, что платить ему больше нечем. Дети убежали играть в другое место, не желая бесплатно веселить старика.

Подарок от профессора

Один профессор всю жизнь мечтал подарить кому-нибудь из своих студентов большую сумму денег. Но за деньгами никто не приходил. Почему?

Все студенты учили предмет по толстому учебнику, написанному самим профессором. На одной из страниц, ближе к концу учебника, была сноска: «Студент, читающий это, может обратиться к автору учебника за денежным вознаграждением». Но ни один студент там и не прочитал учебник до конца.

Миллионеры

Мужчина и женщина поженились и после свадьбы забросили все свои дела и только развлекались. В итоге через три года они стали миллионерами. Как так?

До свадьбы они были миллиардерами. Но за три года промотали часть состояния и стали всего лишь миллионерами.

Наследство

Одна женщина должна была получить огромное наследство от бабушки. Получив конверт с завещанием от бабушки, она была так сильно разочарована, найдя внутри чек на $20, что с досадой выбросила и конверт, и чек в мусорное ведро. На следующий день горничная женщины уволилась, а через месяц женщина узнала, что её бывшая горничная стала миллионершей. В чём секрет?

Бабушка женщины любила пошутить – на конверте была наклеена коллекционная марка стоимостью 3 миллиона долларов.

Человек со спичкой

Посреди пустыни лежит мужчина без одежды. В руках у него сломанная спичка. Что произошло?

Человек летел вместе со своими друзьями на воздушном шаре. Но вдруг шар начал стремительно терять высоту. Тогда друзья решили уменьшить вес, избавившись от всего лишнего. Они сбросили вниз сумки, еду, но это не помогло. Тогда они решили снять всю верхнюю одежду и обувь. Это тоже не помогло. Они поняли, что шар не выдержит столько пассажиров, и решили тянуть жребий. Тот, кто вытянет самую короткую спичку, должен будет спрыгнуть вниз. Нашему приятелю не повезло.

Редкая книга

У человека была редкая книга стоимостью 50 000$, однако он осознанно уничтожил её. Почему?

У человека было 2 одинаковых экземпляра. Уничтожив одну из книг, коллекционер в разы увеличил стоимость второй.

Туфля

Каждый вечер девушка открывала сейф, клала туда туфлю и ложилась спать. Почему?

Девушка работала стюардессой, а в сейфе хранила документы. Чтобы не забыть их, она клала вместе документами в сейф туфлю от униформы: в одной туфле она точно не выйдет из дома!

Беспокойная ночь

Мужчина лежал ночью в номере отеля и никак не мог уснуть. После того, как мимо проехала машина, он заглянул под кровать и обнаружил там труп. Почему он решил заглянуть под кровать?

Проезжавшая мимо машина фарами осветила часы, которые весели на стене, и мужчина увидел, что они не идут, однако он слышал тиканье часов. Это было тиканье наручных часов, которые были на трупе.

Таинственная смерть

Мужчина вошёл в комнату и увидел открытое окно, большую лужу воды и осколки на полу. Рядом лежала мёртвая Мэри. Что произошло?

В тот день был сильный ветер и окно распахнулось. Аквариум, стоявший на подоконнике, упал на пол и разбился. Мэри — рыбка.

Случайная встреча

Мужчина спокойно шёл по улице, вдруг внезапно набросился на проходящую мимо женщину и задушил её. Его забрали в полицию, но его отпустили и не посадили в тюрьму. Почему?

Женщина была его женой. Несколько лет назад она инсценировала свою смерть так, чтобы обвинили мужа. Его осудили за убийство, он уже отсидел срок в тюрьме. Случайно увидел на улице свою «умершую» супругу, мужчина в гневе он её задушил. А за одно и то же убийство не могут осудить дважды.

Лифт

Мужчина всегда спускался на лифте, а поднимался всегда пешком. Почему?

Дело в том, что мужчина был карликом, а жил он на 12 этаже. В лифте он мог дотянуться только до кнопки первого этажа.

Случай в баре

Ковбой заходит в бар и просит бармена налить ему стакан воды. Бармен внезапно выхватывает пистолет и стреляет в воздух, после чего ковбой благодарит бармена и уходит. Что произошло?

Ковбой страдал от икоты и хотел избавиться от неё, выпив стакан воды. Бармен, поняв проблему ковбоя, применил испытанное средство – испугать икающего.

Шахматный клуб

Идя по следу преступников, инспектор полиции вошел в шахматный клуб. Оценив ситуацию, он сказал своим помощникам: «Задержите тех двоих играющих!» Как он узнал преступников?

Инспектор увидел, что на наспех расставленной доске не было королей.

Надёжное средство

Бывший моряк поместил в газете объявление: «За небольшую плату высылаю наложенным платежом надёжное средство против морской болезни». Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул.

Он посылал совет: «Сидите дома».

Свидетели

Два человека вошли в помещение, увидели убийцу и его окровавленную жертву, обменялись мнениями и спокойно вышли.

Посетители обсуждали картину «Иван Грозный и сын его Иван».

Закопанное оружие

Муж соврал жене, что на заднем дворе их дома закопано оружие. Зачем?

Он сидел в тюрьме и знал, что его переписку читают. Таким образом он решил задействовать полицейских в сельхозработах, чтобы в поисках оружия они вскопали огород.

Бессоница

Человек встает ночью, чтобы выпить воды. Затем он выключает свет и ложится спать. Наутро он встает, выглядывает из окна, вскрикивает и кончает жизнь самоубийством.

Человек был смотрителем маяка и ночью по ошибке выключил свет на маяке. Из-за этого несколько судов разбились о рифы. Утром он понял, что натворил…

Дурной сон

У фермера была жена и дети. Кроме них, на ферме проживали горничная и ночной сторож. Как-то раз фермер собрался в деловую поездку. Когда фермер уже собирался выезжать на вокзал, к нему подошёл сторож и сказал, что этой ночью ему снился сон про поезд, сошедший с рельс. Поскольку фермер был суеверен, он перенес поездку, а на следующий день узнал, что поезд действительно потерпел крушение. Однако сторож был уволен. Почему?

Ночной сторож ночью должен охранять ферму, а не спать.

Несчастный случай

Заметка в газете: «Трагическая смерть женщины в горах». На фото изображена супружеская пара, в статье приносятся соболезнования супругу. В полицию пришел человек, сообщил некие данные, и мужа погибшей обвинили в её убийстве. Кто был этот человек и что он сообщил?

В полицию пришел туристический агент и сообщил, что муж покупал два билета в горы и только один обратный.

Умные ученики

Инспектор пришел проверять школу. Он заметил, что когда учитель задавал классу вопрос, то все ученики поднимали руку, каким бы сложным он ни был. Учитель каждый раз выбирал новых учеников, и все они давали правильные ответы. Инспектор понял, что здесь какая-то хитрость. Какая?

Учитель предупредил учеников, что когда он будет задавать вопрос, то руку должны поднимать все. Но при этом те, кто знает ответ на вопрос, поднимают левую руку, а кто не знает – правую.

Пунктуальный человек

Очень пунктуальный человек, страдающий глухотой, строго придерживался расписания. Каждое утро он выходил из дома в 7:45, чтобы отправиться на небольшую получасовую прогулку. В одно и то же время он пересекал железнодорожные пути. Первый поезд по ним шел только в 9:00. Но однажды глухой был сбит поездом во время своей прогулки. Почему?

В эту ночь время было переведено на летнее. Человек не перевёл свои часы, вышел из дома на час позже и пересекал переезд не в 8:00 а в 9:00.

Внезапное богатство

Мужчина приобрел картину и сказочно разбогател.

Мужчина купил обычную картину неизвестного художника для своей гостиной. Вбивая гвоздь в стену, чтобы повесить картину, мужчина обнаружил в стене полость: под обоями был тонкий слой штукатурки и фанера. Он вскрыл загадочное место и там оказался тайник с бриллиантами.

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.

ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.

В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.

Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.

Цели:

  1. Учить детей сужать поле поиска объекта в разных видах пространства, находить точку отсчета в пространстве.
  2. Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
  3. Самостоятельно находить группу предметов, с которыми можно играть, признак, по которому можно сужать поле поиска.

Оборудование описано в конспекте.

Ход занятия

Организация Содержание
Дети стоят перед столом, на котором стоит макет д/с.
Плоскостная «Да-нет» на макете д./с находим загаданный объект, дети должны выйти на здание д/с, которое находится в центре макета.
Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов; принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина»,
«право – лево».
Оборудование: макет д/с.
В.: с помощью первой игры вы найдете первое задание, на необычном занятии, а этих заданий будет несколько. Игра будет проходить на макете д/ с.
В.: Я загадала объект, задавайте мне вопросы.
Д.: Это в центре макета?
В.: Да.
Д.: Это здание д./с?
В.: Да.
Задание 1
На здании д/с дети должны выйти на окно 10, окна среднего этажа на макете пронумерованы от1 до 22.
Сначала дети играют на макете в плоскостную вертикальную «Да-нет».
Игровая задача: отгадать объект. Загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
Оборудование: макет д/с.
В.: я загадала окно на здании д/с (макете), задавайте мне вопросы.
Д.: это левая часть здания?
В.: да.
Д.: это средний этаж?
В.: да верно, это средний этаж.
Числовая «Да-нет».
Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска.
Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
Оборудование:
1 22
Теперь отгадайте окна, на котором спрятано задание.
В.: я загадала окна, задавайте мне вопросы.
Д.: это 11?
В.: нет.
Д.: это больше 11?
В.: да.
Д.: это 17?
В.: нет.
Д.: это меньше 17?
В.: да.
Д.: это 14?
В.: да это окно 14 и оно в нашей группе, найдите задание. Задание 2 лежит на подоконнике. Нашли задание.
3.Задание 2
Найти в игровой комнате стол, под которым спрятано задание 3
Объемная «ДА – НЕТ»
Игровая задача: отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускаются перечисление объектов, находящихся в комнате; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.
В.: Я загадала объект, который находится в нашей игровой комнате, задавайте мне вопросы.
Д.: это в передней части группы?
В.: да
Д.: это в правой части группы?
В.: да
Д.: это ниже уровня глаз?
В.: да.
Д.: это стол?
В.: да. Ищите задание.
4.Задание 3
Разделиться на две команды по следующему принципу: слева от меня встанут дети, которые родились до 15 числа
Справа от меня встанут дети, которые родились после 15 числа. Дети могут придумать или найти любой вид «ДА – НЕТ»
Выполнив это задание, у нас получилось две команды. Каждая команда получает задание: найти или придумать свою игру «Да-нет» для команды соперников. Дети расходятся одна команда в приемную, другая в спальню.
Дети, ушедшие в приёмную, нашли линейную «Да-нет».
Вторая команда придумала плоскостную «Да-нет» (на столе), с помощью различных предметов, находящихся у педагога на столе.
5. Рефлексия
В.: в какие «Да-нет» мы играли?
Д.: в линейную, объёмную, плоскостную (вертикальную, горизонтальную).
В.: какое из заданий было самым сложным для вас?
Д.: сложностей не было.

Список литературы:

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2006.
  2. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Для тех кто еще не знает, или просто не уверен то Да-Нетки (Данетки) это такие загадки, которые требуют компании для их решения. Ведущий, который знает ответ, говорит фабулу (которые и даны ниже), а все остальные должны выпытать ответ или объяснение этой фабулы спрашивая наводящие вопросы.

Ведущий может отвечать только "да" или "нет", а иногда, для упрощения задачи может говорить "не важно" имея в виду что это не относится к разгадке. Причем ведущему очень важно точно соблюдать формулировку загадки, так как одно неверное слово может все очень изменить... Ответы зачастую неожиданны и кажутся надуманными - но так даже интересней:))

Общие принципы и примеры ситуаций

Методика занятия по игре "Да-Нет"

Цель занятия: сформировать у детей понимание сущности "сильного вопроса", дать методику поиска путём последовательной дихотомии (усечения поля поиска)

Положительные стороны метода: игра по сути своей довольно проста и может одинаково успешно применяться в работе с любыми возрастными группами - от дошкольников до старшеклассников, ведущий может легко варьировать предметную область и сложность задач, адаптируя их к уровню детей, а также создавать новые задачи на основе практически любого материала - предметных задач, головоломок, сказок, анекдотов, вопросов "Что? Где? Когда?" и т.д.

Я предлагаю детям сыграть в простую игру: я загадываю число от 1 до 10, они должны попытаться отгадать это число - разрешено задавать мне любые вопросы, на которые я буду отвечать "Да", "Нет" или же "Ну-ну-ну", если на вопрос нельзя ответить "Да" или "Нет" .

Примечание 1: среди детей не должно быть никого, знакомого с алгоритмом двоичного поиска - если есть такая возможность, это желательно выяснить заранее и, если такие дети найдутся, отстранить их от этой игры.

Примечание 2: если дети случайно отгадали число с первой-второй попытки, я не сообщаю им об этом и "перезагадываю" число - важно, чтобы прежде чем дети добъются успеха, ими были сделаны хотя бы 5-6 попыток.

После того, как дети отгадают число, я говорю им: "Молодцы, очень хорошо... А теперь попробуйте отгадать число от 1 до 1000 !" Как правило, дети начинают либо паниковать, либо возмущаться (либо и паниковать, и возмущаться): "Да разве мы сможем это сделать?! Это же придётся полдня гадать!" Впрочем, наиболее смелые могут попробовать - я даю им возможность задать 10-15 вопросов, чтобы продемонстрировать, что их способ неэффективен. Тогда я предлагаю им (как вариант - на спор) отгадать число от 1 до 1000, задав не более десяти вопросов . Что и делаю, используя метод двоичного поиска (последовательного деления поля поиска пополам):

Это число больше 500 ? Нет.

Больше 250 ? Да.

Больше 375 ? Нет.

Больше 322 ? Да.

Больше 348 ? Нет.

Больше 335 ? Да.

Больше 342 ? Да.

Больше 345 ? Да.

Больше 347 ? Нет.

Это 346 ? Да!

Как видите, 10 вопросов было вполне достаточно. Затем я обсуждаю с детьми, почему их способ угадывания чисел был неэффективным, а использованный мной - эффективным. Если кто-то дойдёт самостоятельно - хорошо, если же нет - я наглядно (начертив числовую прямую и, если надо, объяснив им, что это такое) объясняю им, что они действовали "методом тыка" - каждый их вопрос сокращал область поиска (область поиска или поле поиска - область, в которой может лежать искомый ответ) лишь на одну позицию, т.е. после каждого вопроса, который не привёл к успеху, область поиска почти не уменьшалась - такой способ поиска и такие вопросы мы назовём слабыми:

Попробуем угадать число от 1 до 20 (загадано число 11):

Это 5 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 9 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 1 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 19 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 4 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 20 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 6 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 2 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это 15 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Я же действовал методом последовательного усечения поля поиска - после каждого моего вопроса, даже если он не приводил меня к успешному решению, поле поиска значительно сокращалось (примерно вдвое) - такого рода вопросы мы будем назвывать сильными:

Число > 10 ? Да. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 15 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 13 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число > 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Число = 12 ? Нет. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Таким образом, выводим определение:

Сильный вопрос - вопрос, значительно сокращающий поле поиска даже в случае "неблагоприятного" ответа. Когда есть возможность, следует использовать сильные вопросы .

Для того, чтобы проверить, поняли ли дети материал и чтобы закрепить его, я провожу с ними ещё одну игру на угадывание числа.

Затем я предлагаю другую игру на угадывание, использующую те же правила. Требуется угадать задуманное мною животное (как вариант - страну, литературного персонажа, марку машины, одного из детей и т.п.). Это уже нелинейный поиск, так что скопировать решение предыдущей задачи полностью не удастся. Если дети сразу начинают использовать сильные вопросы - очень хорошо, если же они начинают снова использовать "метод тыка" - "Это собака? Это кошка? А может быть, это крокодил?" - я напоминаю им о том, что следует использовать сильные вопросы. Если и после такой подсказки никто не сообразил, какие вопросы задавать, я могу привести пример таких вопросов сам: "У этого животного есть ноги? У него четыре ноги? Две? У него есть крылья?" С помощью таких вопросов можно достаточно быстро "вычислить" искомое животное. По ходу игры я показываю это графически, рисуя на доске "область поиска" и отсекая от неё куски:

Неизвестное животное

У этого животного есть ноги?

Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)

Животное с ногами

У этого животного есть крылья?

Крылатое животное с ногами

Оно умеет летать?

Все животные без ног (рыбы, змеи, черви и т.п.)

Нелетающее крылатое животное с ногами ____________________

Все летающие животные (летучие мыши, большинство птиц и т.д.)

Все животные без крыльев (большинство зверей, земноводные и пресмыкающиеся, пауки и т.п.)

Есть ноги, есть крылья, но летать не умеет... Видимо, какая-то нелетающая птица (хотя может быть и крылатое, но нелетающее насекомое - однако вряд ли дети осведомлены о существовании таких диковин). Нелетающих, хотя и имеющих крылья птиц весьма немного - страус, пингвин, ископаемый дронт... Мы достаточго уменьшили область поиска и можно перейти на перебор вариантов, так как вариантов осталось всего несколько, а дополнительные вопросы, похоже, уже не принесут нам особой пользы - иначе стоило бы продолжить усечение области поиска.

Это пингвин?

Это страус?

После того, как дети один-два раза сыграют в эт игру со мной, я делю их на группы по 5-8 человек и даю им время, чтобы пару раз сыграть в группах - один загадывает что-то, остальные угадывают.

Следующая игра из серии "Да-Нет", которую я даю на том же занятии, использует ещё большее поле поиска, так как я спрашиваю уже не "Кто?" или "Что?", а "Какой?" Игра имеет несколько вариантов - я могу загадать человека (я могу назвать детям его имя - например, "Кто такой Марат Казей?" - или же не назвать, это может быть реальная личность или литературный персонаж), и дети должны выяснить, кто этот человек, чем он известен либо чем он важен для меня. Я могу загадать какой-то предмет или же дать детям угадывать, каковы могут быть функции некоего незнакомого им предмета или чем занимается человек малоизвестной профессии ("Для чего применяется батометр? Что такое ревербратор? Чем занимается метранпаж?") и т.п. Поскольку эта задача на порядок сложнее предыдущей, допускаются следующие ответы на вопросы детей:

И да, и нет (например, если загадана соль и поступил вопрос "А это едят?")

Неизвестно

Не имеет значения (используется по желанию ведущего)

Разумеется, все ответы должны быть абсолютно правдивыми, однако ведущий может изрядно усложнить или упростить задачу детей, используя или не используя ответ "Не имеет значения" - так, например, если я загадал Юрия Гагарина и предлагаю детям угадать, чем знаменит загаданный мной человек, а кто-то из детей спрашивает, убил ли этот человек кого-либо, я могу упростить решение задачи, ответив "Это не имеет значения", могу ответить "Неизвестно" (что в данном случае равноценно, так как спрашивалось, чем он знаменит), а могу и запутать детей, ответив "Да" - уж кого-то (например, муху, комара или таракана) Гагарин за свою жизнь наверняка убил.

Следующая игра - решение задач, задавая вопросы из категории "Да или нет?". Это могут быть задачи произвольного типа - загадки, парадоксы, вопросы по какому-то предмету, изобретательские задачи, вопросы из "Что? Где? Когда?" и т.п. Как и в предыдущей игре, могут использоваться шесть вариантов ответа. Важно следить, чтобы дети старались, насколько это возможно, не заниматься угадыванием "методом тыка", а использовать сильные вопросы .

Девочка стоит на остановке, к ней подходит человек в чёрном пальто и чёрной шляпе. Этот человек говорит ей: "Я тебе не отец, но ты мне дочь". Кто он? (Это мать девочки. Пример сильного вопроса: это был мужчина? )

Карлик живёт на 10-м этаже. Каждое утро он садится в лифт, спускается на 1-й этаж и идёт на работу. Вечером он возвращается с работы, садится в лифт, едет на 5-й этаж, выходит и поднимается по лестнице на 10-й. Почему? (Он не достаёт до кнопки 10-го этажа в лифте.

Пример сильного вопроса: а он хотел бы доехать до 10-го?)

Где, согласно верованиям аборигенов Тасмании, находится душа человека? (В его тени. Вариант сильного вопроса: она находится в какой-то части его тела? )

Последняя для этого занятия игра заключается в том, что дети, задавая вопросы из тех, на которые можно ответить "Да" или "Нет", должны восстановить ситуацию по короткому намёку. Классический пример: "Подул ветер - стекло разбилось - Мэри умерла". Требуется воссоздать предельно точное описание ситуации (в данном случае - ветер распахнул окно, створки окна столкнули с подоконника авариум, в котором жила рыбка по имени Мэри, стекло аквариума разбилось и рыбка погибла без воды). Как и в предыдущей игре, я могу использовать 6 вариантов ответа - "Да", "Нет", "Ну-ну-ну", "И да, и нет", "Неизвестно" и "Не имеет значения". Как и в предыдущей игре, ведущий может запутывать игроков или же, наоборот, помогать им, используя или не используя ответ "Не имеет значения". Ведущему стоит особо отмечать случаи, когда кто-то задаёт сильный вопрос и побуждать детей задавать как можно больше сильных вопросов . Несколько примеров подобных задач:

Заснеженное поле, высокая скала, в ста метрах от неё лежит мёртвый человек, вокруг никаких следов... (Упал с самолёта )

Дидактическая игра для дошкольников "Горизонтальная ДА-НЕТ-КА" (мастер-класс с пошаговым фото)

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дошкольников интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, для решения данной задачи, технология ТРИЗ предлагает игру «Да - Нет» . В основе этой игры не перебор вариантов (угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска.
Вот пример игры «Да - Нет» по поиску загаданной картинки, расположенной в горизонтальном ряду. Данную игру могут использовать как педагоги дошкольного и младшего школьного звена, так и родители детей начиная с 4 лет.
Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.
Оборудование: слева направо выставлены картинки с изображением грибов: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка - рыжик.
P.S. Предметные картинки могут быть любые, в том числе не связанные одной темой, главное, что бы количество картинок было нечетное 5, 7, 9, 11 и т.д.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Ход игры:

Ведущий: Сейчас я загадаю гриб, а вы попробуйте отгадать какой именно гриб я загадала. Для этого вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет». Попробуем?
Дети: ДА!
Ведущий: Сколько картинок в ряду?
Дети: Одиннадцать;
Ведущий: Перечислите все грибочки слева – направо;
Дети: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка – рыжик;
Ведущий: Найдите срединный объект, для этого отсчитайте 5 картинок справа и 5 картинок слева, та, которая останется – находится посередине, она – срединный объект;
Дети: Шампиньон;
Ведущий: Отлично! Теперь можете задавать мне вопрос;
Дети : Гриб который вы загадали находится справа от шампиньона?
Ведущий: Нет;

Ведущий закрывает все картинки, которые находятся справа, и предлагает детям снова найти середину.
Ведущий: Давайте снова найдем среднюю картинку. Что для этого нужно сделать?
Дети: Посчитать. Посередине – опята;
Ведущий: Молодцы! Кто может задать вопрос?
Дети: Гриб который вы загадали находиться слева от опят?
Ведущий: Да;
Дети: Вы загадали белый гриб?
Ведущий: ДА!

А теперь представляю вам небольшой мастер-класс по изготовлению универсального пособия для игры в горизонтальную ДА_НЕТ_КУ
Для работы нам потребуется:
1. Несколько листов белого картона;
2. Один лист цветной самоклеющийся бумаги;
3. Клей-карандаш;
4. Линейка;
5. Простой карандаш;
6. Лист бумаги для ламинирования;
7. Ножницы;
8. Скотч.


Ход работы:
1. Расчерчиваем лист белого картона на прямоугольники нужного размера, в моем случае 7,5см на 9см. Размер зависит от картинок, которые вы планируете использовать…
2. Лист бумаги для ламинирования, прогоняем через ламинатор на небольшой температуре. Получаем плотную, прозрачную основу для кармашков;
3. Получившуюся основу расчерчиваем острым карандашом или острием ножниц на прямоугольники соответствующего размера. У меня 7,5см на 4см;
4. Цветную бумагу расчерчиваем на полоски шириной 1см и длинной 7,5см и 11 см соответственно;
5. Все заготовки вырезаем;


6. На прямоугольник из белого картона накладываем заготовку из бумаги для ламинирования и проклеиваем по низу полоской длинной 7,5см. 0,5см с лицевой стороны и 0,5см с изнаночной;
7. По бокам проклеиваем полосками длинной 11см, сверху и снизу подгибаем сантиметр;
8. Получаем одну составную часть. Всего таких частей нужно сделать 11 штук;


9. Получившиеся модули склеиваем между собой скотчем, так что бы получилась гармошка;


10. Игра готова, вставляем любые карточки и играем. Количество модулей зависит от возраста детей, в среднем возрасте 5 или 7 модулей, в старшем дошкольном возрасте можно использовать 11 или 15 модулей.

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели:

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договари-
вает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг.. Ре-ре-ре - стоит дом на го..

Ры-ры-ры - у мальчика ша.. Ри-ри ри - на ветках снеги..
Ро-ро-ро - у нас новое вед.. Ар-ар-ар - кипит наш само..

Ру-ру-ру -продолжаем мы иг.. Ры-ры-ры - детей много у го..

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дид актическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры:

Белка -

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама -

Дом -

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель:

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - … (горький).

Летом листья зелёные, а осенью…(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Дидактическая игра «У кого кто?»

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детёныша в единственном и множественном числе. Ребёнок, который правильно назовёт детёныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра « Кто же я?»

Цель: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовёт растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги:

Ход игры:

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)

Дидактическая игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...

широкой - река, дорога, лента, улица и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели игры: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а "другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети
должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом... (не бывает). Мороз летом... (не бывает).

Снег зимой... (бывает). Капель летом... (не бывает).

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клён, липа – деревья, сирень – кустарник.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарь существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадки. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра

Цель: учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая собирается возле дерева первой, которая соберёт больше листьев.

Дидактическая игра: «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: - Давайте расскажем, что бывает зелёным (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, ёлка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т.д.

Выигрывает тот, кто больше назавёт слов, за каждое правильно сказанное слово ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра: « Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)

Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у …(зверей). Я (тигрёнок), а не (…).

Дидактическая игра: «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; рписывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использоваь загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание модулей.

Ход игры: Заранее можно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, АО второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладываютпри правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т.д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают её. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.

Дидактическая игра: «Выдели слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук З (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок). Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Дидактическая игра: «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор детей.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок…»и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребёнка и считает до трёх, ребёнок должен быстро назвать то, на чём остановился ведущий. Причём названия не должны повторяться. Если ребёнок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Дидактическая игра: «У кого какой цвет?»

Цели: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

Дидактическая игра: «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: Воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

Дидактическая игра: «Кто кем был (будет)?»

Цель:

Ход игры: Ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет)… яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумывают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Дидактическая игра: «Лето или осень».

Цели: закрепить знания признаков осени, дифференциация от признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу.

Если листики желтеют – это…(и бросает одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Дидактическая игра: «Брать – не брать».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина.

Дидактическая игра: «Кто скорее соберёт?»

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя команды начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Дидактическая игра: «Будь внимательным».

Цели:

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра «Где что лежит?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.

Например: «Мама принесла хлеб и положила его в... (хлебницу).

Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.)

Вова вымыл руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью - ... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка - ... (узкая).

Лед тонкий, а ствол - ... (толстый).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова;учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель игры: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока; а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Ди дактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Солнце - летнее, зимнее, теплое...

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет...

Ворона - летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается... и т. д.

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка - голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка - у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика...

Нос - у человека, парохода, самолета, чайника... Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио...

Горький - перец, лекарство... и т. д.

Дидактическая игра «Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер - прохладный.

Свежая рыба - недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета - новая, только что купленная.

Свежая краска - незасохшая.

Свежая голова - отдохнувшая.

Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

Дидактическая игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход игры:

Воспитатель. Кто отгадает загадку.

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это есть отражение, оно называется тенью (солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны). Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть тень? На что похожа?) Догони тень. Потанцуйте с тенью.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Эхо».

Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.

Ход игры: Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово».

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.

B аквариуме плавают... (рыбки).

«Снег тает, потому что...»

«Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.)

«На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д.

Д идактическая игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны одобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка...

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька...

Мама -мамусик, мамуля, мамуленька...

Солнце - солнышко...

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цели игры: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти его в природе.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.

Дидактическая игра « Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочеа; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д.